РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Информатика и ИКТ» для обучающихся 2 - 4 классов
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Рабочая программа  по «Информатика и ИКТ» для  обучающихся  2 - 4  классов. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, одержание програмы, список литературы и ключевые слова. В пояснительную записку входят: цели и задачи, понятие информации и работа с информацией, первичное знакомство с приемами планирования целенаправленной деятельности человека, первоначальные представления о компьютере, практические навыки работы на компьютере, понятие информации и работа с информацией, требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу первого года обучения. Тематическое планирование включает в себя 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prgramma_informatika_2-4klassy.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Информатика и ИКТ»  

для  обучающихся  2 - 4  классов

  Обсуждено на заседании                                    Составитель: Пискунова Е.С.

  методического объединения                              учитель информатики МБОУ «СОШ № 65»

  протокол № _________

  от _____________________

  руководитель м/о

  ____________Дремина Е.И.

                                                                                                     

  Утверждено Педагогическим советом:

  Протокол № _____________

  от ______________________

  Директор МБОУ «СОШ № 65»

  __________  Л.А. Пятибратова

Кемерово,  2013 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка............................................................................3
  2. Учебно-тематический план....................................................................17
  3. Содержание программ............................................................................20
  4. Список литературы.................................................................................27
  5. Ключевые слова......................................................................................28

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе программы Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. «Информатика. Программа курса для начальной школы». М.: Академкнига /Учебник, 2009.

            Цели и задачи :

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

  • учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
  • формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  • дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

Весь материал сгруппирован в пять разделов:

  1. Информационная картина мира.
  2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации.
  3. Алгоритмы и исполнители.
  4. Объекты и их свойства.
  5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Понятие информации и работа с информацией

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.

Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Первичное знакомство с приемами планирования целенаправленной деятельности человека

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе — формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  • планирование деятельности человека;

•    управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2-м классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:

  • рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
  • перед учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
  • исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.

        Первоначальные представления о компьютере. Практические навыки работы на компьютере

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

  • фундаментальные знания о компьютере,

практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

  • представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
  • название и назначение основных устройств компьютера;
  • представление о двоичном кодировании информации;
  • представление о программном управлении компьютером;
  • представление о профессиях компьютера.

Представление о компьютере как машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2-м классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.

Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-м классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках труда.

Понятие информации и работа с информацией

В 3-м классе информация рассматривается в контексте понятия объект. Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств — как динамическая информационная модель процесса.

В 3-м и 4-м классах рассматриваются различные способы организации информации:

  • список, таблица, гипертекст (3-й класс);

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 3-м и 4-м классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев.

На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.

В 3-м классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция — ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из других предметов школьного курса, что дает возможность использовать другие учебники как источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.

В 3-м классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащиеся знакомятся с понятиями объект, свойства объекта, класс объектов. Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4-м классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.

На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных действий — выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При решении задачи выделения основного и вспомогательных алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым учащиеся познакомились в 3-м классе.

Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов  функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей. В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с послесловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников. Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экспериментов. На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных действий - выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При решении задачи выделения основного и вспомогательных алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым учащиеся уже познакомились в 3 классе.

Формирование представления о программном управлении компьютером  у школьников постепенно уже во 2 и 3 классах. В 4 классе, базируясь на опыте работы с различными программами, знания по которым школьники приобрели за время обучения информатике, обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование и ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, если возможно, на экскурсии в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).

Кроме того, в данный подраздел в программах 2, 3 и 4 классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Организация учебного процесса

Данный учебно-методический комплект предусматривает два варианта преподавания информатики:

  1. без компьютера - все задания выполняются в учебнике или в тетради в клетку;
  2. с использованием компьютера на основе специальных программ, разработанных для данного учебника, программ Paint, MS Word и «Калькулятор».

Безкомпьютерный вариант. Проводится один урок в неделю. Класс на подгруппы не делится. Выполнение первых трех заданий урока организовано традиционно. Последнее задание выполняется детьми самостоятельно как практическая работа. Так как почти все задания III четверти связаны с технологией обработки информации на компьютере, при бескомпьютерном преподавании во втором полугодии изучение начинается с теоретического материала на с. 34-35 и задания № 43 во второй части учебника. В IV четверти проводится итоговое обобщение материала всего курса. Для этого используются дополнительные задания второй части учебника и рекомендации, данные в методическом пособии по совместному применению учебника информатики и учебников по окружающему миру и математике.

Компьютерный вариант. Проводится один урок в неделю. Класс делится на две подгруппы. Первые 25 минут урока дети, сидя за партами, изучают теоретический материал и выполняют два первых задания урока. Последние 15 минут ученики работают за компьютером со специальными программами и выполняют третье задание урока. Время работы за компьютером обусловлено санитарными нормами для учеников 4 класса.

В случае если возникают организационные сложности при делении класса на подгруппы возможна смешанная форма преподавания предмета. Один урок в неделю проводится традиционно: без деления класса на подгруппы и без работы за компьютером. Во второй половине дня один раз в неделю в течение 20 минут проводится занятие на компьютере. При этом класс делится на две подгруппы.

Независимо от формы преподавания на уроках ученику необходимо иметь: учебник, тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, ластик, синюю ручку.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу первого года обучения (конец 2-го класса)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое информация;
  • как человек воспринимает информацию;
  • что компьютер является универсальной машиной, предназначенной для обработки информации;
  • названия и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
  • что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа — набор таких правил;
  • что алгоритм — это последовательность шагов, направленных
    на достижение цели;
  • что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц;
  • правила поведения в компьютерном классе.

Уметь;

•        приводить примеры источников информации;

  1. приводить примеры работы с информацией;
  • приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
  • приводить примеры полезной и бесполезной информации;
  • запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
  • выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
  • пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);
  • составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
  • с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
  • определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
  • планирования бытовой и учебной деятельности;
  • безопасной работы на компьютере;

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу второго года обучения (конец 3-го класса)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • структуру списков и таблиц (строки, столбцы, ячейки);
  • что такое переменная, ее имя и значение;
  • что такое ветвление в алгоритме;
  • что такое объект;
  • что такое свойство объекта;
  • что такое класс объектов.

Уметь:

  • фиксировать собранную информацию в виде списка;
  • упорядочивать короткие списки по алфавиту;
  • фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
  • находить нужную информацию в таблице;
  • находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
  • находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах (при наличии оборудования);
  • находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
  • исполнять алгоритмы с ветвлением для знакомых формальных исполнителей;
  • приводить примеры объектов и их свойств;
  • находить среди данных объект с заданными свойствами;
  • выделять свойства, общие для различных объектов;
  • объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
  • определять истинность сложных высказываний;
  • на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
  • на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со списками и таблицами;
  • безопасной работы за компьютером;
  • работы с электронными справочниками, основанными на гипертекстах.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу второго года обучения (конец 4-го класса)

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды информации (текстовая, графическая, численная);
  • название одной программы для обработки информации каждого вида;
  • что такое дерево и какова его структура;
  • что такое файл (при наличии оборудования);
  • права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);
  • что такое цикл в алгоритме;
  • что такое действие объекта.

Уметь:

  • приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;
  • находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
  • создавать небольшой графический документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
  • создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
  • запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);
  • записать файл в личную папку с незначительной помощью yчителя (при наличии оборудования);
  • приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;
  • использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
  • исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, yсловные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
  • приводить примеры действий объектов указанного класса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска в текстах, на рисунках, в списках, таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • фиксации информации, собранной путем наблюдений, опросов, полученной из книг;
  • планирования бытовой и учебной деятельности;
  • безопасной работы за компьютером;
  • создания творческих работ (мини-сочинений, рисунков и т. д на компьютере).

Тематическое планирование 2 класс

№ урока

п/п

Тема урока.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА (9ч.)

Информация, источники информации.

Работа с информацией.

Отбор полезной информации.

Шифры перестановки и замены.

Двоичное кодирование текстовой информации.

Обработка информации человеком.

Чёрный ящик.

Ещё раз о том, что такое информация.

Действия с информацией. (повторение)

Контрольная  работа № 1 «Действия с информацией»

КОМПЬЮТЕР-УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАШИНА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (7ч.)

Системная плата, процессор.

Оперативная память.

Устройство ввода и вывода информации.

Внешняя память.

Обобщение материала по теме: «Устройство компьютера».

Твои успехи. Практическая работа на компьютере № 1. «Запуск  и закрытие программ»

АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (15ч.)

Влияние последовательности шагов на результат исполнения алгоритма.

Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями.

Создание  и выполнение линейных алгоритмов.

Последовательность действий и результат выполнения алгоритма.

Практическая работа № 2. «Составление и выполнение алгоритмов».

Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов.

Адрес клетки.

Контрольная работа № 2 :«Устройство компьютера, исполнители»

Способы записи алгоритмов.

Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.

Изучение алгоритмов с ветвлениями.

Определение истинности высказываний и содержащих отрицание.

Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями.

Массовость алгоритмов.

Определение истинности высказывания , в виде равенств или неравенств.

Дополнительные задания.

Контрольная работа № 3: «Алгоритмы и исполнители»

ОБЪЕКТЫ И ИХ СВОЙСТВА (2 ч.)

Предметы и их свойства.

Поиск предметов по их описанию.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ(1ч.)

Правила поведения в компьютерном классе.

Всего:                                                  34 часа

Тематическое планирование 3 класс

№ урока п/п

Тема урока

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА. (15ч.)

Информация (что мы о ней знаем).

Компьютер (что мы о нём знаем).

Объекты и их свойства. Список.

Объекты и их свойства. Список.

Порядок элементов в списке.

Упорядоченные списки.

Многоуровневые списки.

Простые и многоуровневые списки.

Простые и многоуровневые списки.

Классы объектов.  Таблицы.

Практическая работа  № 1. «Таблицы.»

Порядок записей в таблице.

Поиск информации в таблице.

Твои успехи. Контрольная работа № 2: «Таблицы»

Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы».

КОМПЬЮТЕР–УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАШИНА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (1ч.)

Практическая работа № 2. «Компьютер как исполнитель алгоритмов».

АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (11 ч.)

Алгоритмы с переменными. Имя и значение переменной.

Команды с параметрами. Запись команд формального исполнителя.

Выбор действия в алгоритме с ветвлением в зависимости от условия.

Блок – схема алгоритма.  Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.

Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.

Простые и сложные высказывания.

Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлением.

Метод последовательной детализации.

Простые и сложные условия в алгоритмах.

Составление и выполнение алгоритмов

Контрольная работа № 3: «Алгоритмы»

ОБЪЕКТЫ И ИХ СВОЙСТВА (6 ч.)

Объект и его свойства.

Поиск объекта, заданного его свойствами

Конструирование объекта по его свойствам.

Описание объекта с помощью  его свойств.

Сравнение объектов.

Понятия класса объектов.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙИ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (1ч.)

Правила обращения с различными носителями информации.

Всего:                                                     34 часа

Тематическое планирование 4 класс

№  п/п

Тема урока

АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (15ч.)

Алгоритм с ветвлением (повторение)

Алгоритм с циклом

Составление алгоритмов с циклом

Алгоритм упорядочивания объектов

Составление и исполнение алгоритмов с циклом

Составление и исполнение алгоритмов с циклом

Организация информации в виде дерева.

Дерево деления объектов на подклассы

Файловое дерево

Вспомогательный алгоритм

Вспомогательный алгоритм с параметром

Исполнитель алгоритмов

Составление и исполнение алгоритмов

Составление и выполнение алгоритмов с циклом

Твои успехи

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА. (6 ч.)

Текстовая, числовая графическая, звуковая информация.

Технические средства передачи, хранения и обработки информации.

Сбор информации, путем наблюдения, измерения.

Достоверность  полученной информации.

Способы организации информации.

Организация информации в виде дерева.

КОМПЬЮТЕР–УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАШИНА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (6 ч.)

Профессии компьютера. Виды информации. Обработка графической информации

Практическая работа № 1. Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint.

Текстовая информация. Обработка текста на компьютере

Практическая работа № 2.Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word

Практическая работа №3. Численная информация. Вычисления на компьютере

Двоичное кодирование

ОБЪЕКТЫ И ИХ СВОЙСТВА (6ч.)

Действия объектов Действия над объектами.

Действия объектов одного класса.

Действия, изменяющие значение свойств объектов.

Алгоритмы, изменяющие свойства объекта.

Динамическая информационная модель объекта.

Практическая работа № 4. «Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта».

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙИ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (1ч.)

Действия над файлами: создание, изменение, копирование, удаление. Права пользователя.

Всего:                                                  34 часа

Содержание программ (2-4 класс)

Содержание курса информатики и ИКТ для 2 класса (34 ч)

Информационная картина мира (9 ч)

Понятие информации

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.

Обработка информации

Обработка информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены.

Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения.

Компьютер — универсальная машина для обработки информации ( 7 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.

Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).

Программа — алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.

Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

        Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении         всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы.

Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.

Алгоритмы и исполнители (15ч)

Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат исполнения алгоритма.

Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера).

Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.

Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.

Подготовка к изучению алгоритмов с ветвлениями: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».

Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.

Объекты и их свойства (2 ч)

Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета.

Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с учетом выявленной закономерности.

Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)

Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.

Содержание курса информатики и ИКТ для 3 класса (34 ч)

Информационная картина мира (15 ч)

Способы организации информации

Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).

Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.

Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц

Компьютер — универсальная машина для обработки информации (1ч.)

Фундаментальные знания о компьютере  

Компьютер как исполнитель алгоритмов.

Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение).

Гигиенические нормы работы за компьютером.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

    Использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр).

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Алгоритмы и исполнители (11ч)

Алгоритмы с переменными

Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.

Команды с параметрами.

Краткая запись команд формального Исполнителя.

Алгоритмы с ветвлениями

Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.

Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.

Создание алгоритмов методом последовательной детализации

Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.

Объекты и их свойства (6 ч)

Объекты

Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение свойства — красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.

Понятие класса объектов

Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1ч)

Носители информации коллективного пользования

Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.

Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.

Содержание курса информатики и ИКТ для 4 класса (34 ч)

Алгоритмы и исполнители (15 ч)

Циклический алгоритм

Циклические процессы в природе и в деятельности человека.

Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Вспомогательный алгоритм

Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

Информационная картина мира (6 ч)

Виды информации

Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.

Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).

Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем.

Способы организации информации

Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов).

Компьютер — универсальная машина для обработки информации (6 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации и области их применения. Компьютеры и общество.

Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)1

Запуск программ из меню «Пуск».

Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.

Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).

Объекты и их свойства (6 ч)

Изменение значения свойств объекта

Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса.

Действия, изменяющие значения свойств объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.

Этические нормы при работе с информацией

 и информационная безопасность (1 ч)

Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.

Список литературы для обучающихся

  1. Бененсон Е.П., Паутова, А.Г. Учебник для 2 класса. Информатика и ИКТ 2 класс [Текст]/ Е. П. Бененсон, А.Г. Паутова.- М.: Академкнига/учебник,  2012. -80 с.
  2. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г.  Учебник для 3 класса. Информатика и ИКТ 3 класс [Текст]/ Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова.- М.: Академкнига/учебник,  2012. – 96 с.
  3. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Учебник для 4 класса. Информатика и ИКТ 4 класс [Текст]/ Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова.- М.: Академкнига/учебник.  2012-96 с.

Список литературы для учителя

  1.         Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Методическое пособие для учителя. Информатика и ИКТ 2 класс [Текст]/ Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова.- М.: Академкнига/учебник, 2010. - 108 с.
  2. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Методическое пособие для учителя. Информатика и ИКТ 3 класс/ Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова.- М.: Академкнига/учебник, 2010. - 69 с.
  3. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Методическое пособие для учителя. Информатика и ИКТ 4 класс [Текст]/ Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова.- М.: Академкнига/учебник, 2010- 256 с.

                                                   Ключевые слова:

  1. Алгоритм -  точный набор инструкций, описывающих  последовательность действий некоторого исполнителя для достижения результата, решения некоторой задачи.
  2. Блок-схемы — это схемы, которые демонстрируют этапы процесса.
  3. Ветвление алгоритма – это команда алгоритма, в которой делается выбор, выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условий.
  4. Внешняя память - это память, предназначенная для длительного хранения программ и данных.
  5. Вспомогательный алгоритм — это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.
  6. Графическая  информация  – это сведения или данные,  представленные в виде схем,  эскизов, изображений, графиков,  диаграмм, символов.
  7. Исполнитель алгоритма – это человек и автомат, и станок с программным управлением, и робот-манипулятор (в частности, им может быть процессор ЭВМ), умеющий выполнять некоторый вполне определенный набор действий.
  8. Оперативная память компьютера – это память, в которой хранится временная информация, необходимая для корректной работы запущенных на данный момент процессов. 
  9. Файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.
  10. Форматирование -  это способ представления данных в виде комбинации двух знаков, обычно обозначаемых цифрами 0 и 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по французскому языку 2-4класс

Данная рабочая программа  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе примерных программ, одобренных Министерством Образован...

Рабочая программа по русскому языку в 4классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС!...

Рабочая программа по русскому языку для 4класса

Рабочая программа по русскому языку в 4классе по программе "Школа России" Канакиной В.П., Горецкого В.Г. составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа по русскому языку для 4класса

Данная рабочая программа составлена к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...