Индивидуальный образовательный маршрут
материал по физкультуре

Алибекова Мадинат Исаевна


Из опыта профессиональной

педагогической деятельности:

«Индивидуальный образовательный маршрут»

        Учитель физической культуры :

Алибекова Мадинат Исаевна

План

  1. Вступление

-актуальность темы

-практическая значимость

  1. Педагогическая идея

-теоретическая база,научные концепции

  1. Технологии реализации

- Гуманно-личностные технология

- Технология уровневой дифференциации

- Проектная технология

- Информационно-компьютерная технология

- Технология работы с портфолио

  1. Используемые современные дидактические материалы
  1. Заключение.Выводы.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из условий повышения качества образования.

1. Актуальность

 Основной целью модернизации всей системы образования  является – повышение качества образования.

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания  новой личностно-ориентированной развивающей модели  начальной школы.    В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника

- раскрытие его индивидуальных возможностей

- развитие УУД

Мне всегда  интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными.

В  классе, где я работаю, учатся ученики разного уровня учебной мотивации, с разными темпами развития. Проанализировав   сведения родителей об уровне  образования  и  местах работы, учитывая запросы современного общества, задав себе вопрос- как сделать, чтобы мои ученики были людьми думающими, развивали свой нравственный потенциал, могли осуществить обдуманный выбор дальнейшего жизненного  пути, возникла реальная необходимость индивидуализировать обучение в моем классе для достижения качественного нового образовательного результата . Я пришла к выводу, что внедрение в мою практику технологии  индивидуальных образовательных маршрутов эффективно скажется  на  учебном процессе и развитии личности моих воспитанников.  

       Понятие индивидуального образовательного маршрута ,по всей видимости,  еще не стало достоянием широкого круга педагогов. В своем выступлении мне бы хотелось поделиться - каким образом в моей деятельности происходит повышение качества образования  через модель индивидуального образовательного маршрута .

  Индивидуальный образовательный маршрут можно понимать как способ осуществления индивидуализации в условиях новой образовательной парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика, как субъекта собственного образования.      

       

  2. Теоретическая база

      В основе опыта  лежат работы классиков и современников психологической науки – Льва Семеновича Выготского,  Алексея Николаевича Леонтьева,   Георгия Алексеевича Ковалева, Бориса Данииловича Эльконина.

       Наиболее оптимальным считаю понятие, которое предлагают Светлана Викторовна Воробьева, Алла Прокофьевна Тряпицына, представляя под индивидуальным образовательным маршрутом проектируемую дифференцированную программу, предоставляющую учащимся право выбора , разработки и реализации образовательной программы совместно с учителем.

Практическая значимость индивидуального  образовательного маршрута заключается  в систематизации  деятельности педагога,  обучающегося и его родителей, в создании условий для максимального успешного обучения  конкретного школьника.

3. Технологии использования

       Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется при использовании следующих образовательных технологий:

Название

Описание

Результативность

1.

Гуманно-личностные технологии.  (Автор: Ш.А. Амонашви

ли)

-создаю на уроках ситуацию успеха,
-поощряю любую творческую деятельность детей,                                         - избегаю авторитарного давления на ребенка,                                                          использую дидактический материал, позволяющий учащимся самостоятельно выбрать вид, форму, способ учебного материала для решения поставленной задачи.  

реализовывается возможность свободы самостоятельного выбора ребёнка и его сотрудничества с учителем, как с партнёром,                                                

-позитивный эмоциональный настрой к учебному процессу привёл к повышению уровня и качества знаний учащихся, повысилась мотивация учащихся к учебному процессу,                        -привело к максимальной реализации  своих способностей.

2.

Технология уровневой дифферен

циации.

(Автор:В.В.

Фирсов)

- побуждаю каждого ребёнка к творческой деятельности и повышаю его учебно-мотивационный уровень,        - разрабатываю структуру учебного материала, чтобы создать условия каждому учащемуся работать в зоне ближайшего развития.

- учебный процесс организован на основе учета индивидуальных особенностей личности,                             - учащиеся стали ощущать себя успешными и уверенными,                      - возросла степень психологического комфорта на уроках.

3.

Проектные технологии

(Автор: Джон Дьюи)

- в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности,

- индивидуальный темп обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

младшие школьники демонстрируют:                               - готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами,

-владение коммуникативными навыками, толерантностью;

-умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

4.

Информа

ционно-компьютер

ная технология.

(Автор: М.Т. Студеникин)

-использую ИКТ для иллюстрации учебного, как поддержку учебного материала, использую в качестве источника учебного материала и оценки достигнутых результатов.  

- повышается  эффективность и качество процесса обучения,

-углубляются межпредметные связи,

-сформировались умения самостоятельно работать с информацией, пользоваться справочными и электронными материалами,

-учащиеся приобрели навыки исследовательской деятельности.                          

5

Технология работы с портфолио

(Автор:В.Д.Шадриков)

-помогает решать такие задачи, как:

 -поддерживание высокой учебной мотивации,

-поощрение детской активности и самостоятельности;

-расширение возможностей для самообучения;

-развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

-выросла мотивация школьников во всех областях их деятельности;                -возросла активность и самостоятельность обучающихся,           -расширились возможности обучения и самообучения;                                              -сформированы умения планировать и организовывать свою деятельность;                          -индивидуализировался процесс оценивания достижений ученика.

Ожидаемые результаты

  • создание равных стартовых возможностей для всех учащихся
  • рост мотивации учения у обучающихся;
  • качественное изменение ценностных ориентаций,
  • увеличение числа учащихся - победителей олимпиад, конкурсных программ «Одаренные дети» и т.д.;
  • позитивная динамика развития и повышение рейтинга класса,  
  • рост удовлетворенности участников образовательного процесса от обучения в школе.

4. Алгоритм деятельности педагога:

1 этап: Диагностика (наблюдения, тесты, срезы…)

Психолог совместно с учителем  подбирает комплекс диагностических методик для обследования развития учащихся.   Затем осуществляется диагностика каждого обучающегося и обработка результатов. Анализ полученных материалов позволяет дать психолого-педагогическую характеристику каждому ученику и определяет приоритеты и темпы его развития, уровни его возможностей и т. д. На данном этапе вырабатываются рекомендации для разработки индивидуальных образовательных маршрутов школьников.

2 этап: Апробация выбранной модели  индивидуализации образования. Определение зоны актуального и ближайшего развития, формирование «групп».

 В классе есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития  психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний.  В процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах.

В классе, где я работаю, можно выделить 3 вариативных образовательных маршрута.

1 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации. «Хочу быть успешным!»(Для таких учащихся  я обеспечиваю индивидуальный образовательный маршрут через научно-исследовательскую и проектную деятельность. Это направление позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор ребенка,  а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у учащегося. Так же организую работу по  подготовке школьников к различным конкурсам, олимпиадам. )

2 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем. «По дороге здоровья». (Для учащихся с ослабленным здоровьем я предлагаю составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы. Главным здесь остается сохранение индивидуальных особенностей учеников, развитие их уникальности и неповторимости)

3 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении. « По дороге к знаниям»(Для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении я обеспечиваю индивидуальный образовательный маршрут через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, дифференцированные задания, организацию проектно-групповой деятельности. Это направление позволяет повысить уровень учебной мотивации, развить метапредметные УУД)

3 этап:  Заключительно - обобщающий . Фиксации продвижения. Ведение портфолио.

Мониторинг реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществляется через различные способы контроля каждого учащегося на основе

- разработанных оценочных карт и таблиц учителя;

-  самооценки;

- взаимооценивания со стороны соучеников;

- рейтинговой системы;

- использование разнообразных оценочных шкал ;

-ведение  портфолио.

Технологию работы с портфолио можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения. Она дает учащемуся возможность работать в собственном темпе, развивать навыки рефлексивной деятельности,  формировать умение учиться  и организовывать собственную учебную деятельность.

Я представляю  вашему вниманию портфолио трех  детей по каждому  индивидуальному образовательному маршруту.

Портфолио ученика с маршрутом «Хочу быть успешным!» показывает высокий уровень мотивации учебной деятельности, предметных и метапредметных результатов. Обучающийся активно участвует в творческой и проектной деятельностях, конкурсах, проявляет интерес к знаниям. Мой воспитанник имеет коммуникативный, познавательный, нравственный, культурный, физический потенциал, необходимый выпускнику начальной школы. Поэтому важно помочь ребенку успешно пройти первую ступень обучения в школе, чтобы его искорка стремления к знаниям, самостоятельности, стремления быть конкурентно-способным не погасла.

Портфолио ученика с маршрутом «По дороге здоровья» показывает средний уровень предметных и метапредметных результатов. Ребенок с хорошей школьной мотивацией, несмотря на   частые пропуски занятий по причине болезни.

Обучающийся  исполнительный, активный, имеет познавательный, нравственный,культурный потенциал.

 Портфолио ученика с маршрутом «По дороге к знаниям» показывает, что необходимо повышать учебную мотивацию, развивать УУД, эмоционально-волевую сферу, формировать положительную я-концепцию. Обучающийся отличается физическим потенциалом. Имеет награды  в спортивных достижениях.

Проектирование  маршрутов требует от педагога больших усилий и времени:

- Во-первых, диагностики, тестирование, анкетирование, опросы....

- Во-вторых, обработка и систематизация собранного материала.

- В-третьих,  проектирование индивидуального образовательного маршрута.

- В-четвертых, работа педагога по спроектированному маршруту.

-В-пятых,  системный анализ для своевременного внесения  коррективов в маршрут.


5. Дидактические материалы

Для формирования мотивации учения младших школьников я использую  различные формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные .  Подбираю  методы и средства обучения , исходя из индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Ведущими методами  становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия, проектирование.

Я  строю процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником.

 Применяю  наглядные и современные технические средства обучения, в том числе электронные ресурсы Провожу различные опыты и наблюдения при помощи цифрового микроскопа.  Одним из эффективных средств повышения качества образования является дидактическая игра. Методы, формы и средства подбираю по вариативным образовательным маршрутам.

Уроки проходят в форме соревнований, путешествий, экскурсий, деловых игр, бесед.

Для маршрута «Хочу быть успешным!» провожу олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны. Применяю проектные, исследовательские, проблемные ситуации, в которых обучающиеся включаются в атмосферу научного поиска, сами делают выводы. Предлагаю упражнения на развитие умения видеть проблему – задание «Продолжи рассказ». Задания для проведения экспериментов «Как вода исчезает», эксперимент с лучом света. Использую интерактивную  доску, документ-камеру, систему электронного опроса.   

 Для маршрута «По дороге здоровья» провожу факультативные занятия, творческие формы работы, составление текста по вопросам, формы внеклассной учебной работы – клуб «Почемучка». Применяю частично-поисковый метод, который реализуется через наблюдения, эвристические беседы, стимулируя учащихся к поиску ответов на предложенные вопросы, сюжетно-ролевые игры, электронные средства обучения.

Для маршрута «По дороге к знаниям» использую объяснительно-иллюстративный метод, метод делового общения, электронные средства обучения, таблицы, опорные схемы.

Провожу упражнения на конструирование графического образа, на нахождение общих и различающихся признаков предметов. Например, игры  «Закончи фразу», «Почему это происходит», «Назови отличие».  Интересна игра-минутка «Ассоциации».дети быстро говорят слова, пришедшие на ум. Упражнения на пополнение словарного запаса «найди пару», «Подбери действия, противоположные данным».

 В классе мы завели коробку для вопросов и назвали ее «Почемучка». Ребята придумывают вопросы и складывают в коробку. Например, почему течет вода? Почему нельзя есть сосульки? Куда течет река? Почему металлические самолеты летают? и другие. Все желающие могут читать эти вопросы.выдвигать различные гипотезы, и, по желанию,самостоятельно находить ответы на эти вопросы. Позже задания усложняются.

Для каждого маршрута подбираю карточки-задания разного уровня для организации самостоятельной работы.

Для организации домашнего задания подбираю разноуровневые упражнения. Обучающиеся сами могут выбрать для себя упражения определенного уровня. Как правило, обучающиеся с маршрутом «Хочу быть успешным!» выбирают задания 3-го уровня,с  маршрутом «По дороге здоровья» - 2-го уровня, «По дороге к знаниям»- 1-го уровня.

Организую деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп,чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

  Я в разговоре с детьми стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты.

Такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности.

6.Выводы:

Анализ полученных результатов позволяет нам сделать вывод об эффективности использования индивидуальных образовательных маршрутов.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников:

  • заметна положительная динамика качества обучения в классе
  • повысился уровень предметных и метапредметных результатов
  • повысился уровень самооценки учебно-познавательной деятельности
  • увеличение числа учащихся – победителей конкурсов и олимпиад

Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к  собственному обучению.

Я считаю, что  обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:


Из опыта профессиональной

педагогической деятельности:

«Индивидуальный образовательный маршрут»

        Учитель физической культуры :

Алибекова Мадинат Исаевна

План

  1. Вступление

-актуальность темы

-практическая значимость

  1. Педагогическая идея

-теоретическая база,научные концепции

  1. Технологии реализации

- Гуманно-личностные технология

- Технология уровневой дифференциации

- Проектная технология

- Информационно-компьютерная технология

- Технология работы с портфолио

  1. Используемые современные дидактические материалы
  1. Заключение.Выводы.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из условий повышения качества образования.

1. Актуальность

 Основной целью модернизации всей системы образования  является – повышение качества образования.

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания  новой личностно-ориентированной развивающей модели  начальной школы.    В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника

- раскрытие его индивидуальных возможностей

- развитие УУД

Мне всегда  интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными.

В  классе, где я работаю, учатся ученики разного уровня учебной мотивации, с разными темпами развития. Проанализировав   сведения родителей об уровне  образования  и  местах работы, учитывая запросы современного общества, задав себе вопрос- как сделать, чтобы мои ученики были людьми думающими, развивали свой нравственный потенциал, могли осуществить обдуманный выбор дальнейшего жизненного  пути, возникла реальная необходимость индивидуализировать обучение в моем классе для достижения качественного нового образовательного результата . Я пришла к выводу, что внедрение в мою практику технологии  индивидуальных образовательных маршрутов эффективно скажется  на  учебном процессе и развитии личности моих воспитанников.  

       Понятие индивидуального образовательного маршрута ,по всей видимости,  еще не стало достоянием широкого круга педагогов. В своем выступлении мне бы хотелось поделиться - каким образом в моей деятельности происходит повышение качества образования  через модель индивидуального образовательного маршрута .

  Индивидуальный образовательный маршрут можно понимать как способ осуществления индивидуализации в условиях новой образовательной парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика, как субъекта собственного образования.      

       

  2. Теоретическая база

      В основе опыта  лежат работы классиков и современников психологической науки – Льва Семеновича Выготского,  Алексея Николаевича Леонтьева,   Георгия Алексеевича Ковалева, Бориса Данииловича Эльконина.

       Наиболее оптимальным считаю понятие, которое предлагают Светлана Викторовна Воробьева, Алла Прокофьевна Тряпицына, представляя под индивидуальным образовательным маршрутом проектируемую дифференцированную программу, предоставляющую учащимся право выбора , разработки и реализации образовательной программы совместно с учителем.

Практическая значимость индивидуального  образовательного маршрута заключается  в систематизации  деятельности педагога,  обучающегося и его родителей, в создании условий для максимального успешного обучения  конкретного школьника.

3. Технологии использования

       Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется при использовании следующих образовательных технологий:

Название

Описание

Результативность

1.

Гуманно-личностные технологии.  (Автор: Ш.А. Амонашви

ли)

-создаю на уроках ситуацию успеха,
-поощряю любую творческую деятельность детей,                                         - избегаю авторитарного давления на ребенка,                                                          использую дидактический материал, позволяющий учащимся самостоятельно выбрать вид, форму, способ учебного материала для решения поставленной задачи.  

реализовывается возможность свободы самостоятельного выбора ребёнка и его сотрудничества с учителем, как с партнёром,                                                

-позитивный эмоциональный настрой к учебному процессу привёл к повышению уровня и качества знаний учащихся, повысилась мотивация учащихся к учебному процессу,                        -привело к максимальной реализации  своих способностей.

2.

Технология уровневой дифферен

циации.

(Автор:В.В.

Фирсов)

- побуждаю каждого ребёнка к творческой деятельности и повышаю его учебно-мотивационный уровень,        - разрабатываю структуру учебного материала, чтобы создать условия каждому учащемуся работать в зоне ближайшего развития.

- учебный процесс организован на основе учета индивидуальных особенностей личности,                             - учащиеся стали ощущать себя успешными и уверенными,                      - возросла степень психологического комфорта на уроках.

3.

Проектные технологии

(Автор: Джон Дьюи)

- в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности,

- индивидуальный темп обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

младшие школьники демонстрируют:                               - готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами,

-владение коммуникативными навыками, толерантностью;

-умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

4.

Информа

ционно-компьютер

ная технология.

(Автор: М.Т. Студеникин)

-использую ИКТ для иллюстрации учебного, как поддержку учебного материала, использую в качестве источника учебного материала и оценки достигнутых результатов.  

- повышается  эффективность и качество процесса обучения,

-углубляются межпредметные связи,

-сформировались умения самостоятельно работать с информацией, пользоваться справочными и электронными материалами,

-учащиеся приобрели навыки исследовательской деятельности.                          

5

Технология работы с портфолио

(Автор:В.Д.Шадриков)

-помогает решать такие задачи, как:

 -поддерживание высокой учебной мотивации,

-поощрение детской активности и самостоятельности;

-расширение возможностей для самообучения;

-развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.

-выросла мотивация школьников во всех областях их деятельности;                -возросла активность и самостоятельность обучающихся,           -расширились возможности обучения и самообучения;                                              -сформированы умения планировать и организовывать свою деятельность;                          -индивидуализировался процесс оценивания достижений ученика.

Ожидаемые результаты

  • создание равных стартовых возможностей для всех учащихся
  • рост мотивации учения у обучающихся;
  • качественное изменение ценностных ориентаций,
  • увеличение числа учащихся - победителей олимпиад, конкурсных программ «Одаренные дети» и т.д.;
  • позитивная динамика развития и повышение рейтинга класса,  
  • рост удовлетворенности участников образовательного процесса от обучения в школе.

4. Алгоритм деятельности педагога:

1 этап: Диагностика (наблюдения, тесты, срезы…)

Психолог совместно с учителем  подбирает комплекс диагностических методик для обследования развития учащихся.   Затем осуществляется диагностика каждого обучающегося и обработка результатов. Анализ полученных материалов позволяет дать психолого-педагогическую характеристику каждому ученику и определяет приоритеты и темпы его развития, уровни его возможностей и т. д. На данном этапе вырабатываются рекомендации для разработки индивидуальных образовательных маршрутов школьников.

2 этап: Апробация выбранной модели  индивидуализации образования. Определение зоны актуального и ближайшего развития, формирование «групп».

 В классе есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития  психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний.  В процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах.

В классе, где я работаю, можно выделить 3 вариативных образовательных маршрута.

1 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации. «Хочу быть успешным!»(Для таких учащихся  я обеспечиваю индивидуальный образовательный маршрут через научно-исследовательскую и проектную деятельность. Это направление позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор ребенка,  а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у учащегося. Так же организую работу по  подготовке школьников к различным конкурсам, олимпиадам. )

2 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем. «По дороге здоровья». (Для учащихся с ослабленным здоровьем я предлагаю составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы. Главным здесь остается сохранение индивидуальных особенностей учеников, развитие их уникальности и неповторимости)

3 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении. « По дороге к знаниям»(Для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении я обеспечиваю индивидуальный образовательный маршрут через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, дифференцированные задания, организацию проектно-групповой деятельности. Это направление позволяет повысить уровень учебной мотивации, развить метапредметные УУД)

3 этап:  Заключительно - обобщающий . Фиксации продвижения. Ведение портфолио.

Мониторинг реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществляется через различные способы контроля каждого учащегося на основе

- разработанных оценочных карт и таблиц учителя;

-  самооценки;

- взаимооценивания со стороны соучеников;

- рейтинговой системы;

- использование разнообразных оценочных шкал ;

-ведение  портфолио.

Технологию работы с портфолио можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения. Она дает учащемуся возможность работать в собственном темпе, развивать навыки рефлексивной деятельности,  формировать умение учиться  и организовывать собственную учебную деятельность.

Я представляю  вашему вниманию портфолио трех  детей по каждому  индивидуальному образовательному маршруту.

Портфолио ученика с маршрутом «Хочу быть успешным!» показывает высокий уровень мотивации учебной деятельности, предметных и метапредметных результатов. Обучающийся активно участвует в творческой и проектной деятельностях, конкурсах, проявляет интерес к знаниям. Мой воспитанник имеет коммуникативный, познавательный, нравственный, культурный, физический потенциал, необходимый выпускнику начальной школы. Поэтому важно помочь ребенку успешно пройти первую ступень обучения в школе, чтобы его искорка стремления к знаниям, самостоятельности, стремления быть конкурентно-способным не погасла.

Портфолио ученика с маршрутом «По дороге здоровья» показывает средний уровень предметных и метапредметных результатов. Ребенок с хорошей школьной мотивацией, несмотря на   частые пропуски занятий по причине болезни.

Обучающийся  исполнительный, активный, имеет познавательный, нравственный,культурный потенциал.

 Портфолио ученика с маршрутом «По дороге к знаниям» показывает, что необходимо повышать учебную мотивацию, развивать УУД, эмоционально-волевую сферу, формировать положительную я-концепцию. Обучающийся отличается физическим потенциалом. Имеет награды  в спортивных достижениях.

Проектирование  маршрутов требует от педагога больших усилий и времени:

- Во-первых, диагностики, тестирование, анкетирование, опросы....

- Во-вторых, обработка и систематизация собранного материала.

- В-третьих,  проектирование индивидуального образовательного маршрута.

- В-четвертых, работа педагога по спроектированному маршруту.

-В-пятых,  системный анализ для своевременного внесения  коррективов в маршрут.


5. Дидактические материалы

Для формирования мотивации учения младших школьников я использую  различные формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные .  Подбираю  методы и средства обучения , исходя из индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Ведущими методами  становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия, проектирование.

Я  строю процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником.

 Применяю  наглядные и современные технические средства обучения, в том числе электронные ресурсы Провожу различные опыты и наблюдения при помощи цифрового микроскопа.  Одним из эффективных средств повышения качества образования является дидактическая игра. Методы, формы и средства подбираю по вариативным образовательным маршрутам.

Уроки проходят в форме соревнований, путешествий, экскурсий, деловых игр, бесед.

Для маршрута «Хочу быть успешным!» провожу олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны. Применяю проектные, исследовательские, проблемные ситуации, в которых обучающиеся включаются в атмосферу научного поиска, сами делают выводы. Предлагаю упражнения на развитие умения видеть проблему – задание «Продолжи рассказ». Задания для проведения экспериментов «Как вода исчезает», эксперимент с лучом света. Использую интерактивную  доску, документ-камеру, систему электронного опроса.   

 Для маршрута «По дороге здоровья» провожу факультативные занятия, творческие формы работы, составление текста по вопросам, формы внеклассной учебной работы – клуб «Почемучка». Применяю частично-поисковый метод, который реализуется через наблюдения, эвристические беседы, стимулируя учащихся к поиску ответов на предложенные вопросы, сюжетно-ролевые игры, электронные средства обучения.

Для маршрута «По дороге к знаниям» использую объяснительно-иллюстративный метод, метод делового общения, электронные средства обучения, таблицы, опорные схемы.

Провожу упражнения на конструирование графического образа, на нахождение общих и различающихся признаков предметов. Например, игры  «Закончи фразу», «Почему это происходит», «Назови отличие».  Интересна игра-минутка «Ассоциации».дети быстро говорят слова, пришедшие на ум. Упражнения на пополнение словарного запаса «найди пару», «Подбери действия, противоположные данным».

 В классе мы завели коробку для вопросов и назвали ее «Почемучка». Ребята придумывают вопросы и складывают в коробку. Например, почему течет вода? Почему нельзя есть сосульки? Куда течет река? Почему металлические самолеты летают? и другие. Все желающие могут читать эти вопросы.выдвигать различные гипотезы, и, по желанию,самостоятельно находить ответы на эти вопросы. Позже задания усложняются.

Для каждого маршрута подбираю карточки-задания разного уровня для организации самостоятельной работы.

Для организации домашнего задания подбираю разноуровневые упражнения. Обучающиеся сами могут выбрать для себя упражения определенного уровня. Как правило, обучающиеся с маршрутом «Хочу быть успешным!» выбирают задания 3-го уровня,с  маршрутом «По дороге здоровья» - 2-го уровня, «По дороге к знаниям»- 1-го уровня.

Организую деятельность так, чтобы в ее ходе взаимодействовали учащиеся из разных групп,чтобы от помощи детей друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

  Я в разговоре с детьми стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого из них. При этом его оценка должна быть объективной и опираться на конкретные факты.

Такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности.

6.Выводы:

Анализ полученных результатов позволяет нам сделать вывод об эффективности использования индивидуальных образовательных маршрутов.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников:

  • заметна положительная динамика качества обучения в классе
  • повысился уровень предметных и метапредметных результатов
  • повысился уровень самооценки учебно-познавательной деятельности
  • увеличение числа учащихся – победителей конкурсов и олимпиад

Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к  собственному обучению.

Я считаю, что  обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - образовательный маршрут

Цель: ликвидация пробелов по предмету...

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Представлен перспективный маршрут профессионального совершенствования учителя начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

по новым требованиям современного образования с нас учителей требуют индивидуальные образовательные маршруты.нашла образец.Буду рада ,если кому-нибудь в работе пригодится...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

ИОМ разработан на три года. Тема по самообразованию: «ПОДВИЖНЫЕ   ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ » Этапы  работы: 1...

Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....