Внеклассное занятие по информатике и ИКТ в 4 классе "Турнир информатиков""
методическая разработка по информатике (4 класс) по теме

Представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по информатике для обучающихся 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Turnir.doc479.5 КБ

Предварительный просмотр:




  Автор: Никонорова Татьяна Александровна


Название работы: «Внеклассное мероприятие для обучающихся четвёртых классов «Турнир Информатиков»


Предмет преподавания: информатика и ИКТ во 2 – 4 классах


Должность: учитель


Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13


Адрес : пр. Комсомольский, 10. тел. 8(3462) 52-50-71


Контактный телефон автора: д.т. 8(3462) 26-21-81    с.т. 8 9058274412


Электронный адрес: niktanja@mail.ru








Задачи:

  1. Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  3. Развитие логических способностей

Цели мероприятия: 

  1. Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности;
  2. Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме
  3. Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.

Оборудование и материалы: 

  1. листы с заданиями конкурсов для команд и болельщиков
  2. бланк для жюри (Приложение 1)
  3. листы ответов для жюри (Приложение 2)
  4. оформление доски: плакаты, цветное название мероприятия, эпиграф (“Кто владеет информацией, тот управляет миром”)
  5. магнитофон с записями легкой музыки и бодрой для начала мероприятия
  6. призы
  7. интерактивная доска
  8. презентация «Турнир информатиков»

Организация мероприятия 

  1. 2 команды по 6 человек в каждой
  2. жюри (3 человека)

Ход соревнования


     Ведущий: Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира знатоков информатики. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания

Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).

     А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).

Команда «Процессоры»
Девиз:

Процесс процессора идёт
К победе нас он приведёт!

Команда: «Компьютерные гении».
Девиз:

Компьютерный гений не унывает,
Компьютерный гений всегда побеждает.
Мы внимательны, дружны,
И, конечно же, умны!

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

  1. конкурс.  Он  называется  «Дальше,  дальше,  дальше…» 

      Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать «дальше».

“Дальше, дальше, дальше…” (1 балл правильный ответ)

 Вопросы для команды 1. 

  1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.
    /информатика/
  2. Организованная последовательность действий.
    /алгоритм/
  3. Устройство ввода звуковой информации.         
    /микрофон/
  4. Пересылка данных с носителя данных в основную память
    /загрузка/                                                  
  5. Устройство ввода в компьютер информации непосредственно с листа.
    /сканер/
  6. Какие устройства обычно используются для ввода информации в компьютер? /клавиатура, мышь/
  7. Какое устройство в компьютере обрабатывает информацию?  /процессор)/
  8. Перевод информации в удобную для передачи или хранения форму называется… /кодирование/
  9. Какую сеть образуют компьютеры в нашей школе?     /локальную/
  10. Для чего составляют алгоритмы?         /для решения задач/
  11. Какая буква продолжает цепочку:  Б, В, Г, Д, Ж, З …               / К /

Вопросы для команды 2. 

  1. Центральное устройство компьютера  
    /процессор, системный блок/
  2. Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер. /Ответ: магнитный диск/
  3. Универсальное электронное устройство обработки информации
    /компьютер/
  4. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране
    /курсор/
  5. Алгоритм, записанный на языке программирования
    /программа/
  6. Какое устройство можно назвать «мозгом» компьютера?   /процессор/
  7. Можно ли на одной дискете сохранить содержание школьного дневника?        /да/
  8. Устройство, которое необходимо для передачи информации по телефонным проводам?             /модем/
  9. В какое устройство в компьютере информация поступает на хранение?  /память/
  10. Какое число лишнее в последовательности: 10, 20, 30, 34, 40, 50     /34/
  11.  Монитор служит для …             /вывода информации/  

Жюри подводит итоги этого тура


 Второй конкурс называется «Разгадай ребус»


     Вы увидите на экране ребусы для обеих команд. Разгаданное слово записать, лист с ответами передать жюри. Каждое правильно разгаданное слово – 1 балл.

                    

                   

(Память, компьютер, дисковод, программист)

3 конкурс  «Алгоритм» (полный ответ – 5 баллов)

Волк, коза и капуста.

      Один человек должен был перевести через реку волка , козу и капусту . Но его лодка была такая маленькая , что он  при каждом переезде мог  взять с собой или одно животное или капусту.
Между тем волка нельзя было оставлять на берегу одного с козой, т.к. он мог ее съесть . Нельзя было так же допустить, чтобы коза  оставалась одна с капустой , т.к. она могла ее съесть , как при этих условиях перевести все на другой берег?


Составьте алгоритм переправы на другой берег.

       (Команды работают на листочках. Один из участников вводит алгоритм в компьютер)

Алгоритм «Переправа»

Начало

  1. Перевезти козу.
  2. Возвратиться самому.
  3. Перевезти волка.
  4. Возвратиться вместе с козой.
  5. Перевезти капусту.
  6. Возвратиться самому.
  7. Перевезти козу.

Конец

Четвёртый  конкурс «Весёлая разминка» (по 2 балла за удачное выступление)

      Пока один из участников из команды вводит данные в компьютер, проведём  конкурс, который называется «Весёлая разминка». Вам надо будет изобразить мимикой и жестами различные ситуации (по жребию):

  1. Принтер
  2. Компьютер завис
  3. Компьютерную мышь.
  4. Мальчика, играющего в компьютерную игру

- Члены жюри проверяют работу членов команд на компьютерах.

Пятый конкурс «Кроссворд»

       За 5 минут команды должны разгадать кроссворд. Лист с ответами передаётся членам жюри на проверку. Болельщики тоже могут разгадывать кроссворд на доске.

Шестой конкурс «Капитаны, капитаны …»

-Настало время показать себя капитанам.  Помните, в рассказе Артура    Конан-Дойля «Пляшущие человечки»  преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.
Сейчас за 3 минуты капитаны попытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.

Капитанов команд попрошу получить задания.

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования: 

  1. Роса шила ф фасе.
  2. Коляманлядаля.

Ответы: 

  1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)
  2. Команда.  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)

Седьмой конкурс «Без капитанов ..»

        В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны “змейкой”, то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

Задание 

Примечание: каждое угаданное слово приносит команде 1 балл.

Бейсик, курсор, массив, память, сервер, истина, пароль, кнопка, версия.

Восьмой конкурс «Перевёртыши»

      Замените некоторые слова противоположным по смыслу (или просто другим, если противоположного не существует) и верните пословицам первоначальный вид.  

  1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
  2. Компьютер памятью не испортишь.
  3. Дарёному коню в системный блок не заглядывают.
  4. Утопающий за F1 тается.
  5. Бит байт бережёт.
  6. Что из Корзины удалено, то пропало.
  7. Вирусов бояться – в Интернет не ходить.
  8. За одного хакера семь кандидатов наук дают.
  9. Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

 

Подведение итогов, награждение команд грамотами.

      Пока жюри подсчитывает баллы и подводит итоги, предлагаем вашему вниманию логические задачи.

Задача 1. В школе 500 учеников, почему среди них обязательно найдутся хотя бы двое, родившихся в один и тот же день?

Задача 2. Соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы получились другие слова.

Пар          -            кон
диск         -            азия
ком          -            оса
кипа         -            ус
гимн             -            овод
бой           -            пот
пол           -            рак
бал            -            кость
приз          -           рис

Приложение 1.

Лист оценки

Конкурс 

Максимальный балл 

1 команда 

2 команда 

«Дальше, дальше, дальше, …»

По 1 баллу за правильный ответ. Максимум – 12 б.

 

 

«Весёлый ребус»

1 балл за каждое слово

 

 

«Алгоритм»

До 5-и баллов

 

 

«Весёлая разминка»

До 2-х баллов

 

 

«Кроссворд»

1 балл за каждое слово. Максимум – 10 баллов.

 

 

«Капитаны»

2 балла + 2 (за способ кодирования )

 

 

«Без капитанов»

1 балл за каждое слово

 

 

«Перевёртыши»

2 балла за каждую пословицу

 

 

Всего: 

 

 

 

Место: 

 

 

 

 

Приложение 2.

Листок ответов

1 конкурс.

1 команда

  1. Информатика
  2. Алгоритм
  3. Микрофон
  4. Загрузка
  5. Сканер
  6. Клавиатура, мышь
  7. Процессор
  8. Кодирование
  9.   Локальная
  10.   Для решения задач
  11.   К

2 команда.

  1. Процессор, системный блок
  2. Магнитный диск
  3. Компьютер
  4. Курсор
  5. Программа
  6. Процессор
  7. Да
  8. Модем
  9.   Память
  10.   34
  11.   Для вывода информации

2 конкурс

Память, компьютер, дисковод, программист.

3 конкурс

Начало

  1. Перевезти козу.
  2. Возвратиться самому.
  3. Перевезти волка.
  4. Возвратиться вместе с козой.
  5. Перевезти капусту.
  6. Возвратиться самому.
  7. Перевезти козу.

Конец

5 конкурс

6 конкурс.

  1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)
  2. Команда.  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)

7 конкурс.

Бейсик, курсор, массив, память, сервер, истина, пароль, кнопка, версия.

8 конкурс

ЗАДАНИЯ 

ОТВЕТЫ 

 

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

 

 

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

 

 

Компьютер памятью не испортишь.

 

 

Кашу маслом не испортишь.

 

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

 

Дареному коню в зубы не смотрят.

 

 

Утопающий за F1 хватается.

 

 

Утопающий за соломинку хватается.

 

Бит байт бережет.

 

 

Копейка рубль бережет.

 

Что из Корзины удалено, то пропало.

 

 

Что с возу упало, то пропало.

 

Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

 

Волков бояться – в лес не ходить.

 

 

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

 

За одного битого семь небитых дают.

 

 

Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

 

 

Всяк кулик свое болото хвалит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по информатике для 1 класса "Занимательная информатика"

Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе....

Внеклассное занятие «Путешествие в страну Информатики»

Сценарий внеклассного занятия для учащихся 3 класс  «Путешествие в страну Информатики»...

Внеклассное занятие по информатике в 4 классе

Данный материал может быть использован учителями начальной школы и учителями информатики для проведения занятий по внеурочной деятельности. На представленном занятии дается представление о свойствах и...

Внеклассное занятие по информатике

Конспект внеклассного мероприятия по информатике в 4 классе на тему: Путешествие в страну Информатика...

Конспект урока информатики «Симметрия Paint (кривая линия)» (Информатика, 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование понятия симметричности фигур;развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления, внимания, воображения;развитие умений...

Конспект внеклассного занятия по информатике для 2 класса на тему "Кодирование информации"

Конспект внеклассного мероприятия разработан для учащихся 2 класса с учетом особенностей развития детей данного возраста. Материал представлен в виде игры и содержит в себе разноуровневые задания, нап...

Внеклассное занятие-игра по информатике "Весёлая информатика"

Общеучебные цели:Развивать устойчивый интерес к информатике, показать, какое значение имеет информатика в жизни.Развивать творческую  активность;  память, внимательность.Активизировать мысли...