Интегрированный урок "Математика - информатика"
план-конспект урока информатики (3 класс) на тему

Плеханова Валентина Алексеевна

Необходимость перехода   к системе обучения на основе интересов учащихся обусловлена изменениями в современном обществе. Это требует организации условий, в которых личные приоритеты, способности каждого ученика могут успешно развиваться.

           В своей практике использую элективный курс «Информатика в играх и задачах».  Курс отличается практической  направленностью и носит исследовательский характер, позволяет проводить интеграцию с другими предметами – математики, русского языка, развития речи.

Интегративный урок позволяет сочетать современные информационные технологии с традиционными формами, методами и средствами учебной деятельности, облегчает процесс познания,  у учащихся  образуется целостное представление о мире и его законах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Informatika-matematika.rar1.5 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

Ленинского района Волгоградской области

Экспериментальная площадка при ВГАПК РО

                                                                                                                                                                                         

«Информатика в играх и задачах» - математика

Тема:  Истинность высказывания со словами «И»,  «ИЛИ»

Закрепление знаний по математике «Высказывание».

                                                                                       

Тип урока: интегративный

Форма интегрирования: деятельностная, концептуальная

                                                                                                    Подготовила и провела учитель

                                      начальных классов                                                                                   Плеханова Валентина Алексеевна

 МОУ «Ленинская СОШ №1»

       

2010 год        

Цели урока:    познакомить учащихся со сложными  высказываниями, имею-

                           щими логические связки «и», «или», которые широко исполь-

                           зуются в области компьютерного моделирования;

                           формировать элементы формальной логики;

        повторить правило математики: если высказывание

        истинно, то отрицание ложно, а если высказывание ложно, то                                             отрицание истинно;                                                

                                                                                                                                      развивать логическое мышление, память,   наблюдательность,

                           математическую речь;

                           воспитывать рассудительность, внимательное отношение к

                           мнению других;

                           формировать коммуникативные компетенции младших

                           школьников;

Задачи урока:                                                                     

                           1) отличать истинные высказывания от ложных;

                           2) определять  истинность высказываний со связками «не»,

                               «нет»;

                           3)определять истинность составных высказываний:

                           - высказывание со связкой «и» истинно, если истинны его обе

                            части (утверждения),

                           - высказывание со словом «или» чаще истинно, если истинна

                             хотя бы одна его часть;

                           4)составлять  сложные высказывания со связками «и», «или»;

                           5)учить работать в  парах и группах;

                           6)раскрыть значение понятий: истина и ложь в социальном

                            смысле, в жизненном аспекте;

Оборудование:    1.Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс,

                              автор Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.,

                              Москва: Баласс, 2008 (Образовательная система

                              «Школа 2100»).

                               2.Учебник. Математика, 3 класс,

                                 автор Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.

                                 Москва,  «Вентана – Граф», 2008 (УМК «Начальная

                                 Школа ХХI века»)

                               3.Картинки из ЛогоМиров.

                               4. Карточки с заданиями для групповой работы.

                               3.Слайды.

                               4. Проектор.

                                     Конспект урока

I. Организация класса.

Что нужно подготовить к уроку? Для чего?

О чём мы говорили на прошлом уроке?

О высказываниях истинных и ложных.

Кому и когда приходится решать, что истинно, что ложно?

Ученику, врачу, шофёру, лётчику….

II. Проверка домашнего задания.  

                       

На дом было задано подготовить высказывания на математическую тему.  Вы составили  высказывания, компьютер их обработал. У него получилось несколько игр.

1. Игра «Высказывание – невысказывание»

Если это высказывание, то хлопните в ладоши.

15 в 3 раза больше 5.

Решить уравнение, значит найти его корень.

Прямая линия бесконечна.

Сумма чисел 9 и 7 равна 16.

Какое самое большое двузначное число?

18 уменьшили на 4, получили 14.

Равенство с переменной называют уравнением.

Любой квадрат является прямоугольником.

Х<3.

При каких значениях Х это предложение обращается в высказывание?

Назовите значения, при которых высказывание будет истинным.

Назовите значения Х, при которых высказывание будет ложным.

X+8=10 (аналогично)

При каком значении Х это высказывание буде истинным7

Вывод.  Предложение, о котором можно точно сказать ложное оно или истинное  называют высказыванием. Любое другое предложение высказыванием не является.

 

  2.Игра «Истина - ложь» 

Назовите синонимы слова истинное выражение. (Верное, правильное)

Назовите синонимы слова ложное выражение. (Неверное)

Запишите истинные высказывания в 1 столбик, а ложные во 2 столбик:

А – И                                  А - Л      

1. 7 увеличили  в 6 раз, получили 42.      (истинное)

2. 64 разделили на 8, получили 7.            (ложное)

3.Сумма 9 и 8 равна 17.                            (истинное)

4. 9 увеличили на 21, получили 30.         (истинное)

5.Проиведение 9 и 7 равно 81.                  (ложное)

5.Частное чисел 48 и 6 равно 8.              (истинное)

6.Уменьшаемое меньше вычитаемого.   (ложное)

Проверка. 

Прочитайте истинные высказывания.

Прочтите ложные высказывания. Назовите отрицание.

II. Работа над новыми понятиями.

1.Постановка проблемы.

  На слайде числа:

21, 52, 409, 248. 30, 203,  22, 371. 142, 2.

Выполни  задания:

а) выпиши все числа, в записи которых две цифры и есть цифра 2;

    21, 52, 22, 2.                                                      

б) выпиши все числа, в записи которых две цифры или есть цифра 2.

   21  52  248  203    22  142  2

Почему разное количество  чисел, да и числа появились другие?

Было другое задание.

А чем же оно отличалось?

В 1 задании нужно было выписать числа, в записи которых две цифры и есть цифра 2.

А во 2 задании двузначные числа или есть цифра 2.

Вывод. Видите, как важно понимать значение составных выражений, имеющих разные связки.

2.Постановка цели урока.

Сегодня будем учиться понимать и составлять выражения со связками (союзами) И, ИЛИ, что бы все ребята могли выполнять такие задания.  

                                                                                                                                                            3.Работа в парах со слайдами по таблице.

Номера слайдов

 1

 2

3

 4

На слайде прямая линия и отрезок

нет    

нет  

нет    

 да    

На слайде геометрические фигуры

(прямая или отрезок)

  да

да

нет

да

Рассмотрите слайды и впишите в таблицу слова «да»,  «нет».

Внимание на экран.

Слайд 1.

Рассмотрите чертёж. Прочтите 1 высказывание.

Сколько утверждений в этом высказывании?

Два.

Как называется такое высказывание?

Составное.

Назовите 1 утверждение.

На слайде прямая линия.

Истинно ли оно?

Да.

Назовите 2 утверждение.

На слайде отрезок.

Истинно ли оно?

Нет.

Какая связка соединяет высказывание?

Связка и.

Значит, на слайде должна быть и прямая линия и отрезок. Соответствует ли это действительности?

Нет. Это высказывание ложное.

Прочитайте 2 высказывание.

Это составное высказывание. На слайде геометрическая фигура: отрезок или прямая. Это истинное высказывание, потому что есть прямая линия.

Аналогично ведётся работа с остальными слайдами.

Вывод:   С какими высказываниями мы познакомились?                                                                   Мы познакомились с составными высказываниями, состоящими из нескольких утверждений.

Какими словами могут соединяться такие высказывания?

Высказывания могут соединяться связками  И, ИЛИ.

Когда составное высказывание с союзом И истинно?

Если оба утверждения истинны.

Истинно ли высказывание со словом ИЛИ?

Если истинно одно из утверждений.

 

3.   Физминутка.         Игра «Отрицание»

Сидите.                                  (Встают)

Не поднимайте руки.              (Поднимают руки)

Повернитесь на заднюю парту.

Не ставьте руки на пояс.

Поднимите правую ногу.

Не поднимайте левую ногу.

Не наклоняйтесь.

Не садитесь.

(и так далее)

4.Закрепление. Работа в группах.

Игра «Математическая ловушка»

Чтобы не попасть в «ловушку», будьте бдительны, внимательны.

Работать будете в группах. Каждая  группа получает карточки. Побеждает самая дружная группа, умеющая слушать друг друга. Образуйте группы.

Подчеркните истинные высказывания. Составьте отрицание, если высказывание ложное.

1.Число 12 двузначное и чётное.

2.Число 27 делится на 9 и больше 30.

3.Сумма 36 и 14 больше 40.

4.Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.

5.О фигуре на рисунке ученики ответили так:

- Это не прямоугольник.

- Это квадрат.

- Это четырёхугольник.

6.Сравни высказывания:                                                                                                                                           

 - На чертеже  изображён отрезок.

 - На чертеже изображена прямая.

 - На чертеже изображён не луч и не отрезок.

7.Прямые АВ и СД пересекаются под прямым углом и называются перпендикулярными.

8.Построй отрицания высказываний:

- Неверно, что число 3 является делителем числа 27.

- Неверно, что число 25 однозначное.

Карточка с дополнительными заданиями:

1.При каких значениях числа Х высказывание будет истинным: Х>10

 

2.Число делится на 9 , если сумма его цифр делится на 9.

3.Составь два сложных высказывания, одно всегда будет ложным, а другое истинным из следующих предложений:

На улице светит солнце.

На улице дождь.

На улице пасмурная погода.

На улице идёт снег. 

IV. Подведение итога урока. Рефлексия.

С какими высказываниями вы познакомились на уроке?                                                                  Ребята, какие высказывания мы называли составными.

Состоящие из нескольких утверждений.

Какими связками могут соединяться такие высказывания?

Союзами и, или.

Что вы узнали о высказываниях с союзами И, ИЛИ?

Полезен ли был для вас этот урок?

                                                                                                                                                                        По картинкам из Логомиров составьте математическое высказывание или  высказывание – совет своим товарищам, можно использовать союзы и, или.

(1 картинка о природе, 2 картинка по правилам дорожного движения)

Вспомните моё пожелание вам:

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

                                   Карточка для групповой работы

1.Число 12 двузначное и чётное.

2.Число 27 делится на 9 и больше 30.

3.Сумма 36 и 14 больше 40.

4.Разность 80 и 15 меньше разности 80 и 25.

5.О фигуре на рисунке ученики ответили так:

- Это не прямоугольник.

- Это квадрат.

- Это четырёхугольник.

6.Сравни высказывания:                                                                                                                                            

 - На чертеже  изображён отрезок.

 - На чертеже изображена прямая.

 - На чертеже изображён не луч и не отрезок.

7.Прямые АВ и СД пересекаются под прямым углом и называются перпендикулярными.

8.Построй отрицания высказываний:

- Неверно, что число 3 является делителем числа 27.

- Неверно, что число 25 однозначное.

                                Карточка с дополнительными заданиями:

1.При каких значениях числа Х высказывание будет истинным: Х>10

2.Число делится на 9 , если сумма его цифр делится на 9.

3.Составь два сложных высказывания, одно всегда будет ложным, а другое истинным из следующих предложений:

На улице светит солнце.

На улице дождь.

На улице пасмурная погода.

На улице идёт снег.

               Карточка для индивидуальной работы

Номера слайдов

 1  

 2

3

 4

На слайде прямая линия и отрезок

…....            

 …….

 …….

…….

На слайде геометрические фигуры

(прямая линия или отрезок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Интегрированный урок информатики и музыки

Изображение зимней музыки на графическом редакторе Paint и воспроизведение зимней песни на программе Piano....

Конспект интегрированного урока информатика +изо

Материал интегрированного  урока позволяет учащимся  слушать и выделять главное, формулировать свою мысль, развивать речь....

Интегрированный урок Информатика + Технология 4 класс

Образовательная -  научиться описывать компьютер как универсальный инструмент для работы человека с информациейРазвивающая – развитие познавательного интереса, инициативы  в условиях компьют...

Интегрированный урок (информатика и ИКТ + русский язык) «Использование алгоритмов. Безударные гласные в корне слова» 5 класс

Цели урока:  Обучающие: закрепить знания учащихся об алгоритмах; совершенствовать навыки исполнения и составления алгоритмов;  расширить знания учащихся о безударной гласной в корне слова; ф...

Интегрированный урок (Информатика + история) «Славься, Цезарь!» + "Работа с таблицами в текстовом процессоре MSWord"

Тема  урока: «Славься, Цезарь!»+ "Работа с таблицами в текстовом процессоре MSWord"Класс: 6Тип урока: интегрированный урок истории и информатикиФорма урока: комбинированный урок-игра....

Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке»

Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на  английском языке» предназначена для работы с учащимися начальной школы. Рабочая программа рассчитана на 34...