Рабочая программа по информатике 2 класс
рабочая программа по информатике (2 класс)

Рабочая программа по информатике составлена по учебнику "Информатика. 2 класс" Автор Матвеева Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_2_kl.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Инсарская  средняя общеобразовательная школа № 1»

ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей начальных классов

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________

протокол  № ________

«______» августа 2019 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР  

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

____________

«_____» августа  2019 г.

«Утверждаю»

директор

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

___________

«_____» августа 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Информатика»

на 2019-2020 учебный год

Класс:  2"б"

Разработчик программы:

Байчурина Екатерина Васильевна, учитель начальных классов

г. Инсар

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение предмета «Информатика» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.

Рабочая учебная программа по информатике для 2 «Б» класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  № ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Информатика» (автор: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. М.: Просвещение, 2016  г.).

Преподавание ведется по учебнику:  Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для  2 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014 и последующие издания.

На изучение предмета «Информатика» в рабочей программе берётся 34 учебных часа,

1 час в неделю.

Цель и задачи  учебного предмета «Информатика»

Цель начального образования по информатике как фундамента последующего образования — сформировать у учащихся систему понятий об информатике и информационных технологиях, комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательных умений (работа с информацией, с учебными моделями, умение использовать различные схемы решения, умение выполнять сравнения, анализ текста, обобщать, классифицировать, и так далее), развитие регулятивных способностей, то есть способностей управлять своей деятельностью, осуществлять за ней контроль и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность; развитие коммуникативных способностей, то есть речевой деятельности и навыков сотрудничества.                                                                                                                              

Перед преподаванием курса информатики во 2 классе поставлены следующие задачи:        

- формировать УУД и элементы информационной культуры (умение работать с информацией);                                                                                                                                                - формировать умения видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода;

 - формировать умения работать с электронными документами;

 - формировать начальные навыки использования компьютерной техники для решения учебных задач.

       Основной задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности); научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.

Общая характеристика  учебного предмета «Информатика»

С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

•  основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

    Метапредметные результаты: 

             

   Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

                Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты: 

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала по информатике, выполнение  требований к уровню подготовки учеников 2-го класса, качество обучения – не ниже 64%.

Ученик научится:

- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

- точно выполнять действия под диктовку учителя;

- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Ученик получит возможность научиться:

- называть органы чувств и различать виды информации;

- различать источники и приемники информации;

- называть древние и современные носители информации;

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;

- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

- называть виды имен объектов;

- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;

- давать характеристику объекту;

- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

- называть части компьютера, программы и  виды данных;

-уметь различать системные, прикладные и инструментальные программы;

-уметь находить файл в файловой системе;

- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет.                         

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Тема (количество часов/контрольных работ)

1

Виды информации. Человек и компьютер. 7/1

Правила поведения в кабинете информатики. Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники информации. Компьютер как инструмент.

Знать: правила поведения в кабинете информатики; органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; определение источников и приёмников информации; применение компьютеров на производстве и в быту.

Уметь: называть органы чувств человека; называть  виды информации по способу восприятия; приводить примеры источников, приёмников информации; уметь использовать обе клавиши мыши для управления экранными объектами.

ПР «Что умеет компьютер»

Т «Виды информации», «Человек и компьютер»

2

Кодирование информации. 6/1

Носители информации. Кодирование информации. Алфавит и кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.

Знать: определение носителей информации; способы кодирования сообщений при помощи правил и кодовых таблиц; буквы русского алфавита; виды информации по способу представления: текстовая, графическая, числовая; отличие естественного языка от компьютерного.

Уметь: приводить примеры носителей информации в древности и в наши дни; кодировать и декодировать  сообщения при помощи кодовых таблиц и правил; приводить примеры графической, числовой, текстовой информации.

ПР «Кодирование информации»

Т «Виды информации»

3

Информация и данные 8/1

Текст. Текстовые данные. Графические данные. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные.

Знать: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации;  основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование.

Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке;  формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»; решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты.

ПР « Помощники человека при счёте»

СР «Числовая информация»

4

Документ и способы его создания 9/1

Документ, электронный документ.  Поиск документа. Создание текстового и графического документа.

Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла;  простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой)  информации на большие расстояния; названия действий с информацией, которыми обозначают тот или иной  вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание.

Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводить примеры внешней памяти.

Т «Память компьютера» ПР «Текстовая информация»

Распределение учебных часов по четвертям

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели

Количество часов в 1-й четверти-8 ч.

Количество часов во 2-й четверти-8 ч.

Количество часов в 3-й четверти-10 ч.

Количество часов в 4-й четверти-8 ч.

Отличительные особенности тематического планирования  

В примерную учебную программу по информатике автора Матвеевой Н.В. внесены следующие изменения и дополнения:

  • в последовательность изучения тем: изменений нет
  • в содержание учебного предмета: добавлен учебный материал краеведческого характера
  • в структуру и содержание разделов: изменений нет

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Виды информации. Человек и компьютер

7

2

Кодирование информации

6

3

Информация и данные

8

4

Документ и способы его создания

9

Резерв времени

4

Итого:

34

                                       Сетка контрольных работ

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

1 четверть

Контрольная работа № 1 по теме «Виды информация».

1

2 четверть

Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информацией»

1

3 четверть

Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные»

1

4 четверть

Контрольная работа  № 4 по теме «Документ и способы его создания»

1

Календарно-тематическое планирование (34  часа)

№ п/п

    Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

Виды информации. Человек и компьютер (7 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, опорная информация в рамке с восклицательным знаком.

1

  1. Человек и информация

1

2

  1. Какая бывает информация

1

3

  1. Источники информации

1

4

  1. Приёмники информации

1

5

  1. Компьютер и его части. Техника безопасности при работе на компьютере

1

6

  1. Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

1

7

  1. Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

1

Кодирование информации (6 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

осуществлять поиск и выделение информации, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

 развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере).

8

  1. Носители информации

1

9

  1. Кодирование информации

1

10

  1. Письменные источники информации

1

11

  1. Языки людей и языки программирования

1

12

  1. Повторение по теме «Кодирование информации»

1

13

  1. Контрольная работа  по теме «Кодирование информации»

1

Информация и данные (8 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

развитие читательских умений, поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах;

умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, опорная информация в рамке с восклицательным знаком, схема, таблицы, ненумерованный список.

14

  1. Текстовые данные

1

15

  1. Графические данные

1

16

  1. Числовая информация

1

17

  1. Десятичное кодирование.

1

18

  1. Двоичное кодирование.

1

19

  1. Числовые данные

1

20

  1. Повторение по теме «Информация и данные»

1

21

  1. Контрольная работа  по теме «Информация и данные»

1

Документ и способы его создания (9 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в учебнике, оглавлении, иллюстрации, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;

развитие умений работать со словарём (в конце учебника).

22

Документ и его создание.

1

23

Электронный документ и файл

1

24

Поиск документа

1

25

Создание текстового документа

1

26

Создание текстового документа

1

27

Создание графического документа

1

28

Создание графического документа

1

29

Повторение по теме «Документ и способы его создания»

1

30

Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания»

1

31-34

Резерв времени

4

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ИЛИ ИХ ЭЛЕМЕНТЫ):

  • ИКТ  
  • игровая технология
  • проектная технология
  • учебно-исследовательская технология
  • проблемно-диалоговая технология
  • обучение в сотрудничестве

ТИПЫ УРОКОВ

  • урок усвоения новых знаний  
  • урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями  
  • урок применения метапредметных и предметных знаний
  • урок обобщения и систематизации предметных знаний 
  • урок повторения предметных знаний
  • контрольный урок
  • коррекционный урок  
  • комбинированный урок
  • учебная экскурсия   

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: текущий, ВПР, мониторинги, итоговый.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

На уроках проводится работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация обучения):

-  разноуровневые задания (обучающие и контролирующие);

- обучение самостоятельной работе (работа с учебником, с дополнительной литературой);

- развивающие задачи, в том числе олимпиадные задания;

- творческие задания (сочинения, изложения и др).

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В классе обучается 1 ребёнок с ОВЗ. Рекомендовано: обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе 7.1 (программа коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК).

Для успешного обучения выбираются задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения детьми. Дифференцируется помощь, необходимая учащимся (организующая, стимулирующая, обучающая).

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Изучение региональных особенностей учитывается при проведении 1 урока в каждой четверти - творческие задания на основе наблюдений за родной природой.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:

Предусмотрено данной программой применение на уроках ИКТ, в форме  наглядных презентаций при изучении материала, для контроля знаний,  что обусловлено:

  • улучшением  наглядности изучаемого материала,
  • увеличением количества предлагаемой информации,
  • уменьшением времени подачи материала

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Компьютер.        

2. Мультимедийный проектор.

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебно-методические комплекты (УМК) по информатике (учебники, рабочие тетради,     дидактические  материалы).  Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для  2 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015 и последующие издания.

2. Программно-методические   материалы: Программы по информатике методические пособия (рекомендации к проведению уроков информатики).

3. Стандарт начального  общего  образования  по образовательной  области «Информатика».

Учебно-наглядные  пособия, раздаточный материал

4. Комплект наглядных пособий. 2-й класс. Информатика. В 2-х ч. – по 40 с., ил./ Сост.  Т.О.  Волкова.

5. Мультимедийные  обучающие    программы.

6. Игровые    компьютерные   программы.

8. Персональный компьютер.

9. Мультимедийный проектор.

   10. Интернет – ресурсы:

http://metodist.lbz.ru

http://school-collection.edu.ru/

http://www.metod-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...