Статья "Использование арт-технологий на уроках английского языка".
статья по иностранному языку

Мудрова Диана Фоатовна

На современном этапе обучения иностранным языкам основной целью является формирование коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели используются различные технологии обучения. Ярким примером современных технологий обучения являются арт-технологии.

Арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами искусства. Арт-технологии основаны на деятельностном подходе и соответствуют стандартам нового образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_art.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование арт-технологий на уроках английского языка»

На современном этапе обучения иностранным языкам основной целью является формирование коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели используются различные технологии обучения. Ярким примером современных технологий обучения являются арт-технологии.

Арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами искусства. Арт-технологии основаны на деятельностном подходе и соответствуют стандартам нового образования.

В условиях современного общества с его стремительной динамикой жизни и появлением новых информационных технологий, а также различного рода современных устройств, искусство как никогда чрезвычайно необходимо человеку, а особенно детям и подросткам, поскольку способно всесторонне влиять на людей. Более того, большинство детей оторваны от больших городов и не способны посещать художественные галереи, музеи и концертные залы по объективным причинам. В силу всего этого, в современном образовательном процессе школьные педагоги и психологи уже многие годы привлекают средства искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и психологической поддержки детей. Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности. Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке английского языка — метод арт-технологий.

К арт-технологиям относится использование средств иллюстративной наглядности (иллюстрации картин художников, фотографии скульптур, предметы прикладного творчества); просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей по разной тематике, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей в диалогах и ролевых играх.

Всё это стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка, ускоряет темп их интеллектуального развития, иными словами объединяет их мировосприятие, чувства и переживания. Спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составными частями арт-технологии. Включение арт-технологий в процесс классно-урочной системы позволяет учителю повысить мотивацию обучаемых, и вследствие этого улучшить их успеваемость. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал на уроке в том случае, когда он заинтересован, если ребенок счастлив и испытывает чувство радости от проделанной работы.  Применение элементов арт-технологий в обучении иностранному языку дает очень многое: они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, ускоряют развитие навыков говорения и общения, развивают навыки фонематического слуха и аудирования, повышают интерес к изучению грамматических правил не при помощи занудных грамматических заданий на подстановку и выбор правильного ответа, а при помощи сказки и рисования на начальном этапе обучения, при помощи песен и описания картин  на следующих этапах обучения. На таких уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиться на других уроках.

Важно подчеркнуть, что использование арт-технологий подходит для различных видов работы: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.

Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность их использовать на разных этапах урока: как организационный момент для включения в деятельность, при актуализации знаний и постановке учебной задачи, при первичном восприятии для усвоения нового теоретического материала, при закреплении материала и рефлексии, в качестве физкультминутки и как домашнее задание.

В своей практике я использую следующие арт-педагогические технологии:

1. Фонетический этюд. Сказки.

Эту технологию можно использовать во время фонетической зарядки, на этапе актуализации знаний. Это различные сказки про буквы, когда мы учимся читать, фонетические сказки про Mr. Tongue, грамматические сказки. Вот примеры фонетических зарядок.

Mr. Tongue встал утром рано и сказал: [ɔ:] - [ɔ:] - [ɔ:]. Какая прекрасная погода.

Mr. Tongue делает уборку. [t] - [t] - [t] - выбивает пыль из ковра. [d] - [d] - [d] - а теперь из дивана.

Mr. Tongue зовет друзей в гости: [ei] - [ei] - [ei]. Артисты театра приходят и говорят

[h] - [h] - [h]. Hello! How are you? Давайте и мы ответим на этот вопрос.

2. Crafts (прикладное искусство).

Это возможность связать предметное содержание с творчеством детей, это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. При изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала.  К этому же виду арт-технологий можно отнести и небольшие проекты, которые делаются всеми детьми в конце изучения отдельных тем, как обобщение по изученному материалу. Вот список некоторых проектов и творческих работ:

1. “My house”, “My party menu” (2 класс)

2. “My body”, “Christmas card”, “My day” (3 класс)

3. “My family tree”, “My room”, “My time-table”, “Christmas stocking” (4 класс)

Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для отработки новой лексики и грамматики, а также при обучении чтению, фонетики, орфографии и правилам правописания. Детей это раскрепощает и позволяет лучше усвоить новый материал.

 Также эта технология может использоваться для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые «арт-диктанты» или «арт-раскраски» с самопроверкой и на оценку. Нередко я использую свои собственные материалы, подготовленные специально к уроку. Но и в интернете можно найти много готовых материалов. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.

3. Работа с песнями и музыкой.

Еще один способ применения арт-технологий – это использование песенного материала на уроках английского языка, который я использую не только для развития навыка аудирования, произносительных навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, но и для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Здесь нужно придерживаться следующих принципов: песня должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Также необходимо соответствие песни уровню языка учащихся, методическая ценность песни и некоторая корреляция с учебными программами. Если выбор песни соответствует данным принципам, то потенциально она может быть очень полезной. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно развивают фонематический слух и способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. Далее   можно разработать систему упражнений по данной песне. Вот примеры таких песен из учебника ‘‘Spotlight’’ для 4 класса:

1. ‘‘One Big Happy Family’’ (отработка лексики по теме «Моя Семья» и закрепление конструкций ‘‘There’s/There’re’’);

2. ‘‘All over the World’’ (совершенствование лексики по теме «Еда»);

3. ‘‘In My Dreams’’ (закрепление глагола ‘‘to Be’’ в прошедшем времени);

4. ‘‘Oh, What a Mystery! ’’ (активизация простого прошедшего времени с правильными глаголами);

5. ‘‘The Best of Times! ’’ (введение лексики по теме «Памятные дни» и ее первичное закрепление) и т. д.

4. Комиксы.

         Наиболее эффективный способ, способствующий запоминанию слов и развитию навыков общения — это полное погружение в языковую среду, без перехода на русский язык.  Этому способствует чтение необычных диалогов, которым присущи основные свойства комикса — популярного литературного жанра в странах изучаемого языка — Америке и Англии. Это картинки с короткими диалогами в «мыльном пузыре», дополненные звукоподражаниями, междометиями, неологизмами, пиктограммами. Основное преимущество работы с комиксом — это, прежде всего, его наполненность репликами, передающими живой английский язык: популярными фразовыми глаголами, молодежным сленгом, а также использование особенных стилистических приемов.

        При чтении диалогов-комиксов можно познакомиться с большим разнообразием разговорных клише, таких как What happened? Don’t worry! Watch out! Come on! Here you are! Be careful! What’s wrong? It’s so cute! Cool! Great! Yummy! и т.п.

Стилистические приемы для особой выразительности — звукоподражания Grr! (запугивание), ZZZ (храп), Brr… (отвращение), CRACK! (хруст) помогают ученикам

быстрее понять ситуацию, «вжиться в роль». Междометия Wow! Oops! Hooray! Ha-ha! Hee, hee! выражают чувства, создают настроение.

Работа с комиксами способствует развитию всех четырех видов речевой деятельности:

1. Аудирование. Ученикам нравится слушать красочное, эмоциональное воспроизведение диалогов носителями языка. При этом яркая картинка помогает понять, как минимум, основное содержание текста. Некоторые диалоги также имеют видео сопровождение. Такое аудирование не только поднимает настроение, но и решает одну из главных задач при изучении иностранного языка — преодоление языкового и культурного барьеров.

2. Чтение. Ученики любят читать диалоги по ролям, подражать героям в интонации и произношении.

3. Говорение. Вырезав фигурки героев из рабочей тетради, ученики с удовольствием воспроизводят диалоги, разыгрывают ситуации из комиксов.

4. Письмо. Написание учениками собственных комиксов.

5. Action songs. (ритмичные физкультминутки).

Очень хорошо подходят для активных детей, тем, кому необходимо подвигаться. Представляют из себя рифмовки под музыку с какими-то движениями. Отличие данной технологии от обычной физкультминутки в том, что она является развивающей. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также “action songs” хорошо развивают фонематический слух, расширяют словарный запас, тренируют новые грамматические структуры. Пример такой физкультминутки, при изучении темы «Животные»:

You are the monkeys now. Dance, please!

You are the foxes now. Jump, please!

You are the tigers now. Run, please!

You are the parrots now. Fly, please! And so on.

6. Ролевые игры, театр.

Практика показывает, что многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице). Ролевые игры подразумевают парную, групповую и коллективную работу. Позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики. Младшие школьники испытывают трудности в составлении ситуации, поэтому в своей работе я использую готовые ситуации, в которые надо вставить несколько слов или фраз и потом разыграть. Такие задания очень подходят для парной работы и нравятся детям.

7. Использование различных изобразительных картин.

Эта технология предполагает не только работу с наглядным материалом и флешкартами. Различные иллюстрации можно использовать на этапе получения новых знаний, при отработке лексики и грамматических структур. Описание картинки – это очень важный вид речевой деятельности. Время Present Progressive, используемое при описании картинок, как раз можно тренировать при помощи этой технологии.

Работу с картинами можно продолжить, интегрировав задания:

  • описать одежду и внешность людей;
  • написать письмо другу с описанием событий, происходящих на картине,
  • написать диалоги по картинке и драматизировать их;
  • составить предложения True / False по картине;
  • прочитать или прослушать описание картины, не называя ее и попросить ее угадать,
  • дать проектное задание – узнать биографию художника и рассказать о нем.

8. Пантомимы, инсценировки.

 Хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. На начальном этапе при изучении алфавита дети с удовольствием будут изображать разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные или глаголы-действия, различных животных или персонажей.

9. Видеоматериалы.

Применение видеоматериалов даёт возможность упростить и улучшить процесс овладения речевым общением. Видеоматериалы, используемые в учебном процессе, принято считать эффективными тогда, когда они соответствуют содержанию занятия. Основное назначение видеоматериалов – улучшение процесса обучения, ускорение ритма, скорости, динамики речи в целом, чего нельзя сказать о практике обучения без использования видео.

Эффективность применения видеоматериалов зависит от нескольких 
факторов: личное мастерство педагога, качество материалов и технических 
устройств, структурированность учебного процесса и т.д. Учитель в первую 
очередь должен сам уметь пользоваться техническими средствами и 
представляемыми им видеоматериалами.

Конечно, применение видеоматериалов может облегчить и труд самого
учителя, взяв на себя некоторые функции преподавания: задавать вопросы, 
диктовать, рассказывать и т.д. Тем не менее, нужно понимать, что видео 
никогда не заменит педагога полностью, применяемые видеоматериалы не 
должны нарушать целостность учебной программы. Применение видеоматериалов на уроках иностранного языка позволяет решить две задачи в области мотивации учащихся:

1. развитие самомотивации – это когда видеоматериал интересен сам 
по себе.

2. развитие мотивации способности – это когда ученику показывается, что он может понять изучаемый им язык.

Всё это придаёт уверенности в себе и желание самосовершенствоваться, и конечно, удовлетворение от самого процесса. Главное, чтобы ученики это удовлетворение получали от понимания языка, а не просто от хорошего и увлекательного видео.

Применение видео при обучении иностранному языку основывается на 
принципе наглядности. При этом учитель должен уметь вводить учащихся в 
область изучаемых проблем, направлять их деятельность, оказывать 
индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что применение 
видеоматериалов в учебном процессе позволяет: предоставить ученикам более достоверную информацию об изучаемом процессе, явлений; повысить роль наглядности в учебном процессе; удовлетворить интересы и желания современных учащихся; освободить учителя от некоторой технической работы, связанной с контролем или коррекцией знаний; организовать полный и систематический контроль; наладить эффективную обратную связь.

В чем состоит преимущество, на мой взгляд, арт-технологий перед другими формами учебной работы?

Во-первых, практически каждый ребенок может стать полноправным участником урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.

Во-вторых, в процессе участия ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.

В-третьих, арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на уроках английского языка в начальной школе

В данной работе рассмотрим, что игровая деятельность является важным фактором развития личности учащегося, остановимся на классификации игр, приведем примеры игр, которые учитель может использовать в ...

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Открытый урок "Let\'s go to Storyland" с использованием логико-информационных технологий на уроках английского языка.

«Let’s go to Storyland»(технология ЛИТО).Смирнова Марина Сергеевна- учитель английского языка первой категории в ГБОУ СОШ №375, разработала урок с применением технологий ЛИТО по оптимизации текс...

Урок. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Совершенствование умений практического владения английским языком по теме “The Seasons of the year”, формирование лексических, фонетических, грамматических навыков, умений письма, чтения, аудирования,...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...