Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Базарнова Светлана Леонидовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №290

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ СОШ № 290

________________ О.П.Никитина

Приказ №234-ОД

« 29» августа  2014 г.

ОСНОВАНИЕ:

Решение педсовета ГОУ СОШ № 290

« 29» августа  2014 г.

 

Протокол № 18

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КОМПЬЮТЕР – МОЙ ДРУГ И ПОМОЩНИК»

Возраст детей: 8-12 лет

Срок реализации: 3 года

1 год – 68 часов

2 год – 68 часов

3 год – 68 часов

Составитель программы:          

Учитель информатики

Базарнова Светлана Леонидовна

Санкт-Петербург

2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа является трехгодичной программой дополнительного образования детей. Программа имеет социальную направленность.

Принципиальное замечание состоит в том, что смыслом компьютерного образования является формирование представлений, ценностей и навыков, результатом которого  будет достижение целевых установок, проводимых двумя параллельными процессами: социализацией и социальной адаптацией.

Предмет изучения – компьютер как источник информации или инструмент, понимание, как сделать компьютер своим помощником в решении прикладных задач, таких, как оформление рефератов, докладов, изготовление рисунков, создание мультфильмов и т.п. Учащиеся осваивают программы обработки текстов (текстовые редакторы), совершенствуя свое умение излагать мысли в письменной форме. Учащиеся осваивают программы обработки графической информации (графические редакторы и программы создания презентаций), что позволяет делать их работы красивыми и привлекательными для читателя.  Сделать красиво на бумаге – это наука сделать свою публикацию привлекательной, читабельной, что позволяет оформлять книги и газетные статьи достойным образом.

Введение раздела «Компьютерный дизайн  – как одно из направлений дизайна» способствует формированию у учащихся эстетического восприятия предметного мира, показывает место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.

Актуальность данного курса заключается в том, что в современном мире возможности персонального компьютера превратили его в незаменимого помощника в самых различных сферах человеческой  деятельности, например, в сфере оформления  книг, буклетов, рекламок, постеров и другой печатной продукции.

Данная программа составлена в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Целью данной программы дополнительного образования является:

  • создание условий обучения учащихся оформлению печатной продукции

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Образовательных:
  • знакомство с различными видами печатной продукции  (книги, буклеты, рекламки, постеры, плакаты, открытки и пр.) и с тем как их можно оформить на компьютере;
  • ознакомление учащихся с возможностями применения ПК в повседневной жизни;
  • формирование представлений о ПК как инструменте, помогающем решать многие прикладные задачи;
  • выработка навыков работы на ПК для изготовления рисунков и создания мультфильмов.
  • расширение кругозора учащихся;
  1. Развивающих:
  • формирование у учащихся функциональной компьютерной грамотности;
  • активизация творческого потенциала учащихся путем выполнения различных заданий в рамках программы;
  • формирование чувства эстетического восприятия предметного мира.
  1. Воспитательных:
  • формирование бережного, ответственного отношения к работам, как своим, так и своих товарищей;
  • социальная адаптация.        

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

  • соединение теории работы на ПК с практикой при выполнении конкретных заданий;
  • внесение в процесс обучения максимума практической, творческой, деловой и соревновательной активности;
  • постоянная «сквозная» проверка знаний, накопленных посредством теории, практики, через тестирование.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Данной программе присущи следующие отличительные особенности:

  1. Доступность изучаемого материала: программа носит ознакомительный характер: предлагаемые для решения задачи адаптированы к возрасту обучающихся.
  2. Практические задания, выполняемые учащимися,  носят не абстрактный, а конкретный характер. Созданные ими учебные задания, рисунки и прочие виды работ, используются на занятиях других учебных программ. Это экономит время по подготовке домашних заданий, увеличивает интерес учащихся к занятиям и дополнительно стимулирует красиво и аккуратно оформлять работы.
  3.  Осуществление учащимися самостоятельной деятельности в процессе обучения: самоуправление в учебной деятельности (учащийся – ассистент, помощник), обсуждение с учащимися результатов занятия, опережающее обучение и т.п.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА, ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной рабочей программы –  8-12 лет.

Продолжительность программы – 3 года.

Учебная нагрузка:

  • 1 год обучения - 2 учебных часа в неделю;
  • 2 год обучения – 2 учебных часа в неделю;
  • 3 год обучения – 2 учебных часа в неделю.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Формы проведения занятий по предмету выбираются преподавателем, исходя их целей обучения и содержания материала (лекция, практическое занятие  и текущий контроль в виде тестов и результатов практических работ, компьютерных презентаций).

В связи со спецификой данного курса, а именно индивидуальной работой на компьютере количество учащихся в группе определяется количеством компьютеров в классе, а именно – 12 (такова комплектность компьютерного класса).

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ДИАГНОСТИКА

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Надо очень четко понимать, что овладение навыками работы на компьютере, использовании его как инструмента требует непременно знания назначения основных устройств ПК, функциональную схему компьютера, назначение и основные функции операционной системы, понимать, что такое информация и какой она бывает. А так как невозможно печатать текст,  не зная раскладки клавиатуры,  введен раздел освоения набора слепым методом.

Учащиеся 1-го  года   обучения должны знать:

  • правила безопасной работы на компьютере;
  •  функциональную схему компьютера.
  •  характеристики основных устройств компьютера.
  • назначение и основные функции операционной системы.
  • единицы измерения информации.
  • о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой природе.
  • о программных средствах и способах создания различных объявлений, реклам, газет.
  • схему раскладки клавиатуры; правильную постановку рук на клавиатуре при наборе текста;
  • правила написания знаков препинания, цифр
  • общие сведения о единстве красивого и функционального.
  • понятие дизайн, историю развития дизайна, его принципы, позволяющие делать красиво и привлекательно на бумаге.

Учащиеся 1-го  года   обучения должны уметь:

  • выполнять правила безопасной работы на компьютере;
  • приводить примеры получения, передачи обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике.
  • правильно ставить  руки на клавиатуре при наборе текста;
  • правильно набирать текст с учетом правил написания знаков препинания, цифр, арифметических формул, обозначений и некоторых сокращений;
  • работать с файлами в графическом интерфейсе (копировать, находить, сохранять, создавать свои папки)
  • .применять графические элементы для обеспечения выразительности изображения.
  • применять знания о влиянии цвета, формы и других факторов на зрительное восприятие изделия.
  •  применять графический редактор для редактирования и создания изображений.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны достичь полной свободы в использовании возможностей приложений: текстового и графического редакторов, редактора  презентаций, предоставляемых Microsjft Office. Они должны делать по несколько вариантов оформления работ и научиться их сравнивать и выбирать лучший вариант. Поэтому время на практические занятия в текстовом редакторе должно быть достаточно длительным.

Учащиеся 2-го  года   обучения должны знать:

  • о видах  информации (текстовой и графической)
  • о средствах ввода-вывода информации.
  •  о программных средствах разработки презентаций, обработки текстов.
  • правила форматирования абзаца (текста), правила заполнения табличных форм;
  • правила оформления титульных листов и библиографических списков;

Учащиеся 2-го  года   обучения должны уметь:

  • создавать простейшие мультимедийные презентации с использованием анимации;
  • создавать простейшие  презентации с использованием связи между различными файлами;
  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текста.
  • оформлять текст в несколько колонок
  • оформлять титульные листы к докладам и рефератам,
  •  готовить иллюстративный материал для своих работ
  • работать с простейшими таблицами в текстовом редакторе.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Результатом третьего года обучения по данной рабочей программе должно быть свободное владение учащимися компьютером в роли пользователя. Учащиеся должны узнать что такое электронные таблицы и электронные публикации. Особое внимание уделяется глобальной сети Интернет, правилам работы и безопасности в ней.

Учащиеся 3-го  года   обучения должны знать:

  • стандартные программы Windows.
  • о программных средствах создания электронных таблиц.
  •  о возможностях создания электронных публикаций средствами Publischer.
  • что такое Интернет и для чего он нужен

Учащиеся 3-го  года   обучения должны уметь:

  • пользоваться стандартными программами Windows (калькулятор, блокнот, WordPad)
  • применять программу Excel для создания таблиц
  •  создавать таблицы, оформлять их и работать с формулами;
  • создавать электронные публикации средствами Publischer.
  • уметь работать с электронной почтой (получать и отправлять письма)

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической работой учащихся, их умением применять полученные знания на деле.

        Важной формой диагностики является коллективная оценка результатов деятельности учащихся на каждом занятии на основании совместного обсуждения учащихся и педагога результатов работы на занятии.

На каждого учащегося заводится личная книжка достижений, куда заносятся все выполненные работы, полученные распечатки выполненных документов, отмечается участие в играх, конкурсах, семинарах (портфолио).

         Итоговый результат обучения определяется как сумма результатов, отмеченных в личной карточке, и по защите индивидуальных проектов.

Учебно-тематическое планирование 1 года ОБУЧЕНИЯ

Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса.

1 год обучения

№ темы

Дата занятия

Наименование темы

Теорет. занятий

Практ. занятий

Итого

 часов

1.

Вводное занятие

1

-

1

1.1. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Что изучается по данной программе?

1

1

2.

Компьютер – это только «железо» или …

1

2

3

2.1. Компьютерная грамотность – что это такое? Составные части компьютера

1

1

2

2.2. Программы, с которыми мы будем работать. Работа с графическим интерфейсом WINDOWs. (создание, копирование файлов)

-

1

1

3.

Изучение клавиатуры и выработка навыка работы на ней

3

5

8

3.1. Пространственное расположение клавиш. Виды клавиатур.

1

1

2

3.2. Основной ряд клавиатуры. Правильное расположение пальцев на клавиатуре.

1

1

2

3.3. Освоение десятипальцевого метода набора текста.

1

1

2

 3.4. Выполнение индивидуальных заданий

2

2

4.

Информатика – это интересно!

2

2

4

4.1. Что изучает информатика?

1

-

1

4.2. Образное восприятие информации.

0.5

1

1.5

4.3. Измерение информации, кодирование.

0.5

1

1.5

5.

Как сделать красиво на бумаге

4

16

20

5.1. Как сделать красиво на бумаге – шрифты и стили.

2

6

8

5.2. Оформляем открытки и поздравления. (Microsoft Publisher)

1

4

5

5.3. .Как сделать красиво на бумаге – принципы макетирования страницы.

1

3

4

5.4. Выполнение индивидуальных заданий (Microsoft Publisher)

-

3

3

6.

Компьютерный дизайн – как одно из направлений дизайна

3

6

9

6.1 История дизайна в России.

Дизайн и народное творчество.

1

2

3

6.2. Как мы видим и как видит компьютер. Принципы цветообразования, цветовой круг

1

2

3

6.3. Разнообразие форм в природе, больше или ближе?

1

2

3

7.

Рисуем вместе с компьютером

5

17

22

7.1. Графический редактор Paint , инструменты, преобразование рисунка, вставка готовых рисунков)

5

17

32

8.

Итоговое занятие

-

1

1

Итого:

19

49

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  1-го года ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие

ТЕОРИЯ: Техника безопасности при работе в компьютерном классе (приложение 1).  Основные темы, изучаемые по этой программе.

Тема 2. Компьютер – это только «железо» или …

ТЕОРИЯ: Знакомство  с внутренним содержанием компьютера,  с назначением  основных устройств компьютера (память, процессор, диски и пр.),  с существующим программным обеспечением (программами системными, драйверами и утилитами,  вводятся понятия – транслятор, графический интерфейс, логические диски и пр.). Компьютер рассматривается, как электронное устройство, работающее под управлением некоторых программ и пользователя, владеющего навыками работы с графическим интерфейсом и компьютерно грамотного. Вводится понятие компьютерной грамотности. алгоритмизации задач, ПРАКТИКА: Выполнение практических работ на обработку файлов, создание папок, сохранение и копирование файлов

Тема  3. Изучение клавиатуры и выработка навыка работы на ней

ТЕОРИЯ: Пространственное расположение клавиш. Виды клавиатур. Основной ряд клавиатуры. Правильное расположение пальцев на клавиатуре. Освоение десятипальцевого метода набора текста. Проводится обучение работе на тренажерах   по выработке навыков печати на компьютере (клавиатурные тренажеры – BABYTYPE и SOLO).

ПРАКТИКА: Выполнение практических работ и упражнений   на решение прямых и обратных задач на местоположение букв, отработка движений пальцев, выполнение упражнений на симметрию клавиатуры, на закрепление двигательного навыка.

Тема 4. Информатика – это интересно!

ТЕОРИЯ: Что изучает информатика, составляющие ее науки (кибернетика, вычислительная техника, моделирование, программирование, искусственный интеллект).  Единицы измерения информации. Кодирование информации. Образное восприятие информации. Носители информации. История развития компьютеров.

ПРАКТИКА: Решение задач на измерение и кодирование информации, игры на шифровку информации.

Тема 5. Как сделать красиво на бумаге

ТЕОРИЯ: Сочетание белого и черного, принципы макетирования страницы, соотношение цветов, холодные и теплые тона, компьютерная палитра. Как сделать красиво на бумаге.

ПРАКТИКА: Оформление открыток и поздравлений. Шрифты, принципы создания объявлений, реклам, газет (т.е. как сделать красиво и привлекательно для читателя на бумаге)

Тема 6. Компьютерный дизайн – как одно из направлений дизайна

ТЕОРИЯ: Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о ремеслах: строительных, обрабатывающих, ювелирных и пр. Зарождение и становление дизайна. Деятельность У.Морриса, Т. Земплера. Создание в Германии П. Берисом художественного промышленного союза. Деятельность В.Е. Татлина. Открытие ВХУТЕМАСа, первые отечественные разработки инженерного дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники.

ПРАКТИКА: Выполнение работ на понимание влияния  цвета и формы на восприятие текста, рекламы и т.д.

Тема 7. Рисуем вместе с компьютером

ТЕОРИЯ: Раздел содержит изучение графических редакторов, их инструментов, способов преобразования рисунков и текстов.

ПРАКТИКА: Практические занятия по разработке собственных открыток, плакатов, презентаций, рефератов,  оформления  обложек книг, буклетов, рекламок, постеров и другой печатной продукции  и прочих работ с элементами творчества. Учащиеся получают навыки макетирования страниц текста, преобразования рисунков и текстов, изготовления собственных работ (сообщения, таблицы, доклады,  рекламки, презентации своих работ по различным предметам (истории, химии, математике и т.д.)). Выполнение практических работ по освоению работы с различными инструментами графических редакторов (рисование кругов, прямоугольников, заливка, копирование и преобразование рисунков, вставка рисунков).

Тема 8. Итоговое занятие.

ПРАКТИКА: Защита индивидуальных проектов.        

        

Учебно-тематическое планирование 2- года ОБУЧЕНИЯ

Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса.

2 год обучения

темы

Дата занятия

Наименование темы

Теорет. занятий

Практ. занятий

Итого часов

1

Вводные занятия

2

1

3

1.1. Правила техники безопасности при работе на ПК

1

-

1

1.2. Повторение пройденного в прошлом году

Графический редактор, режимы работы, инструменты

1

1

2

2

Работа в редакторе  PowerPoint.

6

16

22

2.1. Прямое использование слайдов, вставка рисунков в слайды, вставка текста

2

3

5

2.2. Использование анимации при переходе от слайда к слайду. При создании нового слайда

2

10

12

2.3. Организация связи между слайдами, управление презентацией, связь с другими файлами

2

3

5

3.

 Работа в текстовом редакторе WORD

6

36

42

 3.1. Форматирование абзацев в WORDе

1

6

7

3.2. Таблицы в WORDе (схемы, кроссворды)

1

6

7

3.3. Оформление эмблем, рекламок и плакатов, коллажи – использование меню РИСОВАНИЕ (WORDart, автофигуры)

1

6

7

3.4. Совместное использование текстовых и графических редакторов для создания нужного документа

1

6

7

3.5. Оформление текста. (колонки, главы, списки)

1

4

5

3.6. Оформление рефератов, докладов и прочих работ по мере требования по  школьным предметам

1

8

6

4

Итоговое занятие

-

1

1

итого

14

54

68


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  2-го года ОБУЧЕНИЯ

Поскольку цель занятий – развитие у учащихся умения красиво оформлять свои работы,  а также освоить различные приемы работы с текстовым редактором, этот цикл рассчитан на  продолжительное время, которое позволит учащимся выполнить несколько вариантов работы.  сравнить их и выбрать лучший.

Тема 1.  Вводные занятия

ТЕОРИЯ: Правила техники безопасности при работе на ПК. Повторение пройденного в прошлом году. Графический редактор, режимы работы, инструменты. Растровая и векторная графика.   Способы представления графической информации (растровый и векторный), различные типы графики, и способов ее обработки, хранение графических файлов.

ПРАКТИКА: практические занятия по разработке собственных открыток, плакатов, презентаций, рефератов и прочих работ с элементами творчества, оформления  обложек книг, буклетов, рекламок, постеров и другой печатной продукции  и прочих работ с элементами творчества.

ТЕМА 2.  Работа в редакторе  PowerPoint.

ТЕОРИЯ: Учащиеся осваивают работу с Microsoft Office PowerPoint – программа создания презентаций,  разрабатывают собственные мультимедийные презентации с элементами анимации

ПРАКТИКА: практические занятия, отработка навыков работы с приложением  POWER POINT. Прямое использование слайдов, вставка текста, использование анимации при переходе от слайда к слайду, при создании нового слайда, организация связи между слайдами, связь с другими файлами.

ТЕМА 3.  Работа в текстовом редакторе WORD

ТЕОРИЯ: Совместное использование текстовых и графических редакторов для создания нужного изделия. Оформление рефератов, докладов и прочих работ по мере требования по  школьным предметам. Форматирование абзацев в WORDе. Таблицы в WORDе (схемы, кроссворды) . Оформление рекламок и плакатов, коллажи – использование меню РИСОВАНИЕ (WORDart, автофигуры). Оформление эмблем с помощью только текстового редактора WORD.

ПРАКТИКА: Практические работы по макетирования страниц текста, преобразованию рисунков и текстов, изготовлению собственных работ по различным школьным предметам (сообщения, таблицы, доклады,  рекламки, презентаций своих работ по различным предметам (истории, химии, математике и т.д.)). Оформление текста (колонки, главы, списки). Учащиеся получают навыки форматирования абзаца, работы с таблицами в WORDе, рисования в WORDе,  оформление текста (колонки, главы, списки)  и вставка рисунков, оформляют титульные листы и библиографию.

ТЕМА 4.  Итоговое занятие.

ПРАКТИКА: Защита индивидуальных проектов.        

Учебно-тематическое планирование 3- года ОБУЧЕНИЯ

Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом, но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает реализацию принципа вариативности образовательного процесса.

3 год обучения

темы

Дата занятия

Наименование темы

Теорет. занятий

Практ. занятий

Итого часов

1

Вводные занятия

2

4

6

1.1. Правила техники безопасности при работе на ПК

1

-

1

1.2. Повторение пройденного в прошлом году

PowerPoint, WORD

1

4

5

2

Стандартные программы Windows.

3

4

7

2.1. Для чего нужны стандартные программы. Работа с калькулятором.

1

2

3

2.2. Работа с Блокнотом

1

1

2

2.3. Работа в программе WordPad

1

1

2

3.

 Работа в программе Excel

5

25

30

 3.1. Общие сведения о программе Excel. Интерфейс программы и его составляющие.

1

1

2

3.2. Создание таблиц в Excel и их оформление

1

4

5

3.3. Ввод информации в таблицы Excel, корректировка и удаление

1

4

5

3.4. Работа с формулами в Excel

1

6

7

3.5. Построение простейших графиков в Excel

1

4

5

3.6. Выполнение индивидуальных заданий в Excel

-

6

6

4

Работа в программе Publischer

4

14

18

4.1. Возможности и интерфейс программы Publischer

1

1

2

4.2. Мастера и макеты публикаций в Publischer

1

3

4

4.3. Создание публикаций и ввод информации в Publischer

1

4

5

4.4. Создание буклетов в Publischer

1

3

4

4.5. Выполнение индивидуальных заданий в Publischer

-

3

3

5

Глобальная сеть Интернет

3

3

6

5.1. Что такое Интернет

1

1

2

5.2. Работа с электронной почтой – прием и отправка писем

1

2

3

5.3. Безопасность в Интернет  

1

-

1

6

Итоговое занятие

-

1

1

итого

17

51

68


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  3-го года ОБУЧЕНИЯ

Тема 1.  Вводные занятия

ТЕОРИЯ: Правила техники безопасности при работе на ПК. Повторение пройденного материала в прошлом году. Работа в текстовом редакторе Word, ввод и форматирование информации, создание таблиц. Работа в редакторе PowerPoint, создание и оформление презентаций.

ПРАКТИКА: практические занятия по созданию собственных документов элементами творчества.

ТЕМА 2.  Стандартные программы Windows.

ТЕОРИЯ: Для чего нужны стандартные документы Windows. Как работать с Калькулятором. Как создавать документы в Блокноте и WordPad.

ПРАКТИКА: практические занятия, работа с Калькулятором в различных видах. Создание простейших документов в Блокноте и WordPad.

ТЕМА 3.  Работа в программе Excel

ТЕОРИЯ: Возможности программы Excel – для чего и почему. Как создать таблицу, форматировать, оформить и распечатать. Как построить простейшие графики. Работа с формулами – за нас считает программа.

ПРАКТИКА: Практические работы по созданию таблиц. Получение навыков работы с формулами и построение графиков. Красивое оформление таблиц, использование различных стилей и выбор наилучшего в поставленной задаче. Форматирование, работа с ячейками. Выполнение индивидуальных заданий. Печать таблиц.

ТЕМА 4.  Работа в программе Publischer

ТЕОРИЯ: Для чего нужна программа Publischer, что мы можем с ее помощью создать. Мастера и макеты – как их использовать. Как создать публикации и макеты.

ПРАКТИКА: Практические работы по созданию календарей, буклетов, открыток, конвертов.

ТЕМА 5.  Глобальная сеть Интернет

ТЕОРИЯ: Глобальная сеть Интернет в наше время. Как пользоваться Интернетом. Безопасность в Интернете, для чего нужен Интернет ребенку. Как работать с электронной почтой – получить и написать письмо.

ПРАКТИКА: Практические работы  - выход в Интернет, опасные и познавательные ресурсы. Бесплатные электронные почты, отправка и получение писем.

ТЕМА 6.  Итоговое занятие.

ПРАКТИКА: Защита индивидуальных проектов.        

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 1 год обучения

№ п/п

Тема или раздел программы

Формы занятий

Дидактический материал, технич.оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

Лекция, практика

Раздаточный материал – правила поведения в компьютерном классе

Беседа, тестирование

2

Компьютер – это только «железо» или 

Персональный компьютер, плакаты, раздаточный материал (структурная схема ПК),

Викторина, тестирование

3.

Изучение клавиатуры и выработка навыка работы на ней

Лекция-демонстрация  практическая работа

Персональный компьютер, плакат, сборник упражнений по выработке навыков печати на компьютере, клавиатурные тренажеры – BABYTYPE и SOLO)

Наблюдение педагога за выполнением упражнений, тестирование

4.

Информатика – это интересно!

Лекция-беседа, практические работы

Персональный компьютер, дидактический материал – задания для кодирования информации (текстовой и графической)

Игра «отгадай, что здесь нарисовано»

5.

Как сделать красиво на бумаге

Демонстрация образцов работ, практическая работа

Персональный компьютер, графические редакторы, образцы  выполнения работ (газетные статьи, книги, рекламки, и пр.)

Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс на лучшую работу, обсуждение работ с педагогом и учащимися

6.

Компьютерный дизайн – как одно из направлений дизайна

Лекция-демонстрация семинар, практическая работа

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE, образцы удачного дизайна печатной продукции, образцы дизайна верхней одежды (история дизайна в русском национальном костюме).

Семинар, конкурс-викторина

7.

Рисуем вместе с компьютером  

Лекция-демонстрация практические работы

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE, (графические редакторы)

Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс на лучшую работу, обсуждение работ с педагогом и учащимися

8.

Итоговое занятие

Практическая работа

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE, (графические редакторы)

Защита индивидуальных проектов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

№ п/п

Тема или раздел программы

Формы занятий

Дидактический материал, технич.оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

2

3

4

5

1

Вводные занятия

Лекция – беседа, практическое занятие

Раздаточный материал – правила поведения в компьютерном классе Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE, (графический редактор), тренажеры

Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс

2

Работа в редакторе  PowerPoint.

Лекция-демонстрация практические работы 

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE (PowerPoint)

Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс, тестирование

3

Работа в текстовом редакторе

Лекция-демонстрация практические работы 

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE, (PAINT и PAINTnet, WORD,

Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс-выставка лучших работ

4

Итоговое занятие

Практическая работа

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE (Рublisher, PAINT ,  WORD)

Защита индивидуальных проектов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3 год обучения

№ п/п

Тема или раздел программы

Формы занятий

Дидактический материал, технич.оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

2

3

4

5

1

Вводные занятия

Лекция – беседа, практическое занятие

Раздаточный материал – правила поведения в компьютерном классе Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE, (текстовый редактор, редактор презентаций)

Оценка, выставляемая клавиатурным тренажером,  Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс

2

Стандартные программы Windows.

Лекция-демонстрация практические работы 

Персональный компьютер,  MICROSOFT WINDOWS (Калькулятор, Блокнот, WordPad)

Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс, тестирование

3

Работа в программе Excel

Лекция-демонстрация практические работы 

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE (Excel)

Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс-выставка лучших работ

4

Работа в программе Publischer

Лекция-демонстрация практические работы

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE (Publischer)

Наблюдение  педагога за выполнением работ, конкурс-выставка лучших работ

5

Глобальная сеть Интернет

Лекция-демонстрация

Персональный компьютер, выход в Интернет

Наблюдение  педагога за выполнением работ

6

Итоговое занятие

Практическая работа

Персональный компьютер, средства MICROSOFT OFFICE (Publisher, Excel)

Защита индивидуальных проектов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вовк Е.Т. Информатика. Уроки по FLASH.  – М., АО КУДИЦ, 2006.
  2. Гисин В.Б. Элементы компьютерного моделирования. Книга для чтения для 9-х классов школ, участвующих в проекте «Пилотные школы». – М., АО КУДИЦ, 2004.
  3. Гращенко П.Л. Задача. Модель. Компьютер. Практическое пособие для учащихся. – Минск, ИНФОТРИУМФ, 2000.
  4. Дригалкин В.В. Самоучитель. HTML в примерах. – М., ДИАЛЕКТИКА, 2004.
  5. Жигарев и др. Основы компьютерной грамоты. – М., МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1987.
  6. Журин А.А., Журина И.П. WORD 7.0. для школьников и начинающих пользователей. – М., АКВАРИУМ, 1997.
  7. Извозчиков В.И. Информатика в понятиях и терминах. – М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989
  8. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. – М., ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1994
  9. Макарова Н.В. и др. Информатика. – М., ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 1997.
  10. Нестеренко О.И. Энциклопедия дизайна. – М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, !990.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Вовк Е.Т. Информатика. Уроки по FLASH.  – М., АО КУДИЦ, 2006.
  2. Дригалкин В.В. Самоучитель. HTML в примерах. – М., ДИАЛЕКТИКА, 2004.
  3. Жигарев и др. Основы компьютерной грамоты. – М., МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1987.
  4. Журин А.А., Журина И.П. WORD 7.0. для школьников и начинающих пользователей. – М., АКВАРИУМ, 1997.
  5. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. – М., ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Охрана труда

  • Помещение должно быть оборудовано кондиционером;
  • Рабочие места должны иметь стулья с сиденьями переменной высоты;
  • Расстояние до экрана о глаз работающего должно быть 30 – 50 см;
  • Направление взгляда должно быть немного вниз;
  • Ноги должны быть поставлены прямо на ступни и согнуты в коленях под 90 градусов.

Электробезопасность

  • Не работать на компьютере с мокрыми руками или во влажной одежде;
  • Перед работой проверить исправность подводящих шнуров и разъёмов;
  • Не работать на неисправной технике;
  • Не втыкать посторонние предметы в разъёмы и розетки.

Пожаробезопасность

  • Не захламлять проходы между столами;
  • Не захламлять проход к двери посторонними предметами;
  • Не приносить в класс легковоспламеняющиеся предметы и жидкости (бензин, керосин и пр.);
  • При возникновении необычного запаха, дыма вытащить из розетки питающий кабель и затем вызвать преподавателя;

Поведение в классе

  • Приходить в класс только в сменной обуви и чистой одежде;
  • В классе не бегать, не шуметь. Не мешать соседу;
  • Перемещаться по классу можно только с разрешения учителя.

Гигиена труда

  • Каждые 25 – 30 минут выполнять упражнения для снятия статического напряжения мышц спины, рук, шеи пальцев и глаз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ  ИГР, КОНКУРСОВ

  1. Тема «ИНФОРМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

Раздаточный материал к упражнению «Расшифруй,  что здесь написано»

ИГРЫ

ВАРИАНТ 1.  ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

  • Зашифровать  фразу из 3 – 4 слов (например, Маша ела кашу), передать шифровку соседней бригаде
  • Следующая бригада расшифровывает записку, добавляет свои слова и передает следующему по ходу игры и т.д.

Выигрывает та бригада, которая допустит наименьшее количество ошибок при шифровке и расшифровке записок за наименьшее время.

ВАРИАНТ 2.   ЧЕПУХА

Каждая бригада зашифровывает свой ответ на вопрос:

  • 1 бригада – время события (сегодня, вчера, завтра и пр.)
  • 2 бригада – место события (в поле, в лесу, в саду, дома и пр.)
  • 3 бригада – действие (лежал, пел, курил, спал и т.д)
  • 4 бригада – действующее лицо (мяч, крокодил, волк, компот и пр.)

ВАРИАНТ 3..    КАКОЕ СЛОВО ЗДЕСЬ  НАРИСОВАНО

ОБРАЗЫ  ЗНАКОВ (СИМВОЛОВ)  ДЛЯ КОДИРОВКИ

УСЛОВИЯ:

  • Поле для кодировки (экран) – 21 клетка по горизонтали и 8 клеток по вертикали
  • Слова составляются из приведенных выше образов (закрашенная клетка – 1, пустая клетка – 0)
  • Последовательность единиц и нулей раскодируется соперниками
  • Выигрывает та бригада, которая допустит наименьшее количество ошибок при шифровке и расшифровке слов.

Пример:

Слово  выглядит на экране следующим образом ( 21 х 8 клеток)

Для ввода в компьютер это изображение кодируется следующей последовательностью нулей и единиц

010001001111100000110010001001000100001010010010001000100010010011100001000100100010010010001000100100010010001001000100100010010001001111100100010000000000000000000000

  1. Тема «РИСУЕМ ВМЕСТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ»

КОНКУРС «НАРИСУЕМ  ИНОПЛАНЕТЯНИНА»

Раздаточный материал

Объяснение правил работы с морфологическим ящиком

  1. Создание своей формулы

В тетради написать шесть чисел (от 1 до 4) в любом порядке

Записать формулу

Раздать листки с элементами ИНОПЛАНЕТЯНИНА

Написать на листках ФИО, класс, формулу

  1. Рисование эскиза ИНОПЛАНЕТЯНИНА

Эскиз рисовать на обороте листка

  1. Работа с графическим редактором PAINT
  • Включить ПК
  • Найти задание для работы (Сетевое окружение – файлы учителя – папка «задание для графического редактора» - файл ИНОПЛАНЕТЯНИН)
  • Скопировать его
  • открыть с помощью PAINT
  • выделить таблицу с элементами инопланетянина
  • правая мышь
  • копировать
  • закрыть все остальные окна
  • открыть PAINT на своем ПК
  • правка – вставить
  • Вырезать необходимые для работы фрагменты согласно своей формуле
  • Удалить оставшуюся часть таблицы

Выделить – правая мышь - вырезать

  • Составить своего ИНОПЛАНЕТЯНИНА

Скопированные фрагменты можно увеличивать, преобразовывать, раскрашивать

  1. Сохранить файл в своей папке
  2. Распечатать его

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

  1. Тема «РАБОТА В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ»

КОНКУРС        «ЛУЧШИЙ  СОЧИНИТЕЛЬ  и ОФОРМИТЕЛЬ»

Задание:

Написать мини сочинение по методике «звуковая клякса»

Алгоритм выполнения задания

  • Прочитать название кляксы «_______________»

  • Решить для себя это ЧТО? Или КТО?

ЭТО может быть

  • Растение
  • Животное
  • Человек
  • Сказочный персонаж
  • Объект природы
  • Явление природы
  • Фантастическое существо или явление
  • Техническая система

  • Написать сочинение

В сочинении должны быть отражены

  • Признаки (какой?)
  • Состав (из каких частей состоит?)
  • Где находится (куда входит, частью чего является?)
  • Функция (главная полезная функция – для чего создан, дополнительная полезная функция – что еще делает полезного, вредная функция – для человека, для окружающей среды, для самой системы)
  • В оформлении необходимо использовать возможности графического редактора PAINT (собственная иллюстрация)
  • Текст должен быть оформлен по всем правилам текстового редактора WORD
  • Можно представить несколько вариантов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...