"ИКТ – технологии как средство формирования УУД на уроках английского языка"
проект по иностранному языку на тему

Евстигнеева Юлия Алексеевна

"ИКТ - технологии как средство формирования УУД на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 63 с углубленным изучением отдельных предметов имени Н.И. Мельникова г.о. Самара

Педагогический проект

«ИКТ – технологии как средство формирования УУД на уроках английского языка»

Автор:

Евстигнеева Ю.А.,

учитель английского языка

МБОУ СОШ № 63

Самара 2014

Аннотация программы

Когда – то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».                        
       Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований,  необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).  

Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.

Целевой  группой проекта являются  учащиеся 2-8 классов.        

Реализован проект был на протяжении трех лет. Положительная динамика успешности  учащихся в школьных, районных, городских олимпиадах и конкурсах позволяет говорить о том, что планируемые результаты достигнуты.

Обоснование необходимости проекта

 «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Основная цель уроков иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Для достижения данной цели необходимо предоставить возможность практического овладения иностранным языком каждому из учащихся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

В связи с модернизацией современного образования, социальным заказом общества и условиями обучения учащихся можно считать тему  моего проекта актуальной, необходимой и важной именно на данный момент времени.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

(Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что использование средств ИКТ будет способствовать формированию УУД учащихся.

Диапазон опыта охватывает систему уроков по английскому языку во 2 – 8 классах ступеней общеобразовательного уровня с использованием учебно-методического комплекса «Spotlight», авторы Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для формирования УУД учащихся 2-8 классов на уроках английского языка с использованием ИКТ – технологий.

Задачи:

  • Выявить и проанализировать исходный уровень развития УУД учащихся 2-8 классов.
  • Рассмотреть разносторонние возможности использования ИКТ в учебном процессе.
  • Составить структуру использования технологии в учебном процессе в динамике.
  • Определить эффективность формирования УУД учащихся по английскому языку в урочной и внеурочной деятельности и представить  результаты  реализации данного проекта.

В качестве одного из эффективных средств реализации поставленных целей я выбрала ИКТ - технологии, потому что новые подходы к преподаванию предмета, позволяют расширить возможности изучения новых аспектов с использованием наглядного, теоретического и практического материала через использование ЦОР. Проект предусматривает последовательные этапы реализации внедрения информационных технологий с привлечением в перспективе педагогов, заинтересованных в работе по этому направлению.

Основное содержание проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия:

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный; 4) коммуникативный.

 Личностные универсальные учебные действия: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

        - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

        - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

•     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

•     планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•     прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

•     контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•     коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

•     оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

•     волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

•           общеучебные,

•           логические,

•           действия постановки и решения проблем. 

 

Общеучебные универсальные действия:

•      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•      поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•      структурирование знаний;

•      осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•      выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•      рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•      смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

•      постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

              Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

•      анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

•      синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

•      выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

•      подведение под понятия, выведение следствий;

•      установление причинно-следственных связей, 

•      построение логической цепи рассуждений,

•      доказательство;

•      выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Постановка и решение проблем это:

•     формулирование проблемы;

•     самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  •  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

Технология проектной деятельности (реализация работы кружка «Magic English», «Волшебный английский») также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами (спектаклями) в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

  • обмен презентациями;
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  • общение в цифровой среде.

По замечанию А.В. Осина "... появление ИКТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно - иллюстративных методов обучения к интерактивным.

         ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

        В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

      К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора
  2. электронные энциклопедии и справочники
  3. тренажеры и программы тестирования
  4. образовательные ресурсы Интернета
  5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями
  6. видео и аудиотехника
  7. мультимедийные презентации

Что касается педагогического потенциала, мной накоплены достаточные теоретические знания, имеется опыт  в использовании технических средств,  готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег.

На сегодняшний момент мной используются:

  • тематические презентации (лексический материал, грамматический материал);
  • электронные лексико-грамматические тесты;
  • тематические разработки для Smart Board;
  • комлект аудио-видео-материалов.

 

На уроках в начальной школе используются электронные приложения к учебникам, что помогает детям преодолеть страх и чувство дискомфорта в общении на английском языке путем привлечения в качестве партнера сказочных персонажей.

          Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка и  для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

            Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

         Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных  дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

          Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

         Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  1. общекультурное развитие обучающихся;
  2. совершенствование навыков владения компьютером;
  3. совершенствование языкового уровня;
  4. создание благоприятного психологического климата;
  5. повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  6. самоутверждение учащихся;
  7. возможность реализации индивидуализации обучения;
  8. реализация принципа обратной связи;
  9. большие возможности наглядного предъявления материала;
  10. исключение времени для написания материала на доске;
  11. экономия расходования материалов учителем;
  12. совершенствование процесса проверки работ учащихся;
  13. повышение авторитета учителя;
  14. сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
  15. активизация навыков самостоятельной работы.

Целевой  группой программы являются  учащиеся 2-8 классов всех уровней развития. Поэтому при использовании ИКТ – технологий обязательно  соблюдение санитарно-гигиенических  норм при работе на компьютере для сохранения  здоровья учащихся. Возможна интеграция здоровьесберегающих и личностно–ориентированных технологий с ИКТ - технологиями. Все мероприятия по основным направлениям организуются с    учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.  

Партнеры.

Программа предусматривает сотрудничество учителя английского языка с учителями информатики, классными руководителями,  педагогом-психологом, родителями. В образовательном процессе  по внедрению  ИКТ- технологий  в учебный процесс по английскому языку было задействовано 100% учащихся, 80% педагогов и родителей, которые заинтересованы во всестороннем развитии своих детей,  во внеурочное время  - более 60%.

Целевая аудитория.

Целевой  группой программы являются  учащиеся 2-8 классов всех уровней развития. Программа предусматривает совместную работу учителя - предметника и учителей информатики.

План реализации проекта.

Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности.

Этапы реализации проекта:

Iэтап Подготовительный

2011 – 2012 гг.

Теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, разработка и определение задач исследования.

Разработка модели проекта.

II этап

Практико- внедренческий 

2012 – 2013 гг.

Реализация основных теоретических положений проекта на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку для формирования УУД при внедрении информационно-коммуникационной технологии.

Использование ИКТ технологий в разных видах учебной деятельности.  

Создание исследовательских и творческих работ учащихся.

III этап Рефлексивный 

2013 – 2014 гг.

Оценка эффективности модели.

Анализ достигнутых  результатов, обобщение и распространение опыта.

Определение перспектив дальнейшего развития.

Результаты

Предполагаемые образовательные результаты:

  • формирование УУД учащихся;
  • высокий уровень мотивации к изучению предмета;
  • повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
  • рост интереса к урочной и внеурочной деятельности по английскому языку.

Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяются в системе, показали, что учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, высокий уровень мотивации и радости познания.  Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком.

Анкетирование, проведенное в 5-ых классах, показывает следующее:

  • 90% учащихся отмечают, что уроки с применением ИКТ – технологий намного интереснее,
  • 60% учащихся считают, что ИКТ – технологии помогают лучше усвоить материал,
  • 75% учащихся привлекает возможность проявить творчество в подготовке презентаций и проектов (показ спектакля).

Качество знаний учащихся за 3 года

Год

Качество знаний

2011 – 2012

72%

2012 - 2013

75%

2013 – 2014 (I – III четверти)

80%

Анализ контрольных и срезовых работ показал, что обучающиеся стали успешнее справляться с грамматическими и лексическими заданиями, а также с заданиями по работе с различными текстами, письму и говорению.

За последние три года результатом нашей работы по применению информационно-коммуникационных технологий стало заметное продвижение учащихся в овладении коммуникативными навыками. Это проявилось:

– в развитии речевой компетенции. Так, обучающиеся начальных классов умеют рассказывать о себе, семье и друге, составлять описание предмета или картинки в объеме до 10 фраз. Ученики среднего звена владеют навыками написания личного письма объемом до 60-80 слов;

– в развитие социокультурной компетенции – приобщении обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, формировании умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения с использованием Интернет-технологий и созданием мультимедийных проектов;

– в развитии языковой компетенции (овладение знаниями, умениями и навыками, выходящими за рамки государственного стандарта);

– в развитии компенсаторной компетенции (умения выйти из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации в результате увеличения объема лексических единиц);

– в развитии учебно-познавательной компетенции (умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде и использовать их в своей практической деятельности).

В 2012 году учащиеся 7 класса принимали участие в общероссийской викторине «Путешествие по странам». Они самостоятельно добывали информацию посредством использования информационных средств. Все были награждены дипломами участников.

В марте 2012 года учащиеся 5 класса стали победителями II городской интернет – олимпиады по английскому языку.

В апреле 2012 года творческий коллектив нашей школы победил в конкурсе школьных спектаклей на английском языке «Театральная гармония» в номинации «Специальный приз».

В 2013 году учащийся 6 класса стал лауреатом городской олимпиады «Самый умный».

Методика применения информационно-коммуникативной технологии может быть использована не только учителями иностранных языков, но и преподавателями других предметов. Применение данной технология позволяет удовлетворить запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания и как результат способных социализироваться в современном обществе.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Реализация проекта была рассчитана на 3 года. Работа в данном направлении будет продолжена, так как компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Работа будет продолжена в направлении  активизации использования интерактивной доски, создание сайта класса, изучение и применение новых образовательных информационных программ.

Литература

1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003

2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000

3. Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4

4.www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm  · 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ

5. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.

6. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста–учителя к коллективу единомышленников. — Народное образование, 1992.

7. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках английского языка

В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного яз...

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

"Проектно-задачная технология как средство формирования УУД на уроках изобразительного искусства"

- развитие сотрудничества детей,- стимулирование способностей к переносу известных способов, действий в новую модельную реальность,-самостоятельность при формулировке частных задач, позволяющих решить...

Презентация на тему "Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка"

Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка....

Доклад "Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка"

Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка....