«Рефлексия на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки»
методическая разработка по физкультуре на тему

Первых Александр Николаевич

Каким должна быть спортивная подготовка, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как она должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

В первую очередь, главным результатом спортивной подготовки и образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в спортивных школах  необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу,  формулировать  интересы  и  осознавать  возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации  тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки. Младшие возрастные категории  осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться,  совершать поступки и осознавать их последствия, выбирать виды деятельности.

 

Для того чтобы выполнить новый норматив по физической культуры необходимо воспитать и развить осознанное отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни в сознании ребенка. Все начинается с тренировок  по рукопашному бою в группах начальной подготовки. Тренер должен с первого года обучения, с первой тренировки начинать подготавливать детей и объяснять им основы самоконтроля, и регулярно говорить о необходимости отслеживать свой уровень развития и подготовленности. И особенно важно воспитать это понимание в головах родителей и что бы они личным примером показывали своим детям необходимость в этом. А это сложный процесс, в котором необходимо принимать участие не только тренер  преподаватель по рукопашному бою, но  и работник медицины, и всё школьное сообщество должно быть в этом заинтересованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_refleksiya_na_trenir_zanyatiyah.doc220.5 КБ
Microsoft Office document icon itogi_trenirovki.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра физической культуры и здоровьесбережения

Итоговая работа слушателя курсов

повышения квалификации по проблеме:

«Современные технологии организации тренировочного процесса

с детьми и подростками в системе дополнительного образования

спортивной направленности»

Реферат

«Рефлексия на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки»

                                                           Выполнил:Учитель ФК МБОУ СОШ №34,

                                                           Тренер-преподаватель

                                                           МБУ ДО ДЮСШ единоборств

                                                           г. Ставрополя

                                                           Первых Александр Николаевич

Ставрополь 2016 г.

Рефлексия на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки

Введение 

1. Особенности организации рефлексии на  на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки

2. Система работы тренера преподавателя по формированию навыков рефлексии у спортсменов

2.1. Начальное формирование рефлексии на  на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки.

2.2. Применение ИКТ в формировании рефлексии

2.3. Дневник самоконтроля по  по рукопашному бою в группах начальной подготовки.

2.4. Организация рефлексивной деятельности на  тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки.

Заключение

Список литературы 

Введение

Каким должна быть спортивная подготовка, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как она должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

В первую очередь, главным результатом спортивной подготовки и образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в спортивных школах  необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу,  формулировать  интересы  и  осознавать  возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации  тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки. Младшие возрастные категории  осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться,  совершать поступки и осознавать их последствия, выбирать виды деятельности.

В своём послании к федеральному собранию президент заявил: «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Смысл состоит в том, что спортивное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники спорт.школ могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. В чём заключается суть инициативы и что мы должны сделать в самое ближайшее время? Вообще всё нужно делать с учётом индивидуальных особенностей детей и современных научных знаний о ребёнке».

Для того чтобы выполнить новый норматив по физической культуры необходимо воспитать и развить осознанное отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни в сознании ребенка. Все начинается с тренировок  по рукопашному бою в группах начальной подготовки. Тренер должен с первого года обучения, с первой тренировки начинать подготавливать детей и объяснять им основы самоконтроля, и регулярно говорить о необходимости отслеживать свой уровень развития и подготовленности. И особенно важно воспитать это понимание в головах родителей и что бы они личным примером показывали своим детям необходимость в этом. А это сложный процесс, в котором необходимо принимать участие не только тренер  преподаватель по рукопашному бою, но  и работник медицины, и всё школьное сообщество должно быть в этом заинтересованно.

1. Особенности организации рефлексии на  на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на тренировке является этап рефлексии.

Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце тренировки, как это принято считать, но и на любом ее этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с тренировки  с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими,  со своими приемами и методами.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Интересный вопрос – рефлексия на тренировочном занятии. Как она вообще может быть и как создать ситуацию этой рефлексии? В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.

Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.

Что необходимо сделать для этого тренеру по рукопашному бою? Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок может исследовать себя по каким-то тестам, понять, что на данном этапе времени представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются частью физической культуры человека. Выстраивая эти причинно-следственные связи в подсчете пульса, в составлении графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения, нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит. А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить. Или же ситуация спортсмена  настолько устраивает, что он может сказать: «Да, это моя ситуация, я с ней согласен и ничего менять не буду». В этом и состоит, на мой взгляд, рефлексивный момент. Причем он присутствует в любой ситуации, в любом случае, заявляется ли он прямо или косвенно ребенком или замалчивается, он все равно происходит.

2. Система работы тренера преподавателя по формированию навыков рефлексии у спортсменов

2.1. Начальное формирование рефлексии на  на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки.

Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Физическая культура неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться  поэтапно.

При регулярных занятиях в спортивной секции рукопашного боя  очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Приемы и методы обучения навыкам самоконтроля на тренировочных занятиях по рукопашному бою зависят от возрастных особенностей обучающихся. Чем младше спортсмен, тем труднее организация рефлексии: в семь-восемь лет  важно научить ребенка слышать тренера, правильно и своевременно выполнять команды и требования педагога, соотносить свои желания и возможности с требованиями других: тренера, сверстников . Обучение навыкам самоконтроля я начинаю со второго месяца обучения 10 лет. Именно в этом возрасте (10 лет) у обучающихся сформированы первичными навыками рефлексии в оценивании своих учебных достижений, кроме того, владеют навыком правильного подсчета пульса.

Уровень тренированности (работоспособности) определяем с помощью шестимоментной функциональной пробы. Служит она для оценки воздействия тренировочных занятий по рукопашному бою на состояние сердечнососудистой системы, так как установлено, что сердце утомляется раньше, чем скелетная мускулатура.

Техника проведения пробы:

  1. после 5 мин. отдыха, лежа, подсчитать пульс в течение 1 мин.;
  2. спокойно подняться, стоять 1 мин., подсчитать пульс в течение 1 мин.;
  3. найти разницу между величинами пульса в положении стоя и лежа, умножить эту цифру на 10;
  4. сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 сек., во время приседаний энергично поднимать руки вперед, а при выпрямлении ног (вставании) опускать вниз. После нагрузки вновь подсчитать пульс в течение первой минуты;
  5. подсчитать пульс в течение второй минуты после нагрузки;
  6. подсчитать пульс в течение третьей минуты после нагрузки;
  7. итог – сумма всех шести полученных результатов.

Суммарный показатель

Высокотренированный       менее 350 (5 баллов)

Хорошо тренированный     350–400 (4 балла)

Среднетренированный       400–450 (3 балла)

Плохо тренированный        450–500 (2 балла)

Нетренированный более     500 (1 балл)

Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности.

Данный тест (проба) выполняется под руководством тренера по рукопашному бою, все промежуточные результаты записываются на карточку, так как дети не смогут запомнить все значения. Для удобства рекомендую проводить работу в парах, когда на первом этапе один спортсмен выполняет упражнения, второй – фиксирует его результаты, на втором этапе происходит смена. Безусловно, с первого раза выполнение результаты данной пробы не дадут достоверного результата. Большие расхождения, явная недостоверность – это сигнал для тренера обратить внимание на спортсмена, выяснить причины, дать определенные рекомендации.

 Чтобы занятия по рукопашному бою приносили пользу, спортсменам важно знать, как правильно выбирать нагрузку и контролировать ее. В этом и поможет умение определять свой индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) – эту методику можно порекомендовать в работе с  спортсменами НП 3 года обучения. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, для достижения оздоровительного эффекта занятия следует проводить при частоте пульса, составляющей 65–90% максимально допустимой ЧСС для данного возраста (это и будет ваш ИТП). Частота сердечных сокращений (ЧСС) определяется по формуле: 220 минус ваш возраст. Далее рассчитываются предельно допустимые границы ЧСС.

Например: 220 – 15 = 205

65% от 205 это 130 уд./мин.

90% от 205 это 180 уд./мин.

ЧСС = 130–180 уд./мин. – ИТП.

Знание спортсменами  ИТП особенно важно на круговой тренировки, где спортсмен во время отдыха могут определить пульс и подкорректировать нагрузку, изменив, например, количество повторений упражнения или темп его выполнения.

На своих тренировочных занятиях по рукопашному бою я обязательно провожу занятие, помогающее обучающимся оценить уровень своего физического развития . Периодичность таких тренировок – раз в три месяца. Работа на данной тренировке строится в  группах НП1, по круговой системе, в каждой группе – по принципу взаимоконтроля. Все результаты записываются на карточки, что позволяет в конце тренировки организовать комплексную рефлексию. Юным спортсменам в конце  даются рекомендации сохранить карточку контроля, дома провести сравнительный анализ с предыдущими результатами физических способностей.

2.2. Применение ИКТ в формировании рефлексии.

В сложный процесс здоровья-сбережения тренировочных занятий по рукопашному бою должны быть включены все юные спортсмены группы, а также   тренер и  родители. Только в комплексной работе всех можно говорить о грамотном, осмысленном, и качественном  выполнения всех установок тренировочного процесса по рукопашному бою.

С родителями обязательно должны проводится беседы в рамках родительских  собраний по темам: «Физические особенности развития спортсменов рукопашного боя разного возраста» с привлечением спортивного медика.

В своей работе по формированию навыков рефлексии у юных спортсменов рукопашного боя  и их родителей на этапе  рефлексии спортивной деятельности,   я использую возможности Интернет сообществ «ВК» открытая группа единомышленников ЗОЖ и спорта, который был разработан мною и адресован различным целевым группам: тренерам физической культуры, юным спортсменам, родителям, администрации спорт.школы. http://vk.com/patriot.sk34

http://nsportal.ru/pervyh-aleksandr-nikolaevich

      

Данные об уровне физического развития и физической подготовленности спортсменов формируется   по результатам сдачи норм и тестирования.

Результаты по каждому спортсмену, возрастной группе НП заносятся в карту тестирования в электронном виде. Карта содержит следующие разделы:

  • общие сведения об спортсмене (фамилия, имя, отчество; пол; дата рождения;  (Участие в соревнованиях);
  • физическое развитие спортсмена (рост; вес; группа здоровья);
  • физическая подготовленность (в указанный раздел заносятся результаты спортсмена по выполнению  контрольных нормативов (периодичность заполнения  два раза в год (сентябрь, май) – по  видам: прыжки в длину с места; бег (30м, 60м, 100м); кросс (1 км, 1,5 км, 2 км, 3 км); лыжные гонки (1 км), поднимание туловища; УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СПАРИНГИ И УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ); подтягивание.
  • дополнительная информация (занятие спортсмена в общеобразовательной школе, оценки успеваемости, дополнительные занятия по предметам).

 Данная программа позволяет формировать  итоговые таблицы  с учетом запроса каждой целевой группы, выполнять анализ и самоанализ деятельности по развитию физических качеств спортсмена рукопашного боя, проводить работу по корректировке степени нагрузки, методики занятий, планировать дальнейшую работу.

Так, работая с электронной базой,  я  формирую информационную карту   с необходимыми мне данными и на ее основе провожу рефлексию спортивно-педагогической деятельности, а именно:

 

Вид запрашиваемой информации

Информационная карта  выполнения контрольных нормативов спортсмена НП, определенной возрастной группой  за указанный год (период)      

Периодичность

2 раза в год

Предполагаемые действия

  • Своевременный сбор, обработка, анализ статистических данных и принятие решений по оперативному регулированию и коррекции физического развития учащихся, внесение необходимых корректив в учебно-тренировочные занятия по рукопашному бою.
  • Применение качественной оценки уровня физического развития каждого спортсмена РБ (спортсмен не выполнил норматив или выполнил недостаточно хорошо, но улучшил свой прежний результат)
  • Проведение тематических бесед с спортсменами и родительских собраний

 

      Каждый спортсмен НП получает распечатку индивидуальной информационной карты .

 

Вид запрашиваемой информации

Индивидуальная карта физического развития

Периодичность

2 раза в год

Предполагаемые действия

  • Формирование портфолио.
  • Самооценка уровня физического развития на основе рефлексии (почему произошло улучшение или ухудшение результатов, участие в соревнованиях)
  • Индивидуальные консультации с тренером и мед.рабатником спортдиспанцера.  

 

Возможности электронной базы данных по рукопашному бою НП позволяют формировать информационные таблицы и для других целевых групп – родителей спортсменов,  тем самым не только информируя их, но и делая активными участниками формирования физического развития спортсменов рукопашного боя.

 

Для родителей спортсменов информационный блок следующего содержания:

 

Вид запрашиваемой информации

Индивидуальная карта физического развития ребенка

Участие в соревнованиях, УТС

Периодичность

2 раза в год

Предполагаемые действия

  • Выявление фактического уровня развития ребенка
  • раннее выявление проблем со здоровьем.
  • Индивидуальные консультации с тренером и врачем.

2.3. Дневник самоконтроля  по рукопашному бою в группах начальной подготовки.

Самоконтроль при занятиях в спортивной секции рукопашного боя - это регулярное наблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья, физического развития, а также за влиянием на организм физических нагрузок. Данные самоконтроля существенно дополняют сведения, получаемые при медосмотре. Кроме того, самоконтроль имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям рукопашным боем, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания.

Наиболее удобная форма самоконтроля, но в то же время и более сложная форма -  это ведение специального дневника спортсмена по рукопашному бою. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы: субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного цикла тренировок по рукопашному бою и двигательного режима.

Рекомендации по ведению дневника самоконтроля на элементарном уровне предложены в Интернет сообществе.  Данный дневник самоконтроля создан для спортсменов НП 1-3 года обучения, имеет следующую структуру:

  • информационный лист (фамилия, имя, учебный год, класс, группа здоровья);
  • антропометрические данные;
  • уровень тренированности;
  • уровень общей физической подготовленности;
  • уровень физического развития;
  • программа самоподготовки;
  • участие в соревнованиях;
  • оценки по технике РБ;
  • рекомендации по организации занятий по самоподготовке.

Форма дневника самоконтроля:

Показатели

22 апреля

23 апреля

24 апреля

25 апреля

Самочувствие

Хорошее

Плохое

Удовлетворительное

Хорошее

Работоспособность

Хорошая

Пониженная

Удовлетворительное

Хорошая

Сон

8 ч,крепкий

6ч,долго не засыпал

7 ч,чуткий

8ч,крепкий

Аппетит

Хороший

Плохой

Умеренный

Хороший

Желание заниматься физическими упражнениями

С удовольствием

Нет желания

Безразлично

С удовольствием

Характер тренировки и как она переносится

Спарринги ,тренировка переносится легко

Не тренировался

Снарядная тренировка, тренировка переносится удовлетворительно.

Школа бокса и борьбы

Нарушение режима

Не было

Накануне вечеринка

Не было

Не было

Пульс ( в покое в мин.)

62

64

63

62

Спирометрия,см3

Дыхание (в минуту)

16

18

17

16

Масса тела,кг

71,4

72,4

71,8

71,5

Мышечная сила кисти: правой

55

52

53

55

левой

51

48

49

51

Потоотделение

Умеренное

-

Обильное

Умеренное

Другие данные

-

Боль в области кишечника

-

Немного болели икроножные мышцы

2.4. Организация рефлексивной деятельности на  тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки.

Моя тренировочная деятельность посвящена рукопашному бою, комплексное единоборство. Здесь самоконтроль и рефлексия являются важнейшим фактором в подготовке спортсменов РБ. Им приходится часто выезжать и участвовать в различных соревнованиях. И без проведения с  обучающимися занятий по рефлексии нельзя быть уверенным, что на следующих стартах    в такой же ситуации не допустит повторных ошибок. Занятия по рефлексии и самоконтролю повышают в  обучающихся уверенность в себе и своих силах.

Занятия по рефлексии основываются на разборе видео и фото фрагментов, соревнований на которых выступал спортсмен, или видеозаписи других участников соревнований. Так же допустимо проводить тренировки и записывать их на видеокамеру, это позволит спортсменам увидеть свои ошибки и недочеты, а так же увидеть себя со стороны и оценить, как он воспринимает информацию от тренера, и сравнить свое поведение с поведением товарищей. . Проведение анализа действий участниками соревнований по материалам    фото-  и видеосъемки проходит по следующему алгоритму:

  • просмотр видео.
  • анализ действий участника (участников) и сопровождающих – выявление правильных действий (ответ на вопрос «Что способствовало успеху?) и ошибок (кто, на каком этапе какую ошибку допустил, почему была допущена эта ошибка (недостаток знаний, умений, неправильное применение снаряжение, неправильная техника выполнения ударов или бросков); оценка участником собственных действий, ответ на вопрос «Что я не умею, чему я должен научиться» и т.п.)
  • анализ видеоматериалов тренером, внесение корректив в организацию учебно-тренировочного процесса  (проведение тренировок, учебных сборов и т.п.)
  • создание  видеоархива, использование  аналитических материалов при подготовке новых спортсменов.

В качестве дневника самоконтроля учащимся, занимающимся в секции,  я рекомендую вести  тетрадь, куда он записывает теоретические сведения и  вносит данные по своим соревнованиям, результат и место. Такие   занятия по рефлексии дисциплинируют обучающихся. У спортсменов процесс самоконтроля и анализа  надо регулярно подводить к этому путем беседы, организации мини- соревнований внутри  группы,  создания условий, когда сильнейшие уступают более слабым товарищам.

Кроме этого юным спортсменам РБ нравится видеть изменения, которые происходят в их подготовке и спортивной форме. Занятия по рукопашному бою  позволяют  тренеру подробно ознакомиться с индивидуальными особенностями в психоэмоциональном и физическом развитии спортсмена и составить и объяснить индивидуальный график тренировок во  время самостоятельных занятий дома и на занятиях. Тренеру легче объяснить, зачем это необходимо, так как в секцию ходят заинтересованные дети, желающие добиться определённых результатов в избранном виде спорта. Тренеру также необходимо отслеживать уровень физического развития, знать,  когда у спортсменов пик формы, уровень технической и тактической подготовки, что позволит сформировать команда и подвести спортсменов к ответственным стартам на пике или подъеме их спортивной формы.

Заключение

Таким образом, обучение навыкам рефлексии на трентровочных занятиях по рукопашному бою НП – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за Одину тренировку, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на тренировочных занятиях по рукопашному бою позволяет расширить спектр тренировочных  занятий, обогатить тренировки по РБ материалом

Таким образом, многоплановость тренировочных занятий по РБ , разнообразие учебных заданий, которые связаны порой с материалом, не входящим в программу, позволяют сделать занятия интересными и полезными для здоровья и физического развития спортсмена, целенаправленно влиять на каждого спортсмена с учетом его индивидуальных кондиций, возможностей и способностей. Обучение навыкам рефлексии на тренировочных занятиях по РБ, привлечение к этой работе  родителей  – это один из способов заставить задуматься отдельного спортсмена – о своем здоровье, о спортивных достижениях.

Список литературы

  1. Акулова О.В. Модернизация общего образования6 технология образовательной деятельности. – Санкт-Петербург, ООО «Береста»,  2002 – 96 с.
  2. Лях В.И. Физическая культура  1-4 классы. - М., «Просвещение»,   2008   -  190 с.
  3. Материалы конкурса методических служб образовательных учреждений города Рыбинска – МОУ ДПО ИОЦ, 2009
  4. Гальдесман А.Б. Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1980.
  5. Горкин М.Я. с соавт. Большие нагрузки в спорте. - Киев, "Здоров'я", 1973.
  6.  Данько Ю.И.  Очерки физиологии физических упражнений.-М.: Медицина, 1974.
  7. Дембо А.М. Врачебный контроль в спорте, М., 1988;
  8.  Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник для вузов.-М.:Сов. спорт,2002.-480 с.
  9.  Сонькин В.Д. Энергетика оздоровительных упражнений / ТиПФК, 1991. -№2.
  10.  Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л.  Физиология спорта: Учебное пособие. - Киев: Олимп, литература, 2001. - 504 с.
  11. Физиология физических упражнений: Учебное пособие. - Волгоград, 1998.    
  12.  Хоружев А.Г. Методы оценки физической работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы в медицине и физиологии.-Челябинск: Форум, 1993.
  13.  Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников, М., 1988.
  14. Шахлина Л.Я. Медико-биологические основы спортивной тренировки .  женщин: Монография. - Киев: Науково Думка, 2001-326с.         

Электронные ресурсы по медико-биологическому обеспечению

  1. Лабораторная информационная система STARLIMS v.10 разработана с учетом требований, предъявляемых к системам менеджмента качества ISO 9001, к компетенции испытательных лабораторий ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025, а также нормам GLP и GALP.
    http://www.avrora-it.ru/solution/articles/index.php?ELEMENT_ID=2312
  2. Контроль за тренировочной деятельностью команды Polar Team 2
    http://polarsport.ru/main/articles/100
  3. Оборудование для контроля физического и функционального состояния
    http://www.zephyr-technology.com/store/professional-products.html
  4. База знаний по биологии человека
    http://humbio.ru/

http://vk.com/patriot.sk34

  1. http://nsportal.ru/pervyh-aleksandr-nikolaevich



Предварительный просмотр:

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ тренировочного занятия по рукопашному бою в группе начальной подготовки. РЕФЛЕКСИЯ.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на тренировке по рукопашному бою является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце тренировки, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с тренировки с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале тренировки с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания по рукопашному бою . Применение этого вида рефлексии в конце тренировки дает возможность оценить активность каждого на разных этапах тренировки, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебно-тренировочной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебно-тренировочного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце тренировки РБ подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале тренировки целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Для подведения итогов тренировки можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого спортсмена. Для спортсмена наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце тренировки можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку тренировки. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы тренировки обращается особое внимание. Можно попросить спортсменов  аргументировать свой ответ.

1.На тренировке я работал
2.Своей работой на занятиях РБ я
3.Тренировка для меня показался
4.За тренировку я
5.Мое настроение
6.Материал тренировки мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Для оценивания спортсменами своей активности и качества своей работы на тренировке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе тренера, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе тренера, ответ правильный
«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Обсуждая в конце тренировки результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить тренировку на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в тренировку и благодарят друг друга и тренера за проведенный тренировочный процесс. Такой вариант окончания тренировки дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Концепция развивающего обучения предполагает научить спортсменов работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать спортсменам, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого спортсмена в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить спортсменам сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Все, что делается на тренировке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на тренировке – это совместная деятельность спортсмена и тренера, позволяющая совершенствовать учебно-тренировочный процесс, ориентируясь на личность каждого спортсмена рукопашного боя.

Использованная литература:

  1. Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
  2. Винярская О.А.  «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка»,  журнал «Учитель.ru» , 2001
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
  6. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
  7. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г
  8.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996

Электронные ресурсы по медико-биологическому обеспечению

  1. Лабораторная информационная система STARLIMS v.10 разработана с учетом требований, предъявляемых к системам менеджмента качества ISO 9001, к компетенции испытательных лабораторий ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025, а также нормам GLP и GALP.
    http://www.avrora-it.ru/solution/articles/index.php?ELEMENT_ID=2312
  2. Контроль за тренировочной деятельностью команды Polar Team 2
    http://polarsport.ru/main/articles/100
  3. Оборудование для контроля физического и функционального состояния
    http://www.zephyr-technology.com/store/professional-products.html
  4. База знаний по биологии человека
    http://humbio.ru/

http://vk.com/patriot.sk34

  1. http://nsportal.ru/pervyh-aleksandr-nikolaevich


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовки

Занятие – путешествиеТема: Чтение и печатание слов с изученными буквами.Цель:  - повторить изученные буквы;- развивать зрительное и слуховое внимание,восприятие, память;- пополнять и активизирова...

Занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовки

Тема: "Звук [Ф], буква ф.Цель  занятия:- познакомить детей с новым звуком, буквой;- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, тактильные ощущения;- развивать фонематический сл...

"Звук [г]. В лесу". Конспект занятия по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки.

   Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подгото...

Конспект открытого тренировочного занятия по шахматам для групп начальной подготовки "Завлечение"

Материал для групп начальной подготовки спортивных школ или общеобразовательных школ, имеющих учебную дисциплину "шахматы"...

Определение уровня общей физической подготовки у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки по специализации «Лыжные гонки».

В данной статье освещается значение общей физической подготовки (ОФП) для детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками в спортивной школе, и предлагается таблица для определения уро...

«Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»

Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...