ЛФК для детей при спинномозговых травмах и черепно-мозговых травмах в резидуальном (остаточном) периоде.
статья по физкультуре
Довольно-таки часто встречаются в школах учащиеся с перенесенными черепно-мозговыми или спинномозговыми травмами. Поэтому хотелось бы поделиться с Вами комплексом упражнений при этом диагнозе и при спинномозговых травмах (комплексы по ЛФК схожи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь учителю физкультуры для спецмед группы. | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Довольно-таки часто встречаются в школах учащиеся с перенесенными черепно-мозговыми или спинномозговыми травмами. Поэтому хотелось бы поделиться с Вами комплексом упражнений при этом диагнозе и при спинномозговых травмах (комплексы по ЛФК схожи).
ЛФК для детей при спинномозговых травмах и черепно-мозговых травмах в резидуальном (остаточном) периоде.
РЕЗИДУАЛЬНЫЙ - [от лат. residuus оставшийся, сохранившийся] остаточный, сохранившийся после перенесенного заболевания .Психомоторика: cловарь-справочник
Основной механизм воздействия в этом периоде направлен на адаптацию к окружающей среде на совсем ином уровне , чем до болезни, на фоне имеющихся патологических изменений. Адаптация способствует поддержанию целостности организма позволяет достичь стойкого оптимально-адекватного восстановления нарушенных функций ,приспособления ребенка к окружающей среде , участия в социальной жизни с прежними или измененными в связи с болезнью социальными функциями.
При ЧМТ (черепно-мозговой травме )возможен синдром двигательных нарушений. Они определяются зоной травмы –область удара и противоудара. Параличи (или парезы )центрального характера могут возникать в одной , двух, трех, четырех конечностях. Часто отмечается мозжечковая недостаточность.
При сотрясениях спинного мозга наблюдаются функциональные нарушения без структурного повреждения вещества мозга .При травме возникают парезы или параличи , снижен мышечный тонус , сухожильная арефлексия ,патологические стопные знаки, снижение всех видов чувствительности, нарушение функций тазовых органов.
Полнота реабилитации определяется по восстановлению части или всех пострадавших функций, возможному для данного вида нарушений у ребенка. В этот период ребенку для достижения оптимального результата требуется адекватная и длительная тренировка компенсаторного механизма ( ходьба на костылях или с палочкой , манипулятивная деятельность кисти , контроль за физиологическими функциями , учебная и бытовая деятельность и др.).
В резидуальный период ЛФК – один из важных и эффективных методов реабилитации как в школе на индивидуальных занятиях , так и в домашних условиях, который позволяет :
- целенаправленно работать над двигательными нарушениями;
-укреплять мышечный корсет, проводить профилактику дефомаций позвоночника и контрактур;
-добиться повышения двигательных возможностей ребенка, его максимальной самостоятельности и независимости от окружающих;
- форсировать нагрузку при изменении состояния больного;
- дифференцированно выбирать метод воздействия в зависимости от вида нарушения (парез, паралич, атаксия);
При комплексе занятии ЛФК следует учитывать имеющиеся двигательные расстройства , а также психологические особенности ребенка –утомляемость ,конфликтность, истощаемость , раздражительность при неудачах. Начинать занятия следует с облегченных ,щадящих положений, постепенно увеличивая время занятия и сложность упражнений. Лечение положением (позиционирование) является важной частью урока.
На занятиях ЛФК , АФК или корригирующей гимнастике можно использовать положение на спине ,животе или боку, а также сидя и стоя в вертикализаторе. Обязательно сочетать лечение положением с развивающими играми , стимуляцией сенсорных систем и когнетивных функций.
Комплекс занятия по ЛФК (для детей с последствиями спинномозговой травмы и черепно-мозговых травм).
I -И.п.-стоя к гимнастической стенке, хват руками за жердь на уровне плеч
1-наклон головы вперед; 2-И.п.;
3- наклон головы вправо и влево; 4 –И.п.
II-И.п.лежа на спине ,руки вдоль туловища.
1.И.п.-дыхательные упражнения .
2-3 -поочередно тыльное и подошвенное сгибание стоп со сгибанием кистей
III-.И.п.- то же ,руки на животе , ноги согнуты в коленях ,диафрагмальное дыхание.
IV- И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-2-сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, одновременно с тыльным и подошвенным сгибанием стоп.
3-И.п.
V- И.п.-то же.
1-2-прямые руки поднять перед грудью с одновременным тыльным сгибанием стоп, руки опустить, подошвенное сгибание стоп.
3-И.п.
VI- И.п. – лежа на спине.
1-2-поднять левую прямую ногу, согнуть в коленном суставе.
3-обхватить колено руками, наклон головы вперед, коснутся лбом колена.
4-И.п.
VII- И.п. – то же
1-2-скольжение пяткой по поверхности опоры, сгибание ноги в коленном суставе.
3-4- И.п., 5-6-то же другой ногой.
7- И.п.
VIII-И.п.- то же
1-2-отведение прямой ноги в сторону.
3-4-И.п., 5-8-то же другой ногой
IX- И.п.-лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, опора на стопы.
1-2- наклон ног вправо;3-4- И.п.;5-8-то же в другую сторону.
X- И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища. Статическое напряжение ягодичных мышц.
XI-И.п.- то же
1-2-отвести правую руку в сторону с поворотом головы в противоположную сторону;
3-4- И.п.; 5-8-то же другой ногой.
XII-И.п.-лежа на спине.
1-2-согнуть ноги в коленных суставах;
3-6-приподнять и удержать таз;
7-8- И.п.
XIII- И.п.-стоя на четвереньках, ходьба вперед-назад.
8.) И.п.-то же.
1-2-отведение правой ноги назад;
3-4- И.п.;
5-8-то же другой ногой.
XIV- И.п.-стоя на коленях.
А) ходьба вперед-назад;
Б) ходьба приставными шагами.
XV-И.п.-стоя у стенке руки на перекладине
1-подняться на носочки –вдох)
2 И.п -выдох
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика травм
Профилактика травматизма при занятиях физкультурой и спортом....
Урок по безопасности жизнедеятельности по теме:"Можно ли уберечься от травм?"
Познакомить ребят с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приёмами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опа...
Основные виды травм и первая помощь.
методическая разработка внеклассного мероприятия....
«Можно ли уберечься от травм?»
Классный час по ОБЖ "Можно ли уберечься от травм?"...
Внеклассное мероприятие по ПДД 3 класс "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету. Тем кто знает правила дороги, не грозят ни травмы, ни тревоги"
Материалы к занятиям по ПДД для учащихся 3 класса. Внеклассное мероприятие содержит познавательный и увлекательный материал...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ».
Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в области естествознания. На данном уроке используется специальная система зада...
Как уберечь детей от травм зимой?
Профилактика детского травматизма проводиться во всех школьных учреждениях. Родителям также необходимо предостеречь своего ребенка и оберегать его от увечий. Наиболее распространенные зимние травмы - ...