Рабочая программа по Информатике
рабочая программа по информатике по теме

Прядкина Вера Николаевна

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе авторской программы  А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» с использованием примерной основной образовательной программы образовательной системы «Школа 2100». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_informatike_2-4_klass.doc395 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 г. Бирюсинска

Рассмотрено        Согласовано завучем              Утверждаю

На заседании МО        _____________________        директор МКОУ СОШ №6

протокол № ___ от ________        _____________________        ________________________

руководитель МО:         /Лысенко О. В./                       /Прядкина В. Н./

_________________________                                                        Приказ № ____ от ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _________Информатика ____________

/учебный предмет, курс/

___________________начальное общее образование 2-4 классы__________

/начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса/

ФИО педагога – разработчика __Прядкина Вера Николаевна,

_____________________I квалификационная категория________________

/квалификационная категория/

г. Бирюсинск

2015

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике  составлена   для обучающихся 2-4 классов МКОУ СОШ № 6 г. Бирюсинска. Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе авторской программы  А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» с использованием примерной основной образовательной программы образовательной системы «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна, 2011.

В курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению информатике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно – коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Данный  курс информатики для обучающихся 2-4 классов реализуется в Учебном плане образовательного учреждения  через часы компонента образовательного учреждения (части, формируемой участниками образовательных отношений), для организации занятий по выбору обучающихся.  

Цель курса: развитие логического,  алгоритмического и системного мышления обучающихся, освоение информационных и коммуникационных технологий в качестве инструмента в учебной и повседневной деятельности учащихся.

Программа составлена на основе логико-алгоритмического компонента авторской программы  А.В. Горячева, в т.ч. с использованием элементов модулей технологического компонента в виде компьютерного практикума. Курс рассчитан на 3 года обучения по 1 часу в неделю (105 часов):

  • 2 класс-35 часа в год, 1 час в неделю;
  • 3 класс-35 часа в год, 1 час в неделю;
  • 4 класс-35 часа в год, 1 час в неделю.

Всего на изучение  данного курса в начальной школе во 2-4 классах согласно требованиям СанПиНа,  календарного графика МКОУ СОШ № 6 г. Бирюсинска выделяется 35 часов  (1час в неделю). Режим занятий: продолжительность одного занятия – по 40 мин.

Реализация программы обеспечена УМК:

  • Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

Информатика (Информатика в играх и задачах)1-4 класс. Учебник-тетрадь  в 2-х частях.-М. : Баласс; Школьный дом. 2012год.

  • Горячев А.В. Методическое пособие для учителя. 1-4 класс..-М. :Баласс; Школьный дом. 2012год.
  • Горина К.И., Волкова Т.О. Поурочные разработки курса. 1-4 класс.

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трех групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее – ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входит в структуру метапредметных, то есть становится непосредственной целью обучения и отражается в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ - компетентности и универсальных учебных действий.

Система оценки достижений учащихся.

На уроках учащиеся овладевают письменной и устной математической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией, (текст, таблица, схема и др.). Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, доказывать утверждения. Существует традиционная система оценки достижений учащихся. Текущая и итоговая проверка, и оценка результатов обучения осуществляется с помощью заданий разных видов, формат и процедура выполнения которых знакомы и понятны учащимся: - контрольные работы, распределенные по четвертям учебного года. Тематические работы, как правило, содержат несколько заданий по одной теме и проводятся после изучения крупных тем программы. Их цель состоит в выявлении учителем картины усвоения каждым учеником изученного материала и, при необходимости, корректировке процесса обучения. Оценивание контрольных работ производится в соответствии с существующими нормами оценки.

Инструментарий дня оценивания результатов.

Для различных видов контроля существуют нормы оценки знаний, умений, навыков для устных и письменных ответов. Методы оценивания достижений учащихся 4 класса можно проследить по тематическому планированию, где каждому виду занятий соответствует определенный вид контроля- это математические диктанты, работа с дидактическим материалом, работа в тетрадях с печатной основой и др.. Такое многообразие методов позволяет добиться того, что оценка знаний не будет самоцелью, она явится важным средством побуждения учащихся к достижению лучших результатов. Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие одной ошибки или трех-четырех недочетов по текущему материалу, два-три недочета по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала: использование нерациональных, приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, две три ошибки или пять-шесть недочетов по текущему учебному материалу; одна ошибка и два-три недочета по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие многочисленных ошибок как по текущему, так и по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

В предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический.

В связи с тем, что в данную программу  вводится технологический компонент -работа на компьютере,  практические работы проводятся параллельно с изучением теоретического материала в виде непродолжительных практических работ (не больше 15 минут). Основное содержание авторской программы не изменено.

1. Технологический компонент

Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.

Предлагается элементы из следующего набора учебных модулей:

- Знакомство с компьютером.

- Создание рисунков.

- Создание текстов.

Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. В данной программе учащиеся выполняют практические работы в программах: Блокнот, MS Word и Paint.

Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий.

2. Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Раздел III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с   учебным планом  школы  учебный предмет  «Информатика и ИКТ» входит в часть формируемую участниками образовательного процесса (по выбору учащихся и их родителей).  

Общий объём учебного времени составляет  35 часа в год (всего: 4 контрольные работы; 8-практических работ). Итого 105 часов за три года обучения.

1четверть – 9 часов, контрольных работ-1, практических работ-2;

2 четверть – 7 часов, контрольных работ-1, практических работ- 2;

3 четверть – 11 часов, контрольных работ-1, практических работ-2;

4 четверть – 8 часов, контрольных работ-1, практических работ-2.

Раздел IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

1. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Создание рисунков».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание мультфильмов и “живых” картинок».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
  • сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание проектов домов и квартир».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданный проект и вносить в него изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание компьютерных игр».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ;
  • сохранять созданные игры и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать компьютерную игру и создавать её при помощи компьютера.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • что такое полное имя файла;

уметь

  • создавать папки (каталоги);
  • удалять файлы и папки (каталоги);
  • копировать файлы и папки (каталоги);
  • перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание текстов».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • вставлять изображения в печатную публикацию;
  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
  • составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание электронных публикаций».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
  • включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.

Модуль «Поиск информации».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.

2. Логико-алгоритмический компонент

2-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Раздел V. Содержание учебного предмета

Технологический компонент (компьютерный практикум):   

Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.

Логико-алгоритмический компонент

 2-й класс (35ч)

План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки предметов

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

Логические модели

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Приемы построения и описание моделей

Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

• находить лишний предмет в группе однородных;

• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
• называть последовательность простых знакомых действий;

• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

• точно выполнять действия под диктовку учителя;

• отличать заведомо ложные фразы;

• называть противоположные по смыслу слова;

• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3-й класс (35 ч)

Алгоритм (9 ч)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (7ч)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения (11 ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Модели в информатике (8ч)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

• изображать графы;

• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс (35 ч)

Алгоритм (9 ч)

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты (7 ч)

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения (11ч)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы.

Модели в информатике (8ч)

Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.)

В результате обучения учащиеся будут уметь:

• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;

• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;

• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;

• изображать множества с разным взаимным расположением;

• записывать выводы в виде правил «если – то»;

• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».

Раздел VI. Тематическое планирование

2-й класс

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

План действий и его описание

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

11

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному.

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями.

Отличительные признаки и составные части предметов

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

11

Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.

Описывать предметы через их признаки, составные части, действия.

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы.

Находить объединение и пересечение наборов предметов.

Логические рассуждения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

12

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Отображать предложенную ситуацию с помощью графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

3-й класс

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

9

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Группы (классы) объектов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

7

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Логические рассуждения

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

11

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Применение моделей (схем) для решения задач

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

8

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

4-й класс

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Алгоритмы

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

9

Составлять и записывать вложенные алгоритмы. Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

Группы (классы) объектов

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

7

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).

Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

Логические рассуждения

Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

11

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.

Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Строить и описывать пути в графах.

Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

Применение моделей (схем) для решения задач

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

8

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями. Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов. Придумывать и описывать объекты с необычными признаками. Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному. Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

Раздел VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Нормативные документы:

- Стандарт начального общего образования второго поколения;

-Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование . 1-4 классы, М.: Баласс, 2011. - 192с. Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

-Учебный план МКОУ СОШ № 6 г. Бирюсинска.

УМК:

- Информатика. Учебник, 2-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1 – 64 с., ил.; ч. 2 – 96 с., ил.), М.: Баласс 2012, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

- Информатика. Учебник, 3-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1 – 64 с., ил.; ч. 2 – 96 с., ил.), М.: Баласс 2012, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

- Информатика. Учебник, 4-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1 – 64 с., ил.; ч. 2 – 96 с., ил.), М.: Баласс 2012, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

- Информатика (Информатика в играх и задачах) Методич. рекоменд. для учителя по курсу информатики, М.: Баласс 2011, Горячев А. В., Волкова Т.О., Горина К.И.;

- Тесты. Информатика. 2 класс, Крылова О.Н., Изд. «Экзамен», 2011г.-95 с.

-Тесты. Информатика. 3 класс, Крылова О.Н., Изд. «Экзамен», 2012г.-105 с.

Интернет-ресурсы:

- http://school-collection.edu.ru/ 

- Презентация уроков «начальная школа»:http://nachalka/info/

- Я иду на урок начальной школы(материалы к уроку):www/festival/1september/ru

- Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»:http://www.school2100.ru

- Образовательный портал «Учёба»:www.uroki.ru

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD)
  • Уроки Кирилла и Мефодия.  2класс (DVD)
  • Образовательный комплекс «Игры и задачи, 1-4 классы»

Технические средства обучения:

  • Компьютер
  • Медиапроектор.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

1. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ценностей семьи и общества и их уважение,
  • чувства прекрасного и эстетических чувств,
  • способности к организации своей учебной деятельности,
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Логико-алгоритмический компонент

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.


Раздел VII. Календарно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся по информатике  

 2 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Контроль знаний

Практические работы

Дополнит. материал

Календарные сроки

план

факт

1

Раздел 1. Отличительные признаки и составные части предметов  + элементы модуля «Знакомство с компьютером» (9 часов)

1.1

Признаки предметов. Компьютеры вокруг нас.

1

http://informslide.ru

1.2.

Описание предметов. Основные устройства компьютера.

1

http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-8489

1.3.

Состав предметов.

1

Практическая работа №1 «Компьютерная мышь. Перемещение мышки»

Компьютерный

тренажер «Работа с мышью»

1.4.

Действия предметов

1

Практическая работа №1  «Компьютерная мышь. Щелкайте и рисуйте»

Компьютерный

тренажер «Работа с мышью»

1.5.

Симметрия.

1

Практическая работа №.2  «Клавиатура. Падающие числа».

«Клавиатурный тренажер»

1.6.

Координатная сетка

1

Практическая работа №.2 «Клавиатура. Падающие буквы».

 «Клавиатурный тренажер»

http://www.myshared.ru/slide/157648/

1.7.

Контрольная работа №1 «Отличительные признаки и составные части предметов».

1

КР № 1

1.8.

Разбор контрольной работы.

1

Практическая работа №2  «Клавиатура. Падающие слова»

1.9.

Повторение.

1

2

Раздел 2. Алгоритм. +    Элементы модуля «Создание рисунков»(7 часов)

2.1.

Действия предметов

1

Практическая работа №3 «Панель инструментов графического редактора»

http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/03/22/prezentatsiya-deystviya-predmetov-k-uchebniku-goryacheva

2.2.

Обратные действия

1

Практическая работа №4  «Основные операции при рисовании» (задание 1)

http://viki.rdf.ru/item/1951/

2.3.

Последовательность событий. Алгоритм.  

1

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/dejjstvija-predmetov-obratnye-dejjstvija-posledovatelnost-sobytijj-algoritm.html

2.4.

Ветвление.

1

Практическая работа №4 «Основные операции при рисовании» (задание 2)

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/vetvlenie.html

2.5

Контрольная работа №2  «План действий и его описание».

1

КР № 2

2.6.

Разбор контрольной работы

1

2.7.

Повторение.

1

Практическая работа №4  «Основные операции при рисовании» (задание 3)

3

Раздел 3. Множество.+      Элементы модуля «Создание текста»(11 ч.)

3.1.

Множество. Элементы множества

1

3.2.

Способы задания множеств.

1

Практическая работа №5 «Текстовые редакторы. Правила клавиатурного письма»

3.3.

Сравнение множеств.

1

3.4.

Отображение множеств

1

Практическая работа №6 «Основные операции при создании текстов» (задание 1)

http://informslide.ru/

3.5.

Кодирование.

1

http://www.uchportal.ru/load/18-1-0-15236

3.6

Вложенность множеств.

Практическая работа №6  «Основные операции при создании текстов» (задание 2)

http://pedsovet.su/load/15-1-0-32742

3.7.

Пересечение множеств.

1

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2014/07/01/peresechenie-mnozhestv

3.8.

Объединение множеств.

1

Практическая работа №6  «Основные операции при создании текстов» (задание 3)

http://informslide.ru/

3.9.

Контрольная работа№ 3 «Множества. Операции над множествами»

1

КР

3.10

Разбор контрольной работы.

1

3.11

Повторение.

1

4

Раздел 4. Логические рассуждения(8 ч.)

4.1.

Высказывание. Понятия «истина»  и «ложь».

1

http://informslide.ru/

4.2.

Отрицание.

1

Практическая работа №7  «Оформление текста»

http://informslide.ru/

4.3.

Высказывания со связками «и»,  «или».

1

http://www.openclass.ru/node/97999

4.4.

Графы. Деревья.

1

Практическая работа №8  «Организация текста» (задание 1)

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,13207/Itemid,343/

4.5.

Комбинаторика.

1

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98681122

4.6.

Контрольная работа №4  «Логические рассуждения»

1

КР

4.7.

Разбор контрольной работы.

1

4.8.

Повторение.

Практическая работа №8   «Организация текста» (задание 2)

3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Контроль знаний

Практические работы

Дополнит. материал

Календарные сроки

план

факт

1

Раздел 1. Алгоритмы  (9 ч.)+  «Знакомство с компьютером: файлы и папки» (9 часов)

1.1

Введение. Алгоритм как план действий

1

paschinzi.ucoz.ruprezentacija_algoritm_kak_plan

1.2.

Схема алгоритма.

1

kopilkaurokov.ru

1.3.

Ветвление в алгоритме.

1

Практическая работа №1 «Работа с папками»

http://ppt4web.ru/informatika/vetvlenie-v-algoritme.html

1.4.

Цикл в алгоритме.

1

Практическая работа №1  «Работа с папками»

Компьютерный

тренажер

1.5.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

Практическая работа №.2  «Работа с файлами».

«Клавиатурный тренажер»

1.6.

Подготовка к контрольной работе. (обобщение))

1

Практическая работа №.2 «Работа с файлами».

 «Клавиатурный тренажер»

1.7.

Контрольная работа №1 «Алгоритмы»          

1

КР № 1

1.8.

Разбор контрольной работы.

1

Практическая работа №2  «Работа с файлами»

1.9.

Повторение.

1

2

Раздел 2. Группы (классы) объектов  (7 ч.) +    Элементы модуля «Создание мультфильмов и «живых» картинок»(7 часов)

2.1.

Состав и действия объекта.

1

Практическая работа №3 «Графические редакторы»

http://5klass.net/okruzhajuschij-mir-3-klass/Sostav-i-dejstvija-obektov.html

2.2.

Группа объектов. Общее название.

1

Практическая работа №4  «Анимация» (задание 1)

http://ppt4web.ru/informatika/gruppa-obektov-obshhee-nazvanie.html

2.3.

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы.

1

http://www.myshared.ru/slide/445068/

2.4.

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

1

Практическая работа №4 «Анимация» (задание 2)

http://ppt4web.ru/informatika/edinichnoe-imja-obekta-otlichitelnye-priznaki-obektov.html

2.5

Подготовка к контрольной работе. (Имена объектов (обобщение)).

1

2.6.

Контрольная  работа «Группы  объектов»  

1

КР № 2

2.7.

Повторение.

1

Практическая работа №4  «Анимация» (задание 3)

3

Раздел 3. Логические  рассуждения  (11 ч.)+ Элементы модуля «Создание печатной публикации»(11 ч.)

3.1.

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

1

http://www.myshared.ru/slide/769981/

3.2.

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

1

Практическая работа №5 «Текстовые редакторы»

http://www.myshared.ru/slide/547698/

3.3.

Пересечение и объединение множеств.

1

http://pedsovet.su/load/14-1-0-19140

3.4.

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «НЕ».

1

Практическая работа №6 «Печатные публикации. Листовки» (задание 1)

http://powerpoint4you.ru/prezentaciya-dlya-3-klassa-po-logike-istinnost-vyskazyvaniya/

3.5.

Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

1

http://www.zavuch.ru/methodlib/286/110411/

3.6

Граф. Вершины и ребра.

Практическая работа №6  «Печатные публикации. Книги» (задание 2)

http://infourok.ru/material.html?mid=9264

3.7.

Граф с направленными ребрами.

1

http://www.myshared.ru/slide/101646/

3.8.

Подготовка к контрольной работе (Множество (обобщение)).

1

Практическая работа №6  «Печатные публикации. Брошюры» (задание 3)

3.9.

Контрольная работа «Множество»           (45 мин).

1

КР № 3

3.10

Анализ работ.

1

3.11

Повторение.

1

4

Раздел 4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 ч.)+элементы модуля «Создание электронных публикаций»

4.1.

Аналогия.

1

http://www.myshared.ru/slide/79812/

4.2.

Закономерность.

1

Практическая работа №7  «Схемы в публикациях»

http://ppt4web.ru/informatika/zakonomernost.html

4.3.

Аналогичная закономерность.

1

http://www.myshared.ru/slide/435602/

4.4.

Подготовка к контрольной работе.

1

Практическая работа №8  «Электронная публикация» (задание 1)

http://www.myshared.ru/slide/435602/

4.5.

Контрольная работа по теме «Закономерности»  (45 мин).

1

КР № 4

http://www.myshared.ru/slide/435602/

4.6.

Анализ работ.

1

4.7.

Выигрышная стратегия.

1

http://www.myshared.ru/slide/437883/

4.8.

Урок – игра «По страницам информатики»

1

Практическая работа №8   «Электронная публикация» (задание 2)

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Контроль знаний

Практические работы

Дополнит. материал

Календарные сроки

план

факт

1

Раздел 1. Алгоритмы (9 часов) +  элементы модуля«Создание проектов домов и квартир» (9 часов)

1.1

Повторение. Алгоритм, как план действий, приводящий к заданной цели. Структуры алгоритмов.

1

1.2.

Вложенные алгоритмы

1

ФО

1.3.

Цикл в построчной записи алгоритма. Команда «Повторяй»

1

СР, ФО

Практическая работа №1 «Моделирование домов и квартир»

1.4.

Алгоритм с параметрами

1

ФО

Практическая работа №1  «Моделирование домов и квартир.»

1.5.

Циклы: повторение заданное число раз

1

СР

Практическая работа №.2  «Создание проекта».

1.6.

Циклы до выполнения заданного условия

1

ФО

Практическая работа №.2 «Создание проекта».

1.7.

Циклы для перечисленных параметров

1

СР

Практическая работа №2  «Создание проекта».

1.8.

Контрольная работа №1 «Алгоритмы»

1

КР № 1

1.9.

Повторение. Вложенные алгоритмы

1

2

Раздел 2. Объекты  (8 часов) + элементы модуля «Создание компьютерных игр»

2.1.

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов

1

Практическая работа №3 «Среда для разработки компьютерных игр»

2.2.

Схема  (дерево) состава. Адреса объектов

1

ФО

Практическая работа №4  «Компьютерная игра» (задание 1)

2.3.

Адреса компонентов составных объектов.

1

ФО

2.4.

Признаки и действия объекта и его составных частей

1

ФО, СР

Практическая работа №4 «Компьютерная игра» (задание 2)

2.5

Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов

1

ФО

2.6.

Относительные адреса в составных объектах

1

СР

Практическая работа №4  «Компьютерная игра» (задание 3)

2.7.

Контрольная работа № 2 «Признаки и действия объектов»

1

КР № 2

3

Раздел 3. Логические рассуждения (11 ч.)+ Элементы модуля «Создание электронной публикации»(11 ч.)

3.1.

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

1

3.2.

Связь операций над множествами и логических операций

1

ФО

Практическая работа №5 «Электронный публикации»

3.3.

Описание отношений между объектами с помощью графов

1

ФО, СР

3.4.

Пути в графах, удовлетворяющие заданные критерии

1

ФО

Практическая работа №6 «Создание презентации» (задание 1)

3.5.

Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов

1

ФО

3.6

Правила вывода  «если-то»

СР

Практическая работа №6  «Создание презентации» (задание 2)

3.7.

Цепочки правил вывода

1

ФО

3.8.

Простейшие «и-или» графы

1

ФО

Практическая работа №6  «Создание презентации» (задание 3)

3.9.

Контрольная работа №3 Множества»

1

КР № 3

3.10

Анализ контрольной работы

1

3.11

Повторение. Пересечение и объединение множеств

1

4

Раздел 4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 ч.)+ элементы  модуля «Поиск информации»

4.1.

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

1

4.2.

Приемы фантазирования (прием «наоборот»,  «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»

1

Практическая работа №7  «Сеть, Интернет »

4.3.

Связь изменения объектов и их функционального назначения

1

4.4.

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритмы обратного действия.

1

Практическая работа №8  «Поиск информации» (задание 1)

4.5.

Применение изучаемых приёмов фантазирования к алгоритмам, объектам

1

4.6.

Контрольная работа №4 «Состав и признаки объектов»

1

КР № 4

4.7.

Повторение. Применение схем для решения задач

1

4.8.

Подведение итогов. Игра.

1

Практическая работа №8   «Поиск информации» (задание 2)


Раздел IX . Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:

  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
  • Познавательные универсальные учебные действия:
  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений
  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основные предметные результаты изучения информатики в начальной школе отражают:

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...