Рабочая программа по информатике. 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Шелтукова Татьяна Борисовна

      Рабочая программа по информатике  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  А.В. Горячева, Н.И.Суворова  «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа

    Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_3.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе

курса «Информатика в играх и задачах» 3 класс

      Рабочая программа по информатике  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  А.В. Горячева, Н.И.Суворова  «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2014.

    Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи:

  1. Формирование  навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
  2. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных  с  информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;
  3. развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу  (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)

Особенности построения курса  «Информатика »

    В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

     Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ценностей семьи и общества и их уважение,
  • чувства прекрасного и эстетических чувств,
  • способности к организации своей учебной деятельности,
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмический компонент

Цель: развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» на изучение программного материала в 3  классе отводится 1 час в неделю (34 часа).

Планируемые результаты по предмету  

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

    Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

            Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Основное содержание учебного предмета

Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Учебно-тематический план по информатике

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Контрольные работы

1

 Алгоритмы  

8

2

5

1

2

Группы (классы) объектов  

8

2

5

1

3

Логические  рассуждения  

10

3

6

1

4

Применение моделей (схем) для решения задач

8

2

5

1

Итого

34

9

21

4

Календарно-тематическое планирование информатики в 3 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1.

Введение. Алгоритм как план действий

1

Комбинированный

Составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повторов.

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

Самостоятельно  формулировать тему и цели урока.

Составлять план решения учебной  задачи.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; установления аналогий и причинно-следственных связей; самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.

Оформлять свои мысли (строить связной ответ), взаимодействовать друг с другом (слушать, сравнивать  и оценивать ответы других).

2.

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.

1

Комбинированный

3.

Ветвление в алгоритме.

1

Комбинированный

4.

Цикл в алгоритме.

1

Комбинированный

5.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

Комбинированный

6.

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы

1

Комбинированный

7.

Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.

1

Комбинированный

8.

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»          

1

Контроль

ный

9.

Анализ и работа над ошибками. Обобщение знаний о построении алгоритмов.

1

Рефлексия

10.

Состав и действия объекта.

1

Комбинированный

Описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде.

Давать разные общие имена одному объекту.

Описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы.

Отличать общие и единичные имена объектов; выбирать единичные имена для предметов заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде.

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

Планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Добывать новые знания;  извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстрации; уметь сравнивать и группировать; делать выводы;  решать проблемы творческого и поискового характера; выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить логическую  цепь рассуждений.

Аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивать собеседника и вести диалог;  строить логические цепи рассуждений.

11.

Группа объектов. Общее название.

1

Комбинированный

12.

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы.

1

Комбинированный

13.

Единичное имя объекта.

1

Комбинированный

14.

Отличительные признаки объектов.

1

Комбинированный

15.

Имена объектов

1

Комбинированный

16.

Контрольная работа по теме  «Группы  объектов»  

1

Контроль

ный

17.

Анализ и работа над ошибками. Обобщение по теме «Группы объектов»

1

Рефлексия

18.

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

1

Комбинированный

Определять принадлежность элементов  множеству и его подмножеству (подмножествам).

Определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение – не имеют пересечения).

Определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух множеств.

Определять истинность высказывания со словом «НЕ»; выражать истинность высказываний словами «ДА» и «НЕТ».

Определять истинность сложных высказываний  - с логическими связками «И», «ИЛИ».

Составлять графы по словесному описанию.

Строить графы по словесному описанию.

Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству.

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

Планировать  и контролировать в форме сличения способа действий и его результата с эталоном; корректировать свою деятельность; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, а что ещё неизвестно; прогнозирование результата.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, классификации объектов; подведение под понятие.

Уметь слушать и понимать речь других;  высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;   выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

19.

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

1

Комбинированный

20.

Пересечение и объединение множеств.

1

Комбинированный

21.

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «НЕ».

1

Комбинированный

22.

Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

1

Комбинированный

23.

Граф. Вершины и ребра.

1

Комбинированный

24.

Граф с направленными ребрами.

1

Комбинированный

25.

Множество (обобщение).

1

Комбинированный

26.

Контрольная работа по теме «Множество»  

1

Контроль

ный

27.

Анализ и работа над ошибками. Обобщение по теме «Множества»

1

Рефлексия

28.

Аналогия.

1

Комбинированный

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить, исправлять закономерность.

Располагать предметы в цепочке, таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Находить закономерность в ходе игры; применять выигрышную стратегию («секрет выигрыша»).

Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в нестандартных

ситуациях.    

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

Уметь  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

составлять и решать логические задачи на основе простейших моделей; поиск и выделение необходимой информации;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  решать проблемы творческого и поискового характера.

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

29.

Закономерность.

1

Комбинированный

30.

Аналогичная закономерность.

1

Комбинированный

31.

Выигрышная стратегия.

1

Комбинированный

32.

Контрольная работа по теме «Закономерности»  

1

Контроль

ный

33.

Анализ и работа над ошибками. Обобщение по теме «Закономерности»

1

Рефлексия

34.

Урок – игра «По страницам информатики»

1

Урок - игра

Учебно – методическое обеспечение

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2011.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2010.
  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: «Просвещение», 2010.
  4. А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.
  5. А.В. Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации по информатике для 3 класса. М.: «Баласс», 2012.
  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.:  «Просвещение», 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...