Статья по материалам курсового исследования на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья по иностранному языку ( класс) на тему

Байгузина Наталья Валерьевна

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами, рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(по материалам курсового исследования)

Байгузина Наталья Валерьевна

научный руководитель - Курбатова И. В., преподаватель кафедры иностранных

                              языков высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами, рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции.  В настоящее время обучение иностранному языку детей с шести-семи лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и родителей. Уже давно доказано, что чем позже ребенок начинает изучать английский язык, тем сложнее проходит процесс обучения, следовательно, необходимо рассматривать этот аргумент в ракурсе индивидуальных способностей каждого ребенка. Общество не удовлетворено уровнем языковой подготовки учеников средней школы и один из путей смещения данного уровня − сдвиг точки отсчета начала процесса обучения английскому  языку на начальные классы средней школы, которые традиционно считаются наиболее благоприятными периодам для овладения вторым языком. Сухость, абстрактность и лингвистическая академичность языка изложения создают у учащихся эмоционально – отрицательное отношение к грамматике. Грамматика, в том числе теория, может быть изложена увлекательно, живо, интересно; она должна пробуждать эмоции, быть ориентированной на личность учащегося, сопровождаться яркими, увлекательными, но при этом обучающимися играми и другими различными видами наглядности. Все это, безусловно, может повысить эффективность обучения иностранному языку.        

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Известно, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры, как одного из приемов обучения иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Тем более, игровые технологии отвечают гуманизации педагогического процесса.                                                                                                        

По-моему мнению, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике» [1]. Наша задача сделать этот предмет интересным, ведь дети обращают внимание на то, что вызывает их непроизвольный интерес.                                                                                                                                

Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровые моменты деятельности, непосредственное общение со взрослыми и предметная наглядность. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию деятельности на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.        Немецкий психолог К. Гросс называет игры «начальной школой поведения». Для него, какими бы внешними или внутренними факторами ни мотивировались игры, смысл их именно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни. Игра - объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, представляющий ребенку возможность ознакомления с традициями поведения окружающих его людей [2]. Игровой метод обучения - интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся и может использоваться на любой ступени обучения языку.                                                                                                

Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. Именно игра наиболее приемлема для применения ее в младших классах, так как именно здесь и существует неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся.

Целью нашего исследования было – изучение влияния игры на формирование грамматического навыка у младших школьников на уроке английского языка.        Для реализации данной цели необходимо было  решить следующие задачи: 

  1. отобрать и изучить литературу по проблеме использования тренировочных

     упражнений в формирование грамматических навыков;

  1. познать роль игры на уроке английского языка в младших классах;
  2. дать определение понятию «игра» и рассмотреть различные виды  классификаций

     игр.

При исследование вопроса использовались следующие методы  теоретического

исследования:

-отбор и чтение методической литературы;

-систематизация материала;

-обобщение материала.

Без знания грамматических правил невозможно понять систему языка. Без понимания грамматического строя языка невозможно грамотно высказать свою мысль, понимать иноязычную речь. Развивая коммуникативные навыки, учитель опирается на грамматику.

В данной главе нами была рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем в методике обучения иностранного языка в наше время использование упражнений на уроках, позволяющее совершенствовать и формировать грамматический навык.

Грамматика - один из самых сложных вопросов в методике иностранного языка. Целью обучения грамматике является формирование грамматических навыков. Для достижения этой цели необходимо было узнать о трудностях овладения грамматикой, о видах грамматических навыков, подходах в обучении грамматике и этапах формирования грамматических навыков. Учащиеся должны усвоить грамматику, а помочь в этом может послужить игра.

Тема главы была интересна тем, что в ней подробно рассмотрены различные подходы к изучению грамматики английского языка. Мы убедились, что использование упражнений на уроках позволяет совершенствовать и формировать грамматический навык. В следующей главе мы планируем, подробнее остановиться именно на обучающих играх, так как они являются довольно таки доступной и эффективной технологией. Поэтому нами были рассмотрены следующие моменты:

- роль и место грамматики в системе обучения иностранному языку;

- подходы в обучении грамматике;

- этапы формирования грамматических навыков.

Нами были определены особенности формирования грамматических навыков и упражнений для их формирования, подробно рассмотрены проблемы, с которыми можно столкнуться при обучении грамматике, а так же, нами была определена роль грамматики в обучении иностранному языку.

Разнообразие игр, которые учитель может использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые  отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми тигра становится школой воспитания.

В ходе написания данной работы мы подробно рассмотрели различные требовании к играм, выявили необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого ребенка в игру.

Кроме того, мы изучали различные виды классификаций, и убедились, что существует огромное количество разнообразных игр и игровых методик, которых порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку.

С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где  создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. На основе этого можно сделать вывод.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  1. создание психологической готовности детей к речевому общению;
  2. обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими

     языкового материал;

  1. тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является

        подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Без знания грамматических правил невозможно понять систему языка. Без понимания грамматического строя языка невозможно грамотно высказать свою мысль, понимать иноязычную речь. Развивая коммуникативные навыки, учитель опирается на грамматику.

  В формировании коммуникативной компетенции грамматика играет очень важную роль. Приступая к обучению, грамматике учитель должен владеть теорией, должен знать, что на разных ступенях обучения применимы разные подходы и методы. Два подхода в обучении грамматике — это эксплицитный и имплицитный. Эксплицитный подход отличается объяснением грамматических правил и явлений. Имплицитный характеризуется повторением и заучиванием грамматически верных структур. Эксплицитный подход реализуется двумя основными методами — индуктивным и дедуктивным. Так, на младшем этапе обучения лучше подойдет индуктивный метод, то есть  объяснение от единичного к общему.

 Опираясь на знание явлений внутриязыковой и межъязыковой интерференции, учитель может грамотно спланировать урок по введению грамматических явлений и подобрать систему упражнений на закрепление грамматического материала. Следует помнить, что в содержание обучения грамматике входят правила и грамматические явления, а также грамматические навыки употребления явлений, конструкций и грамматических структур. Овладение грамматикой языка необходимо для формирования навыков и умений устной и письменной речи, а также для понимания иноязычной речи при аудировании и чтении. Коммуникативные умения в устной и письменной речи можно считать сформированными, если учащиеся научатся устно общаться на изучаемом языке в минимально допустимом объеме.

 Грамматические навыки делятся на рецептивные (аудирование и чтение) и продуктивные (говорение, письмо), а грамматический минимум на активный и пассивный. Для формирования грамматических навыков существует система языковых и речевых упражнений. Без отработки грамматических навыков, без выхода в речь грамматические правила не могут служить средством коммуникации. К основным этапам работы над грамматикой относятся: введение грамматического материала, первичное и вторичное закрепление грамматического материала, практика в общении, контроль. Одним из основных методических принципов обучения грамматике английского языка является принцип последовательного обучения, при котором грамматический материал преподается от простого к сложному.  

 Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.

Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно.

Ценность игры как воспитательного средства заключается я в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Задачи данной работы выполнены. В ходе написания работы мы подробно изучили проблему использования игровой деятельности на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявили её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Рассмотрели различные требования к играм, выявили необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого ребенка в игру.  Кроме того, мы рассмотрели различные виды классификаций, и убедились на практике, что существует огромное количество разнообразных игр и игровых методик, которых порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку. 

Список литературы:

  1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/

А.А.Миролюбов. М.:  Обнинск: Издательский центр  «Титул», 2010. 244с.

  1. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1311477.html- наша учеба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Научная статья  по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...

Разработка методики исследования по теме: «Влияние русских народных сказок на формирование творческой активности младших школьников»

В этой разработке я отразила программу опытно-практического исследования, которая будет полезна учителям начальных классов...