ЛФК для детей при спинномозговых травмах и черепно-мозговых травмах в резидуальном (остаточном) периоде.
статья по физкультуре

Залесова Людмила Ивановна

       Довольно-таки часто встречаются в школах учащиеся с перенесенными черепно-мозговыми или спинномозговыми травмами. Поэтому хотелось бы поделиться с Вами комплексом упражнений при этом диагнозе и при спинномозговых травмах (комплексы по ЛФК схожи).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Довольно-таки часто встречаются в школах учащиеся с перенесенными черепно-мозговыми или спинномозговыми травмами. Поэтому хотелось бы поделиться с Вами комплексом упражнений при этом диагнозе и при спинномозговых травмах (комплексы по ЛФК схожи).

ЛФК для детей при спинномозговых травмах и черепно-мозговых травмах в резидуальном  (остаточном)  периоде.  

РЕЗИДУАЛЬНЫЙ - [от лат. residuus оставшийся, сохранившийся] остаточный, сохранившийся после перенесенного заболевания .Психомоторика: cловарь-справочник

Основной механизм воздействия в этом периоде направлен на адаптацию к окружающей среде на совсем ином уровне , чем до болезни, на фоне имеющихся патологических изменений. Адаптация способствует поддержанию целостности организма позволяет достичь стойкого оптимально-адекватного восстановления нарушенных функций ,приспособления ребенка к окружающей среде , участия в социальной жизни с прежними или измененными в связи с болезнью социальными функциями.

При ЧМТ (черепно-мозговой травме )возможен синдром двигательных нарушений. Они определяются зоной травмы –область удара и противоудара. Параличи (или парезы )центрального характера могут возникать в одной , двух, трех, четырех конечностях. Часто отмечается мозжечковая недостаточность.

При сотрясениях спинного мозга наблюдаются функциональные нарушения без структурного повреждения вещества мозга .При травме возникают парезы или параличи , снижен мышечный тонус , сухожильная арефлексия ,патологические стопные знаки, снижение всех видов чувствительности, нарушение функций тазовых органов.

Полнота реабилитации определяется по восстановлению части или всех пострадавших функций, возможному для данного вида нарушений у ребенка. В этот период ребенку для достижения оптимального результата требуется адекватная и длительная тренировка компенсаторного механизма ( ходьба на костылях или с палочкой , манипулятивная деятельность кисти , контроль за физиологическими функциями , учебная и бытовая деятельность и др.).

В резидуальный период  ЛФК – один из важных и эффективных методов реабилитации как в школе на индивидуальных занятиях , так и в домашних условиях, который позволяет :

- целенаправленно работать над двигательными нарушениями;

-укреплять мышечный корсет, проводить профилактику дефомаций позвоночника и контрактур;

-добиться повышения двигательных возможностей ребенка, его максимальной самостоятельности и независимости от окружающих;

- форсировать нагрузку при изменении состояния больного;

- дифференцированно выбирать метод воздействия в зависимости от вида нарушения (парез, паралич, атаксия);

При комплексе занятии ЛФК следует учитывать имеющиеся двигательные расстройства , а  также психологические особенности ребенка –утомляемость ,конфликтность, истощаемость , раздражительность при неудачах. Начинать занятия следует с облегченных ,щадящих положений, постепенно увеличивая время занятия и сложность упражнений. Лечение положением (позиционирование) является важной частью урока.

На занятиях ЛФК , АФК или корригирующей гимнастике  можно использовать положение на спине ,животе или боку, а также сидя и стоя в вертикализаторе. Обязательно сочетать лечение положением с развивающими играми , стимуляцией сенсорных систем и когнетивных функций.

                           

Комплекс занятия по ЛФК (для детей с последствиями спинномозговой травмы и черепно-мозговых травм).

I -И.п.-стоя к гимнастической стенке, хват руками за жердь на уровне плеч

1-наклон головы вперед;  2-И.п.;

3- наклон головы вправо и влево; 4 –И.п.

II-И.п.лежа на спине ,руки вдоль туловища.

1.И.п.-дыхательные упражнения .

2-3 -поочередно тыльное и подошвенное сгибание стоп  со сгибанием кистей

III-.И.п.- то же ,руки на животе , ноги согнуты в коленях ,диафрагмальное дыхание.

IV- И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-2-сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, одновременно с тыльным и подошвенным  сгибанием стоп.

3-И.п.

V- И.п.-то же.

1-2-прямые руки поднять перед грудью с одновременным тыльным сгибанием стоп, руки опустить, подошвенное сгибание стоп.

3-И.п.

VI- И.п. – лежа на спине.

1-2-поднять левую прямую ногу, согнуть в коленном суставе.

3-обхватить колено руками, наклон головы вперед, коснутся лбом колена.

4-И.п.

VII- И.п. – то же

1-2-скольжение пяткой по поверхности опоры, сгибание ноги в коленном суставе.

3-4- И.п., 5-6-то же другой ногой.

7- И.п.

VIII-И.п.- то же

1-2-отведение прямой ноги в сторону.

3-4-И.п., 5-8-то же другой ногой

IX- И.п.-лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, опора на стопы.

1-2- наклон ног вправо;3-4- И.п.;5-8-то же в другую сторону.

X- И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища. Статическое напряжение ягодичных мышц.

XI-И.п.- то же

1-2-отвести правую руку в сторону с поворотом головы в противоположную сторону;

3-4- И.п.; 5-8-то же другой ногой.

XII-И.п.-лежа на спине.

1-2-согнуть ноги в коленных суставах;

3-6-приподнять и удержать таз;

7-8- И.п.

XIII- И.п.-стоя на четвереньках, ходьба вперед-назад.

8.) И.п.-то же.

1-2-отведение правой ноги назад;

3-4- И.п.;

5-8-то же другой ногой.

XIV- И.п.-стоя на коленях.

А) ходьба вперед-назад;

Б) ходьба приставными шагами.

XV-И.п.-стоя у стенке руки на перекладине

1-подняться на носочки –вдох)

2 И.п -выдох


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика травм

Профилактика травматизма при занятиях физкультурой и спортом....

Урок по безопасности жизнедеятельности по теме:"Можно ли уберечься от травм?"

Познакомить ребят с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приёмами оказания первой медицинской помощи при травмах; воспитывать аккуратность, внимательность, умение предвидеть опа...

Основные виды травм и первая помощь.

методическая разработка внеклассного мероприятия....

«Можно ли уберечься от травм?»

Классный час по ОБЖ "Можно ли уберечься от травм?"...

Внеклассное мероприятие по ПДД 3 класс "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету. Тем кто знает правила дороги, не грозят ни травмы, ни тревоги"

Материалы к занятиям по ПДД для учащихся 3 класса. Внеклассное мероприятие содержит познавательный и увлекательный материал...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛЕГКИХ ТРАВМАХ».

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в области естествознания. На данном уроке используется специальная система зада...

Как уберечь детей от травм зимой?

Профилактика детского травматизма проводиться во всех школьных учреждениях. Родителям также необходимо предостеречь своего ребенка и оберегать его от увечий. Наиболее распространенные зимние травмы - ...