Кейс-технология на уроках иностранного языка
учебно-методический материал по иностранному языку на тему

Смирнова Наталья Владимировна

Выпускная работа на тему "Использование кейс-технологии как условие развития умений диалогической речи на иностранном языке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologiya_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Использование кейс – технологии как условие развития умений диалогической речи на иностранном языке.

Итоговая работа

Исполнитель:

Смирнова Наталья Владимировна

Учитель английского языка

МБОУ «ООШ №90»

Кемерово 2017

Оглавление

Введение ………………………….....................................................................3

Глава 1. Кейс – технология в педагогике……………………………………. ...4

  1. Кейс- метод – активный метод обучения………………………………..5
  2. Классификацию видов «кейса»…………………………………………..6
  3. Типы подходов организации преподавания кейс-методов……………8

Глава 2. Использование кейс – технологии как условие развития умений диалогической речи на уроке английского языка……………………………11

2.1. Кейс – технология на уроках английского языка…………………………11

2.2. Этапы осуществления кейс-метода………………………………………..12

2.3. Критерии оценивания кейса………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………..15

Информационные источники …………………………………………………16

Введение

              В настоящее время в современной школе  все более острым становится вопрос мотивации обучающихся к учению, в частности к изучению иностранного языка. Для того чтобы заинтересовать учащихся очень важно использовать различные интерактивные методы, направленные на вовлечение каждого ученика в деятельность. К таким методам относится метод Case – study (Кейс - Стади). А так же использование различных Электронных образовательных ресурсов, которые помогут не только увидеть некоторые изображения, но и помогут погрузиться в атмосферу, почувствовать себя участником процесса.

Целью итоговой работы является: изучение теоретических основ кейс технологии для дальнейшего применения на практике.

Глава 1. Кейс – технология в педагогике

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е.использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

  1. Кейс- метод – активный метод обучения

В течение многих столетий главной  целью  образования  считалось сообщение  фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения  этот принцип  передачи знаний  уже неэффективен.  Главным, чему следует учить, становится умение  осваивать  и  использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком  проблем.

 «Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.

Для достижения  новых результатов образования  необходимо  использовать  новые эффективные методы,  один из них - это  кейс - метод.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько  решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность  - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе  её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся  неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

  1. Классификацию видов «кейса».

 Классификацию видов «кейса» можно представить  в виде таблицы[1]:

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Кейсы можно представить  в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут  вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.  

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

 Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать чётко поставленной цели создания;
  • иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  • иметь несколько решений для организации дискуссии.

 Наиболее распространенная  модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:

1.Преподаватель подбирает, готовит  учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

2.Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.

3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и  выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего,  фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

5.Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

При  работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика - они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые  формы поведения. Главное  для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим  найти пути решения проблемы.   Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

1.3.Типы подходов организации  преподавания кейс-методов.

Гарвардская  школа по разработке и преподаванию кейс-методов выделяет 4 типа подходов организации образовательной деятельности в  режиме данного метода. Они зависят от целей обучения, от уровня мотивированности и уровня знаний учеников, от умений учеников и преподавателя работать в режиме кейс-метода, от того, какие средства деятельности необходимо применять, от уровня помощи преподавателя обучающимся [3].

Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающийкейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И итоге  педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Аналитическийкейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Преподаватель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения  и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристическийкейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель)

Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-studymethod).

Study- исследование

Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы)

Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся предлагают собственное решение.  Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

При движении от подхода к подходу, видно, что возрастает уровень активности и ответственности и обучающихся и преподавателя, увеличивается объем аналитической, обобщающей, доказательной деятельности обучающихся, возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, регулирующего, организующего образовательную деятельность.

Главным системообразующим фактором в данной классификации является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Постепенное освоение деятельности в режиме от обучающего кейса к работе в режиме исследовательского кейса  даёт  возможность учащимся  проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, что положительно скажется при  формировании компетенций.

Но чем сложнее  деятельность по работе с кейсами, тем больше учебного времени требуется для ее реализации,  возникает риск нехватки учебного времени   в режиме классно-урочной  деятельности. Так, для работы в режиме обучающего кейса достаточно одного учебного часа. Аналитический кейс потребует уже не менее двух учебных часов. Эвристический кейс не менее трех учебных часов. Исследовательский – не менее 4-х часов.  Достаточно много времени уйдёт и на подготовку кейса, поэтому его использование,  будет ограничено 4-6 уроками в месяц.

 Разрешение этой проблемы во многом зависит от профессионализма, педагогического мастерства и эрудиции  учителя. Объединение научно-исследовательской, методической и конструирующей деятельности преподавателя в подготовке кейс-метода способствует максимальной реализации развитию  его способностей, обновлению его творческого потенциала.

Кейс-метод - эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.

Глава 2. Использование кейс – технологии как условие развития умений диалогической речи на уроке английского языка

2.1. Кейс – технология на уроках английского языка.

Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Одним из инновационных способов обучения является кейс-технология.

«Метод кейсов» (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case -study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. В переводе с английского языка case — случай, а case study — это обучающий случай. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Главное требование к кейс-технологии - чтобы ситуация для изучения была бы реальной, а не придуманной.

Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

Кейс-технология, как и любая другая, по своей сути алгоритмизированный процесс и нарушать эту упорядоченную последовательность не рекомендуется. Итак, для применения кейс – технологии в первую очередь нужно создать сам кейс. Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Он может быть печатным (содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, информацию из разных источников в виде текстов). Можно использовать мультимедиа – кейс; а также видео-кейс. Он может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус – это ограниченная возможность многократного просмотра, а также искажение информации и ошибки.

2.2.Этапы осуществления кейс-метода.

Рассмотрим кейс - метод по теме «One School Day in the Life of an Average Pupil». Задания для учащихся могут быть следующими:

1) to decide on the menu for a lunch box; (обсуждение меню для школьного обеда)

2) to discuss the pupil’s lessons, homework, he has to do, books, he has to take  with; ( обсудить расписание на день, домашнее задание, которое ученик должен сделать, учебники, которые он должен взять с собой.)

3) to discuss  where pupil will go after school with his friends. (куда пойдет ученик после школы со своими друзьями).

Цель метода – учащиеся совместными усилиями группы анализируют ситуацию, разрабатывают варианты проблем, находят их практическое решение, оценивают предложенные алгоритмы и выбирают лучший из них.

Метод кейсов предполагает:

- подготовленный в письменном виде пример кейса;

- самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;

-совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;

- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Представим в таблице основные этапы осуществления метода кейсов и цели каждого этапа.

Этапы осуществления кейс-метода и цели каждого этапа:

этап

цель

1. Знакомство с конкретным случаем

1. Понимание проблемной ситуации, принятия решения

2. Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной

2. Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее

3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений

3. Развитие альтернативного решения

4. Резолюция: нахождение решения в группах

4. Сопоставление и оценка вариантов решения.

5. Диспут: отдельные группы защищают свое решение

5. Аргументированная защита решений.

6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах

6. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Особенности названного выше метода:

- присутствие исследовательской стадии процесса;

- коллективное обучение или работа в группе;

- интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;

- специфическая разновидность проектной технологии;

- стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.

Считаю, что эффективность применения метода кейсов во многом будет зависеть от умения учителя руководить образовательным процессом. В таком случае роль учителя при применении кейс – технологии вполне определенна и ответственна, поскольку учитель:

- создает кейс или использует уже имеющийся;

- распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);

-знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

- организует работу учащихся в малых группах, определяет докладчиков;

- организует презентацию решений в малых группах;

- организует общую дискуссию

- выступает с обобщающим анализом ситуации;

и оценивает учащихся.

2.3.Критерии оценивания кейса:

1.Языковые умения и навыки (употребление ЛЕ по теме, умение аргументировать и делать выводы, использование языковых клише, грамотность речи).

2.Содержание (раскрытие темы, умение отвечать на вопросы и задавать их аргументировать свой ответ).

3.Организационные умения и навыки (соблюдение регламента, активность, общение только на английском языке).

Заключение

Изучив теоретические основы кейс-метода, можно сказать, что кейс-метод прекрасно удовлетворяет потребности развития у обучающихся умений диалогической речи на уроках иностранного языка.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке обучающегося. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на учителя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества.          Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Учитель и ученик здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.

Информационные источники

  1. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.. http://www.casemethod.ru/
  2. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса  под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке, а также интеллектуальных ресурсов сети Интернет. http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269
  3. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка.
  4. Земкова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе.
  5. Щетина Н. Ю. Использование кейс-технологий на уроках английского языка.
  6. Федоринова З. В. Использование case study в организации образовательной деятельности студентов.
  7. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
  8. Метод “case study” как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Долгоруков А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента открытого урока "Применение активных форм и методов обучения на уроке иностранного языка"

Данный фрагмент урока английского языка помогает активизировать активные формы и методы обучения на уроках иностранного языка, вовлекая учащихся в игровую ситуацию со знаменитым персонажем....

«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»

Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...

Технологическая карта урока иностранного языка Тема урока: Pirate’s fruit salad (Фруктовый салат пирата) - Урок 2

Технологическая  карта  урока иностранного языка Тема урока -Фруктовый салат пирата) - Урок 2...

Основные компоненты технологической карты урока иностранного языка по ФГОС на примере урока английского языка по теме "Фруктовый салат для пирата" в 4 классе по УМК "Английский в фокусе" (в помощь начинающему учителю)

Данная методическая разработка составлена группой учителей английского языка и содержит технологическую карту урока английского языка в 4 классе по теме "Фруктовый салат для пирата" в рамках...