Лечебная физкультура (ЛФК) в общеобразовательной программе по физкультуре.
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Ржаникова Евгения Анатольевна

Опыт ведения уроков физкультуры, с внедрением в программу комлекса упражнений по ЛФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЛФК и физкультура18.23 КБ

Предварительный просмотр:

                              Лечебная физкультура (ЛФК)

в общеобразовательной программе по физкультуре.

     ЛФК –  метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнения заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованные и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. ЛФК играет существенную роль в формировании и коррекции развития ребенка.

     Цели ЛФК:

- коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей

- профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях

- стабилизация функциональных систем организма

- повышение адаптивности организма к неблагоприятным условиям жизни

     Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма.

     Специальные медицинские группы комплектуются по характеру заболевания:

1.    Заболевания сердечно-сосудистой системы

2.    Заболевания эндокринной системы

3. Заболевания пищеварительной, эндокринной систем и нарушение обменных процессов

4. Заболевания и повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата

5.   Заболевания органов зрения и слуха

6.   Заболевания мочевыделительной системы

7. Заболевания ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП и полиомиелит и др.)

Основные задачи занятий ЛФК – оздоровительные, образовательные, эстетические, воспитательные, коррекционные.

     Методы лечебной физкультуры:

1. Наглядные методы, обеспечивающие яркость, чувственность восприятия и двигательных ощущений.  

2. Словесные методы, обращения к созданию, помогающие выполнению двигательных ощущений.

3. Практические методы, связанные с практической деятельностью, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

     Важную роль в оздоровлении обучающихся играет профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Самое распространенное нарушение осанки – сутулость. У сутулого ребенка опущена голова, плечи сведены к переду, грудь уплощена, спина круглая, лопатки «крыловидные». Плохая осанка оказывает негативное воздействие на деятельность внутренних органов. Наиболее часто встречается искривление позвоночника во фронтальной плоскости, т.е. сколиоз, который, нередко, сочетается с искривлением в сагиттальном направлении (кифосколиоз). Преимущественно наблюдается левосторонний сколиоз того или иного отдела позвоночника. Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке.

     Сколиозы бывают врожденные и приобретенные:

 1-я - незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, заметно ассиметрия мышц.

2-я – отчетливо заметно боковое искривление позвоночника, намечается реберный горб.

3-я – сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб, высотой до 3-х см, отклонение корпуса в сторону основной дуги

4-я – резко выраженный фиксированный кифосколиоз (сильно выраженный реберный горб сзади).

     По своему течению реберные сколиозы могут быть непрогрессирующие, медленно прогрессирующие и быстропрогрессирующие. Чем младше заболевший ребенок, тем тяжелее прогноз: сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет.

     В школьном возрасте необходимо уделять внимание специальной гимнастике для укрепления мышц живота и спины. На занятиях ЛФК используются разнообразные комплексы упражнений в положении лежа и полулежа, так как позвоночник нужно щадить, т.е. укрепление мышц с образованием «мышечного корсета». Нестойкие  нарушения осанки сравнительно несложно устранить при помощи специальных упражнений.

     Если после физических нагрузок у ребенка в ногах появляются чувство усталости, возникают болезненные ощущения при надавливании на стопу, походка становится менее пластичной, отекает стопа к вечеру, то это означает, что ребенок страдает плоскостопием.

    Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующая утолщение ее сводов. Возникает в результате раннего вставания и ходьбы, слабости мускулатуры, перенесенного рахита, что дает деформацию стопы.

     Для профилактики плоскостопия рекомендуется использовать специальное лечебное упражнение, физкультурные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры, и элементы спортивных игр.

В связи с вышеизложенным, я как учитель физкультуры и инструктор по ЛФК, уже более 10 лет включаю в общеобразовательную программу по предмету «физическая культура» упражнения из комплексов ЛФК. Это имеет профилактический характер. Также стараюсь все больше и больше заинтересовать ребят  посещением занятий ЛФК. Во время уроков физкультуры использую упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, профилактику плоскостопия и косолапости. Обязательно включаю в урок подвижные игры с профилактикой нарушения осанки. Как показывает практика, применяемые упражнения с лечебной, коррекционной и профилактической целями  приносят  положительные  результаты.

                                                                                 

                                                                                 Педагог дополнительного образования                                                                                                                           Ржаникова Е.А.

2022 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс (3 часа)

Данная программа составлена на основе Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования,Примерной программы общего образованияи...

Рабочая программа по физкультуре

В программе представлена пояснительная записка, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование....

Рабочая программа по физкультуре 3 класс (программа В.И.Лях)

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа по Физкультуре для 2 класса по программе Начальная школа 21 века

Рабочая программа по Физкультуре для 2 класса по программе Начальная школа 21 века...