Формирование навыков информационной безопасности у младших школьников
статья по информатике (3 класс)

Байкова Елена Борисовна

Обеспечение информационной безопасности младших школьников должна стать одним из первоочередных направлений работы современной школы. Советы родителям по безопасности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков информационной безопасности у младших школьников

(1 слайд)

 В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение сети Интернет как всемирной информационной среды.

Но, несмотря на глобальное значение   Интернета  у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети.

(2 слайд)

Личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации, в связи, с чем возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

(3 слайд)

  • Информационная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования.
  • Формирование информационной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от  непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия.
  • Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной - безопасности школьников

(4 слайд) 

Для выяснения информации о количестве проводимого времени  учащимися  за компьютером  в сети Интернет, ребятам  3 классов  были предложены следующие вопросы:

  • 1. Сколько времени вы проводите в сети  Интернет в будние дни?
  • 2. Сколько времени вы проводите в сети  Интернет  в выходные дни?
  • 3. Сколько времени в сети  Интернет  проводят  ваши родители?

(5 слайд)

Из этого опроса выяснили, что 1/3 опрошенных ребят проводят в будние дни в интернете 5-8 часов, а 2/3 ребят  от 1 до 3 часов. В выходные дни количество посещений  в онлайн увеличивается в разы. И лишь четверо ребят, из опрошенных, ответили, что у них временно отсутствует Интернет, о чем они очень сожалеют.  Родители пользуются Интернетом значительно умереннее, чем дети. Треть взрослых в будни и каждый четвертый в выходные меньше часа находятся в онлайн.  Большинство подростков пользуются  своими компьютерами,  ноутбуками, сотовыми телефонами.

(6 слайд)

  • Среди взрослых этот вариант также популярен, как и семейный  компьютер или ноутбук,  мобильный интернет у детей в  два раза более популярен, чем у родителей, так же, как и выход в Интернет через игровые приставки  и телевизоры.  
  • Учитывая только мобильный телефон и смартфон, мобильным интернетом сегодня пользуется  практически каждый второй ребенок.
  • Причем дети зачастую находятся в онлайн прямо на уроках, пряча свой телефон под партой. Это отвлекает ученика от усвоения программы на уроке. Многие школьники испытывают огромную зависимость от интернета и не представляют жизни без него. Характерно, что в большинстве случаев интернет-общение захватывает именно те личности, которые испытывают дефицит общения в реальной жизни и не имеют сложившихся ярко выраженных стереотипов общения.

(7 слайд)

Взгляды на межличностное взаимодействие у такого человека будут формироваться на основе сетевого, а не реального опыта. И, следовательно, неизбежен неосознанный перенос этого опыта на общение в повседневной жизни.

        Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть.  Согласно устному опросу 9 из 10 детей сталкивались с порнографией в сети.

(8 слайд)

  • Из многих факторов риска наибольшую опасность школьникам приносят современные компьютерные  игры, предназначенные для детей и подростков, которые  наводнены монстрами, палачами, скелетами, привидениями, чудовищами, людоедами и т.д.
  • При помощи компьютера натуралистично воспроизводятся лужи крови и мозги на стенах, жуткие вопли и скрежет ломаемых костей, оторванные головы и летящие куски окровавленной плоти.
  • Движущиеся под музыку образы на цветном экране оказывают на игроков гипнотический эффект. В ходе игр школьники имитируют действия убийц, преступников: убивают десятками, калечат, расчленяют тела персонажей игр.

(9 слайд)

  • Ребенок приобщается к реалиям криминального мира. Иные игры фактически предполагают многократную имитацию самоубийства в сюжетах со смертельными трюками на гоночных автомобилях, мотоциклах, самолетах. Под влиянием страшных образов дети начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться в комнате без взрослых.
  • Игроки находятся в состоянии «пассивного возбуждения», при котором  удовольствие достигается без усилий, что оказывает расслабляющее влияние на личность, действует как наркотик. У детей создается ощущение собственного всемогущества.   Реальные дела забываются, жизненные проблемы не решаются. У некоторых школьников появляются признаки компьютерной наркомании.

(10 слайд)

  • Нарушается общение со сверстниками, утрачиваются контакты с близкими. Ухудшается успеваемость. Спорт, искусство занимают в их жизни последнее место. При отсутствии возможности играть на компьютере у заядлых игроков начинается типичная «ломка». Но старшеклассники  не только играют  в игры, еще используют сеть Интернет для поиска различных познавательных материалов развивающего и научного характера для подготовки домашнего задания или общего развития.
  • С одной стороны это хорошо,  что школьники постоянно обращаются к  Интернет-ресурсам, а с другой стороны возникла проблема информационной безопасности  для подростка в  глобальной сети Интернет,  которая таит в себе чрезвычайную опасность.  И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих.

(11 слайд)

В книге Заряны и Нины Некрасовых

«Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать» написано:

  • «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей – и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».
  • Взрослым необходимо понять, что проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку интересно все. Он заходит на любые сайты, открывает разные «окна», слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Родителя можно установить защиту на выход детей в интернет.

(12 слайд)

В связи с этим в обществе, ставится задача формирования у школьников умения отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.  Особая роль в решении данной задачи отводится учителям всех предметов, а не только информатики.  На сегодняшний день требуются в школы такие учителя, которые имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ.

(13 слайд)

Каждый учитель должен знать:

  • 1) негативные формы и способы воздействия ИКТ;
  • 2)  методы защиты;
  • 3) правила и нормы сетевого этикета;
  • 4) виды отклоняющегося, зависимого поведения школьников;
  • 5) методы работы по их предупреждению и устранению

(14 слайд)

  • Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ.
  • Для этого необходимо проводить инструктажи по доступу к образовательным ресурсам Интернет, разрабатывать методические пособия «Интернет – ресурсы для образовательного процесса»,  проводить лектории для родителей учащихся по режиму доступа детей к образовательным ресурсам.

(15 слайд)

Советы родителям по безопасности  детей:

1. Создайте список домашних правил посещения сети  Интернет при участии детей и требуйте безусловного его выполнения;

2. Компьютер с подключением к сети  Интернет должен находиться в общей комнате;

3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;

4. Используйте средства блокирования нежелательного контента;

5. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет;

6. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, не отвечать на нежелательные письма;

 7. Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

8. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом;

9. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;

10. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

11.  Установить на компьютеры детей выход в сеть на запрещенные сайты.

(16 слайд)

Заключение

  • Комплексное решение проблемы  информационной безопасности со стороны семьи и  школы   позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода ущербов (морального, материального, здоровью и др.) ребенку.
  • Поэтому обеспечение информационной безопасности младших  школьников должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.

В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов  I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы рационального питания

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Организ...

Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива

Формирование навыков коллективной игры у младших школьников как средство организации детского коллектива...

Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"

Проект направленный на создание условий для организации эффективного   социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...

Инновационный проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной безопасности у младших школьников

Инновационный  проект "Разговор о пожарной безопасности", по формированию правил пожарной  безопасности  у младших школьников...