Информатика
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 33»
_____________/_______________
___ ______________2015 г.
Рабочая программа
по предмету «Информатика»
4 «а» класс
Сроки реализации 1 год
Разработчик:
Доровик Юлия Сергеевна
Учитель начальных классов
Обсуждена и согласована Принята на методическом
на кафедре начального обучения совете
Протокол №_____ Протокол №_____
от «____» «______________» 2015 г. от «____» «___________» 2015г.
2015 - 2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Содержание | Стр. |
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4-5 |
3 | Содержание тем учебного курса | 6 |
4 | Календарно-тематическое планирование | 7-9 |
5 | Требования к уровню подготовки обучающихся | 10-11 |
6 | Формирование УУД на ступени начального общего образования | 12-13 |
7 | Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы | 14 |
8 | Учебно-методическое обеспечение для учителя и для обучающихся | 15 |
9 | Контрольно-измерительный материал | 16 |
10 | Лист изменений и дополнений | 17 |
Паспорт
рабочей программы
Тип программы программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета.
Назначение программы:
- для обучающихся рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: обучающиеся 4 «А» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: контрольные работы
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Примерной основной образовательной программы Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. М. Баласс, 2011.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №33».
4. Авторской программы «Информатика» А.В. Горячев, 2011.
Программа адресована обучающимся 4а класса, рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1)развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения ).
Виды учебной деятельности.
- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств;
- моделирование;
- решение доступных конструкторско-технологических задач;
- простейшее проектирование
В зависимости от избранного принципа на уроке используются следующие методы обучения ( пассивный, активный, интерактивный).
По источникам знаний: словесные, наглядные, практический.
- По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, сочинений, самостоятельная работа;
- В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;
- По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский;
- По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;
- По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
На уроках информатики используются следующие формы организации познавательной деятельности: индивидуально – обособленная, фронтальная, групповая, коллективная (наблюдение, учебный диалог, рефлексия , выполнение проектных и творческих работ),образовательное путешествие; творческая мастерская; познавательная лаборатория; исследование; презентация; диагностика; проектирование; консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника; внеучебные формы образовательного пространства как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, марафоны).
Применяются элементы технологии личностно – ориентированного обучения, технологии дифференцированного и индивидуального подхода, здоровьесберегающая, мультимедийная технология.
Оценка достижения учащихся проводится в соответствии с КТП после изучения ключевых тем.
Для реализации рабочей программы используется учебник-тетрадь в 2-х частях Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. 4 класс. – М.: Баласс, 2014
Содержание тем учебного курса
Алгоритмы (9 часов)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты (8 часов)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 часов)
Связь операций над совокупностями (множествами) и логических операций. Пути в графах., удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если…, то…». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и-или».
Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Всего часов | Характеристика деятельности обучающихся | Материально- технические условия реализации рабочей программы |
Алгоритмы | 9 | ||||
1 | 02.09 | Вложенные алгоритмы | 1 |
| |
2 | 09.09 | Вложенные алгоритмы | 1 | ||
3 | 16.09 | Алгоритмы с параметрами. | 1 | ||
4 | 23.09 | Алгоритмы с параметрами. | 1 | ||
5 | 30.09 | Циклы: повторение указанное число раз | 1 | ||
6 | 07.10 | Циклы: повторение указанное число раз | 1 | ||
7 | 14.10 | Циклы: до выполнения заданного условия | 1 | ||
8 | 21.10 | Циклы: для перечисленных параметров | 1 | ||
9 | 28.10 | Циклы: для перечисленных параметров | 1 | ||
Объекты | 8 | ||||
10 | 11.11 | Составные объекты | 1 |
| |
11 | 18.11 | Составные объекты | 1 | ||
12 | 25.11 | Отношение «состоит из» | 1 | ||
13 | 02.12 | Схема (дерево) состава | 1 | ||
14 | 09.12 | Адреса объектов | 1 | ||
15 | 16.12 | Адреса компонентов составных объектов | 1 | ||
16 | 23.12 | Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов | 1 | ||
17 | 13.01 | Относительные адреса в составных объектах | 1 | ||
Логические рассуждения | 10 | ||||
18 | 20.01 | Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций | 1 |
| http://school.edu.ru/ УМК, проектор, компьютер, экран http://school.edu.ru/ УМК, проектор, компьютер, экран |
19 | 27.01 | Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций | 1 | ||
20 | 03.02 | Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям | 1 | ||
21 | 10.02 | Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям | 1 | ||
22 | 17.02 | Правила вывода «если …, то …» | 1 | ||
23 | 24.02 | Правила вывода «если …, то …» | 1 | ||
24 | 02.03 | Цепочки правил вывода | 1 | ||
25 | 09.03 | Цепочки правил вывода | 1 | ||
26 | 16.03 | Простейшие графы «и – или» | 1 | ||
27 | 23.03 | Простейшие графы «и – или» | 1 | ||
Применение моделей (схем) для решения задач | 7 |
| |||
28 | 06.04 | Приёмы фантазирования (приём «наоборот») | 1 |
| http://school.edu.ru/ УМК, проектор, компьютер, экран |
29 | 13.04 | Приёмы фантазирования ( «необычные значения признаков») | 1 | ||
30 | 20.04 | Приёмы фантазирования ( «необычный состав объекта») | 1 | ||
31 | 27.04 | Связь изменения объектов и их функционального назначения | 1 | ||
32 | 04.05 | Связь изменения объектов и их функционального назначения | 1 | ||
33 | 11.05 | Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам | 1 | ||
34 | 18.05 | Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам | 1 | ||
Всего 34 часа |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Линии развития учащихся | ||
Уметь реализовывать моно- и мультимедийные проекты в сфере информационных и коммуникативных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту | Уметь использовать компьютерные и коммуникативные технологии как инструмент для достижения своих целей | Уметь производить поиск информации |
Логико-алгоритмический компонент | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Формирование УУД на ступени начального общего образования
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения информационно-коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта по его характеристике;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты:
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
- описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
- заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
- выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
- изображать множества с разным взаимным расположением;
- записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Система оценки достижения планируемых результатов
Описание системы оценки результатов
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Четвертная ОТМЕТКА.
– высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом
условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;
– для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;
– среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным либо в официальный журнал (при минимальном варианте
использования системы оценивания), либо в Таблицу результатов, если учитель выставляет туда все отметки – и за контрольные работы ,и за текущие ответы.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
1.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, испр. М. Баласс, 2011.
2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 4 класс. – М.: Баласс, 2014
3. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.
Контрольно-измерительный материал
Лист изменений и дополнений
Класс | Дата по КТП | Дата внесения изменений | Тема урока | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внёсшего запись |
4а | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по информатике и ИКТ в 4 классе "Турнир информатиков""
Представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по информатике для обучающихся 4 классов....
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Планирование по информатике. 2 класс.УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы»
Автор УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы» и УМК Семёнова А.Л. «Информатика, 3 – 4 классы» ...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс
Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...
Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс
Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...