ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ОФП И РИТМИКИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по физкультуре на тему

Коновалова  Елена Валерьевна

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ  НА ЗАНЯТИЯХ ОФП И РИТМИКИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ  НА ЗАНЯТИЯХ ОФП И РИТМИКИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коновалова Е.В.

МОУ «СОШ № 22»  (Саранск)

Одна из основных причин заболеваемости младших  школьников - недостаточная двигательная активность. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.

Я, как учитель физической культуры, использую в своей работе такие психолого-педагогические приёмы, методы и подходы, которые помогают реализации задач сохранения и укрепления здоровья школьников. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. Учитывая  возраст младших школьников, отбираю соответствующее  содержание  внеурочной деятельности на  занятиях  ОФП.

                                        Дыхательные упражнения

Комплекс 1. На 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета – резкий выдох («животом»).

Комплекс 2. На 2 счета – глубокий вдох, на 2 – глубокий выдох; на 2 счета – глубокий вдох, на 2 – задержать дыхание, на 4 – медленный выдох; на 4 – глубокий вдох, на 2 – задержать дыхание, на 2 – резкий выдох («животом»); произвольное глубокое дыхание через полуоткрытый рот («со свистом»).

Физические упражнения сопряженного характера

«Бабочки и стрекозы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Команды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой  команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты, столько получают очков. Из игры никто не выбывает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков.

Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях.

Физические упражнения творческого характера

«Будь внимателен» (развивает способность к концентрации и переключению внимания).

Дети стоят в шеренгу и, желательно под музыку, маршируют. Учитель произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети должны выполнять их:

Зайчики! – Дети прыгают, имитируя движение зайцев.

Лошадки! – Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь бьет копытом.

Раки! – Дети пятятся назад, как раки.

Птицы! – Бегают, раскинув руки, или (стоя на месте) машут руками.

Аист! – Прыжки на месте на одной ноге.

Лягушка! – Присесть и скакать вприсядку.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

Этюды

Для подготовки к выполнению различных этюдов предлагаю  несложные упражнения: например, изобразить без предмета:

1) вдеть нитку в иголку;
2) пришить пуговицу;
3) подбросить и поймать мяч;
4) заточить карандаш;
5) перелистать книгу с тонкими и альбом с толстыми страницами;
6) плеснуть в кого-либо водой из стакана и увернуться от того, чтобы облили тебя;
7) разрезать на ломти арбуз и один ломоть съесть.

Усложняя, можно предложить выполнить следующие задания, изображая горящую свечу, мигающую лампочку, тупые ножницы, горячий утюг, велосипед с «восьмеркой».

В ходе занятий использую  следующие этюды:

«Возьми и передай» (этюды на выразительность жеста). Учащиеся сидят или стоят в кругу и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет различных размеров и формы. Со стороны должно казаться, что дети передают реальный предмет. Этюд может выполняться под музыку.

 «Добрый мальчик» (этюд на отображение положительных черт характера). Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу.

Описание некоторых игр  приводится ниже.

«Стрелок» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания).

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок (стрелок) стоит с мячом в кругу. Играющие перебегают от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный стрелком, это не считается попаданием. В качестве первого стрелка выбирается тот, кто по команде «Сесть!» выполнил ее последним.

«Штандр» (Мяч кверху) (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания).

Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга и бросает мяч со словами: «Мяч кверху». Играющие в это же время должны как можно дальше отбежать в сторону. Поймав мяч, водящий кричит: «Штандр!» («Стой!»). Все должны остановиться, и водящий старается попасть мячом в стоящего ближе всех. «Запятнанный» становится водящим, если водящий промахивается, то он возвращается в круг и игра возобновляется. Мяч следует бросать как можно выше. Разрешается ловить мяч с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после команды «Стой!» продолжил движение, водящий перед броском имеет право сделать три шага.

На занятиях ритмикой использую  ритмические   упражнения, физические упражнения творческого характера, танцевальные движения, игры с музыкальным сопровождением. Всё это является не только эффективным оздоровительным средством, но и создаёт на занятиях положительный эмоциональный настрой.

Физические  упражнения  творческого характера

«Слушай мелодию» (развивает образные и двигательные представления, двигательную память и чувство ритма).

Учащимся демонстрируют четыре музыкальных фрагмента, каждому из которых соответствует образ дерева или животного: медленная, грустная музыка – осеннее дерево (голова опущена, опущенные руки слегка раскачиваются «от ветра»); маршевая, бодрая – дерево весной тянется к солнцу (руки и голова подняты вверх, смотреть «на солнце»); медленная, преимущественно на низких тонах – медведь в лесу (ходьба на месте с ноги на ногу, корпус раскачивается, руки слегка расставлены и согнуты в локтях); веселая, легкая музыка – зайчик на поляне (руки перед грудью, ноги слегка согнуты, легкие прыжки вперед, назад, в стороны).

                                  Ритмические упражнения

 «Канон» (развивает произвольное внимание, чувство ритма, двигательную память).

Под музыку с четко выделенным ритмом дети двигаются друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребенок, на второй такт – второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

«Слушай хлопки» (развивает быстроту реакции и координационные способности).

Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети принимают позу «аиста» (встают на одну ногу, руки в стороны), на два хлопка – принимают позу «лягушки», на три хлопка – возобновляется ходьба по кругу.

Игры под музыкальное сопровождение

«Передача мяча по кругу»

Играющие образуют 2-3 круга лицом к центру. У каждого из них в руках резиновый мяч. Музыкальное произведение исполняется в медленном, среднем и быстром темпе. При медленном темпе мяч перебрасывается соседу вправо, при среднем – передаётся влево. А при  быстром - перекатывается по полу вправо. Игрок, допустивший ошибку, получает штрафное очко и продолжает игру. Победителем считается участник игры, получивший наименьшее количество штрафных очков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Открытое занятие "Давайте жить дружно" в рамках внеурочной деятельности "Этическая грамматика".

Использование системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности. Сценарий занятия - праздника....

Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности

Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.  В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимнази...

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе  Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...

Формирование основ региональной идентичности у младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Опыт работы учителя начальных классов по формированию регональной идентичности в поцессе аеведческой работы. В частности представлен опыт работы  по курсу внеурочной деятельности "Азбука юно...

Формирование двигательной активности в рамках внеурочной деятельности

Сохранение и укрепление здоровья учащихся одна из задач любого образовательного учреждения. Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в ко...