Специфика обучения английскому языку в начальной школе
методическая разработка (иностранный язык, 3 класс) по теме

Голдобина Галина Васильевна

В данной статье рассмотрены основные  психологические особенности младшего школьники, а также современные подходы и технологии обучения английскому языку в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ШКОЛА № 13 С УИОП  ГО  ЖУКОВСКИЙ

Выступление на ШМО :

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Подготовила

 учитель иностранного языка

 Голдобина Г В

2013 г

 «Самым важным явлением

в начальной школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером

для ученика является учитель»

А.Дистервег

      С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции,  профессиональная значимость на рынке труда. Формирование иноязычной речевой деятельности приобретает особую значимость в развитии личности младшего школьника. Иноязычное образование в начальной школе становится значимым и с т.зрения возрастной психологии. К учителю предъявляются огромные требования: необходимо научить ребёнка самостоятельно учиться: планировать свою деятельность, ставить цели и целеустремлённо двигаться к их достижению, оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью. Обучение иностранному языку направлено на создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей и преодоления ими в дальнейшем психологического барьера в использовании ин.языка как средства коммуникации.

       Язык есть основное средство человеческого общения, и представляет собой систему, состоящую из определённых элементов (фонетических, лексических, грамматических и др.), функционирующих по определённым законам. С помощью этой системы формируется мышление человека, и развиваются все его психические функции (память, внимание, восприятие и др.). Процесс овладения иностранным языком – процесс двусторонний. Он включает в себя обучающую деятельность учителя и учебную деятельность ученика, направленную на овладение языком. Совершенно очевидно, что наиболее благоприятным вариантом является овладение ИЯ в естественном языковом окружении. Процесс овладения языком вне пределов страны изучаемого языка и без непосредственных контактов с культурой носителей языка представляется менее благоприятным. Именно это обстоятельство обуславливает специфику учебного предмета «иностранный язык» и сложность обучения ему в искусственных условиях. Отсюда постоянный поиск возможностей  «приблизить» учебный процесс к условиям управляемого овладения детьми языком в естественной языковой ситуации.

        Дети в начальной школе охотно начинают изучать английский язык. Если чтение и письмо для них более-менее знакомо, то АЯ в начальной школе для большинства детей предмет новый. Как и всё новое, этот предмет вызывает живой интерес школьников младшего школьного возраста, и самое главное для учителя – сохранить этот интерес.

        Прежде всего, нужно помнить, что ребёнок не терпит никакого давления и активно сопротивляется ему, в отличие от взрослых, вынужденных соблюдать многие правила. Объяснять ребёнку, что АЯ понадобится в дальнейшей жизни – дело бесполезное. Именно поэтому процесс обучения должен оставаться творческим.

        Поэтому, при работе в начальной школе учитель должен стремиться:

  • расширить «границы» учебного времени и увеличить объём практического использования изучаемого языка как средства общения, «выйти» за пределы классной комнаты (организация праздников, КВНов, просмотр мультфильмов, прослушивание песен на изучаемом языке, вовлечение детей в участие в конкурсах,  олимпиадах и др.)
  • поддерживать интерес уч-ся к ИЯ за счёт включения процесса овладения ИЯ в контекст игровой и познавательной деятельности, позволяющих создавать естественные мотивы общения.

В нашей школе на изучение иностранного языка отводится 2 часа во 2-м классе, 3 часа – в 3-м классе и 4 часа – в 4-м классе. Дополнительно проводится отдельная работа с одаренными детьми  во внеурочное время. В нашей школе популярны ежегодный международный конкурс  British Bulldog и конкурс театральных постановок на английском языке (для учащихся начальной школы).

    На уроках английского .языка необходимо  соблюдать несколько условий для получения результатов в обучении:

1. Тщательный отбор ситуации на уроке. (Посещение кафе, магазина) Они должны быть просты и понятны учащимся.

2. Участие каждого в процессе общения. Если ребёнок не будет чувствовать свою значимость он, скорее всего, потеряет интерес к предмету. Дать возможность попробовать поучаствовать каждому.

3. Создание благоприятных условий для общения. Дети болезненно реагируют на критику. Из-за боязни сделать ошибку, некоторые дети на уроках английского языка в начальной школе присутствуют в роли безмолвных наблюдателей. Поэтому некоторые методики призывают на начальном этапе обучения иностранному языку не исправлять детей вообще, но, если есть необходимость, указать на ошибки. Это должно быть сделано в наиболее мягкой форме.

4. Интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает ч/з 10-15 мин., вследствие чего смена видов деятельности просто необходима.    Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение школьниками языковым материалом, но и готовность и желание детей участвовать в общении. Поэтому учителю на помощь приходят различные зарядки-релаксации, стихи, песенки, игры. В этом мне помогает газета «Первое сентября», журнал «Иностранные языки в школе», журналы для детей «Шляпа» и «Speak out». Эти приёмы позволяют формулировать речевые задачи, включающие в себя как мотив, так и цель речевой деятельности. На своих уроках, когда целью является тренировка в употреблении лексико-грамматического материала, я использую сюжетно-ролевые игры, которые позволяют создать учебные речевые ситуации, сделать урок эмоциональным, увлекательным. Вовлечение в общение всех детей – необходимое условие эффективности урока. На своих уроках я использую уроки – путешествия в сказку,  празднуем дни рождения, ходим в кафе, закупаем продукты для приготовления ужина. Создаю мультимедиа презентации к урокам, чтобы повысить интерес к уроку, а также организую просмотр обучающих  мультфильмов на английском языке для детей соответствующего возраста.          Систематическое включение в учебный процесс стихов, рифмовок, поговорок, пословиц позволяет поддерживать устойчивую учебную мотивацию к изучению английского языка у младших школьников. Занятие на уроках иностранного  языка, как правило, начинается с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов, содержащих тот или иной звук, я подбираю стихотворения или рифмовки, в которых нужные звуки повторяются достаточно часто, к примеру:

        [w]

1. Swan swam over the sea

    Swim, swan, swim

    Swan swam back again

    Well swan swam.

2. All is well that ends well.

3. Where there’s a will there’s a way.

4. A cat in gloves

    I love my cat.

    It’s warm and fat.

    My cat is grey,

    It likes to play.

5 Out goes the rat,

    Out goes the cat.

    Out goes the lady

    With a big blue hat.

Материал к урокам беру  часто на сайт для учителей английского языка:

www. pedsovet.su,  www.1september.ru  и других интернет-ресурсах.

   Чтобы процесс обучения не был скучным, учитель должен стараться  разнообразить уроки играми. С большим удовольствием дети принимают участие в играх. Например, для закрепления лексического материала или грамматических правил можно составить пазлы (составить грамматически правильно предложение), устроить конкурсы, чтобы присутствовал дух соревнования. Можно заняться ролевыми играми, разыгрывая различные жизненные ситуации (продавец – покупатель, доктор – пациент). Игры на аудирование преследуют цель научить  понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память.         Известно, что понимание иноязычной речи обеспечивается умением слушать. Результаты тестов, проведённых в школах, свидетельствуют о том, что слуховое восприятие и слуховая память развиты у учащихся значительно хуже.

            Обучение детей аудированию – процесс достаточно трудоёмкий. В общеобразовательной школе  собраны дети с разным уровнем слухового, зрительного восприятия и памяти, и, как правило, слуховое восприятие и слуховая память развиты у детей значительно хуже. Всё это усугубляет проблему аудирования, поскольку научить надо всех,  а это требует решения целого ряда вопросов,  и в частности вопрос определения характера аудитивного материала, отбора и методики выполнения упражнений,  в которых должны быть учтены все условия, обеспечивающие понимание сообщений. Аудирование вызывает быстрое утомление в начальной школе, для облегчения восприятия, я прибегаю к смене упражнений, привлечения наглядности, мультимедийная презентация.

 Обучение иностранному языку базируется на зрительном анализаторе. Важным условием мобилизации восприятия у детей, активности их внимания и мышления является наличие у детей желания слушать тексты на иностранном языке. Важно, чтобы ребёнок знал для чего слушать (т.е. мотив). Поэтому прослушивание текста предваряется коммуникативной задачей: н/р «Послушайте звуковое письмо волшебника и нарисуйте рисунок», «Отгадайте загадки и мы сможем отправиться в путешествие». Для создания внутренней мотивации важно, чтобы текст соответствовал как интересам и потребностям детей, так и уровню трудности, который они легко могут преодолеть. Составные механизмы аудирования: фонематический слух (способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи), оперативная память (способность удерживать речевые цепочки разной протяжённости и извлекать из них смысл, объём оперативной памяти для изучающих иностранный язык 5+-2 единиц), механизм вероятностного прогнозирования, облегчающий понимание звучащего текста. Приведу примеры упражнений на развитие данных механизмов аудирования для первого и второго года обучения.

     1) на дифференциацию (различение) звуков  (долгих и кратких звуков, межзубных и свистящих и пр.), например, на дифференциацию гласных [i  i:],

«Дональд дак мне рассказывает, что часы у него то спешат, то отстают: [tik – ti:k]. Как спешат часы у Дональда? [ tik  tik  tik]    Как отстают? [ti:k   ti:k  ti:k]

Хлопните в ладоши один раз, если услышите краткий звук [i], и много раз. Если услышите долгий [i:] [ti:k – tik –tik – mi:t – milk], etc.

2) на фонетический анализ слов:

«Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [t]: sandwich, orange, TV set, juice, tomatoes,etc.»;

Содержанием упражнений на развитие оперативной памяти являются словосочетания, предложения, небольшой текст, в том числе рифмовки и короткие стишки. Уч-ся должны быть способны прослушать  и повторить их в нужной последовательности.

 Н-р: What do animals like? Cats like fish, milk, and meat. Dogs like … Для развития рецептивных умений (аудирование и чтение) младших школьников также существуют игры на аудирование текста. Например, я читаю текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста предлагаю записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем  читаю текст ещё раз и даю задание:

- выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого ученики по памяти, пользуясь своими записями, восстанавливают текст. Побеждает тот, кто более точно передал содержание текста.

- после прослушивания текста с большим количеством персонажей, дети разыгрывают сценку по содержанию текста.

   На экране показываю слайды с  картинками животных, читаю загадки, уч-ся указывают на правильную картинку с изображением животного. Игра «весёлые художники»: ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий, другой ученик, называет основные части тела.

Draw a head, please,

Draw a body, please.

Draw a tail, please. Если рисунок получился, команда получает хорошие оценки.

«Хлопаем в ладоши»

Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемешку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают 2 раза. Кто ошибся, выбывает.

Лексические игры «Составь слово»

Уч-ся предлагается список существительных, нужно подобрать к ним слово, общее для всех. Например :

A cat, a dog, a cow- domestic animals

   

    Особая роль в начальной школе отводится подготовке домашнего задания. В этом могут помочь родители. Понимание ценности владения иностранным .языком  присуще в большей степени родителям, чем их детям. Отдалённая перспектива успешности в будущем не настолько понятна учащимся, чтобы вызвать желание прилежно заниматься изучением иностранного языка в школе. В связи с этим встаёт вопрос о качестве обучения иностранному языку. В практике своей  педагогической деятельности в школе системность и правильность подготовки домашнего задания является проблемой у некоторых учеников, нет должного контроля, помощи со стороны родителей. С другой стороны, те ученики, которые имеют  репетитора по иностранному языку и регулярно выполняют домашние задания не всегда показывают хорошие результаты при самостоятельной работе в классе.

Государство перед учителем иностранного языка поставило задачу подготовить всех учащихся  к сдаче ЕГЭ, но при этом не учитывается разница в количестве часов иностранного языка в неделю в общих классах и, так называемых классах с углубленным изучением ИЯ.  Учащиеся обычных классов  не хотят сдавать экзамен по английскому языку, считают его трудным и не выбирают профессию, связанную с иностранным языком.

Таким образом, именно в начальной школе ребёнку нужно заложить определённые навыки и умения, согласно стандартам второго поколения, повысить качество образования в школе, заинтересовать детей и их родителей принимать участие в конкурсах и олимпиадах.  Заинтересованность родителей в изучении иностранного языка ребёнком - большая помощь учителю.

В данном выступлении предлагается  план исследования у второклассников уровня сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности – фонологического осознания речи.

 Условия, которые необходимо соблюдать:

1. проверка происходит в устной форме, ребёнок все произносимые вами слова и фразы воспринимает на слух без опоры на картинки и без опоры на письменный текст;

2. все слова и фразы произносятся только один раз (повторять нельзя), о чём нужно сказать и ученику;

3. все слова, которые вы произносите, должны быть известны ученику. Если вы в предлагаемых ниже заданиях встретите незнакомые вашим детям слова, вы можете заменить их на другие (аналогичные по структуре);

4. проверка происходит в индивидуальном режиме: учитель – ученик.

    Могут быть варианты данной проверки – после уроков и во время урока. Если это происходит во время урока, то учитель предваряет проверку следующей установкой: «Ребята, наши английские друзья (сказочные друзья и т.п.) интересуются, как мы научились слушать английские слова и предложения. Я буду беседовать с каждым из вас отдельно, а вы в это время будете рисовать рисунки для наших английских друзей (сказочных друзей) и мы отправим им письмо».

1. Выделение звука в начале слова.

 Задание для ученика: Я буду произносить слова по одному, а ты слушай внимательно и произноси только первый звук – звук с которого начинается слово. Например: я говорю «bed», а ты выделяешь первый звук и произносишь «b».

Jump        kitchen       shoes        apple

Want        chair           dress         orange

Help         book           scarf          water

Play          house          mouse       salad

( Общая оценка 16 баллов)

Комментарий для учителя: учитель отчётливо и в достаточно быстром темпе произносит следующие слова и каждый правильно выделенный и произнесённый учеником звук оценивается в один балл.

2. «Прохлопывание» ритмического рисунка фразы.

Задание для ученика: Я буду произносить предложения, а ты слушай внимательно и хлопни в ладоши столько раз, ск-ко ты услышишь слов с ударением – тебе нужно «прохлопать» ритм предложения»

I have a dog. (Ученик делает два хлопка)

My dog is black. (Два хлопка)

We play the ball together. (Три хлопка)

I like my dog very much. (Три хлопка)

(1 балл за одно правильное ритмически выстроенное предложение. Всего 4 балла за правильное  выполненное задание)

Комментарий для учителя: Сначала, как всегда нужно привести пример – дать образец выполнения задания. Например, Вы говорите «I like my dog» и хлопаете в ладоши два раза.

Здесь важно чётко произнести предложения с правильным ударением и интонацией, чтобы дети восприняли ритм предложения.

3. Соединение звуков в одно слово.

Задание для ученика: Я буду быстро произносить звуки, из которых состоит слово, а ты произнеси это слово целиком. Например, я скажу «[t – e – n]», а ты скажешь «ten».

[b – e – d]  [b – r –au – n] [b – l – æ- k] [θ – r – i:]  [t – ju: - l – i – p] [p – l – ei]

(Одно правильно произнесённое  слово – 1 балл. Всего – 6 баллов за правильно выполненное задание.)

Комментарий для учителя: Учитель произносит звуки, из которых состоит слово с минимальным интервалом м/у звуками, а ученик произносит слово слитно.

4. Распознавание рифмы.

Задание для ученика: Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом (которые похожи друг на друга). Например, я скажу: «Hare fox duck bear», а ты должен сказать: «hare - bear»

Song      hen         sun         pen

Nose      apple      doll        rose

Bike       family    forest     like

Bess       snow      chess     cap

(За каждую правильно выделенную рифму ставится 1 балл, всего 4 балла за правильно выполненное задание.)

Критерии вашей оценки способностей ребёнка  в области фонологического осознания речи:

1. Хорошо развиты (ярко выражены) - 30-28 баллов

2. Развиты нормально – 27 -16 баллов

3. Частично развиты – 15 – 8 баллов

4. Слабо развиты – Не развиты – 7 – 0 баллов

Результат можно представить в виде таблицы

Ученики (указывается только имя)

Кол-во баллов за каждое задание

Общее кол-во баллов

 

 

                                                                                                 



Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока на тему

The Place We Live In

1 ФИО учителя: Голдобина Галина Васильевна

2 Место работы: МОУ школа № 13 с УИОП го Жуковский

3 Должность: Учитель английского языка

4 Предмет: английский язык

5 Класс:  4В

6 Урок № _23 тема урока : The Place we live in «Мой дом»

7 Предметная программа English -4  для школ с углубленным изучением английского языка  авторы : И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева

8 Цель урока: Повторение изученного материала по теме : The Place we live in

9 Задачи урока:

Учебные: повторение лексики по теме «Мой дом», развитие навыков монологического и диалогического высказывания при описании своего дома, тренировка навыков чтения.

Воспитательные: воспитывать в учащихся чувство добра, красоты и гармонии, познакомить учащихся с традициями страны изучаемого языка.

Развивающие: развивать внимание, логику, память , формировать навыки общения.

10 Используемые педагогические технологии: коммуникативная технология обучения ИД, ИКТ , здоровье сберегающие технологии

11 Необходимое оборудование: компьютер, проектор, доска с магнитами, слайды, компакт диск с аудио записью песни There is a room in my house.

12 Методические материалы: учебник English -4  для школ с углубленным изучением английского языка  авторы : И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева, рисунки и фотографии своих домов и домашней утвари.

Структура и ход урока

Таблица 1

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Время

Мин.

1

Организационный момент

Фонетическая зарядка

Эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке

Сообщение цели урока

Совершенствование навыков произношения

Hello teacher!

We are fine , thank you.

Today is December__

Today is _

It is a typical winter day today: not very warm and we have a little snow…

Today we ‘ll talk about flats and houses…the place we live inю

Учащиеся повторяют за учителем звуки и слова на англ. языке

[а:] bathroom, rather, garden [q] furniture, curtain

[i] sink, kitchen, fridge [aiq] fi replace, quiet

[A] lovely, wonderful, cupboard [x] lamp, understand

Hello pupils! Nice to meet you today..

Sit down , please

How are you today?

What date is it today?

Thank you.

What day is it today, please?

And what is the weather like today?

Today we  decorated our classroom with some pictures and home appliances . How do you think what we are talking about?

Good! We can start our lesson on the topic The place we live in.

Firstly

, I would like you to do some  

Phonetic Exercises to repeat the words and the sounds.

2

1

2

Речевая разминка

Развитие коммуникативных навыков

Более слабые Учащиеся отвечают на вопросы учителя:1) I live in a flat; 2) My flat is large and comfortable.

3) There is a living room, a bedroom, a study, a kitchen, a large hall and a bathroom in my f at.

4)  My kitchen is large.

5) There is a playground in front of my house.

And now let’s talk a little bit

Answer my Qs:

1)Do you live in a flat or in a house?

2) What’s your

flat  like?

3) What rooms are there in the place where you live?

4)Is your kitchen large or small?

5) What is there in front (behind) your house?

Etc.

3

3

Повторение лексики по теме

Тренировка лексических навыков

Средние Ученики выходят к доске, записывают слова, обозначающие

Данный предмет

Listen to me, please. Guess what it is, write the word on

the blackboard and find the right picture.

1. a thing where we keep our clothes (a wardrobe)

2. a place where we take a shower (a bathroom)

3. a thing in the kitchen to cook our food on (a cooker)

4. a place around or behind (in front of) the house where

flowers and fruit trees can grow (a garden)

5. a thing we can see our faces in (a mirror)

5

4

Чтение

текста English homes, Ex.13,p.111

Активизация материала текста в речевой деятельности (Ex.14, р. 112)

Тренировка навыков беглого чтения

Учащиеся читают текст про английские дома и отвечают на вопросы по тексту

Контроль навыков чтения с пониманием прочитанного

10

5

Музыкальная пауза

Физкульт минутка

Релаксация

Учащиеся поют песню

Потом выполняют физические упражнения

Let’s have a musical pause. Sing the song “There’s a

Room in My House” and say what things there are in a

room (ex.11, p. 131 Θ34).

2

6

Тренировка навыков диалогической речи

Развитие коммуникативных навыков

Сильные Ученики выходят с рисунками-планами своих квартир и

задают друг другу вопросы.

P1: Do you live in a house or in a f at?

P2: I live in a house.

P1: Is your house comfortable?

P2: Yes, it is. Look at the photo. It is small, but nice with a

large kitchen and a bathroom.

P1: Have you got a fi replace in your house?

P2: Yes, I have. There is a fi replace in our sitting room. There

are two armchairs in front of fi replace.

P1: What is there behind your house?

P2: There is a small garden behind it.

Let’s imagine that you are two friends from England and

Russia and you are speaking about your flats and houses.

5

7

Развитие навыков монологической речи (при проверке домашнего задания)

. Тренировка коммуникативных навыков

Рассказ  среднего или сильного ученика о  доме африканского мальчика Джо.

Your home task was to read A letter from Africa where Joe described  the  house he lives in. It is Ex. 12, page 125 . And I asked you to draw Joe’s house and name all the rooms in it.  

5

8

Тренировка памяти и логического мышления

Рефлексия

На магнитной доске на одних карточках записаны начало

пословиц, на других конец пословиц. Ученики выходят к

доске и составляют текст пословиц про дом. (задание для слабых учеников)

And now let’s see what proverbs you know about homes.

1. East or West, home is best.

2. There is no place like home.

3. An Englishman’s house is his castle.

4. Men make houses, women make homes.

5. He has no home whose home is everywhere.

5

9

Показ слайдов с необычными конструкциями домов, которые существуют в разных странах мира

Изучение традиций других стран и народов, повышение мотивации к изучению АЯ

Ученики смотрят слайдовую презентацию о домах необычной конструкции

We have some minutes to learn about unusual houses  that have been built in different parts of the world

Let’s watch some slides

3

10

Подведение итогов . Выставление оценок за урок. Домашнее задание

Предметные,

Метапредметные и личностные результаты

P1: We found out/learnt more   about  each other today: where our classmates live and what furniture they have at home.

P2: we learnt about English homes and now we know what traditional homes are like. We understood that English people like their homes very much.

P3: we  knew  about Joe’s house in Africa.  

P4: We saw very interesting slides about unusual homes and had some fun.

P5: now We can talk to our English friends about our homes and ask them about their homes.

Our lesson is going to the end.

What did we find out  today?  What language skills did we get?

Can you write a letter to your English friend about your home and describe your flat or house like he did in his letter?

Your home task is to write a letter to your foreign friend about your home. . Try to follow Joe’s plan of the lrtter.

 The lesson is over. Good bye!

4

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                        

№ п/п

Анализ урока : на тему «Мой дом»  4 класс УМК Верещагиной  

Учитель: Голдобина Галина Васильевна

1

Место урока в системе уроков по теме

Урок –повторение пройденного материала по теме

2

Задачи данного урока

Правильность их определения

Задачи определены верно

Правомерность их планирования в цикле уроков по данной теме

Планирование правомерно

Четкость и способы их доведения до сознания учащихся на разных этапах

На всех этапах урока задачи были доведены до сознания учащихся четко.

3

Содержание урока

Отбор материала в соответствии с современными требованиями

Присутствует использование ИКТ (показ слайдов).

Отбор и последовательность выполнения упражнений для формирования навыков, развития умений в области устной речи

Отбор и последовательность упражнений для формирования навыков и развития умений в области устной  речи правильный

4

Методическая структура урока

Этапы урока, их общая характеристика

1. Организационный этап

Присутствует

2. Формулировка темы и цели

Присутствует

3. Этап проверки домашнего задания

Присутствует

4. Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков

Проверка лексики по теме,

контроль навыков чтения ,

проверка навыков устной речи

по теме (диалогической и

монологической).

5. Этап развития коммуникативных навыков

Диалоги, монологические

высказывания., ответы на

вопросы

6. Этап закрепления знаний, полученных ранее

 Повторение поговорок о доме

7. Рефлексия

Описание дома африканского

Мальчика (пересказ текста ).

8. Этап отдыха

Физкульт-минутка

9. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Присутствует

10. Этап получения новых знаний и повышения мотивации к изучению АЯ

Присутствует (через показ

Слайдовой презентации)

Определение общей логики урока (его целенаправленность, целостность, динамичность, связность)

Урок целостный, достаточно динамичный, связный и целенаправленный

Соответствие методической структуры урока его задачам и условиям обучения

Соответствует

5

Способы организации, стимулирования, управления и развития учебной деятельности учащихся

Организационные работы, их адекватность поставленным задачам, соотношение на разных этапах урока

На уроке были использованы различные организационные формы обучения:

- фронтальная форма обучения (контроль техники чтения учащихся)

- групповая  форма обучения (фонетическая зарядка);

- индивидуальная форма обучения (ответы у доски, пересказ текста).

Все эти формы оправданы на всех этапах обучения.

Роль, место самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке, подготовка к самостоятельному выполнению домашнего задания

Самостоятельной работе отводится большое место   (Учащиеся самостоятельно   дополняют предложения , ведут диалоги по теме, описывают свой дом / комнату оценивают знания, полученные на уроке для выполнения домашнего задания).

Методическая целенаправленность и эффективность оснащенности урока

Был использован компьютер и проектор  для проведения мультимедийной презентации, а также  карточки с пословицами на доске . Целеполагание осуществляется совместно с учащимися.. 

Организация контроля и самоконтроля, объективность в оценке уровня сформированности  коммуникативной компетенции

Качественная, словесная оценка деятельности учащихся учителем. Самоконтроль на уроке отсутствует.

Индивидуализация учебного процесса, учет свойств личности учащихся, уровня их обученности

Присутствует.

Реализация разноуровневого обучения

Были разноуровневые задания на уроке: для слабых, средних и сильных

Приемы организации восприятия, осмысления учебного материала, развития памяти, мышления, воображения учащихся

Совместное целеполагание,  использование различных форм взаимодействия (индивидуальная, групповая), развитие мышления, учитель выступал в качестве речевого партнера, информировал,  коммуникативно мотивировал учащихся.

Учитель как речевой партнер учащихся (умение общаться, вызывать коммуникативную мотивацию у собеседника, педагогический такт, наблюдательность, оперативность реакции учителя)

Учитель -  хороший речевой партнер для учащихся  на всех этапах урока, он хорошо умеет общаться, имеет педагогический такт, направляет учащихся при ответе, исправляет ошибки.

6

Выводы по результатам урока

Достижение поставленных задач

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности  (умение определить цели обучения, развитие формирование иноязычной компетенции, дружелюбное интереса к предмету, толерантность, умение работать в группе и самостоятельно).

Результат достигнут каждым учащимся.

Оценка конструктивной (умение планировать и отбирать материал), организаторской (реализация плана урока), коммуникативной (установление контакта с учащимися), гностической функций урока

Конструктивная ф-ция:

Урок спланирован хорошо,  материал подобран в соответствии с возрастом учащихся, темой и целью урока.  

Организаторская ф-ция:

Урок реализован в соответствии с планом урока.

Коммуникативная:

Коммуникация с учащимися состоялась. Урок прошел в дружелюбной атмосфере, что способствует повышению мотивации учащихся.

Гностическая (исследовательская):

Реализация этой функции не прослеживалась на  этапах урока.

Предложение для устранения недостатков в планировании, методике проведения урока

1. Включить в урок этап исследовательской работы учащихся , например поиск самими учащимися информации о необычных конструкциях домов  в мире, а не давать эту информацию в готовом виде учителем..

2. Можно было ввести игровой момент в урок, например предложить учащимся заполнить лексический кроссворд по теме.

Большим плюсом была физкультминутка!



Предварительный просмотр:

Голдобина Г.В.   Рабочая программа по английскому языку                3 класс

1.  Пояснительная записка

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Овладение умениями учиться и познавать является приоритетной целью на начальном этапе обучения

Данная рабочая программа составлена на основе программы по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков (Москва «Просвещение» 2011 г) и на основе федерального компонента государственного  стандарта начального образования по английскому языку.  Программа использует УМК Верещагиной И .Н.,  .  рассчитана на  3 часа в неделю для 3 класса .

  1. Цели и задачи курса.  

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: в аудировании, говорении, чтении и письме.

  1. Формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей учеников 2 класса: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.
  2. Развитие личности ребенка, его речевых способностей внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
  3. Обеспечение  коммуникативно-психологической адаптации учащихся вторых классов к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.
  4. Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.
  5. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием  иностранного языка: знакомство второклассников  с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

  1. Общая характеристика учебного предмета .

 Учебный предмет «Английский язык»  - один из важных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературой он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно и эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную) дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные навыки.

  1. Описание места предмета в учебном плане

На первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения – формируются универсальные учебные действия (УУД), обеспечивается познавательная мотивация и интересы учащихся , их готовность и способность к сотрудничеству.

По данной рабочей программе на изучение предмета Английский язык» отводится 292 учебных часа (2 класс – 66 часов; 3 класс 90 часов и 4 класс – 136 часов) для углубленнлго изучения предмета из расчета 2 часа в неделю во 2 классе, 3 часа в неделю – в 3 классе и 4 часа в неделю- в 4 классе.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Английский язык 3 класс» УМК Верещагиной.

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как многоязычном и поликультурном обществе, осознание языка, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка.

Метапредметными  результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

- развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя различные роли  в пределах речевых потребностей и возможностей младших школьников;

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника, формирование мотивации к изучению иностранного языка;

- овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК (учебником,  аудиодиском, сборником грамматических упражнений и т.п.).

Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

- овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение находить и сравнивать такие языковые единицы как звук, буква, слово.

5.Требования к уровню подготовки учащихся по различным видам речевой деятельности

5.1.Говорение. Диалогическая речь

Ученики 3 классов научатся

  • принимать участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным текстом.
  • вести диалог этикетного характера – уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поблагодарить.
  • вести диалог-расспрос – уметь расспрашивать «кто?», «что?», «где?»
  • вести диалог-побуждение – пригласить друзей поиграть, отреагировать на предложение

                  Монологическая речь

            Учащиеся 3 классов научатся

  • составлять небольшие монологические высказывания: рассказ о себе, о членах своей семьи, о домашнем животном,  описывать картинки, персонажи, излагать основное содержание прочитанного и своего отношения к этому, рассказать о своих планах и объяснить в краткой форме о своих поступках.

5.2. Аудирование

Учащиеся 3 классов получат возможность

  • воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения
  • понимать основное содержание небольших рассказов
  • полностью понимать и уметь отвечать на вопросы учителя по несложным рассказам-описаниям

5.3.Чтение

Учащиеся 3 классов научатся

  • читать вслух небольшие тексты, содержащие изученный материал
  • соблюдать правильное ударение в словах и фразах, правильную интонацию
  • читать про себя с пониманием прочитанного с использованием языковой догадки о значении незнакомых слов
  • выделять главную идею текстов или отрывков
  • находить в тексте необходимую информацию

5.4. Письмо

Учащиеся 3 классов научатся

  • Списывать текст используя основные графические и орфографические навыки написания букв, слов и предложений
  • Выписывать из него необходимые слова или информацию
  • Написать с опорой на образец рассказ о себе, членах своей семьи
  • Писать короткие словарные диктанты

  1. Графика и орфография
  • учащиеся получат возможность овладеть алфавитом изучаемого языка, основными буквосочетаниями.
  • учащиеся научатся читать знаки транскрипции
  • учащиеся научатся различать типы слогов, научатся правилам чтения и умению применять эти знания

  1. Фонетическая сторона речи.    Учащиеся получат возможность :
  • адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, краткие и долгие звуки
  • правильно ставить словесное и фразовое ударения,

выдерживать интонацию в различных типа предложений

5.6. Лексическая сторона речи (III КЛАСС)

Объем лексического материала в 3 классе- 700 единиц, из них 150 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.

Учащиеся 3 класса также изучают:

* основные словообразовательные средства (суффиксы th, ly. teen, ist, ful)   , модель adj+ly для образования наречий, adj+n+ed для образования прилагательных

* устойчивые словосочетания (to read to oneself, to run a race, to go shopping, etc.)

* фразовые глаголы (to come back, to come in, to look after, to look for , to put in, to put on)

* фразовые клише и фразы повседневного обихода (I’m sorry, Happy New Year, Merry Christmas, come on, what’s the matter, etc.)

5.7. . Грамматическая сторона речи (III КЛАСС)

Учащиеся 3 класса научатся различать и употреблять :

* имена существительные (одушевленные и неодушевленные, исчисляемые и неисчисляемые)

* научатся использовать артикли в устойчивых словосочетаниях (to have an idea, to go for a walk, to go to the zoo)

* использовать артикли с именами собственными, обозначающими явления природы (the sun, the sky, the moon, the earth)

* научатся образовывать степени сравнения прилагательных (односложных и многосложных)

* использовать неопределенные( everybody, anybody, everything, etc) и отрицательные местоимения (nobody, nothing)

* научатся образовывать наречия с помощью суффикса –ly

* научатся образовывать числительные от 13 до 200 (порядковые и количественные) и использовать числительные в датах

* учащиеся 3 класса научатся применять временные формы глагола в Past Simple, Future Simple в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах

* научатся применять оборот there is/are в настоящем и прошедшем времени (утвердительной, вопросительной и отрицательной формах)

5.8. Синтаксис (III КЛАСС)

  1. Учащиеся 3 класса научатся применять повелительное наклонение в отрицательной форме (Don’t give it to me!)
  2. Использовать предложения с Let’s  в отрицательной форме (Let's not go there)
  3. Использовать сложносочиненные предложения с союзом because

6. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса

Таблица 2 III КЛАСС

1)Повторение пройденного во 2 классе материала

 Основной курс:

2) «Еда»

3)«Праздники»

4)«Животные»

5) «Одежда»

6)»Времена года»

7) «Английский год»

8) «Природа»

9»Страна изучаемого языка»

13 часов

15 часов

8 часов

15 часов

15 часов

5 часов

8 часов

9 часов

2 часа

Итого 90 часов

7. Описание учебно-методической литературы и материально- технического обеспечения образовательного процесса по курсу .

7.1.  Учебно-методическая литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение. 2010 г.
  2. Рабочие программы. Английский язык. Предметная линия И. Н. Верещагиной   К.А. Бондаренко 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением иностранных языков. Москва. Просвещение, 2012 г.
  3. Используемая линия УМК:  Верещагина К. А. и соавторы учебник , рабочая тетрадь, книга для чтения (2 класс, 3 класс) 2012 год
  4. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. (для 2 класса, для 3 класса)  2012г
  5. Семеновых Н.Г., Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку для 2 класса. Вако, 2009
  6. Дополнительные дидактические материалы (Round Up, Test by test)
  7. Англо-русский и русско-янглийский словари для начальной школы.
  8. Демонстрационные тематические таблицы для начальной школы (английский алфавит, дни недели, месяцы года, таблица неправильных глаголов , карты Англии, США и Канады и др.)
  9. Книги для чтения на иностранном языке
  10.  Флаги стран изучаемого языка

7.2. Материально-техническое обеспечение

1) Компьютер с ПО Windows XP и подключением к сети Интернет;

2) Проектор BENQ MP 625P;

3)  МФО Sumsung  SCX -4220

4) CD, DVD с аудио и видео записями на английском языке

5) Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и таблиц

6) Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Иностранный язык» в начальной школе

В результате изучения английского зыка в начальной школе(3класс) ученик должен знать и понимать:

  • алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
  • основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
  • особенности интонации основных типов предложений;
  • название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь:

в области восприятия на слух:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;

в области чтения:

  • читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
  • читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

в области письма и письменной речи:

  • списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • писать краткое  письмо о себе ,заканчивая предложение или с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • устного общения с носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
  • ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;

более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка..

9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



Предварительный просмотр:

Healthy Living Guide

The greatest   is  .  Some  care about their   , others don’t.    can have good and bad habits.   ,  eating wholemeal , , eating low fat food is good for your   .  Physical  inactivity, eating , ,   ,     are bad habits. It’s very important to care about your  . Of course,  too much or too little, snacking and skipping , make you unhealthy too.  7 or 8 hours, getting up early, eating , a healthy  is really good for your  .  Many  in GB and Russia think more about their  . They attend fitness clubs, eat more  and  . Some of them count they eat every day. Some bad habits are really deadly.     causes a .  It makes your  yellow,   and clothes smell.     causes  a ,   disease and slow reactions. It also makes your speech unclear. As for  , it causes , cancer and loss of memory. A lot of measures are taken against bad habits. You can be put into   for  , and sacked from   for    and   .    is banned in , on the underground and in  and  ads. Bad habits affect the whole family,  around you, your knowledge and your social controls. If you want to be healthy some English proverbs саn help you: «Early to  and early to rise, keeps a man healthy, wealthy and wise», «An a day keeps a  away », «Good friends are good for your », «A merry  is a good medicine».



Предварительный просмотр:

«Организация дистанционного обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………

Раздел 1: Виды дистанционного обучения……………………….

        Раздел 2 : СДО Moodle, как электронный образовательный ресурс

                         для учителя и ученика…………………………………….

         Раздел 3 : Методики, применяемые для детей с ОВЗ……………..

         Раздел 4 : Контроль знаний при дистанционных формах обучения  

                          В системе Moodle………………………………………….

         Раздел 5 : Что нужно учитывать в работе  педагога при работе

                           с детьми с ОВЗ…………………………………………….

        Раздел 6: Выводы по организации ДО для детей с ОВЗ …………….

         Список использованной литературы : ……………………………….

         Ссылки на лекции и интернет - источники  ………………………….

             

 

Раздел 1:  ВИДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1.Основные технологии дистанционного обучения

Для дистанционного обучения характерно использование следующих технологий: кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология:

  • кейс-технология – основана на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом;
  • ТВ-технология – базируюется на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов;
  • сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.

В сравнении с традиционными формами, преимуществом дистанционного обучения является адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучающихся, к их материальному положению, физическим особенностям, месту жительства и т.д.

Дистанционное обучение нельзя смешивать с заочным потому, что при дистанционном обеспечивается систематическое и эффективное взаимодействие  учителя и ученика на основе компьютерных телекоммуникаций. В дистанционном обучении, особенно при онлайновом режиме, все признаки учебно-воспитательного процесса (учитель, ученик, средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы).

Сетевое дистанционное обучение базируется на использовании возможностей Интернета для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и постоянного интерактивного взаимодействия между преподавателем-тьютором, администратором и обучаемым. Оно имеет ряд принципиальных отличий от других форм обучения:

во-первых, ученикам не нужно  приходить в образовательное учреждение на регулярные занятия и на сессию. Весь процесс проходит через Интернет.  Учащиеся учатся в удобном для себя месте, по удобному графику и в удобном для себя темпе;

во-вторых, возможность заниматься по индивидуальному плану;

в-третьих, она требует от ребят исключительной мотивированности, самоорганизации, трудолюбия, умения и желания работать самостоятельно;

в-четвертых, необходимо обладать определённым стартовым уровнем владения компьютерной грамотностью. но если учащиеся испытывают какие-либо затруднения в учебе, через форум в любой момент, на любом этапе обучения они могут обратиться за разъяснением к администратору, преподавателям-тьюторам и своим однокурсникам;

в-пятых, программа дистанционного сетевого обучения традиционно состоит из отдельных модулей. В качестве контроля используются как компьютерные тестирующие системы, так и традиционные формы: собеседования, консультации, проводимые в режиме видеоконференции.

Раздел  2 : СДО MOODLE – КАК ЭЛЕКТРОННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Открытый ресурс Moodle широко используется в системе ДО для создания качественных онлайн-курсов и формирования единого учебного пространства для учащихся и преподавателей курса. Moodle – это не только инструмент обучения, а полнофункциональная законченная система управления обучением, с удобными средствами создания учебных материалов и управления сайтами, гибкими инструментами составления отчетов и мощными административными функциями.  Данный программный продукт позволяет  построить взаимодействие «учитель-ученик», «ученик-ученик». Может использоваться как для дистанционного, так и для очного и интегрированного обучения. Позволяет редактировать учетные записи и учителю/преподавателю и ученику/студенту, СДО Moodle проектировалась в соответствии с современными педагогическими требованиями: с опорой на принципы и методы деятельностного активного обучения, личностную направленность, совместную работу, критическую рефлексию.

 2.2. РАБОТА В  MOODLE

СДО MOODLE  содержит богатый набор модулей-составляющих для курсов - Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Лекция, Тест, Анкета, Scorm, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (текстовые страницы, веб-страницы, каталоги, папки, пояснения, файлы, страницы) и произвольное количество интерактивных элементов курса. К таким элементам относятся:

  • Wiki, в котором можно создавать документ несколькими людьми сразу,
  • Семинар – позволяет демонстрировать примеры работ обучающихся для тренировки в оценивании и получать оценку за работу; оценивая другие работы и получать оценку за оценивание.
  • База данных, которая позволяет представить самостоятельные материалы (статьи, расчёты, нормативные документы), систематизированные определенным образом.
  • Глоссарий, с помощью которого создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.
  • Задания преподавателя/учителя, которые требуют от учащихся/студентов подготовить ответ и разместить его в заданном формате.
  • Опрос, позволяющий проводить голосование среди учеников/студентов.
  • Тесты с различным набором вопросов (в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый).
  • Лекция (урок) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме.
  • Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя/учителя, сведения о входах и посещении элементов курса, диаграммы посещаемости, детальную информацию о каждой работе ученика , все сообщения в форуме.

Основными средствами, позволяющими участникам программы общаться со своими преподавателями/учителями-тьюторами, а также между собой, являются:

  • форум (общий для всех учащихся на главной странице программы, а также различные частные форумы);
  • чат;
  • обмен личными сообщениями;
  • обмен вложенными файлами с преподавателем/учителем (внутри каждого курса);
  • электронная почта.

Форум, тест, Wiki – позволяют добавлять к курсу интерактивное содержимое.

Таким образом, система Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).

РАЗДЕЛ 3: МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ     ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Сущностью любого обучения является взаимодействие учителя и ученика. При дистанционном обучении детей с ОВЗ это взаимодействие осуществляется при помощи  электронных образовательных технологий с использованием интернет. Но при этом  сохраняется триединая цель урока, в соответствии с новым ФГОС:  развивающая, обучающая, воспитательная.

При дистанционном виде обучения используются новые, принципиально отличающиеся от традиционных форм, методики и приемы . Коллективное взаимо-обучение – один из   таких методических приемов. Коллективное взаимо-обучение может осуществляться несколькими способами:

  1. c использованием ВИКИ -коллективного пространства для совместной работы ;
  2. при помощи Чата , форума и электронной почты -  обмена текстовыми сообщениями;
  3. с использованием программы Skype;
  4. вебинар-урок.

 Современные методы обучения, используемые при работе с детьми с ОВЗ по   предмету «Английский язык».

Как показала практика , при обучении иностранному языку в школе наиболее продуктивным является так называемый смешанный метод обучения –Blending Learning, сочетающий в себе традиционную и дистанционную формы обучения.

Это единый , целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности учащихся будет проводиться на уроке, под непосредственном руководстве учителя, а часть деятельности учеников выносится на дистанционное обучение c преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или в малых группах . При этом очень важно четко распределить материал, который изучается очно вместе с учителем и что необходимо включить для дистанционного обучения.

Организация учебного процесса при Blending Learning (смешанном обучении) требует тщательного анализа и отбора тех видов деятельности учащихся, которые наиболее эффективны при обучении очно  или дистанционно. Отбор дидактического материала и методов контроля/ самоконтроля учащихся при смешанном обучении также следует распределять для очного и дистанционного обучения, в зависимости от особенностей каждого ученика (включая детей с ОВЗ) . Пример тематического планирования для ученика 5 класса с ОВЗ (страдает аутизмом) с использованием дистанционных и очных форм обучения находится в приложении № 1.

При дистанционном обучении детей с ОВЗ по предмету «Английский язык» я планирую активно применять Skype и электронную почту, так как это, на мой взгляд, широко известные и уже давно освоенные детьми ресурсы, позволяющие формировать и развивать четыре основных вида языковых компетенций : аудирование, говорение, чтение и письмо. При этом,  синхронный метод взаимодействия с учениками (Skype) я планирую использовать при выполнении заданий на аудирование и говорение, а асинхронный (электронную почту) – для развития навыков чтения и письма.

Примерный план проведения одного занятия по английскому языку с использованием дистанционных технологий обучения приведен в приложении № 2.  Cистема Moodle позволяет загружать и использовать в дистанционном режиме обучения презентации по различным темам, созданные в программе PowerPoint . Это очень удобно применять при объяснении английской грамматики , закрепления полученных знаний и других познавательных задач при дистанционном режиме работы с детьми с ОВЗ. Пример слайдовой презентации для 5 го класса по УМК Биболетовой к теме «Планы на будущее»( с использованием грамматической конструкции «to be going to» ) приведена в приложении № 3.   

 РАЗДЕЛ 4: КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ MOODLE.

При  смешанной форме обучения (методика Blending Learning) английскому языку проблем с контролем знаний не возникает. При очных занятиях (традиционная форма работы с учеником) применяется входное и итоговое тестирование (экзамен), а промежуточное тестирование (на отработку и закрепление изученного материала) используются тесты с применением ДО. Система Moodle позволяет все тестирование перевести в дистанционную форму, что гораздо удобнее для ученика с ОВЗ – ведь количество раз прохождения определенного теста может быть установлено , как неограниченное.

: Составление тестов в Moodle должно подчиняться определенным требованиям

- в тестах не должно быть вопросов, приучающих ученика угадывать правильные ответы. Они должны быть нацелены на развитие способностей обучающегося к принятию самостоятельных решений и применению полученных знаний;

- неверные ответы должны своему содержанию близки к правильным , чтобы ученик мог продемонстрировать понимание изученной темы;

- все варианты ответов в тесте должны соответствовать изучаемому учебному материалу.

Тесты в системе Moodle  подразделяются по уровням усвоения следующим образом:

1) опознание- например,  для предмета «английский язык» это может быть задание на подбор слова к заданной транскрипции этого слова ;

2) воспроизведение- например, поставить глагол в нужную временную форму (выбрать из списка правильный вариант);

3) понимание- это контроль уровня усвоения информации;

4) применение;

5) творческая деятельность- например, написать эссе на английском языке на заданную тему  . Эта форма тестирования проверяется лично преподавателем, а не компьютером.

Примеры (скрин-шоты)  составленных и доступных в системе Moodle тестов по английскому языку Moodle приведены в приложении № 4.

РАЗДЕЛ 5. Что нужно учитывать в работе педагога при обучении детей с ОВЗ.

При обучении ребенка  с ОВЗ педагог должен обладать не только  высокими профессиональными компетенциями по своему предмету, но и дополнительными знаниями и навыками в общении с такими детьми, в соответствии с заболеванием обучающегося.

Прежде , чем приступить к обучению ребенка с ОВЗ, необходимо ознакомиться с заключением динамического консилиума, где указан диагноз ученика с ОВЗ, рекомендации педагогам по проведению занятий, рекомендован режим работы на компьютере, уровень психического развития, необходимое дополнительное оборудование, рекомендации по распределению учебной нагрузки и другая личная информация. После чего педагогу необходимо составить его индивидуальный план обучения – индивидуальной образовательной траектории с учетом характера и тяжести заболевания.    

На занятиях с ребенком с ОВЗ необходимо:

  • соблюдение двигательного режима;
  • обязательный перерыв в занятии на физкульт-паузу;
  • обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий;
  •  для детей, имеющих нарушения в каких-либо видах деятельности (речевой, двигательной и других) необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку выполнить задание;
  • Часто на занятии требуется особый речевой режим (для детей с ДЦП) –четкая разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

Индивидуальная образовательная программа ребенка с ОВЗ кроме индивидуального учебного плана  включает также коррекционно-развивающий модуль , где отражаются ход и результаты индивидуальной работы по каждому предмету,  и  модуль оценки успехов и достижений по предметам.

РАЗДЕЛ 6. Выводы по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ.

Создание условий для максимально полной социализации детей-инвалидов через введение  инклюзивного образования в российских школах является одним из главных приоритетов в реализации «Нового закона «Об образовании в РФ». Светлана Алехина: «Именно учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику».

 Использование современных технологий и новых методов преподавания,  в  том числе дистанционного обучения, позволит участникам образовательного процесса  достигнуть поставленных в «Новом Законе об образовании»  целей по инклюзивному образованию, подразумевающему  совместное обучение детей с ограниченными возможностями и их сверстников, не имеющих нарушений развития. Как заявила В.Матвиенко, глава Совета Федераций РФ «Я вижу в этом самый настоящий прорыв в образовании и воспитании, прорыв гуманистический, нравственный. Мы должны всемерно поддерживать развитие этого процесса, путем создания школ, классов, ориентированных на совместное обучение».

Для успешной реализации этих целей необходим целый ряд дополнительных мероприятий:

- совершенствовать нормативно-правовую базу интегрированного обучения детей-инвалидов в России ;

-обеспечить устойчивое финансирование условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учебных заведениях;

- оснастить школы , участвующие в проекте по внедрению инклюзивного обучения, специальным дополнительным оборудованием, позволяющим работать с детьми с ОВЗ;

- ввод инклюзивного образования в общеобразовательные школы потребует специальной подготовки педагогов , обладающих не только высокими профессиональными компетенциями по своему предмету , но и специальными знаниями и навыками в работе с детьми с ОВЗ . Ключевой проблемой является профессиональная и психологическая неготовность учителей массовых школ к включению детей с инвалидностью в обычный класс;

- необходимо дополнительное обучение основам работы на новой технике потребуется как ученикам с ОВЗ, так и их родителям, которое будет проводиться самими педагогами ОУ;

- создание методических центров, сопровождающих проект во вводу инклюзивного образования в РФ, и способствующих его распространению  на другие территории РФ.

Многие из этих мероприятий уже проведены , и мы можем оценить их результативность, но многое еще предстоит сделать в области формирования  доступной образовательной среды  для детей с ОВЗ в каждом регионе РФ.

По данным Министерства образования и науки РФ почти 240 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в обычных образовательных учреждениях. Из них более 111 тысяч – в коррекционных классах. Вместе с тем, эксперты обращают внимание, что около 35 тысяч детей в России не получают образование. Из них 17 тысяч - по состоянию здоровья.

Но они тоже могут быть вовлечены в образовательный процесс с применением методов дистанционного обучения.  

Гражданский долг и  задача каждого педагога , работающего с такими детьми, активно включиться в социально значимый проект по инклюзивному обучению и способствовать его успешной реализации в своем ОУ.

 

 


  Список использованной литературы и лекционного материала

 

  1. Асмолов А. Г. «Программа развития универсальных учебных действий»,  слайд-презентация в ЕОИ, ноябрь 2012 г.
  2. Биболетова З Н «Английский с удовольствием» 5-6 классы
  3. Вайндорф-Сысоева М. Е . «Обзор дистанционных образовательных технологий» ., «Применение дистанционных образовательных технологий при обучении детей-инвалидов.», лекция в ЕОИ, 6.11.12
  4. Веденяпин  Е. Н. «Назначение и характеристики СДО Moodle», лекция в ЕОИ, 7.11.12 г., «Организация и контроль деятельности ученика в СДО Moodle», лекция в ЕОИ, 21 .11.12 г.
  5. Верещагина И. Н.,  Притыкина Т. А.  «Английский язык для 2 класса. ФГОС.»Москва, «Просвещение» 2011 г.
  6. Десятова Л. В . «Использование  модели смешанного обучения для создания и апробирования курса  ИКТ  поддержки обучения по  базовой  программе.», лекция в ЕОИ, 21.11.12 г.
  7. Иванова Т. А . «Методика обучения детей-инвалидов вопросам организации дистанционного обучения», лекция в ЕОИ, ноябрь 2012 г.
  8. Приказ Министерства образования Московской области от 16 марта 2010 г. № 516  «О дополнительных мерах по организации ДО для детей-инвалидов».
  9. Рыбина И. В. «Особенности применения ДОТ для детей-инвалидов различных возрастных групп», лекция в ЕОИ,  13.11.12 г.
  10. Хапаева С. С. «Методические аспекты ведения учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий для детей-инвалидов», « Методика и организация учебного взаимодействия  между учителем и учеником»,  лекции в ЕОИ, 6-8 ноября 2012 г.
  11.  Юзеева М. Ю. «Особенности методики применения ДОТ при преподавании отдельных предметов», лекция в ЕОИ ,13.11.12 г.

Приложение 1 : Пример тематического планирования с использованием дистанционных форм обучения для ученика 5 класса с ОВЗ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение английскому языку в начальной школе.

В данной статье приведены примеры средств, способствующих сделать процесс изучения языка не только более эффективным, но и привлекательным для учащихся начальной школы....

Обучение английскому языку в начальной школе с использованием учебного комплекта «Гарри и Салли»

Комплект «Гарри и Салли» предоставляет учителю большую свободу действий и возможность работать разными способами на уроке. Учитель может использовать отдельные части комплекта для введения некот...

Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе

В статье сделана попытка привести в ситему мониторинг универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальнойй школе. Определены актуальность и новизна методических реком...

Игра как форма обучения английскому языку в начальной школе.

Статья содержит краткое описание собственного опыта в использовании игры в начальной школе, её преимущества, примеры игровых эпизодов на уроках английского языка....

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

   Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя в данной ситуации – активизировать...

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

Статья "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"

Обучение всем видам деятельности должно проходить в комфортной и доброжелательной обстановке. Применение различных игровых технологий на уроке может способствовать успешному обучению детей иностранном...