рабочая программа по информатике 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Белоусова Валентина Николаевна

УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_3_klass.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «ООШ с.Холманка »

__________/__Бровкова Т.В./

 «___»____________2012 г.

«Согласовано»

Директор МКОУ

«ООШ с.Холманка  »

_________/Тюлюгенева Г.Е./

Приказ № _____ от

«___»___________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Белоусовой Валентины Николаевны

Учителя второй квалификационной категории

по учебному курсу  «Информатика и ИКТ»

 3 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол №  

от «   »августа 2012г.

2012-2013  учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика в играх и задачах» авторов Горячева А.В., Суворовой Н.И., Гориной К.И.
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» 3 класс в 2-х частях. Авторы Горячев А.В., Суворова Н.И.,  Горина К.И. 2011г.
2. Методические рекомендации для учителя «Информатика в играх и задачах» 3 класс. Авторы Горячев А.В., Суворовой Н.И., Горина К.И. 2008г.
Цели изучения основ информатики:
1. развитие у школьников устойчивых навыков решения задач;
2. расширение кругозора в области знаний, тесно связанных с информатикой;
3. формирование у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей.
Основная задача курса – развитие умения проведения анализа действительности для
построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Основные требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны уметь:
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
• изображать графы;
• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
• находить в схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Структура общеоразовательного компонента информатики

В материале выделяются следующие рубрики:    

  1. описание объектов –  атрибуты, структуры, классы;
  2. описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  3. описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  4. применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы.

 Формы контроля ЗУН (ов);

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;
  5. практикум.


   
Место предмета в базисном учебном плане:

Учебно-методический материал  разработан для обучения с 1 по 4 класс.  В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения.  Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики  проводится  по  нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть.  Таким образом изучение материала происходит  "по  спирали"  -  ученики  каждую  четверть  продолжают  изучение темы этой же четверти  прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю.  Каждая учебная четверть  заканчивается  контрольной работой.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

             
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, предусмотренный школьным компонентом учебного плана.

 При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение информатики в 3 классе составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Алгоритмы (9 часов)

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск  ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 часов)

 Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием.  Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.  Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

 Логические рассуждения (10 часов)

 Высказывания со словами “все”, “не все”, “никакие”.  Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)

Игры.  Анализ  игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.  

.

Календарно-тематический  план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количест

во часов

Сроки

Тип  урока

Наглядные пособия и ТСО

Вид контроля

план

факт

1

Модуль   1. Алгоритмы Алгоритм действия. Составление и выполнение алгоритмов

1

Сентябрь

6

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», модели

Текущий

2

Схема алгоритма..

1

13

Комбинированный  

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

3

Ветвление в алгоритме.

1

20

Комбинированный  

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

4

Цикл в алгоритме.

1

27

Комбинированный  

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

Октябрь

4

Комбинированный  

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

6

Контрольная работа по теме:
«Линейные и нелинейные алгоритмы»

1

11

Контроль ЗУНов

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Тематический

7

Анализ контрольной работы.

Составление  алгоритмов


1

18

Урок систематизации ЗУНов

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

8


    Алгоритмы

1

25

Комбинированный  

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий


8


Модуль 2 Группы (классы) объектов Состав и действия объекта.

1

Ноябрь

8

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», магнитная доска, разрезной бумажный чайник

Текущий

9

Группа объектов. Общее название.

1

15

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»,



предметные картинки

Текущий

10

Общие и особенные свойства объектов группы и подгруппы.

1

22

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

11

Единичное имя объекта.

1

29

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», предметные картинки

Текущий

12

Описание свойств объектов в табличном виде.

1

Декабрь

6

Комбинированный

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

13

Контрольная работа по теме: «Общие и единичные имена объектов»

1

13

Контроль ЗУН

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Тематический

14

Анализ контрольной работы.

Описание свойств объектов в табличном виде.

1

20  

Урок систематизации ЗУНов

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

15

Модуль 3. Логические рассуждения.Множество. Число элементов множества. Подмножество.

1

27

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

16

Пересечение множеств. Элементы, не принадлежащие множеству

1

Январь

17

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

17

Пересечение и объединение множеств.

1

24

Комбинированный

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

18

Истинность высказывания. Отрицание.

1

31

Комбинированный

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

19

Истинность высказывания со словами «и», «или».

1

Февраль

7

Комбинированный

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

20

Граф. Вершины и ребра графа.

1

14

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

21

Граф с направленными ребрами.

1

21

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

22

Построение графов.

1

28

Комбинированный

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

23

Контрольная работа по теме: «Множество, подмножество»

1

Март

7

Контроль ЗУН

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Тематический

24

Анализ контрольной работы.

Построение графов.

1

14

Урок систематизации ЗУНов

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

25

Модуль 4. Применение моделей (схем) для решения задач 

Аналогия.

1

21

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»,предметны картинки

Текущий

26

Закономерность.

1

Апрель

4

Изучение и первичное закрепление

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

27

Аналогичная закономерность

1

11

Комбинированный

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

28

Аналогичная закономерность.

1

18

Комбинированный

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

29

Игра: «Выигрышная стратегия».

1

25

Комбинированный

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах», предметные картинки

Текущий

30

Контрольная работа по теме: «Аналогии и закономерности»

1

Май

2

Контроль ЗУН

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Тематический

31

Повторение и обобщение пройденного материала Линейные и нелинейные алгоритмы.

1

16

Урок систематизации ЗУНов

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

32

Повторение и обобщение пройденного материала. Логические рассуждения

1

23

Урок систематизации ЗУНов

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

33

Применение моделей (схем) для решения задач Аналогии и закономерности

1

30

Урок систематизации ЗУНов

Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах»

Текущий

Требования к уровню подготовки учащихся третьего класса

              В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
— называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
— понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
— выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
— изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; — находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.


                                                                                                    Перечень учебно-методического обеспечения

   1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл./ А. В. Горячев, Смирнова Н.И., К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г.
  2. Информатика в играх и задачах для 3 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Смирнова Н.И., К. И. Горина.- М.: Баласс, 2008г..

Список литературы

Для ученика

Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл./ А. В. Горячев, Смирнова Н.И., К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г.

Для учителя

Информатика в играх и задачах для 3 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Смирнова Н.И., К. И. Горина.- М.: Баласс, 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...