Рабочая программа по информатике (3 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Попова Виктория Александровна

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_3_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Программу обеспечивают:

Бененсон Е.П., Паутова А.Г.  Информатика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс:. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Комплект компьютерных про грамм. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса

Целью изучения информатики в начальной школе является фор мирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с примене нием компьютеров, так и без них. Обучение информатике направле но на решение следующих задач:

  1. учить школьника искать, отбирать, организовывать и использо вать информацию для решения стоящих перед ним задач;
  2. формировать первоначальные навыки планирования целена правленной деятельности человека, в том числе учебной дея тельности;
  3. дать первоначальные представления о компьютере и современ ных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  4. дать представление об этических нормах работы с информаци ей, об информационной безопасности личности и государства.

Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:

  1. Информационная картина мира.
  2. Компьютер — универсальная машина по обработке инфор мации.
  3. Алгоритмы и исполнители.
  4. Объекты и их свойства.
  5. Этические нормы при работе с информацией и информацион ная безопасность.

Понятие информации и работа с информацией

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые зна ния. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта за дача решается на протяжении всего периода обучения информати ке в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

В 3-м классе информация рассматривается в контексте понятия объект. Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств — как динамическая информационная модель процесса.

В 3-м и 4-м классах рассматриваются различные способы орга низации информации:

  1. список, таблица, гипертекст (3-й класс);

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  1. со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собран ной информации и организацией ее различными способами;
  2. поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочни ках и отбором информации, необходимой для решения постав ленной задачи;
  3. обработкой информации по формальным правилам и эвристи чески.

Практические задания выполняются как с использованием компью тера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различны ми предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 3-м и 4-м классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природ ными объектами или явлениями и в процессе общения с окружаю щими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значе ние уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и органи зуется в виде списков, таблиц, деревьев.

Обработка информации по формальным правилам рассматрива ется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержа щуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самосто ятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Первичное знакомство с приемами планирования целена правленной деятельности человека

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них опти мальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе — формировать первоначальные навыки пла нирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществля ется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Со ставление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  1. планирование деятельности человека;

•    управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятель ности школьника, что оказывает положительное влияние на форми рование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формаль ных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование ком пьютерных информационных технологий связано с формальным ис полнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вто рых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует ак тивное развитии алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алго ритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учени ком, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.

В 3-м классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция — ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся со ставляют алгоритмы решения учебных задач из других предметов школьного курса, что дает возможность использовать другие учеб ники как источники информации, необходимой для составления алго ритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достиже ния этих целей.

В 3-м классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащие ся знакомятся с понятиями объект, свойства объекта, класс объек тов. Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4-м классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алго ритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.

На этом же этапе рассматривается еще один способ планирова ния сложных действий — выделение основных и вспомогательных ал горитмов. При решении задачи выделения основного и вспомога тельных алгоритмов используется метод последовательной детали зации, с которым учащиеся познакомились в 3-м классе.

Первоначальные представления о компьютере. Практичес кие навыки работы на компьютере

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудо вой деятельности ставит перед школой задачу формирования прак тических навыков использования различных компьютерных техноло гий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компью тере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраз дела:

  1. фундаментальные знания о компьютере,
  2. практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компью тере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

  1. представление о компьютере как универсальной машине для об работки информации;
  2. название и назначение основных устройств компьютера;
  3. представление о двоичном кодировании информации;
  4. представление о программном управлении компьютером;
  5. представление о профессиях компьютера.

Формирование представления о программном управлении ком пьютером постепенно формируется во 2-м и 3-м классах.

Кроме того, в данный подраздел в программах 2-го, 3-го и 4-го классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из ко торых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этичес ких норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступ но учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, кото рые базируются на личном опыте учащихся:

  1. правила поведения в компьютерном классе (2-4-й классы);

Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвра щаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознатель ного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осо знание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознатель ные самоограничения при удалении и изменении файлов.

3-й класс (34 часа)

Информационная картина мира (9 ч)

Способы организации информации

Организация информации в виде списка. Упорядочивание спис ков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).

Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной ин формации в виде списка.

Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения в таблицу, пред ложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц

Компьютер — универсальная машина для обработки информации (3ч.)  

Фундаментальные знания о компьютере  

Компьютер как исполнитель алгоритмов.

Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с мо нитором (продолжение).

Гигиенические нормы работы за компьютером.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

    Использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр).

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Алгоритмы и исполнители (11ч)

Алгоритмы с переменными

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.

Команды с параметрами.

Краткая запись команд формального Исполнителя.

Алгоритмы с ветвлениями

Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от вы полнения условия. Использование простых и сложных высказыва ний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.

Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формаль ных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.

Создание алгоритмов методом последовательной детали зации

Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполните лей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.

Объекты и их свойства (10 ч)

Объекты

Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение свойства — красный). Поиск объекта, за данного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная ста тическая модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)

Носители информации коллективного пользования

Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного поль зования.

Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Ин форматика» к концу второго года обучения (конец 3-го класса)

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. структуру списков и таблиц (строки, столбцы, ячейки);
  2. что такое переменная, ее имя и значение;
  3. что такое ветвление в алгоритме;
  4. что такое объект;
  5. что такое свойство объекта;
  6. что такое класс объектов.

Уметь:

  1. фиксировать собранную информацию в виде списка;
  2. упорядочивать короткие списки по алфавиту;
  3. фиксировать собранную информацию в виде таблицы, струк тура которой предложена учителем;
  4. находить нужную информацию в таблице;
  5. находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
  6. находить нужную информацию в коротких гипертекстовых до кументах (при наличии оборудования);
  7. находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
  8. исполнять алгоритмы с ветвлением для знакомых формальных исполнителей;
  9. приводить примеры объектов и их свойств;
  10. находить среди данных объект с заданными свойствами;
  11. выделять свойства, общие для различных объектов;
  12. объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
  13. определять истинность сложных высказываний;
  14. на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
  15. на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Использовать приобретенные знания и умения в практичес кой деятельности и повседневной жизни для:

  1. работы со списками и таблицами;
  2. безопасной работы за компьютером;
  3. работы с электронными справочниками, основанными на ги пертекстах.

Календарно – тематическое планирование

(по триместровой системе обучения)

Дата

№ урока п/п

Тема урока

I триместр

СПИСКИ И ТАБЛИЦЫ. (16ч.)

Информация (что мы о ней знаем).

Компьютер (что мы о нём знаем).

Объекты и их свойства. Список.

Объекты и их свойства. Список.

Порядок элементов в списке.

Упорядоченные списки.

Многоуровневые списки.

Простые и многоуровневые списки.

Простые и многоуровневые списки.

Твои успехи. Контрольная работа № 1: «Списки»

II триместр

Классы объектов.  Таблицы.

Таблицы.

Порядок записей в таблице.

Поиск информации в таблице.

Твои успехи. Контрольная работа № 2: «Таблицы»

Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы».

АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (16ч.)

Алгоритмы. Что ты о них знаешь? Переливайка.

Исполнитель алгоритмов Считайка. Переменная.

Имя и значение переменной.

Имя и значение переменной.

Блок – схема алгоритма. Ветвление.

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление.

Простые и сложные высказывания.

III триместр

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.

Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами.

Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника.

Контрольная работа № 3: «Алгоритмы»

Повторение материала III четверти.

Исполнитель алгоритмов Пожарный.

Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар».

Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный.

Метод последовательной детализации.

Простые и сложные условия в алгоритмах.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2ч.)

Итоговое повторение и обобщение.

Твои успехи.

Итоговая контрольная работа № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)

Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по информатике  в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...

Рабочая программа по информатике (2 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике (4 класс), авт.Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа содержит основные пункты: пояснительную записку, содержание курса, поурочное планирование (по триместровой системе обучения), требования к уровню подготовки учащихся....

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 3 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 3 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике 4 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 4 класс к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....


 

Комментарии

Чеканова Нина Трофимовна

Огромное спасибо за материал!!!