Обучение английскому языку в начальной школе
методическая разработка по иностранному языку (2 класс)

Анализ УМК М.З.Биболетовой, проведение эксперимента (2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический материал

Тема: Обучение английскому языку в начальной школе

Описание: анализ УМК М.З. Биболетовой, проведение эксперимента (2 класс).

Автор работы: Букша Марина Сергеевна, учитель английского языка, МАОУ СОШ № 63, г. Екатеринбург, 2018 год.

           Из  концепции «Российское образование – 2020» следует, что Россия в настоящее время нуждается в успешных гражданах и ждет, что российское образование обеспечит воспитание нового поколения, как личностей творческих, активных, самостоятельных, проявляющих ответственность. По Е. И. Пассову именно такая личность является  смыслом и целью современного школьного иноязычного образования.

           Начальной школе отводится ведущая роль по развитию личности школьника, его способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться, воспитанию нравственных качеств и ценностей, необходимых для позитивного взаимодействия с окружающим миром.

           Иноязычное образование в начальной школе (при учете психофизиологического развития детей данного возраста) реализует вышесказанное и  способствует развитию языковой личности младшего школьника, способного к межкультурному общению на ИЯ, поэтому считаю, что основными целями иноязычного начального образования можно назвать следующие:

  • развитие индивидуальности ученика;
  • воспитание нравственной, духовной личности, толерантной и дружелюбной к представителям других культур;
  • формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Английский язык», преодоление психологического барьера в общении;
  • овладение иностранным языком как средством общения через систему упражнений в говорении, чтении, аудировании и письме;
  • освоение элементарных лингвистических представлений;
  • познание культуры англоязычных стран в её диалоге с родной культурой (песни, стихи, сказки, традиции, обычаи и т.д.).

           Вопросы обучения аудированию являются самыми важными для начальной школы, так как являются базовой составляющей для естественного перехода к чтению и письму на английском языке.
          Порой бывает очень трудно собрать детское внимание и настроить на восприятие аудитивного материала, потому что ребенок заранее настроил себя на неуспех (что он ничего не понимает). Поэтому прослушивание любого текста обязательно предваряется коммуникативной задачей, интересной для ребенка.

           Бывает так, что дети не понимают достаточно легкий текст. Причины этой трудности могут быть как в неразвитой оперативной памяти, так и  в проблемах с фонематическим слухом. Большую помощь в восприятии и понимании речи на слух оказывают видеоматериалы и опоры-иллюстрации. За счет этого некоторые трудности снимаются.

           Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка и в силу различий, существующих между алфавитами. Исходя из особенностей чтения на английском языке, предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, которые испытывают учащиеся при чтении.
          Многие трудности вытекают из обучения русскому языку: в 1-ом классе ребенок недостаточно хорошо усвоил тему «Звуки, буквы», и теперь недоученная тема мешает учить другой язык. Родители учащихся вместо того, чтобы вникнуть в тему и помочь своему ребенку учиться, упрощают себе работу (тем самым усложняя ее учителю), заставляют детей надписывать русскими буквами английские слова, чтобы ребенок сумел их правильно прочитать.

           При овладении аудированием у детей возникают трудности, как правило, из-за недоразвития слухового анализатора и слуховой памяти, потому что обучение иностранному языку в школе базируется на зрительном анализаторе, и не создается достаточно условий для развития слухового анализатора.

          Для учащихся представляет трудность восприятия иностранной речи на слух, несмотря на то, что большинство слов и фраз, которые они слышат им знакомо из обучения устной речи и чтению. Дети теряются и не понимают, о чем идет речь, а при проверке понимания начинают угадывать.

           Прежде чем научиться читать, учащиеся усваивают буквы и звуки английского алфавита: они должны уметь назвать букву и звук, который она передает. В английском языке соотношение согласных (буква - звук), как правило, однозначно, например: р [р], b [b], m [m] и т. д. Такого прямого соотношения нет в гласных и некоторых согласных (w, с, g), и они представляют наибольшую трудность для учащихся, поскольку каждая из гласных, например, передает несколько звуков. То же самое можно сказать и о буквосочетаниях: одни из них стабильно передают один звук, например: sh [s], сk [к], ch [t∫], ph [f], а другие - разные звуки: th [θ-ð].

           Некоторые учащиеся испытывают именно такие трудности при овладении чтением, а обусловлено это, на мой взгляд, низкими возможностями памяти, отсутствием помощи со стороны родителей, так как только на уроке английского языка невозможно сразу все запомнить, если не закреплять изученное при выполнении домашнего задания.

          Формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи считаю не менее важной работой при обучении иностранному языку, потому что человек должен быть грамотным не только, когда он говорит, но и когда пишет. Ведь то, что написано, будет кем-то прочитано, а читать гораздо приятнее, когда речь автора красива,  понятна, безошибочна.

           Поскольку ребенок начал изучать иностранный язык, то ему нужно, на мой взгляд, учиться писать без ошибок. Но чтобы писать грамотно (как и в русском языке), нужно больше читать, больше запоминать образ слова зрительно.

           Формирование универсальных учебных действий обеспечивает младшим школьникам умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться, поэтому, считаю, что все универсальные действия должны быть предметом формирования в начальной школе, но личностные универсальные учебные действия являются ведущими, так как воспитывают в детях духовно-нравственные качества, а в наше время это очень важные показатели.

           Считаю, что формирование межкультурной компетенции младших школьников является необходимой составляющей иноязычного образования, потому что развитие межкультурной компетенции составляет общеобразовательный аспект стратегической цели начального языкового образования.

           Формирование межкультурной компетенции предполагает:

  1. Воспитание у младших школьников уважения к своей и чужой культуре, открытости для других культур и чувствительности к восприятию привычного и чужого.
  2. Формирование у детей положительного отношения и готовности к общению на новом для них языке.
  3. Понимание чужого образа жизни поведения с тем, чтобы у детей не вырабатывались ложные стереотипы в восприятии другой культуры (когнитивное развитие личности).
  4. Расширение индивидуальной картины мира за счет приобщения к языковой картине мира, носителей изучаемого языка (социокультурное развитие).
  5. Развитие способности употреблять язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения (коммуникативное развитие личности). Таким образом, процесс формирования межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего школьника. Развитие детей, их воспитание, познание ими нового является приоритетным в начальной школе.

            В процессе педагогической деятельности рано или поздно всегда возникают какие-либо методические проблемы начального иноязычного образования, требующие решения.
           Но все-таки, наверное, самой актуальной для меня проблемой является обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ с умственными задержками развития). Как их учить в общей массе детей, пусть даже и подгруппе, когда даже индивидуально они плохо запоминают материал?

     Говоря про обучение детей английскому языку в начальной школе, нельзя не упомянуть об УМК, при помощи которого учащиеся получают знания.
В 2002 году УМК Биболетовой М. З. “Enjoy English” получил свое массовое распространение в школах России. Более 10 лет наша школа работает по данному комплекту, на сегодняшний день - в новой редакции, переработанной, дополненной, более интересной для детей. Содержание курса полностью соответствует требованиям Федерального государственного общеобразовательного стандарта по иностранным языкам и Примерной программе по английскому языку для начальной школы. Проанализируем
курс “Enjoy English” на примере линии УМК “Enjoy English-2”. Учебник в новой редакции появился в нашей школе только в 2011-2012 учебном году. Красочный, увлекательный, сюжетный.
           Если считать, что основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность и толерантность, семья, уважение к труду, родная природа, экологическое сознание, эстетическое и этическое развитие, многообразие культур и международное сотрудничество, то  степень реализации духовно-нравственного воспитания второклассника в учебнике, на мой взгляд, достаточная. Например, урок 1, упр.4, 5, стр.6 (обучающие рисунки);
урок 2, упр.3, стр.7 – проявление социокультурной направленности.

            В учебнике “Enjoy English-2” сказочные персонажи, российские и британские дети, представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для  второклассников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Например, урок 19, упр.2, стр.35 – «Покажи однокласснику семейную фотографию и расскажи о своей семье».

            В УМК существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и животным. Например, урок 13, упр.4, стр.25 - «Назови животных, которых ты видишь на рисунках Билли. Какое домашнее животное у тебя есть?»
Урок 23, упр.1, 2, 3, 4, стр.42 – здесь идет речь о фермере Джоне и его питомцах: сначала аудирование с опорой на рисунок, затем – описание картинки, далее – диалог, заканчиваем работу монологом. Урок 24, упр.3, стр.44 – «Расскажи фермеру Джону о себе, своей семье и своем домашнем животном».
           Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и её формирование с помощью данного УМК имеет много возможностей:
- во всех компонентах УМК четко и понятно ставятся учебные задачи, что очень важно для детей во 2-ом классе, ведь они тоже учатся планировать;

- составление плана при подготовке устного высказывания (представлены модели предложений или ключевые слова/фразы) развивает действия планирования;
- при аудировании, например, получают развитие действия прогнозирования, так как почти во всех подобных заданиях есть опора на картинку, по которой заранее можно предугадать, о чем пойдет речь;

- выполнение различных контрольных заданий и тестов помогает формировать действия контроля;
- при работе с мультимедиа приложениями происходит формирование всевозможных познавательных универсальных действий;

- участвуя в ролевых играх и разных речевых ситуациях (их много в УМК), дети развивают свои личностные качества, самооценку и саморегуляцию, учатся общаться;
- очень эффективно самостоятельная учебная деятельность детей формируется при выполнении проектных заданий;

- технические навыки чтения и письма хорошо тренируются в процессе выполнения разных упражнений;
- тексты учебника и упражнения рабочей тетради снабжены различными видами заданий, при выполнении которых у учащихся формируются навыки самостоятельной работы, анализа, т. е. учащиеся учатся находить интересующую информацию, выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной, пользоваться языковой догадкой при чтении, например, упр.7, стр.103 – «Прочитай про себя рассказ. В нем описание животного. Угадай и назови его» (здесь есть рисунок, где изображены шесть животных, и когда ребенок читает текст, он попутно анализирует описанное).
          Я считаю, что если второклассник пропустил урок/уроки, то самостоятельно справиться с домашним заданием он может (в учебнике есть понятные новые правила, словарь), но только в том случае, если имеет достаточный уровень подготовки, и у него дома есть аудио или видео приложение, в противном случае ребенку все-таки понадобится помощь взрослого.
          Обучение технике чтения происходит с опорой на умения звукобуквенного анализа, которыми дети пользуются на уроках родного языка. В конце 2-го класса учащиеся могут прочитать про себя и понять текст объёмом до 60 слов (с учётом артиклей).
          При изучении фонетики дети сопоставляют звуки/буквы русского и английского языков, осознают разницу между ними, поэтому у большинства учащихся звукобуквенный  подход, используемый в УМК, не вызывает затруднений.
          Трудности в обучении испытывают  только те дети, у которых есть нарушения артикуляционного или слухового аппарата, слабая память и не развита воля: длительное время они не могут запомнить (или не могут заставить себя запомнить) и правильно произнести тот или иной звук (его букву) и наоборот, путают буквы, а отсюда и звуки при чтении. С такими детьми приходится долго и много работать индивидуально.
          В данном УМК обучение грамматике происходит с опорой на сознание путем грамматического моделирования. Психологи считают, что моделирование в возрасте восьми лет является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям.
           В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг с разными дополнительными элементами), а также "живой" герой – сказочный жираф. Например, упр. 3, стр. 91: «Расшифруй объявление о потерявшемся слоненке, в этом тебе помогут модели предложений:                                                                                                    
     

       

Все новые правила и модели в учебнике 2 класса представляет Мг Rule, например: Урок 22, стр. 40 и 41. Урок 34, стр. 59. Урок 37, стр.64 и т.д.
       На первом году обучения, во 2 классе, большое внимание уделяется обучению письменной речи, а именно: графике и орфографии. В I полугодии учащиеся прописывают буквы, списывают отдельные слова, словосочетания и предложения. Во II полугодии обучение письму постепенно переходит в русло решения коммуникативных задач: например, подписать картинки, закончить предложение, пользуясь рисунком; описать (охарактеризовать) персонаж учебника; написать письмо от имени сказочного героя, рассказ о животном, то есть постепенно начинается формирование творческой письменной речи.
Например, в рабочей тетради: упр.2, стр.44, упр.3, стр.52;
упр.4, стр.54 – «Попугай Рокки хочет принять участие в конкурсе красоты “The Best Parrot”. Помоги ему написать письмо-заявку, но помни, что Рокки – большой хвастун. Нарисуй Рокки». В учебнике: упр.2, стр.104, упр.5, стр.115 и др.
          Представленные в УМК “Enjoy English-2” темы и ситуации для общения (включая лексику) соответствуют возрастным особенностям учащихся 2 класса, например: «Разыграй с одноклассником сценку знакомства», «Попробуй прочитать волшебное письмо от Трикки», «Разыграй сценку между львом - учителем и обезьянкой» и др., при этом, на мой взгляд,  потребности детей в иноязычном общении на данном этапе обучения полностью обеспечиваются.
          С первого урока ученики знакомятся со словами, которые звучат на русском и английском языках почти одинаково:
lamp, piano, sofa, doctor, sportsman, telephone, computer, video. Я при этом сообщаю детям, что все языки в далеком прошлом - братья, поэтому и слова похожи. Моим ребятам нравится, что они уже столько слов «знают» из английского, для них это важно, и они стремятся узнать еще больше!
Мои второклассники очень любят говорить, читать, писать и слушать на уроках английского языка. Ученики могут кратко высказываться на интересные для них темы: «Я и моя семья», «Мои умения», «Мой друг», «Любимое животное», «Моя ферма», «Что есть в моем портфеле».
          Представленное в УМК дидактическое содержание и используемые технологии соответствуют возрастным возможностям детей: красочные иллюстрации, задания посильны, занимательны, дифференцированы (то есть каждый ученик находит для себя интересное и посильное задание), например, более простое задание в рабочей тетради: упр.2, стр.33: «Вставь пропущенные буквы и прочитай слова: h_s, sw_m, r_n, sk_p, s_ng» или задание посложнее в учебнике: упр.7, стр.86: «Записи кролика Мартина попали под дождь. Давай попробуем их прочитать. Скажи, какие буквы исчезли: «Dogs can sw_m and r_n. B_t they can’t s_ng and sk_p. Cats can’t sw_m, but they can j_mp. C_ckerels can s_ng».
          В УМК “Enjoy English” со 2 по 4 класс изначально заложены технологии:

  • игровая;
  • проектная;
  • информационно-коммуникационная.

          Для каждого класса курс оснащен мультимедийными приложениями: “Enjoy Listening and Playing”, “Enjoy the ABC”, которые являются прекрасным подспорьем в обучении детей, выполняя при этом ряд функций, рекомендованных ФГОС: 

  • формирование информационной грамотности  школьников;  
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей ученика;
  • создание благоприятных условий для обучения детей в индивидуальном темпе.

          УМК Биболетовой М. З. “Enjoy English” действительно развивает интерес ученика к овладению английским языком, и ученик сам ищет возможность дополнительно выполнять какие-либо задания сверх программы. Например, многие мои ученики любят выполнять задания повышенной трудности в рабочей тетради, испытывают удовольствие от того, что справились. Они просят родителей купить им сказки на английском языке, обучающие программы, выходят в Интернет, чтобы поиграть в английские игры, поработать с тестами в Online.
          Мною было проведено исследование уровня сформированности одной из базовых когнитивных способностей второклассников к иноязычной речевой деятельности -
фонологического осознания речи. Дата исследования: 14-18 мая 2018 года.
В исследовании принимали участие учащиеся 2 «А» класса в количестве 12  человек.

Условия, которые были соблюдены:

  • проверка происходила в устной форме, ребёнок все произносимые мною слова и фразы воспринимал на слух без опоры на картинки и без опоры на письменный текст;
  • все слова и фразы произносились только один раз (без повторов), о чем ученику было сказано;
  • все слова, которые произносил учитель, были известны ученику. В предлагаемых ниже заданиях незнакомые моим детям слова, были заменены на другие и это отражено в анализе;
  • проверка происходила до и после урока в индивидуальном режиме: учитель – ученик.

      Каждому ребенку предлагалось выполнить по 4 задания.
В задании №1, 3 и 4 есть замена слов на знакомые детям (выделены курсивом).
1. Выделение звука в начале слова.

jump

kitten  

she          

apple

want                        

chair  

duck  

orange

help

red            

strong

pig

play

house

tennis

swim

(Общая оценка 16 баллов, каждый правильно выделенный и произнесенный учеником звук оценивается в один балл)

2. “Прохлопывание” ритмического рисунка фразы.

I have a cat. (Ученик делает два хлопка). My cat is white. (два хлопка). We play the ball together. (три хлопка). I like my cat very much. (три хлопка).

(1 балл за одно правильное ритмически выстроенное предложение. Всего 4 балла за правильно выполненное задание)

3. Соединение звуков в одно слово.

[b – æ – d] [k – o – k – ə – r - ə - l] [b – r – au – n]

[θ – r – i] [p – ju: – p – i – l] [h – ə – l – əu]

(Одно правильно произнесенное слово – 1 балл. Всего – 6 баллов за правильно выполненное задание.)

4. Распознавание рифмы.

Sing

hen

sun

pen

Nose

apple

ball

rose

Bike

family

forest

like

Box

swim

fox

cat

 (За каждую правильно выделенную рифму ставится 1 балл, всего

4 балла за правильно выполненное задание.)

          Показатели сформированности у младшего школьника фонологического осознания иноязычной речи:

1. Выделяет и правильно произносит звук в начале слова.

2. Правильно “отхлопывает” ритмический рисунок фразы.

3.Правильно воспринимает звуковой контур слова – сформирована способность к звуковому синтезу.

4. Распознаёт рифмующиеся слова.

Показатели несформированности данной способности:

1. Ребёнок с трудом выделяет звуки в начале слова.

2. Не может “отхлопать” ритм фразы.

3. С трудом воспринимает звуковой контур слова (нарушен звуковой синтез).

4.Не распознаёт рифмующиеся слова.

          Результат исследовательского задания представлен в виде таблицы и небольшого анализа ниже.

Таблица.

Имя ученика

Количество баллов

за каждое задание

Общее количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Ксюша

12

4

5

3

26

Антон

16

4

6

2

28

Тимур

14

4

5

3

26

Алина

9

4

2

0

15

Влада

13

4

5

1

23

Витя

15

4

2

0

21

Кирилл

16

4

4

0

24

Коля

16

4

4

1

25

Софья

11

4

3

1

19

Даша

14

4

4

3

25

Лера

13

4

4

0

21

Оксана

10

2

3

0

16

           Проведённое исследование показало, что способности второклассников к фонологическому осознанию речи:

1. хорошо развиты (ярко выражены) (30–28 баллов) у одного учащегося;

2. развиты нормально (27–16 баллов) у десяти учащихся;

3. частично развиты (15–8 баллов) у одного учащегося;

4. слабо развиты – Не развиты (7–0 баллов) - 0 учащихся.
         На основании данных таблицы можно сказать, что в целом уровень сформированности фонологического осознания иноязычной речи у моих второклассников - в норме.
         Лучший результат показал Антон (он отличник в классе). Полученные результаты диагностики Алины и Оксаны связаны с особенностями их развития (проблемы с развитием фонематического слуха).  8 человек – недостаточно сформирована способность к звуковому синтезу. Вероятно из-за нехватки заданий подобного рода. Но вот что меня действительно удивило, так это нераспознание рифмующихся слов (я полагала, что это одно из легких заданий). Почему-то мои дети (даже сильные) не выполнили задание № 4 полностью. В классе мы рифмуем слова, правда, только парами: cat – hat, swim – slim. Находим пары слов в текстах, ищем рифмы в стихах. Но, видимо, всего этого было недостаточно для сформированности прочного навыка по распознанию рифм.  

          Меня заинтересовали результаты проведенного мини-исследования. Выявлены проблемы, которые требуют решения.

Список литературы

  1. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанёва Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 2 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2017.
  2. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанёва Н.Н. Книга для учителя к учебнику “Enjoy English” для 2 кл. общеобр. учрежд. - Обнинск: Титул, 2016.
  3. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English” для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений - Обнинск: Титул, 2016.
  4. Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2-11 классы. – М.: Астрель: АСТ, 2010. (Авторы: Бим И. Л., Биболетова М. З. и другие).
  5. З.Н. Никитенко. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. Курс лекций 1-8. – Москва: «Первое сентября», 2009.
  6. Никитенко З. Н.Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе. Автореферат. - Нижний Новгород, 2011.                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение английскому языку в начальной школе.

В данной статье приведены примеры средств, способствующих сделать процесс изучения языка не только более эффективным, но и привлекательным для учащихся начальной школы....

Обучение английскому языку в начальной школе с использованием учебного комплекта «Гарри и Салли»

Комплект «Гарри и Салли» предоставляет учителю большую свободу действий и возможность работать разными способами на уроке. Учитель может использовать отдельные части комплекта для введения некот...

Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе

В статье сделана попытка привести в ситему мониторинг универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальнойй школе. Определены актуальность и новизна методических реком...

Игра как форма обучения английскому языку в начальной школе.

Статья содержит краткое описание собственного опыта в использовании игры в начальной школе, её преимущества, примеры игровых эпизодов на уроках английского языка....

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные  психологические особенности младшего школьники, а также современные подходы и технологии обучения английскому языку в начальной школе...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Перед учителем английского языка  в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его д...

Формирование универсальных учебных действий при обучении английскому языку в начальной школе.

В данной статье рассматривается вопрос формирования УУД на уроках английского языка на примере УМК "Forward" под редакцией проф. М.В.Вербицкой и учебного комплекта"Гарри и Салли" изд. "Спектра" ....