образовательные игры
статья по иностранному языку (2 класс) по теме

Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Крушева Олеся Викторовна. Учитель английского языка МБОУ «СОШ№2»;

BOV210584@yandex.ru

Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.        

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-

педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.

Обучающие игры выполняют 3 основные функции:

         Инструментальная: формирование      определенных навыков и    умений;

        Гностическая: формирование      знаний и развитие мышления

учащихся;

        Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

 

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

§         Игра должна соответствовать целям обучения;

§         Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую

педагогическую (психологическую) ситуацию;

§         Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;

§         Возможность использования творческих элементов в игре;

§         Преподаватель (психолог) должен выступать не только в роли

руководителя, но и как корректор и консультант  в процессе игры.

Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

1)      Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;

2)      Организация игрового процесса, включающая инструктаж – разъяснение правил и условий игры участникам -  и распределение ролей среди них;

3)      Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;

4)      Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими

участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять  групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать  различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:

Ø      имитационные игры 

Ø      сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация  - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает

театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль. Это игры творческие,  в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры.

Ø      инновационные игры. Их основное отличие от других

видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.

Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенных навыков управления конкретной ситуацией.

Ø      организационно-деятельностные. В них акцент ставится

на диагностике игровой  ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь  больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы.

Ø      деловые тренинги.

Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга, например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т.д. Ярким примером сферы применения такого

вида игр является обучение иностранному языку. В этом случае в играх сочетаются различные методы,  направленные на совершенстование навыков владения языком.

Так, в игре «Презентация» студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка» на английском языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят различные ситуации делового общения, что дает им не только возможность языковой практики, но и позволяет развить определенные деловые качества и творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.

Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе ее моделирования определяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит в поиске путей ее разрешения. Деловые игры применяются как в образовательной, так и деловой сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная игра "Человек и закон"

Данная игра может быть использована для профилактики правонарушений.В игре могут принимать участие дети с 5 по 9 класс...

Статья на тему: "Образовательные игры на уроках музыки в начальной школе"

Публикация  является обобщением опыта преподавателя музыки и  рассказывает об эффективной форме  познавательной и творческой деятельности школьника - образовательных играх....

Формирование у обучающихся уважительного отношения к национальным героям российского народа. Образовательная игра «Будем в армии служить, будем Родину хранить»

Гражданин и патриот своей Родины – человек, который сможет реализовать себя в современном обществе, чувствует неразрывную связь со своим Отечеством, готов взять на себя ответственность за судьбу своей...

образовательная игра "Город-Мастеров" (1-4 класс)

Данная игра проводится на занятия внеурочной деятельности. Учащиеся  3-4 классов гогтовят станции Города Мастеров, на которых они представят свой город, чем мастера занимаются, какие виды деятель...

#кубановедение Длительная образовательная игра Ты, Кубань, ты наша Родина... как метод воспитательного процесса

Проект по  гражданско-патриотическому воспитанию на конкурс инновационный поиск...

Образовательная игра для учащихся 3-4 классов "Байкальский нерпенок "

Образовательная игра " Байкальский Нерпёнок" , для учащихся 3-4 классов...