Рабочая программа по информатике. 4 класс. Перспективная начальная школа. (ФГОС)
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по информатике. 4 класс. Перспективная начальная школа. (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike._4_klass._pnsh.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

 для учащихся  4 классов

УМК «Перспективная начальная школа»

на 2014-2015 учебный год

  Составитель:

         Костинец Г.А.

  учитель  начальных классов

  высшей квалификационной

   категории

Братск

2014

Программа по информатике  и  информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ)

Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Информатика и ИКТ» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» ( авторы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – М. : Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной.  

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования  и учебным планом образовательного учреждения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

        Основные задачи курса:

        – научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

        – сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

        – дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

        – подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

        – дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

        Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:

        - Информационная картина мира.

        - Компьютер – универсальная машина по обработке информации.

        - Алгоритмы и исполнители.

        - Объекты и их свойства.

        - Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

        В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа»,  учебный предмет  «Информатика и ИКТ»  представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается по одному часу в неделю. В 4 классе 34 часа.        

                               

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой,  ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на   вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

        - использовать внешний план для решения поставленной задачи;

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

        - осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

        - сличать результат действий с эталоном (целью),

        - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);

- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические универсальные учебные действия:

        - анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);

        - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);

        - синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

        - построение логической цепи рассуждений.

По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;

- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- устанавливать аналогии;

- строить логическую цепь рассуждений;

- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- осознанно владеть общими приемами решения задач;

- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» к концу 4-го года обучения

                Выпускник должен иметь представление:

• о достоверности информации;

• о ценности информации для решения поставленной задачи;

• о направлениях использования компьютеров;

• о понятии «дерево» и его структуре;

• о понятии «файл» (при наличии оборудования);

• о структуре файлового дерева (при наличии оборудования);

• о циклическом повторении действий;

• о действии как атрибуте класса объектов;

• о системе координат, связанной с монитором.

        Выпускник научится:

• использовать правила цитирования литературных произведений;

• приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;

• находить пути в дереве от корня до указанной вершины;

• создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);

• запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);

• записать файл в личную папку с помощью учителя (при наличии оборудования);

• приводить примеры использования компьютера для решения различных задач;

• использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

• составлять и исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

• приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;

• приводить примеры действий объектов указанного класса.

        Выпускник получит возможность научиться:

• создавать графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

• записать файл в личную папку;

• использовать компьютер для решения различных задач;

• использовать циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

• составлять и исполнять алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

• приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;

• приводить примеры действий объектов указанного класса.

        

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

4 класс (34 ч)

Информационная картина мира (11 ч)

        Виды информации

        Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.

        Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).

        Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем. Ценность информации для решения поставленной задачи.

        Способы организации информации

        Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов). Дерево решений. Запись дерева решений простых игр.

        

Компьютер – универсальная машина для обработки информации (7 ч)

        Фундаментальные знания о компьютере

        Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации, создания мультимедийных презентаций и области их применения. Компьютеры и общество.

Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта на мониторе в символьном и графическом режиме.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

        Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

        Запуск программ из меню «Пуск».

        Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.

        Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).

Алгоритмы и исполнители (8 ч)

        Циклический алгоритм

        Циклические процессы в природе и в деятельности человека. Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.

        Вспомогательный алгоритм

        Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

Объекты и их свойства (7 ч)

        Изменение значения свойств объекта

        Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса. Действия, изменяющие значения свойства объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)

        Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.

        Правила цитирования литературных источников.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа»

        Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.

        Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

        Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методическая литература

4 класс

        Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник.

        Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

        Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. – М. : Академкнига/Учебник.

Для того чтобы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса информатики и ИКТ, учебный процесс должен быть обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов Бененсон Е.П., Паутова А.Г., программами по обработке информации различного вида (текстовый   процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор).

При делении класса на группы требуется 13 компьютеров.  

Обучающие программы методического комплекта работают со следующими  операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Алгоритм
с ветвлением (повторение)

1

Комбинированный

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком

с помощью органов чувств

Знать, что алгоритм – план решения задачи или достижения цели; что алгоритм состоит из шагов; каждый шаг содержит команду, понятную исполнителю алгоритма; способы записи алгоритмов; правила поведения в компьютерном классе.

Уметь: определять вид алгоритмов (линейный и алгоритм с ветвлением); объяснять, что обозначают геометрические фигуры в записи алгоритма в виде блок-схемы; определять, из каких блоков состоит ветвление; проверять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм, цель которого вывести на экран наименьшее из значений переменных D, C, B

ЛИЧНОСТ     Н ЫЕ УУД   Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося

Общеучебные универсальные действия

Фронтальная работа

С. 4–9,

№ 4

2

Алгоритм
с циклом

1

Комбинированный

Назначение основных устройств компьютера для ввода и вывода информации. Пользование мышью. Использование простейших средств текстового редактора. Правила работы за компьютером

Знать, что цикл – это участок алгоритма; из чего состоит цикл (тело цикла и блок выхода).

Уметь: выполнять лабораторную работу на тему «Плавает ли предмет?»; записывать результаты выполнения алгоритма
в таблицу; рассматривать алгоритм и выполнять задание

Индивидуальный опрос

С. 10–15,

№ 8

 3

Составление алгоритмов с циклом

1

Комбинированный

Простейшие приемы поиска информации. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми)

Уметь: выбирать верные рассуждения; заполнять пропуски в алгоритме; составлять алгоритм нахождения самого тяжелого предмета из пяти данных; составлять циклический алгоритм приготовления блинов и записывать его в виде блок-схемы

КОММУНИ- КАТИВНЫЕ УУД

Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

Самостоятельная
работа

С. 16–19,

№ 12

4

Алгоритм упорядочивания объектов

1

Комбинированный

Работа с простейшими информационными объектами. Использование различных алфавитов в шрифтах замены

Уметь: различать алгоритмы с циклом
и алгоритмы с ветвлением; выбирать верные высказывания; составлять циклический алгоритм выполнения лабораторной работы; выполнять составленный алгоритм

Фронтальная работа

С. 19–22,

№ 16

5

Составление и исполнение алгоритмов

 с циклом

1

Комбинированный

Работа с простейшими информационными объектами. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации

Уметь: выбирать верные высказывания; выполнять циклический алгоритм; выполнять составленный алгоритм; анализировать алгоритмы упорядочивания растений

Фронтальная работа

С. 22–25,

№ 20

6

Составление и исполнение алгоритмов

с циклом

1

Комбинированный

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком и компьютером. Входная и выходная информация

Уметь: соединять точки отрезками, выполняя циклический алгоритм; заполнять пропуски в циклическом алгоритме; пользоваться справочной литературой; записывать информацию в таблицу; составлять алгоритм упорядочивания записей
о предках поэта

Самостоятельная
работа

С. 26–29,

№ 24

 7

Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов Путешественник

1

Комбинированный

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком

Знать: способ организации информации об отношениях между объектами; структурные части дерева («вершины», «ребра», «корни», «листья»).

Уметь: называть команды, обозначать команды и выполнять действие алгоритма

в виде действия; называть части алгоритма в виде дерева; составлять дерево, показывающее структуру бассейна Волги; составлять дерево твоей родословной

Общеучебные универсальные действия

Фронтальная работа

С. 30–35,

№ 28

8

Дерево деления объектов на подклассы

1

Комбинированный

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации

Знать, что дерево, которое показывает, как объекты одного класса разделить на группы по какому-нибудь признаку, называют деревом деления на подклассы,
а выделенную группу объектов – подклассом данного класса.

Уметь: рассматривать дерево деления на подклассы; составлять по рисунку дерево структуры бассейна Эгейского моря

ЛОГИЧЕС-КИЕ УУД               Анализ объектов , сравнение, классификация, синтез.

Общеучебные универсальные действия

Фронтальная работа

С. 35–38,

№ 32

9

Файловое дерево

1

Комбинированный

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации

Знать: понятие «файловое дерево»; что файлы имеют имена; файлы можно объ-единить в группу и дать группе имя; имя жесткого диска – С:.

Уметь: выбирать верные высказывания; по алгоритму Путешественника восстанавливать дерево файлов и папок на диске С:, составлять алгоритм для Путешественника

Тест

С. 38–43,

№ 36

 10

Вспомогательный алгоритм

1

Комбинированный

Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета

Знать, когда составляют вспомогательный алгоритм.

Уметь: выполнять алгоритм; составлять дерево, которое показывает структуру данного рисунка; составлять по рисунку основной и вспомогательный алгоритмы; выполнять циклический алгоритм, записанный

в виде блок-схемы

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Общеучебные универсальные действия

1. Поиск и информации

2. Знаково-символическое моделирование

3. Смысловое чтение

4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

5. Постановка и формулирование проблемы

Фронтальная работа

С. 44–47,

№ 40

11

Вспомогательный алгоритм
с параметром

1

Комбинированный

Истинные высказывания. Ложные высказывания

Знать, что имя параметра записывается
в скобках после имени вспомогательного алгоритма.

Уметь: анализировать вспомогательный алгоритм с параметром; выбирать верные высказывания; составлять алгоритм по рисунку; составлять таблицу, в которой каждая запись содержит информацию о количестве звезд

Индивидуальный опрос

С. 41–49,

№ 44

12

Исполнитель алгоритмов Художник

1

Комбинированный

Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета

Знать, что прямоугольная система координат состоит из двух прямых, которые называются осями; оси пересекаются под прямым углом; оси имеют имена (ось Х и ось Y); точка пересечения называется началом координат.

Уметь: откладывать единичный отрезок; записывать координаты точек; находить изображение прямоугольной системы координат; записывать алгоритм создания орнамента; создавать рисунок по образцу, используя вспомогательные алгоритмы; выполнять алгоритм, записанный в виде блок-схемы

Самостоятельная
работа

С. 50–54,

№ 48

 13

Составление и исполнение алгоритмов Художником

1

Комбинированный

Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета

Уметь: составлять дерево деления данного класса на подклассы; составлять по рисунку алгоритм для Художника; выполнять задания, используя алгоритм Художника

Фронтальная работа

С. 54–56,

№ 52

14

Составление и выполнение алгоритмов

 с циклом для Художника

1

Комбинированный

Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета

Уметь: находить закономерность в координатах точек для каждого рисунка; заполнять пропуски в алгоритме, записанном

 с помощью блока-схемы и вспомогательного алгоритма; по рисунку составлять циклические алгоритмы украшения; по рисунку и его описанию составлять дерево, которое показывает структуру церкви

Фронтальная работа

С. 56–58,

№ 56

15

Контрольная работа  по теме «Составление и выполнение алгоритмов»

1

Комбинированный

Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Поиск лишнего предмета

Уметь: выполнять алгоритмы; составлять алгоритм упорядочивания рисунков музыкальных инструментов; выбирать верные высказывания

Фронтальная работа

С. 62–67

 16

Обобщение по теме «Составление и выполнение алгоритмов»

1

Комбинированный

Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации

Уметь: выполнять алгоритмы; определять истинность высказываний; составлять алгоритм упорядочивания рисунков; составлять по рисунку алгоритм для Художника; придумывать свой циклический алгоритм шифрования текста

КОММУНИ- КАТИВНЫЕ УУД

Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

Общеучебные универсальные действия

Индивидуальный опрос

17

Резервный урок

18

Виды информации. Обработка графической информации

1

Комбинированный

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Управление формальными исполнителями. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма

Знать: виды информации по способу получения (зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная); виды информации  по способу двоичного кодирования (графическую, численную, звуковую); понятия «графический редактор», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «звуковой редактор», «файл».

Уметь: открывать графический редактор Paint; дополнять рисунок файлового дерева с папкой своего класса и личной папкой; личную папку называть своей фамилией; выбирать верные высказывания; исследовать, как работают инструменты рисования; составлять алгоритмы создания рисунков в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка»

Самостоятельная
работа

С. 4–8,

№ 4

 19

Создание

 рисунков

с помощью инструментов редактора Paint

1

Комбинированный

Управление формальными исполнителями. Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов

Уметь: строить дерево структуры рисунка; рисовать жука в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка», «карандаш», «выделение»; копировать рисунок в графическом редакторе

ЛИЧНОСТ     Н ЫЕ УУД   Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося

Общеучебные универсальные действия

Фронтальная работа

С. 8–10,

№ 8

20

Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint

1

Комбинированный

Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей

Уметь: разбивать рисунки на два класса, один из классов разбивать на два подкласса, каждый подкласс обводить синим цветом; создавать рисунок  в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; сохранять рисунок; рассматривать окно диалога и отвечать на вопросы

Индивидуальный опрос

С. 10–12,

№ 12

21

Вставка рисунков
из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint

1

Комбинированный

Управление формальными исполнителями. Создание сложных
алгоритмов

Знать назначение инструментов графического редактора Paint.

Уметь: выбирать верные высказывания; создавать рисунок  в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; решать задачу с помощью таблицы

Самостоятельная
работа

С. 13–15,

№ 16

22

Текстовая информация. Обработка текста на компьютере

1

Комбинированный

Запись алгоритмов

Знать: программы для работы с текстом (текстовый редактор и текстовый процессор); что текст состоит из символов; что компьютер хранит в памяти двоичные коды символов, каждый символ кодируется набором из восьми нулей и единиц; в кодовой таблице 256 символов.

Уметь: форматировать текст (выравнивать); заполнять пропуски в дерев

е  деления данного набора символов на подклассы; открывать файл с текстом в программе MS Word и форматировать его; со-хранять электронный текст; отмечать точки, заданные координатами

КОММУНИ- КАТИВНЫЕ УУД

Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

Фронтальная работа

С. 16–19,

№ 20

23

Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word

1

Комбинированный

Определение истинности сложных высказываний, записанных по схеме  «…и…», «…или…»

Уметь: сохранять текст в текстовом процессоре; рассматривать алгоритм выбора команды сохранения; объяснять, в каких случаях надо использовать команду «Сохранить», а в каких – «Сохранить как»; заполнять пропуски в тексте; открывать файлы в текстовом процессоре ТП MS Word, вставлять пропущенные слова, выделять их красным цветом, сохранять файл

в свою личную папку

Фронтальная работа

С. 20–21,

№ 24

24

Дополнительные возможности текстового процессора

1

Комбинированный

Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов

Знать: дополнительные возможности текстового процессора (вставка рисунка из файла, создание объекта Word Art); понятие «редактирование» текста; свойства графического объекта (рисунка) в текстовом документе.

Уметь: вставлять рисунок из файла; создавать объект Word Art (художественная надпись); редактировать текст с помощью клавиш «Deletе», «BackSpace»; рассматривать фрагмент файлового дерева и выполнять задания; выбирать истинные высказывания; делить элементы класса «Символы» на два подкласса; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Общеучебные универсальные действия

1. Поиск и информации

2. Знаково-символическое моделирование

3. Смысловое чтение

4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

5. Постановка и формулирование проблемы

Фронтальная работа

С. 22–25,

№ 28

 25

Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере»

1

Комбинированный

Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов

Знать понятия «носитель графической информации», «носитель звуковой информации».

Уметь: выполнять алгоритм; анализировать отредактированные тексты; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word

Индивидуальный опрос

С. 26–27,

№ 32

26

Численная информация. Вычисления на компьютере

1

Комбинированный

Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов

Знать, что в памяти компьютера числа хранятся в виде двоичных кодов, которые называются двоичными числами; для кодирования чисел используется не кодовая таблица, а набор правил, который называют «двойная система счисления».

Иметь представление о происхождении слова «компьютер».

Уметь: рассматривать окно программы «Калькулятор»; выполнять порядок сложения двух чисел; выбирать объекты для работы с информацией; изучать алгоритм вычисления значения выражения со скобками с помощью программы «Калькулятор»

Самостоятельная
работа

С. 28–32,

№ 36

27

Двоичное кодирование

1

Комбинированный

Запись алгоритмов

Уметь: заполнять таблицу двоичных кодов чисел, используя алгоритм; по двоичному коду определять число

Общеучебные универсальные действия

Фронтальная работа

С. 32–33,

№ 40

 28

Действия объектов

1

Комбинированный

Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Способы записи алгоритмов

Знать понятия «объект», «свойства объекта», «действия объектов».

Уметь: обводить на рисунке объекты одного класса; называть действие, присущее всем объектам на рисунке; давать общее название всем объектам рисунка; определять объект по его действиям; записать действия объекта; работать в программе «Компьютерная Долина»

Индивидуальный опрос

С. 34–38,

№ 44

29

Действия над объектами

1

Комбинированный

Способы записи алгоритмов. Свойства
объектов

Знать, что действия могут выполняться не только самим объектом, но и другие объекты могут производить действия
над ним.

Уметь: соединять рисунки объектов
с действиями, которые можно над ними выполнить; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью

Самостоятельная
работа

С. 39–41,

№ 48

30

Влияние действий
на значение свойства объекта

1

Комбинированный

Массовость алгоритма. Запись алгоритмов. Свойства объектов

Знать, что действия объекта или действия над объектом могут изменять значение свойств (размер, форму, цвет, температуру и др.).

Уметь: определять, какие свойства ели меняют свое значение в результате ее роста; анализировать отредактированный текст, сравнивать текст до форматирования и текст после форматирования; работать в программе «Компьютерная Долина»; составлять циклический алгоритм, используя данный блок

Фронтальная работа

С. 42–46,

№ 52

 31

Циклические процессы в природе и технике

1

Обобщение

Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания

Иметь представление о циклическом процессе.

Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; рисовать схему циклического процесса

Тест

С. 46–50,

№ 56

32

Использование компьютеров в жизни общества

1

Урок-игра

Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания

Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию

Фронтальная работа

С. 50–53,

№ 60

33

Обобщение по теме «Действие объектов. Действия над объектами»

1

Практикум

Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования.

Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса

Уметь: определять действия объекта; составлять циклический алгоритм; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию; соединять объекты с выполняемыми ими действиями

Общеучебные универсальные действия

Тест

С. 53–56,

№ 64.

С. 57–60,

№ 68

34

Твои
успехи

1

Контрольный урок

Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания

Уметь: называть технические средства, которые работают с информацией (графической, текстовой, численной, звуковой); форматировать текст; строить дерево структуры рисунка; составлять для программы «Калькулятор» алгоритм вычисления значения выражения с занесением в память промежуточных результатов; называть носителей информации

Общеучебные универсальные действия

Фронтальная работа

С. 65–71

 35

Итоговое обобщение. Настольная игра «Путешествие по Компьютерной Долине»

1

Обобщение

Знать способы организации информации.

Уметь: называть имена исполнителей алгоритмов; выполнять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм решения задачи; рассказывать о способах организации информации; записывать информацию в виде таблицы; составлять списки, дерево отношений; придумывать дерево, с помощью которого можно собирать слова

Общеучебные универсальные действия

С. 72–84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подг...

Рабочая программа по музыке. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)

Рабочая программа по музыке. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС (с учетом изменений ФГОС 2015)...

Рабочая программа по информатике. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)

Рабочая программа по информатике. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС ( с изменениями ФГОС 2015)...

Рабочая программа для 1 класса : "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа, разработана в соответствии ФГОС  для 1 класса, так же разработанно календарно-тематическое планирование с учетом УУД....

Рабочая программа по математике. 4 класс. Перспективная начальная школа. (ФГОС)

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа" составлена с учетом ФГОС ( с изменениями 2015)...