«Наши бабушки и дедушки когда-то были маленькими ….»
методическая разработка по физкультуре (3 класс)

Суркис Борис Иосифович

 

Методическая разработка занятия

спортивного кружка в 3 классе «Подвижные игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

спортивного кружка в 3 классе «Подвижные игры»

«Наши бабушки и дедушки когда-то были маленькими ….»

Суркис Борис Иосифович,

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 2

имени С.И.Подгайнова

г. Калининска

Саратовской области»

Калининск, февраль 2022 г

Цель: Изучение и пропаганда народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Задачи:

1.Изучить игры, в которые играли дети 40 лет назад.

2.Воспитывать чувство патриотизма, интереса к культурному наследию народов России.

3. Развивать физические качества: Быстроту, ловкость, силу.  

4. Развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость, упорство, выносливость, развитие положительных чувств.

5. Доставлять детям радость, удовольствие от физического движения.

Ход занятия

Вступительное слово учителя

-  2022 - объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Своё культурное наследие народ хранит веками. Культура - это память. Она связана с историей, - подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека. Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Издревле Россия славилась своими обычаями, обрядами, традициями. Традиция - часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, значит их тоже можно отнести к традициям. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы природы и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Особые формы ритуально - игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу.

В течение месяца вы, ребята, работали над проектом «Игры наших бабушек и дедушек», собрали целый сборник интереснейших игр. Сегодня мы проведём защиту вашего проекта, каждая группа выбрала из представленных игр самую на их взгляд интересную и предложит нам сегодня в неё поиграть. Я уступаю место весёлым скоморохам.

Играет весёлая народная музыка

Скоморох 1.

Подходи, честной народ,

Интересное вас ждет!

Подходите, торопитесь,

Наши милые друзья,

Отдыхайте, веселитесь.

Здесь скучать никак нельзя!

Скоморох 2.

Здравствуйте, гости, милости просим.

Игрища народные открываем, веселье начинаем!

Скоморох 1.

А собрались мы позабавиться, да потешиться, пошутить, да поиграть. Вспомнить, как играли наши дедушки и бабушки когда были молодыми.

Скоморох 2.

Чтоб тоску прогнать с лица,

Веселью не было б конца,

Нужна такая встряска –

Круговая пляска.

А проведёт эту игру бабушка  Димы Петрова – Наталья Васильевна

                                 

  Танец-игра «Веселый хоровод»


(бабушка Наталья Петровна объясняет правила игры и организовывает игровую ситуацию)

     Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:

Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.

Дети останавливаются, хлопают и поют:

Тра-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля и
т.д. до конца фразы.

Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.

Скоморох 2.Спасибо Вам, Наталья Васильевна.

Оставайтесь на нашем празднике дорогой гостьей, посмотрите так ли мы играем в игры вашего детства.

Скоморох 1.Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай – 
Смелость, ловкость проявляй!

Творческие группы свою игру представляй!

1-я группа представляет игру «Кочерга»

Играющие делятся на две команды при помощи «кочерги». Все встают в круг, один считалкой выбирается «кочергой». Дети идут по кругу и поют:

Кочерга, кочерга

Не боимся мы тебя.

«Кочерга» идет спиной по направлению к идущим по кругу детям, с кем столкнется спиной, того забирает к себе в команду. Так до тех пор, пока у него в команде не будет столько же детей, сколько осталось в кругу.

Команды, взявшись за руки, встают напротив на расстоянии 5-6 м. Начинает та команда которую набрал «кочерга», они кричат:

Кочерга!

Им отвечают дети другой команды:

О чем слуга?

Снова команда «кочерги»:

Пятого десятого………нам сюда!

Ребенок, имя которого назвали, разбегается, бежит по направлению к шеренге зовущих и старается «разбить» сцепленные руки. Если ему удается это сделать, то он забирает одного их тех, чьи руки он «разбил» в свою команду, если нет — остается в этой команде.

Игра идет до тех пор, пока в одной из команд не останется один человек. Он и становится новым «кочергой».

2-я группа  представляет игру «Штандр-мандр»

Первый играющий подбрасывает мяч и кричит имя —например, «Ваня!» Все разбегаются. Ваня ловит или догоняет мяч. Мяч в его руках — «Стоп!» Игроки останавливаются.

Ваня пытается попасть в детей мячом. В кого попал мяч, тот становится ведущим и теперь кидает мяч, называя чье-то имя.

Если Ваня ни в кого не попал, то снова водит он.

3-я группа представляет игру « Путаница»

 Играют несколько детей. Выбирается один или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих:

«Путаница, путаница, распутай нас!»

Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг), не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили «путаники»

Скоморох 1.

Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные.

Скоморох 2 .Наши игрища к концу подходят. Закончим наш праздник в игре "Ручеек" .

Игра «Ручеек»

Число участников нечетное. Разбившись на пары, играющие встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой, образуя своеобразный коридор. Игрок, оставшийся без пары, направляется к началу ручейка и затем пробирается под сцепленными руками выбирает себе дружка или подружку, новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве — в начало и все повторяется.

 

Скоморох 1. Ох, как наш ручеек разыгрался, разбурлился, в большую реку превратился.

Скоморох 2. Вот и поиграли мы с вами, ребятушки, да удаль свою молодецкую показали.

Скоморох 1. А теперь прощаться будем. Желаем мира, над головой солнышка яркого, да улыбок добрых.

Использованные источники

https://infourok.ru/scenariy-festivalya-dvorovih-igr-igri-babushki-moey-3241015.html - стихи для ведущих

https://www.shkolazhizni.ru/family/articles/90600/ - описание игры «Штандр»

https://www.maam.ru/detskijsad/sportivnyi-prazdnik-s-ispolzovaniem-ruskogo-folklora-skomoroshina-dlja-dvuh-podgotovitelnyh-k-shkole-grup.html - слова для скоморохов

https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konkursy-dlya-vospitatelej-gbdou-crr-ds-45-vasileostrovskij-rajon-zheleznova-elena-anatolevna/  - игры наших родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В какие игры играли наши бабушки и дедушки?"

Как мы работали над проектом "В какие игры играли наши бабушки и дедушки? Продуктом проекта является презентация и конспект проведения классного часа "Играй с нами! Играй как мы! Играй лучше нас!"...

Праздник "Наши бабушки и дедушки – самые лучшие в мире!"

Праздник для бабушек и дедушек, посвященный Дню пожилого человека"...

Проект "В какие игры играли наши бабушки и дедушки"

 Данный проект информационный, практической направленности, творческого характера. Ученики поставили цель изучение и пропаганда национальной культуры - русских народных игр. Также бы...

Проект «Наши бабушки и дедушки» (ко дню пожилого человека)

Защита пректа в необычной форме. Ребята не только рассказывают о своих любимых и дорогих бабушках и дедушках, но и рассказывают стихи, даже и те, которые сочинили сами, поют песни. Своими руками сдела...

проект «Чем питались наши бабушки и дедушки, что едим мы, и что будут есть наши дети.»

Русский народ всегда кормился от своих трудов, поэтому появилась народная пословица «Что потопаешь, то и полопаешь».         Каждый русский человек должен знать...

Классный час «Во что играли наши бабушки и дедушки»

Мероприятие проводится с целью способствовать формированию нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, собственным бабушкам и дедушкам, взаимопон...

Когда прадедушки были маленькие

Цель: создать яркие эмоциональные представления о Родине; воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село, формировать умение ценить и хранить историю своей семьи, научить бережно хра...