Рабочая программа по физической культуре 4 класс
рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Рабочая программа по физической культуре 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета

Физическая культура

для 4 класса

начального общего образования

на 2025 / 2026 учебный год

Цели и задачи учебного предмета

Целью образования по физической культуре на уровне начального общего образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.

Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.

Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.

Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования являются базовые положения личностно-деятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.

В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение физической культуры в 4 классе отводится 2 часа в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком в учебном году 34 недели для учащихся 4 класса.

Класс

4

Кол-во часов в неделю

2

Кол-во часов за учебный год

68

  1. Отличительные особенности рабочей программы

Рабочая программа соответствует федеральной рабочей программе начального об-щего образования по физической культуре. Внесены следующие изменения:

- уплотнение учебного материала по теме «Самостоятельная физическая подготовка» до 2 часов;

- уплотнение учебного материала по теме «Гимнастика с основами акробатики» до 12 часов;

- уплотнение учебного материала по теме «Легкая атлетика» до 10 часов;

- уплотнение учебного материала по теме «Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО» до 2часов;

- в связи с тем, что школа не имеет бассейн, уроки модуля «Плавательная подготовка» не проводятся. Часы, рекомендованные для проведения уроков по плавательной подготовке распределены в разделе «Спортивно-оздоровительная физическая культура» на тему «Подвижные и спортивные игры».

  1. Учет рабочей программы воспитания

Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал предмета реализуется через:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностно.му аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; работы в парах, которые учат школьников взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся.

2. Содержание учебного предмета

Знания о физической культуре

Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов спорта в России.

Способы самостоятельной деятельности

Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности посредством регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой.

Физическое совершенствование

Оздоровительная физическая культура

Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения (на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в естественных водоёмах, солнечные и воздушные процедуры.

Спортивно-оздоровительная физическая культура

Гимнастика с основами акробатики.

Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце «Летка-енка».

Лёгкая атлетика. Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт, стартовое ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на месте.

Лыжная подготовка.

Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой. Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.

Подвижные и спортивные игры.

Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача, приём и передача мяча сверху, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности.

Прикладно-ориентированная физическая культура

Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «физическая культура»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;

формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;

проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;

уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;

стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;

проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

4 КЛАСС

По окончании 4 класса у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические и исследовательские действия:

сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению;

объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;

использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и обучающимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств;

оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация и самоконтроль:

выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий;

самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов;

оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по физической культуре:

объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду и защите Родины;

осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости;

приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, характеризовать причины их появления на занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой, лыжной и плавательной подготовкой;

проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости;

демонстрировать акробатические комбинации из 5–7 хорошо освоенных упражнений (с помощью учителя);

демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания;

демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под музыкальное сопровождение;

выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием;

выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность;

демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем на спине (по выбору обучающегося);

выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол и футбол в условиях игровой деятельности;

выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания по предмету «Физическая культура».

Оценка успеваемости по способам (умениям) осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность.

Оценка «5» ставится, если учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической физической(двигательной) способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовывать место занятия, подобрать инвентарь и применить в конкретных условиях, про контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Оценка «4» ставится, если учащийся имеет незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оценка «3» ставится, если учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных конкретной физической (двигательной) способности. Испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги задания.

Оценка «2» ставится, если учащийся не владеет умением осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями ( умениями и навыками).

Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Оценка «2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Критерии оценки успеваемости по теоретической части содержания предмета (устный опрос)

Оценка «5»- выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, приводя примеры из практики или своего опыта.

Оценка «4»- ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3»- выставляется за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в материале, нет должной аргументации и умения применить знания в своем опыте.

Оценка «2» - выставляется за непонимание материала программы. Особенностью оценивания физической подготовки обучающихся являются использование тестов (система физических упражнений и качество их выполнения) для оценки кондиционных способностей, выносливости, силовых способностей, скоростных способностей, гибкости, координационных способностей.

Критерии оценивания тестов.

Оценка «5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 – 90 %;

Оценка «4» - соответствует работа, если верные ответы составляют 89-71 % от общего количества;

Оценка «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;

Оценка «2» - соответствует работа, содержащая 0% – 49 %

4. Тематическое планирование изучения учебного предмета физическая культура

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

ЭОР/ЦОР

1

Раздел 1. Знания о физической культуре

2

Знания о физической культуре

2

2

Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности

4

Самостоятельная физическая подготовка

2

Профилактика предупреждения травм и оказание первой помощи при их возникновении

2

3

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

60

Раздел 1. Оздоровительная физическая культура

2

Упражнения для профилактики нарушения осанки и снижения массы тела

1

Закаливание организма

1

4

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура

58

Гимнастика с основами акробатики

12

Лёгкая атлетика

10

Лыжная подготовка

12

Подвижные и спортивные игры

24

5

Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура

2

Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО

2

Итог

68

Поурочное планирование изучения учебного предмета физическая культура

№ п/п

Раздел

Тема

Количество часов

ЭОР/ЦОР

Раздел 1. Знания о фи-зической культуре

- Знания о физической культуре

Из истории развития физической культуры в России

1

Из истории развития национальных видов спорта

1

Раздел 2. Способы само-стоятельной деятельности

- Самостоятельная физическая подготовка

Самостоятельная физическая подготовка

1

Влияние занятий физической подготовкой на работу систем организма

1

Профилактика предупреждения травм и оказание первой помощи при их возникновении

Оценка годовой динамики показателей физического развития и физической подготовленности

1

Правила предупреждения травм на уроках физической культуры и оказание первой помощи при травмах

1

Раздел 1. Оздоровительная физическая культура

- Упражнения для профилактики нарушения осанки и снижения массы тела

Упражнения для профилактики нарушения осанки и снижения массы тела

1

- Закаливание организма

Закаливание организма

1

Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура

- Гимнастика с основами акробатики

Предупреждение травм при выполнении гимнастических и акробатических упражнений

1

Акробатическая комбинация

1

Акробатическая комбинация

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание туловища из положения лежа на спине

1

Поводящие упражнения для обучения опорному прыжку

1

Обучение опорному прыжку

1

Обучение опорному прыжку

1

Упражнения на гимнастической перекладине

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Подтягивание из виса на высокой перекладине – мальчики, подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90 см - девочки

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

1

Танцевальные упражнения «Леткаенка

1

Лёгкая атлетика

Предупреждение травм на занятиях лёгкой атлетикой

1

Упражнения в прыжках в высоту с разбега

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

1

Прыжок в высоту с разбега способом перешагивания

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 1000 м

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 30 м

1

Беговые упражнения

1

Метание малого мяча на дальность

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание мяча весом 150 г

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Кросс на 2 км

1

Лыжная подготовка

Предупреждение травм на занятиях лыжной подготовкой

1

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом: подводящие упражнения

1

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом: подводящие упражнения

1

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом: подводящие упражнения

1

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом: подводящие упражнения

1

Имитационные упражнения в передвижении на лыжах

1

Имитационные упражнения в передвижении на лыжах

1

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом с небольшого склона

1

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом с небольшого склона

1

Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом с небольшого склона

1

Передвижение одношажным одновременным ходом по фазам движения и в полной координации

1

Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах 1 км

1

Подвижные и спортивные игры

Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми

1

Разучивание подвижной игры «Запрещенное движение»

1

Разучивание подвижной игры «Запрещенное движение»

1

Разучивание подвижной игры «Запрещенное движение»

1

Разучивание подвижной игры «Подвижная цель»

1

Разучивание подвижной игры «Эстафета с ведением футбольного мяча»

1

Разучивание подвижной игры «Паровая машина»

1

Разучивание подвижной игры «Гонка лодок»

1

Упражнения из игры волейбол

1

Упражнения из игры волейбол

1

Упражнения из игры волейбол

1

Упражнения из игры волейбол

1

Упражнения из игры волейбол

1

Упражнения из игры баскетбол

1

Упражнения из игры баскетбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Упражнения из игры футбол

1

Раздел 3. Прикладно-ориентированная физиче-ская культура

Праздник «Большие гонки», посвященный ГТО и ЗОЖ, с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 3 ступени

1

- ГТО 22:

Праздник «Большие гонки», посвященный ГТО и ЗОЖ, с соблюдением правил и техники выполнения испытаний (тестов) 3 ступени

1

- ГТО 22:

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Просвещение, 2023 г.

2. Методическое пособие. Лях В. И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. – 2-е изд. – М. : Просвещение.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети

- Российская электронная школа:

- ГТО 22:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по физической культуре (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...