ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА
статья по информатике (2 класс) на тему

Маслова Наталья Александровна

Информатика в начальной школе развивает логическое и алгоритмическое мышление. Данные исследования  показывают, что  наблюдается рост качества знаний по всем общеобразовательным дисциплинам. Полученные на уроках информатики навыки рассуждений и умозаключений положительно влияют на общее развитие ребенка.          

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА

      Курс информатики в начальной школе несет в себе значительный общеобразовательный потенциал, развивает логическое и алгоритмическое мышление. Данные длительного исследования убедительно показывают, что  наблюдается рост качества знаний по всем общеобразовательным дисциплинам. Полученные на уроках информатики навыки рассуждений и умозаключений положительно влияют на общее развитие ребенка.          Огромный интерес ребят младшего школьного возраста к вычислительной технике и свежесть их восприятия, та радость, с которой они занимаются информатикой, позволяет преодолеть трудные методические барьеры. Ученик 1-4 класса, как правило, получает информацию, а работать с ней еще не умеет.   Информатика как раз и обучает способам получения, накопления, обработки, передаче и представления информации. Учитывая специфику возраста, на уроках применяется много игр, забавные примеры и задачи, на основе которых вводятся определенные понятия.  На уроках важно не только развивать логическое мышление, а еще и образное, интуицию, быстроту реакции, скорость мышления, развивать речь. Учитывается так же, что дети 7-9 лет требуют частой смены видов деятельности и в этом возрасте обладают особой способностью к «впитыванию» нового и готовностью к овладению его разновидностями.    Ребята младших классов принимают компьютер как друга, помощника, посредника и как средство обучения. При решении задач стараемся, чтобы ученики  опирались на свой жизненный опыт, пусть еще и маленькие предлагают творческие, нестандартные решения. Все это позволяет активизировать  самостоятельность, исследовательскую и творческую работу, оживить обстановку на уроке, вызывает здоровый дух соперничества, соревнования. Формирует мировоззрение, основанное на системно-информационном подходе. Надеемся, что в будущем у них не возникнет затруднений на уроках с применением компьютера по другим дисциплинам. Информатика как бы растворяется во множестве своих приложений. Цели программы по информатике:  развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением типичных подходов к решению; развитие памяти, творческого мышления;  умение планировать последовательность действий для достижения цели (алгоритмический подход); рассмотрение сложных объектов в виде набора более простых составных частей, влияния изменения в одной составной части на всю систему (системный подход); расширение кругозора в областях знаний близких к изучаемым темам курса, словарного запаса, умения общаться, делиться информацией, помогать друг другу; развитие у детей творчества,  а так же более эмоциональной и раскованной речи ,  менее шаблонной (ученик много говорит, отвечая на вопросы учителя, отстаивая свою версию ответа); эффективнее использовать время урока, т.е. успеть рассмотреть на уроке не одну, а большее количество задач;  использовать приведенные в программе задачи не только при изучении информатики, но и других учебных предметов ; восприятие речи учителя и полученных заданий с первого и единственного раза. Благодаря этой программе по окончанию начальных классов, ученики показывали прочные знания по главным методическим задачам курса, осознанную мотивацию к обучению по всем предметам, хорошую активность на уроках, стремление к творчеству.  Был   проведен сравнительный анализ качества обучения по трем предметам начальной школы (математике, русскому, чтению), с целью выявления влияния уроков информатики на общее развитие ребенка. Данные результатов срезов и контрольных работ были взяты из отчетной документации заместителя директора по учебной работе в начальных классах. На протяжении обучения в начальной школе мы сравнивали процент качества обучения класса с изучением информатики к среднему проценту качества обучения всей параллели. По математике в начале обучения разрыв составлял 7%, а к концу начальной школы уже 13,4% (вырос почти в 2 раза); по чтению разница вначале составляла 4%, а к концу 5%; по русскому языку ученики этого класса показывали качество грамотности хуже среднего по параллели на 3%, (т.е. -3 %), а к концу — уже выше среднего на 7,2%. Скачок составил чуть более 9%. Конечно, огромная заслуга в этом учителя начальных классов. Но ценность той помощи, которую в развитии умственных способностей детей, оказали уроки информатики, тоже велика.   Анализ данных убедительно показывает, что наблюдается рост качества обучения по всем дисциплинам, т.е. полученные на уроках информатики навыки рассуждений и умозаключений положительно влияют на общее развитие ребенка. Таким образом, можно сказать, что курс информатики в начальной школе несет в себе значительный общеобразовательный потенциал, развивает системное, логическое и алгоритмическое мышление учеников. Ученики, которые с начальной школы занимались информатикой, имеют более высокие показатели абсолютно по всем школьным дисциплинам, что говорит о влиянии уроков информатики на творческое всесторонне развитие школьников. Ведь компьютер не просто «показывает картинки», он постоянно контролирует работу учеников, помогает обнаружить достоинства и недостатки своих знаний, умений и навыков, обогащать их. При этом происходит ненавязчивое воздействие на личность ученика, на его отношение к учебной работе, формируется эффективная умственная деятельность, воспитывается особый стиль мышления, увеличивается познавательная активность школьников, развивается интеллект. Более того, подводя итоги жизни этих ребят в стенах школы можно сделать уверенный вывод, что ученики «компьютерных» классов были самыми активными участниками всех школьных мероприятий, неоднократно побеждали в многочисленных городских программах и конкурсах, что говорит об их активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Класс: 4 Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».

Конспект урока по русскому языку по отработке навыков безошибочного письма включает в себя разнообразные виды упражнений....

Изучение влияния учебной и внеурочной деятельности на развитие способностей и склонностей младших школьников.

Каждый человек имеет способности. Как развивать эти срособности написано в статье, это поможет учителям в работе по внеурочной деятельности....

программа опытно - эксперементальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности"

Выявления, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития речевой деятельности младших школьников....

Влияние бумагопластики на здоровье и общее развитие детей

Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творчески...

Речевая диагностика детей раннего возраста как значимый компонент общего развития ребенка

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой кате...

Развитие быстроты на основе подвижных игр, закрепление ранее изученного материала в начальной школе

Игровая деятельность имеет функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися ...