«Использование оборудования на занятиях двигательного развития у детей с ОВЗ (умственная отсталость)»
учебно-методическое пособие по физкультуре

Серополка Юлия Валерьевна
  1. Актуальность

«Здоровье – состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а также жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды » (Петров И. Р. 1987, с. 14).

Проблема умственной отсталости не теряет своей актуальности, так как все большему числу детей уже на первом году жизни ставится этот диагноз.  Актуальность вопросов обучения, воспитания, развития детей рассматривается и обсуждается уже многие годы.

Пегов В. А. (2000) остро поднимает проблему дислалии и дислексии, что минимальная мозговая дисфункция возникает на фоне недостаточной проработанной ребенком своей двигательной сферы, бедности двигательного опыта, малой жизненной его телесной организации. Именно проблемы двигательного развития провоцируют трудности в словообразовании и неспособности мыслить, даже при высоком уровне интеллекта. На сегодняшний день готовность ребенка к школе, как в умственном, так и в физическом развитии находится на низком уровне, т.к. семья, детские дошкольные учреждения недостаточно уделяют проблеме двигательной активности ребенка, что в дальнейшем непосредственно влияет на его умственные способности на протяжении всей жизни.

Согласно статистике, в школах Санкт-Петербурга 60 – 70% детей освобождены от занятий физической культурой. Это тревожный факт. Следовательно, из направлений работы специалистов физической культуры и физического развития является: профилактика и укрепление здоровья подрастающего поколения, воспитание и организация занятий физической культурой и досуга, а также привитие навыков здорового образа жизни.

По мнению ряда авторов Спирита  В. К. (2000), Грец Г. Н. (2000), Пегова В. А. (2000), Дубровинской Н. В. (2000), Опариной Н. М. (2004) можно прийти к выводу, что дети младшего школьного возраста имеют отклонения  в физическом развитии по многим причинам, самые частые - это гиподинамия  и влияние социальной среды. Резко возросла заболеваемость, как соматических заболеваний, так и опорно-двигательного аппарата. К сожалению, остановить НТП не возможно, поэтому нужно разрабатывать новые методики, усовершенствовать старые методики, для того чтобы физическая активность учащихся способствовала гармоничному развитию личности ребенка.

Но не только проблемы физическое развития ребенка затрагивают сегодня многих специалистов. На протяжении в период с 2000-2020.г.г, становится актуальная тема умственности отсталости и аутизма у детей.   

Коновалова Н. Г., Колтунова А. А.,2010, считают, что дети с ЗПР, как правило, имеют задержку физического развития, поэтому позже начинают ходить и имеют более низкий рост, чем здоровые сверстники.  Дефицит массы тела может быть вызван отставанием биологического развития, недостатком двигательной активности и несбалансированностью питания.  Дети с синдромом Дауна отличаются избытком массы тела, что является характерным для детей с умственной отсталостью, в том числе с болезнью Дауна, уже с первого года жизни по причине склонности к перееданию. Причиной этого, по их мнению, является в первую очередь низкий уровень двигательной активности, а также связанный с психическим заболеванием патогенез ожирения в связи с энергетическим дисбалансом и дисбалансом нутриентов.

Как пишут авторы, Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Исаев Д. Н.  (2014), что если раньше лица с умственной отсталостью вызывали лишь сочувствие, рассматривались как нуждающиеся в помощи и уходе, то теперь в большинстве стран они считаются равноправными, независимыми, но требующими сопровождения и поддержки. Термины «олигофрения», «олигофрен», «дебил», «имбецил», «идиот» признаны негуманными, устаревшими. Они используются в основном лишь в быту. Олигофренопсихология (от греч. olig os — малый, phrn — ум) — это психология лиц с умственной отсталостью, один из разделов современной специальной психологии. Ее содержание определяется прикладным характером этой отрасли психологической науки, поскольку система специального образования представляет собой объект приложения психологических знаний и технологий в процессе решения практических задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Исходя из выше сказанного, можно отметить следующее, что дети с умственной отсталостью, ограниченными возможностями, с аутистическим спектром будут развиваться значительно медленнее, как в физическом, так и психологическом развитии. Они отличаются от своих сверстников уже на начальном этапе обучения. Самой главной задачей является развитие жизненно необходимых навыков, учитывая особенности их развития, для дальнейшей социализации в обществе. Аутизм можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда (очень редко) можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, но хотя бы легкие, часто не выходящие за рамки характерологических вариантов аутистические черты сохраняются.

В настоящее время в России функционирует также система учреждений, где оказывается комплексная помощь детям с ограниченными умственными возможностями и членам их семей. Такие учреждения работают в системах здравоохранения, социальной защиты и образования. Это дома ребенка, центры реабилитации детей-инвалидов, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) школы и др. 

  1. Инклюзивное образование

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная система при этом не меняется.

По мнению авторов: Никольской О.С. (1998),  Ярской –Смирновой Е.Р., Ратнера Ф.Л., Малофеева Н.Н. (2009), говорят о том, что инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. По словам специалистов в нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании:

1. Отсутствие гибких образовательных стандартов;

2. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

 3. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

4. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

5. Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);

6. Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников;

7. Люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипность мышления; 8. Нехватка материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;

 9. Безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

 В связи с современной тенденцией внедрения инклюзивного образования ребенок с аутизмом может появиться в любой школе. Но даже в условиях еще существующих коррекционных школ и классов, как правило, педагоги сталкиваются с целым рядом проблем в обучении таких детей. Они плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми, не всегда реагируют на инструкции учителя и т.д. При этом невозможность адаптироваться к условиям школьной жизни может привести аутичного ребенка к эмоциональному срыву. 

Из выше сказанного следует, что для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

6

Методическая разработка

«Использование оборудования на занятиях двигательного развития у детей с ОВЗ (умственная отсталость)»

                                                          учитель Серополка ЮВ.

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Инклюзивное образование.
  3. Двигательное развитие у особых детей, с применением оборудования (резиновый мяч, обруч, скакалка, гимнастическая палка.
  4. Список литературы.

  1. Актуальность

«Здоровье – состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а также жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды » (Петров И. Р. 1987, с. 14).

Проблема умственной отсталости не теряет своей актуальности, так как все большему числу детей уже на первом году жизни ставится этот диагноз.  Актуальность вопросов обучения, воспитания, развития детей рассматривается и обсуждается уже многие годы.

Пегов В. А. (2000) остро поднимает проблему дислалии и дислексии, что минимальная мозговая дисфункция возникает на фоне недостаточной проработанной ребенком своей двигательной сферы, бедности двигательного опыта, малой жизненной его телесной организации. Именно проблемы двигательного развития провоцируют трудности в словообразовании и неспособности мыслить, даже при высоком уровне интеллекта. На сегодняшний день готовность ребенка к школе, как в умственном, так и в физическом развитии находится на низком уровне, т.к. семья, детские дошкольные учреждения недостаточно уделяют проблеме двигательной активности ребенка, что в дальнейшем непосредственно влияет на его умственные способности на протяжении всей жизни.

Согласно статистике, в школах Санкт-Петербурга 60 – 70% детей освобождены от занятий физической культурой. Это тревожный факт. Следовательно, из направлений работы специалистов физической культуры и физического развития является: профилактика и укрепление здоровья подрастающего поколения, воспитание и организация занятий физической культурой и досуга, а также привитие навыков здорового образа жизни.

По мнению ряда авторов Спирита  В. К. (2000), Грец Г. Н. (2000), Пегова В. А. (2000), Дубровинской Н. В. (2000), Опариной Н. М. (2004) можно прийти к выводу, что дети младшего школьного возраста имеют отклонения  в физическом развитии по многим причинам, самые частые - это гиподинамия  и влияние социальной среды. Резко возросла заболеваемость, как соматических заболеваний, так и опорно-двигательного аппарата. К сожалению, остановить НТП не возможно, поэтому нужно разрабатывать новые методики, усовершенствовать старые методики, для того чтобы физическая активность учащихся способствовала гармоничному развитию личности ребенка.

Но не только проблемы физическое развития ребенка затрагивают сегодня многих специалистов. На протяжении в период с 2000-2020.г.г, становится актуальная тема умственности отсталости и аутизма у детей.    

Коновалова Н. Г., Колтунова А. А.,2010, считают, что дети с ЗПР, как правило, имеют задержку физического развития, поэтому позже начинают ходить и имеют более низкий рост, чем здоровые сверстники.  Дефицит массы тела может быть вызван отставанием биологического развития, недостатком двигательной активности и несбалансированностью питания.  Дети с синдромом Дауна отличаются избытком массы тела, что является характерным для детей с умственной отсталостью, в том числе с болезнью Дауна, уже с первого года жизни по причине склонности к перееданию. Причиной этого, по их мнению, является в первую очередь низкий уровень двигательной активности, а также связанный с психическим заболеванием патогенез ожирения в связи с энергетическим дисбалансом и дисбалансом нутриентов.

Как пишут авторы, Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Исаев Д. Н.  (2014), что если раньше лица с умственной отсталостью вызывали лишь сочувствие, рассматривались как нуждающиеся в помощи и уходе, то теперь в большинстве стран они считаются равноправными, независимыми, но требующими сопровождения и поддержки. Термины «олигофрения», «олигофрен», «дебил», «имбецил», «идиот» признаны негуманными, устаревшими. Они используются в основном лишь в быту. Олигофренопсихология (от греч. olig os — малый, phrn — ум) — это психология лиц с умственной отсталостью, один из разделов современной специальной психологии. Ее содержание определяется прикладным характером этой отрасли психологической науки, поскольку система специального образования представляет собой объект приложения психологических знаний и технологий в процессе решения практических задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Исходя из выше сказанного, можно отметить следующее, что дети с умственной отсталостью, ограниченными возможностями, с аутистическим спектром будут развиваться значительно медленнее, как в физическом, так и психологическом развитии. Они отличаются от своих сверстников уже на начальном этапе обучения. Самой главной задачей является развитие жизненно необходимых навыков, учитывая особенности их развития, для дальнейшей социализации в обществе. Аутизм можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда (очень редко) можно добиться очень высокого уровня социальной адаптации, но хотя бы легкие, часто не выходящие за рамки характерологических вариантов аутистические черты сохраняются. 

В настоящее время в России функционирует также система учреждений, где оказывается комплексная помощь детям с ограниченными умственными возможностями и членам их семей. Такие учреждения работают в системах здравоохранения, социальной защиты и образования. Это дома ребенка, центры реабилитации детей-инвалидов, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) школы и др.  

  1. Инклюзивное образование

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. 

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная система при этом не меняется.

По мнению авторов: Никольской О.С. (1998),  Ярской –Смирновой Е.Р., Ратнера Ф.Л., Малофеева Н.Н. (2009), говорят о том, что инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. По словам специалистов в нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании:

1. Отсутствие гибких образовательных стандартов;

2. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

 3. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

4. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

5. Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);

6. Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников;

7. Люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипность мышления; 8. Нехватка материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;

 9. Безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

 В связи с современной тенденцией внедрения инклюзивного образования ребенок с аутизмом может появиться в любой школе. Но даже в условиях еще существующих коррекционных школ и классов, как правило, педагоги сталкиваются с целым рядом проблем в обучении таких детей. Они плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми, не всегда реагируют на инструкции учителя и т.д. При этом невозможность адаптироваться к условиям школьной жизни может привести аутичного ребенка к эмоциональному срыву.  

Из выше сказанного следует, что для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.

  1. Двигательное развитие у особых детей, с применением оборудования (резиновый мяч, обруч, скакалка, гимнастическая палка.

 Предполагается, что создание  потенциальных возможностей двигательной активности будет являться  успешной социальной адаптации к реальным условиям жизни, оздоровительно – профилактических, лечебно-восстановительных и коррекционных направлений для полноценной адаптации в  общении с нормально развивающимися  сверстниками.

 Общая цель: 

Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физической культурой, целостном развитии физических и психических качеств, на социализацию и адаптацию школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества, на формирование потребностей к здоровому образу жизни.

Общие задачи курса:

  1. Создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укреплению здоровья, закаливания организма;
  2. Содействовать формированию навыка правильной осанки и проводить профилактику плоскостопия;
  3. Развивать физические качества и координационные способности, а также повысить функциональные возможности основных жизнеобеспечивающих систем организма таких, как сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная;
  4. Повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды путем закаливания и выполнения регулярных занятий физическими упражнениями.
  5. Воспитывать эстетические и нравственные качества личности, а также коллективное взаимодействие и сотрудничество в учебной деятельности.

Используемые технологии обучения

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии

основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

  • Педагогическая технология здоровьесбережения 

включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе.

  • Игровые технологии 

являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся

  • Технология дифференцированного физкультурного образования 

включает индивидуальный подход к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

  • Контрольные испытания, задания, тестирование 

дают учителю исходную (и текущую) информацию  для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование.

Формы обучения

  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
  • вводные уроки, уроки первичного ознакомления с учебным материалом;
  • уроки образования понятий и правил;
  • уроки выработки навыков;
  • игра с использованием специальных упражнений;
  • парные;
  • групповые.

Методы и приемы обучения

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
  • репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, по характеру учебно-познавательной деятельности.
  • индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

методы контроля (диагностики) и тестирования:

              за эффективностью учебно-познавательной деятельности и физического развития:

  • овладения знаниями, умениями и навыками;

методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

  метод круговой тренировки

  • использование поточного и  повторного метода в  игровых упражнений на спортивных станциях, для развития и совершенствования физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота)

  метод игровых упражнений

  • совершенствование умений и навыков в игровой деятельности

Координационные упражнения

Формирование представлений о форме предмета. Тактильные и зрительные упражнения на определение формы. Выполнение простых упражнения с предметом (захваты, перекладывание, подбрасывание)

Упражнения с  теннисным мячом:

- перекладывание из руки в руку, из корзины в корзину, броски в корзину, броски и ловли

- сбивание кеглей

Упражнения с резиновым мячом:

- прокатывание мяча, броски и ловли, броски друг другу, броски в корзину, кольцо, набивание мяча.

Упражнения с предметом:

- с обручем (прокатывание, вертушки, перешагивание с обручем, прыжки в обруч двумя ногами).

- упражнения с гимнастической лентой (змейка, спирали, большие и малые круги)

-упражнения со скакалкой (прыжки, перешагивания, кручение)

-упражнения с гимнастической палкой (для мышц плечевого пояса, туловища, на правильную осанку, профилактика плоскостопия)

Игры в  разделе координационные упражнения:

«Перешагивание через веревку», «Кто самый меткий», «Найди предмет», «Найди свой домик», «Воздушный змей», «Веселый мяч», «Переложи предмет», «Прокати и догони обруч», «Я ловкий», «Спиральки», «Выбей мяч», «Прыг-скок». «Кто дольше».

Вывод:

Использование спортивного оборудование на  занятиях двигательного развития положительно влияет на психоэмоциональную сферу  учащихся с ОВЗ. Через предлагаемый предмет ребенок раскрывает свой внутренний мир, тем самым познает окружающую атмосферу, в которой процесс адаптации и социализации проходит для него быстрее. Применяя в развивающихся играх различные мячи, у ребенка формируются умения и навыки владения предметом, которые в дальнейшем позволяют развивать коммуникативные способности среди своих сверстников. Также упражнения с предметом для мелкой моторики способствую развитию речи и дыхательной гимнастики.  Педагог в своей практической деятельности может использовать владение предметом, как критерий оценки динамики у учащегося с ОВЗ.

  1. Список литературы:

  1. Грец Г. Н.  Применение нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры. // Теория и практика физической культуры. № 9. – 2000 г. – с.
  2. Дубровинская Н. В.  Психофизиология ребенка: Психофизические основы детской валеологии. – 2000 г., с. 105 – 110
  3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб., 2003
  4. Коновалова Н. Г., Колтунова А. А., Коновалова А. В. Нейрофизиологическое обоснование физических тренировок детей младшего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 208–217.
  5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Никольская О.С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М.: Центр лечебной педагоги- ки; Теревинф, 1998. Вып. 1. С. 34-40.)  
  7. Опарина Н. М.   Влияние психофизических характеристик обучаемых на эффективность их работы при автоматизированном обучении. / Н. М. Опарина // Педагогическая информатика. № 2 – 2004 г. – с. 81 – 88
  8. Пегов В. А.   Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства «нормальному» к здоровому. // Теория и практика физической культуры. № 9. – 2000 г. – с. 51
  9. Петров И. Р.   Общее учение о болезни. Основы общей патологии Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. В. Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1987 г. – с. 14
  10. Ратнер Ф.Л., Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  11. Спирин В. К.   Некоторые морфофункциональные характеристики и показатели физического развития детей Северо-Западного региона разного возраста и уровня здоровья. // Теория и практика физической культуры. № 5, 2000 г. – с. 56, с. 60
  12. Кириллова Ю.А. Парциальная программа физического развития в группе с компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3до7лет.-Изд.2-е, перераб. И доп.- СПб: ООО «издательство – пресс»,2019.-128с (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
  13. Колесниченко Е.А., Серополка Ю.В., Истомина М.Н. Программа по физической культуре для учащихся 1-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями ОДА)/ Под общ. ред. Е.А.Колесниченко.- СПб.: Скифия-принт, 2016.-120с.
  14. Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Исаев Д. Н.  и др.; Психология детей с нарушениями интеллектуального раз- вития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /  под ред. Л. М. Шипицыной. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 224
  15. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей - инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106
  16.   Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) методами физического воспитания – М.:, Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017.-279 с. ил. - (Серия «специальное и инклюзивное образование)