Рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по физкультуре (3 класс)

Рабочая программа по физической культуре 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета

Физическая культура

для 3 класса

начального общего образования

на 2025 / 2026 учебный год


Цели и задачи учебного предмета

Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.

Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.

Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.

Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.

В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение физической культуры в 3 классе отводится 2 часа в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком в учебном году 34 недели для учащихся 3 класса.

Класс

3

Кол-во часов в неделю

2

Кол-во часов за учебный год

68

  1. Отличительные особенности рабочей программы

Рабочая программа соответствует федеральной рабочей программе начального общего образования по физической культуре. Внесены следующие изменения:

- уплотнение учебного материала по теме «Гимнастика с основами акробатики» до 12 часов;

- уплотнение учебного материала по теме «Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО» до 2 часов;

- в связи с тем, что школа не имеет бассейн, уроки модуля «Плавательная подготовка» не проводятся. Часы, рекомендованные для проведения уроков по плавательной подготовке распределены в разделе «Спортивно-оздоровительная физическая культура» на тему «Подвижные и спортивные игры».

  1. Учет рабочей программы воспитания

Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал предмета реализуется через:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; работы в парах, которые учат школьников взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся.

2. Содержание учебного предмета

Знания о физической культуре

Из истории развития физической культуры у древних народов, населявших территорию России. История появления современного спорта.

Способы самостоятельной деятельности

Виды физических упражнений, используемых на уроках физической культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры. Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических качеств на учебный год.

Физическое совершенствование

Оздоровительная физическая культура

Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление организма после умственной и физической нагрузки.

Спортивно-оздоровительная физическая культура

Гимнастика с основами акробатики.

Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении. Упражнения в лазании по канату в три приёма. Упражнения на гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением положения рук, приставным шагом правым и левым боком. Передвижения по наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в разные стороны и движением руками, приставным шагом правым и левым боком.

Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди, лазанье разноимённым способом.

Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге, прыжки через скакалку назад с равномерной скоростью.

Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища с изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с движением рук, ног и туловища. Упражнения в танцах галоп и полька.

Лёгкая атлетика.

Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения скоростной и координационной направленности: челночный бег, бег с преодолением препятствий, с ускорением и торможением, максимальной скоростью на дистанции 30 м.

Лыжная подготовка.

Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в поворотах на лыжах переступанием стоя на месте и в движении. Торможение плугом.

Подвижные и спортивные игры.

Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу.

Прикладно-ориентированная физическая культура

Развитие основных физических качеств средствами базовых видов спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «физическая культура»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;

формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;

проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;

уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;

стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;

проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

3 КЛАСС

По окончании 3 класса у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях физической культурой;

понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок;

обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению нарушения осанки;

вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по учебным четвертям (триместрам).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического поведения;

правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время совместного выполнения учебных заданий;

активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта;

выполнять небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация и самоконтроль:

контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами;

взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр;

оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические и исследовательские действия:

понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре:

соблюдать правила во время выполнения гимнастических и акробатических упражнений, легкоатлетической, лыжной, игровой и плавательной подготовки;

демонстрировать примеры упражнений общеразвивающей, подготовительной и соревновательной направленности, раскрывать их целевое предназначение на занятиях физической культурой;

измерять частоту пульса и определять физическую нагрузку по её значениям с помощью таблицы стандартных нагрузок;

выполнять упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, объяснять их связь с предупреждением появления утомления;

выполнять движение противоходом в колонне по одному, перестраиваться из колонны по одному в колонну по три на месте и в движении;

выполнять ходьбу по гимнастической скамейке с высоким подниманием колен и изменением положения рук, поворотами в правую и левую сторону, двигаться приставным шагом левым и правым боком, спиной вперёд;

передвигаться по нижней жерди гимнастической стенки приставным шагом в правую и левую сторону, лазать разноимённым способом;

демонстрировать прыжки через скакалку на двух ногах и попеременно на правой и левой ноге;

демонстрировать упражнения ритмической гимнастики, движения танцев галоп и полька;

выполнять бег с преодолением небольших препятствий с разной скоростью, прыжки в длину с разбега способом согнув ноги, броски набивного мяча из положения сидя и стоя;

передвигаться на лыжах одновременным двухшажным ходом, спускаться с пологого склона в стойке лыжника и тормозить плугом;

выполнять технические действия спортивных игр: баскетбол (ведение баскетбольного мяча на месте и движении), волейбол (приём мяча снизу и нижняя передача в парах), футбол (ведение футбольного мяча змейкой);

выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания по предмету «Физическая культура».

Оценка успеваемости по способам (умениям) осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность.

Оценка «5» ставится, если учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической физической(двигательной) способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовывать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, про контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка «4» ставится, если учащийся имеет незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оценка «3» ставится, если учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных конкретной физической (двигательной) способности. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги задания.

Оценка «2» ставится, если учащийся не владеет умением осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями ( умениями и навыками).

Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Оценка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Критерии оценки успеваемости по теоретической части содержания предмета (устный опрос)

Оценка «5»- выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, приводя примеры из практики или своего опыта.

Оценка «4»- ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3»- выставляется за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в материале, нет должной аргументации и умения применить знания в своем опыте.

Оценка «2» - выставляется за непонимание материала программы. Особенностью оценивания физической подготовки обучающихся являются использование тестов (система физических упражнений и качество их выполнения) для оценки кондиционных способностей, выносливости, силовых способностей, скоростных способностей, гибкости, координационных способностей.

Критерии оценивания тестов.

Оценка «5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 – 90 %;

Оценка «4» - соответствует работа, если верные ответы составляют 89-71 % от общего количества;

Оценка «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;

Оценка «2» - соответствует работа, содержащая 0% – 49 %

4. Тематическое планирование изучения учебного предмета физическая культура

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

ЭОР/ЦОР

1

Раздел 1. Знания о физической культуре

2

Знания о физической культуре

2

2

Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности

4

Виды физических упражнений, используемых на уроках

1

Измерение пульса на уроках физической культуры

1

Физическая нагрузка

2

3

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Раздел 1. Оздоровительная физическая культура

2

Закаливание организма

1

Дыхательная и зрительная гимнастика

1

4

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура

58

Гимнастика с основами акробатики

12

Лёгкая атлетика

10

Лыжная подготовка

12

Подвижные и спортивные игры

24

5

Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура

2

Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО

2

Итог

68

Поурочное планирование изучения учебного предмета физическая культура

№ п/п

Раздел

Тема

Количество часов

ЭОР/ЦОР

Раздел 1. Знания о физической культуре

- Знания о физической культуре

Физическая культура у древних народов

1

История появления современного спорта

1

Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности

- Виды физических упражнений, используемых на уроках

Виды физических упражнений

1

Измерение пульса на уроках физической культуры

Измерение пульса на занятиях физической культурой

1

Физическая нагрузка

Дозировка физических нагрузок

1

Составление индивидуального графика занятий по развитию физических качеств

1

Раздел 1. Оздоровительная физическая культура

- Закаливание организма

Закаливание организма под душем

1

Дыхательная и зрительная гимнастика

Дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз

1

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физиче-ская культура

- Гимнастика с основами акробатики

Строевые команды и упражнения

1

Лазанье по канату

1

Передвижения по гимнастической скамейке

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см - девочки

1

Передвижения по гимнастической стенке

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине

1

Прыжки через скакалку

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

1

Ритмическая гимнастика

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

1

Танцевальные упражнения из танца галоп

1

Танцевальные упражнения из танца полька

1

Лёгкая атлетика

Прыжок в длину с разбега

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

1

Броски набивного мяча

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание теннисного мяча в цель

1

Челночный бег

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег 3х10 м

1

Бег с ускорением на короткую дистанцию

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30 м

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000 м

1

Лыжная подготовка

Передвижение на лыжах одновременным двухшажным ходом

1

Передвижение на лыжах одновременным двухшажным ходом

1

Повороты на лыжах способом переступания на месте

1

Повороты на лыжах способом переступания на месте

1

Повороты на лыжах способом переступания в движении

1

Повороты на лыжах способом переступания в движении

1

Повороты на лыжах способом переступания

1

Повороты на лыжах способом переступания

1

Торможение на лыжах способом «плуг» при спуске с пологого склона

1

Торможение на лыжах способом «плуг» при спуске с пологого склона

1

Скольжение с пологого склона с поворотами и торможением

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах 1 км

1

Подвижные и спортивные игры

Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки

1

Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки

1

Подвижные игры с элементами спортивных игр: парашютисты, стрелки

1

Спортивная игра баскетбол

1

Спортивная игра баскетбол

1

Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками

1

Ведение баскетбольного мяча. Ловля и передача мяча двумя руками

1

Подвижные игры с приемами баскетбола

1

Спортивная игра волейбол

1

Спортивная игра волейбол

1

Прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении

1

Прямая нижняя подача, приём и передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении

1

Спортивная игра футбол

1

Спортивная игра футбол

1

Спортивная игра футбол

1

Спортивная игра футбол

1

Спортивная игра футбол

1

Спортивная игра футбол

1

Спортивная игра футбол

1

Подвижные игры с приемами футбола

1

Подвижные игры с приемами футбола

1

Подвижные игры с приемами футбола

1

Подвижные игры с приемами футбола

1

Подвижные игры с приемами футбола

1

Раздел 3. Прикладно-ориентированная физиче-ская культура

- Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО

Соревнования «А ты сдал нормы ГТО?», с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2-3 ступени

1

- ГТО 22:

Соревнования «А ты сдал нормы ГТО?», с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 2-3 ступени

1

- ГТО 22:

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Просвещение, 2023 г.

2. Методическое пособие. Лях В. И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. – 2-е изд. – М. : Просвещение.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети

- Российская электронная школа:

- ГТО 22:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по физической культуре (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...