Игровые элементы на уроках немецкого языка
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) по теме

Стегачева Елена Петровна

Повышение интереса изучению иностранного языка в младшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Игровые элементы на уроках немецкого языка»

Автор: Стегачева Елена Петровна,

учитель немецкого языка ГБОУСОШ № 506

с углублённым изучением немецкого языка

Санкт- Петербург

2015

 Наша школа- школа с углубленным изучением немецкого языка. Уже во втором классе (7-8лет) наши учащиеся начинают изучение немецкого языка.
У ребенка возникают определенные трудности. Первая трудность заключается в отсутствии у школьников действенных и актуальных мотивов владения неродным вторым языком. Конечно,  он знает, как важно им овладеть, какую роль он может сыграть в будущей жизни. Но такой уровень осознания часто бывает недостаточным.  Есть ещё и другие “стимуляторы”: строгость учителя, боязнь неудовлетворительной оценки, боязнь быть наказанным  родителями. Такая психологическая основа не может плодотворно влиять на успешное овладение языком, на свободное его применение в процессе реального общения.

 Вторая трудность при освоении неродного языка связано с владением учащегося родным языком. Человек не может забыть глубоко автоматизированные навыки родной речи. Ученик часто использует принципы построения  и структуры родного языка. Необходимо пытаться на уроках ослабить его влияние.

Третья трудность - личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у ребенка неуверенность в том, что он может заговорить на чужом языке, стеснительность, боязнь сделать ошибку и стать посмешищем. Поэтому надо искать такие способы организации педагогического процесса, которые приводят в движение силы, направленные  на развитие  ребенка.

Игровая деятельность потому и увлекает ребенка, что в ней он чувствует свободное движение  своих внутренних сил. Заставить играть   невозможно - это будет уже не игра. Ребенок переходит от одной игры к другой. Игра особенно необходима при обучении детей начальной школы. В игре удается сконцентрировать внимание даже самых инертных младших школьников. Внимание и запоминание, особенно у 6-9летних детей слабы , особенно, если учение не захватывает. Значит, необходимо вводить в урок игры и игровые ситуации, всегда легче запомнить то, что интересно. Игра необходима для снижения психологических и физических перегрузок. Ведь изучение иностранного языка в начальной школе является трудным для всех без исключения, как бы отлично дети не справлялись со своими школьными обязанностями. Малыши очень эмоциональны, впечатлительны,  не умеют переносить даже маленьких поражений.  Воля и  сознательность развиты у детей слабо, поэтому у них очень быстро наступает охранительное торможение (будет «дремать  с открытыми глазами», «отсутствовать» на уроке) или возбуждение(будет вертеться, тормошить соседа ,проявляя природную импульсивность)

Дети чрезвычайных подвижны ,не могут спокойно высидеть на уроке и десять минут, значит надо давать выход их энергии на физкультминутках.

У младших школьников  повышенная утомляемость-надо чаще менять виды деятельности. Дети в самом начале изучения языка выполняют механическую работу в прописях по копированию букв, слов и предложений. К, сожалению, некоторые не могут прочитать  написанное, а диктант им и вовсе не под силу. Психологами доказано , что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными-это мёртвый груз. Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения игровой цели.  Игра-это лаборатория детства.

Образовательные цели игровых элементов урока заключаются в развитии мыслительной деятельности, расширении филологического кругозора, успешному усвоению и расширению коммуникативных навыков.

Работая с младшими школьниками, я сталкиваюсь с вышеперечисленными трудностями. Поэтому на своих уроках я стараюсь как можно больше играть с детьми.

На уроках с использованием игровых элементов развиваются различные виды универсальных учебных действий(УУД), такие как метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, владение устной и письменной речью.

Личностные :  желание узнавать новое, участие в совместной деятельности, интерес к изучению немецкого языка.

Коммуникативные: умение высказывать собственное мнение ,слушать одноклассников, работать в группах, отвечать за успех группы.

Познавательные : готовность к познанию нового.

Предметные: понимание  иностранной речи на слух, употребление  лексических единиц по изучаемой теме, активизация лексико- грамматических навыков.

Постоянными участниками занятий являются кукольные персонажи-кукла Карен, куклы из немецкого театра “Касперль”, игрушки, принесенные детьми из дома. На уроках используется мяч, кукольная мебель, посуда.

На самых первых уроках появляется игрушка-попугай. Малыши знают, если попугай поднят    вверх, то все, что будет произнесено учителем , нужно  повторить.

Школьники с помощью кукол могут разыгрывать различные сценки, разучивать песни и стихотворения. Существует возможность импровизации.

 Малыши любят игру “Касперль все перепутал”. Кукла “выполняет” различные задания, но, к сожалению ,делает все «не так». Дети с удовольствием исправляют его “ошибки”.

 Ещё им очень нравится, когда в роли “забывчивого человека” выступает учитель. Сколько радости, если они замечают его “ошибку” и могут  исправить.

 Известно, что дети любят корчить рожицы перед зеркалом. Эту их особенность можно использовать, развивая фонетические навыки, то есть  мы  произносим звуки, смотрясь в зеркальце.

Фонетическую зарядку тоже можно разнообразить. Учитель “показывает” губами звуки,  а школьники повторяют их вслух. Можно вызвать ученика и он с удовольствием “покажет” звуки.

 Изучив новые слова, можно поиграть с мячом. «Der Ball fliegt» -«Мяч летит». Учитель называет слово по-русски, ребёнок переводит, поймав мяч,  на  немецкий. Если ученик сделал ошибку, то он выходит из игры. Побеждает тот,  кто остался последним.

 Для закрепления новой или повторения старой лексики я провожу игру “Rate mal”-«Угадай».

Игра проводится после объяснения новой лексики, записи новых слов и проверки правильности произношения. Либо, если цель игры-повторение пройденной лексики, необходимо объявить, какие слова будут повторяться. Один ученик выходит из класса (в начале игры лучше более сильный). Он задумывает, например, глагол, входит и с помощью пантомимы показывает задуманное слово. Класс спрашивает: “Malst du? Spielst du?” и так далее. Ученик отвечает: “Ja ,ich male” или “Nein, ich male nicht”. Угадывающий выходит за дверь, теперь он загадывает.

 Для развития навыка устной речи можно провести игру “Dolmetscher”-переводчик. Один ученик “иностранец”- другой “переводчик”. Например: “Иностранец” хочет познакомиться с кем-нибудь из группы. Он спрашивает по-немецки, а переводчик переводит вопросы и ответы “иностранца”.

  Ученики любят работать с карточками. Например, когда мы проходим устный счет или буквы алфавита, дома изготавливаются карточки. На уроке учитель называет цифру по-немецки, а дети показывают ту или иную карточку и наоборот.

При изучении мужского ,женского и среднего рода мы используем карточки трёх цветов синего-м.р., розового-ж.р. и зеленого-ср.р.. Если называется существительное, дети должны поднять карточку нужного цвета. Затем игра немного усложняется - существительные называются без артикля.

 Для изучения и закрепления времени на часах, я использую игру “Wer kennt die Uhr?”-«Кто  знает  который час?». Игра состоит из картонных часов с подвижными стрелками и карточек с изображением часов и времени.

На часах можно выставить любое время, а дети  должны  верно назвать его. Раздаются карточки,  дети показывают их друг другу и называют время. Если время названо  верно, то карточка отдается назвавшему. Кто соберёт больше всего карточек -победитель.

. Для закрепления лексико-грамматических навыков, я использую такие игры как “Домино”. Дома я изготавливаются из картона “домино”, например по теме “Спряжение глаголов”. Карточки раздаются учащимся (группа делится на 2 части). Кто быстрее выложит свои карточки, тот и  выиграл.

du

male

spielst

ich

turnt

er

singen

wir

“Поставь стрелки”. На большом листе пишутся местоимения и глаголы с личными окончаниями. Надо верно поставить стрелки.

ihr

wissen

sie (они)

zählst

du

rechnen

wir

spielst Klavier

er

spreche laut

ich

turnt

“Вставь местоимение”. Такие карточки раздаются каждому ученику, кто выполнит это задание быстрее и верно тот и победил.

lese

spielst Ball

schreibst gut

turnen

Малыши очень любят соревноваться.  Класс делится на 2  группы  и мы устраиваем “эстафету”. Я называю слово, а ученики бегут к доске и каждая группа пишет названное слово, побеждает команда, которая быстрее и верно выполнит все  задания. Они чувствуют ответственность не только за себя, но и за всю группу.

Любая победа предполагает награду. Для награждения используются любые открытки и картинки. За каждые 5 картинок ребёнок получает “5” в дневник.

 Целесообразно проводить словарные работы в игровой форме. Это могут быть кроссворды или “рисованные” словарные работы. Например: тема “Комната”. Учитель диктует слова по-немецки, а дети рисуют стол, стул, шкаф и другие предметы мебели, обязательно нумеруя картинки. Затем даётся время, чтобы написать слова по-немецки.

При изучении темы «Die Familie» -«Семья» дети с удовольствием рисовали “генеалогическое древо” своей семьи.

При работе с учащимися начальной школы,  для меня нет большей радости, чем видеть, что мои малыши меня ждут, ждут  уроков, так как  учатся с удовольствием, играя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок немецкого языка «Занятия в игровом уголке»

Пояснительная записка Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одной из приор...

Игровые технологии на уроках немецкого языка

Игровые технологии на начальной ступени изучения немецкого языка. Иммитационные подвижные игры, песни, рифмовки, скороговорки....

Статья " Игровые формы обучения на уроках немецкого языка в начальной школе"

Статья " Игровые формы обучения на уроках немецкого языка в начальной школе"....

Использование игровых элементов на уроках английского языка для 4 классов

Ниже приведены игры, разбитые на группы в зависимости от аспектов языка или видов речевой деятельности....

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Игровые технологии на уроках немецкого языка в начальной школе

В данной методической разработке представлены некоторые игры, проводимые на уроках немецкого языка. Также даётся их описание и указывается на результат, полученный младшими школьниками на уроке....