Информатика
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Доровик Юлия Сергеевна

Информатика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Средняя  

общеобразовательная  школа  № 33»

_____________/_______________

___       ______________2015 г.

                                                                         

                

                                

Рабочая программа  

по предмету «Информатика»

4 «а» класс

                                                Сроки реализации 1 год

                                                                            Разработчик:

                                                               Доровик Юлия Сергеевна

                                                                   Учитель начальных классов

Обсуждена  и  согласована                            Принята  на  методическом  

на  кафедре начального обучения                              совете

Протокол  №_____                                            Протокол  №_____

от «____» «______________» 2015 г.               от «____» «___________» 2015г.

2015 - 2016  учебный  год

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№  п/п

Содержание

Стр.

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

4-5

3

Содержание тем учебного курса

6

4

Календарно-тематическое планирование

7-9

5

Требования к уровню подготовки обучающихся

10-11

6

Формирование УУД на ступени начального общего образования

12-13

7

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

14

8

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для обучающихся

15

9

Контрольно-измерительный материал

16

10

Лист изменений и дополнений

17

Паспорт

      рабочей программы

Тип программы  программа начального общего образования.

Статус программы: рабочая программа  учебного  предмета.

Назначение программы:

  • для обучающихся  рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №  33» программа определяет приоритеты в содержании начального  общего  образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» программа является основанием для определения качества реализации общего начального  образования.

Категория обучающихся: обучающиеся 4  «А»  класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №  33»

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени:   34  часа

Форма обучения: очная

Режим занятий:   1  час в неделю

Формы контроля:  контрольные работы

Пояснительная  записка

        Рабочая программа  по предмету «Информатика» составлена на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  
  2. Примерной основной образовательной программы Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. М. Баласс, 2011.
  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №33».

4.   Авторской программы «Информатика» А.В. Горячев, 2011.

Программа  адресована  обучающимся  4а класса, рассчитана  на  34  часа, по           1  часу  в  неделю.

        Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1)развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

-   применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

-   алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

-  системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

-  объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения ).

        Виды учебной деятельности.

  • простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств;
  • моделирование;
  • решение доступных конструкторско-технологических задач;
  • простейшее проектирование

В  зависимости  от  избранного  принципа  на  уроке  используются  следующие  методы  обучения ( пассивный, активный, интерактивный).

По  источникам  знаний:  словесные,  наглядные,  практический.

  • По степени  взаимодействия  учителя  и  учащихся:  беседа,  сочинений,  самостоятельная  работа;
  • В  зависимости  от  конкретных  дидактических  задач:  подготовка  к  восприятию,  объяснение,  закрепление  материала  и  т.д.;
  • По  характеру  познавательной  деятельности  учащихся   и  участия  учителя  в  учебном  процессе:  объяснительно – иллюстративный,  репродуктивный,  проблемный,  частично – поисковый,  исследовательский;
  • По  принципу  расчленения  или  соединения  знаний:  аналитический,  синтетический,  сравнительный,  обобщающий,  классификационный;
  • По  характеру  движения  мысли  от  незнания  к  знанию:  индуктивный,  дедуктивный.

На  уроках  информатики используются  следующие  формы  организации  познавательной  деятельности:  индивидуально – обособленная,  фронтальная, групповая,  коллективная (наблюдение,  учебный диалог, рефлексия , выполнение проектных  и творческих работ),образовательное путешествие; творческая мастерская; познавательная лаборатория; исследование; презентация; диагностика; проектирование; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).

Применяются  элементы технологии  личностно – ориентированного  обучения,  технологии дифференцированного  и  индивидуального подхода,  здоровьесберегающая, мультимедийная технология.                                                                            

Оценка достижения учащихся проводится в соответствии с КТП после изучения ключевых тем.

Для  реализации  рабочей  программы  используется учебник-тетрадь в 2-х частях Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. 4 класс. – М.: Баласс, 2014

Содержание тем учебного курса

Алгоритмы (9 часов)

  Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Объекты (8 часов)

  Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические  рассуждения (10 часов)

  Связь операций над совокупностями (множествами) и логических операций. Пути в графах., удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если…, то…». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и-или».

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)

  Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.).


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

Материально- технические условия реализации рабочей программы

Алгоритмы

9

1

02.09

Вложенные алгоритмы

1

  • составлять и записывать вложенные алгоритмы;
  • выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;
  • выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;

2

09.09

Вложенные алгоритмы

1

3

16.09

 Алгоритмы с параметрами.

1

4

23.09

Алгоритмы с параметрами.

1

5

30.09

Циклы: повторение указанное число раз

1

6

07.10

Циклы: повторение указанное число раз

1

7

14.10

Циклы: до выполнения заданного условия

1

8

21.10

Циклы: для перечисленных параметров

1

9

28.10

Циклы: для перечисленных параметров

1

Объекты

8

10

11.11

Составные объекты

1

  • определять составные части   предметов;  составлять схему состава; 
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя   объекты, в состав которых он входит;   
  • записывать признаки и действия всего предмета или существа и его   частей на схеме состава; 
  • заполнять   таблицу признаков для предметов из одного класса;

11

18.11

Составные объекты

1

12

25.11

Отношение «состоит из»

1

13

02.12

Схема (дерево) состава

1

14

09.12

Адреса объектов

1

15

16.12

Адреса компонентов составных объектов

1

16

23.12

Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов

1

17

13.01

Относительные адреса в составных объектах

1

Логические рассуждения

10

18

20.01

Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций

1

  • изображать на схеме совокупности   (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение; 
  • определять истинность высказываний со словами   «НЕ», «И», «ИЛИ»; 
  • строить графы по   словесному описанию отношений между предметами или существами; 
  • строить и описывать пути в графах; 
  • выделять часть рёбер графа по высказыванию   со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»; 
  • записывать   выводы в виде правил «если …, то …»;   составлять   схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;

http://school.edu.ru/ УМК, проектор, компьютер, экран

http://school.edu.ru/ УМК, проектор, компьютер, экран

19

27.01

Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций

1

20

03.02

Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям

1

21

10.02

Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям

1

22

17.02

Правила вывода «если …, то …»

1

23

24.02

Правила вывода «если …, то …»

1

24

02.03

Цепочки правил вывода

1

25

09.03

Цепочки правил вывода

1

26

16.03

Простейшие графы «и – или»

1

27

23.03

Простейшие графы «и – или»

1

Применение моделей (схем)

для решения задач

7

        

28

06.04

Приёмы фантазирования (приём «наоборот»)

1

  • придумывать и описывать   предметы с необычным составом и возможностями; 
  • находить действия с одинаковыми названиями   у разных предметов;  
  • придумывать и   описывать объекты с необычными признаками;   
  • описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному; 
  • соотносить действия предметов и существ с   изменением значений их признаков.

http://school.edu.ru/ УМК, проектор, компьютер, экран

29

13.04

Приёмы фантазирования ( «необычные значения признаков»)

1

30

20.04

Приёмы фантазирования ( «необычный состав объекта»)

1

31

27.04

Связь изменения объектов и их функционального назначения

1

32

04.05

Связь изменения объектов и их функционального назначения

1

33

11.05

Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам

1

34

18.05

Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам

1

Всего 34 часа


Требования к уровню подготовки обучающихся

Линии развития учащихся

Уметь реализовывать моно- и мультимедийные проекты в сфере информационных и коммуникативных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту

Уметь использовать компьютерные и коммуникативные технологии как инструмент для достижения своих целей

Уметь производить поиск информации

Логико-алгоритмический компонент

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей

  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом)

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному

  • изображать множества с разным взаимным расположением

  • записывать выводы в виде правил «если – то»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то»

                  Формирование УУД на ступени начального общего образования

Личностные результаты:

  К личностным результатам освоения информационно-коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта по его характеристике;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты: 

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Система оценки достижения планируемых результатов

        Описание системы оценки результатов

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Четвертная ОТМЕТКА.

– высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом

условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;

– для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;

– среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным либо в официальный журнал (при минимальном варианте

использования системы оценивания), либо в Таблицу результатов, если учитель выставляет туда все отметки – и за контрольные работы ,и за текущие ответы.

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся

1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. М. Баласс, 2011.

2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 4 класс. – М.: Баласс, 2014

3. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.

   

Контрольно-измерительный материал

Лист изменений и дополнений

Класс

Дата  по  КТП

Дата  внесения  изменений

Тема  урока

Реквизиты  документа (дата, №  приказа)

Подпись  лица,  внёсшего  запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по информатике и ИКТ в 4 классе "Турнир информатиков""

Представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по информатике для обучающихся 4 классов....

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Планирование по информатике. 2 класс.УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы»

Автор УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы» и УМК Семёнова А.Л. «Информатика, 3 – 4 классы»   ...

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))

Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...

Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс

Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...

Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс

Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...