Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку
методическая разработка по иностранному языку

Исаева Ольга Михайловна

Доклад по практическому применению системно-деятельностного подхода в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад18.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Системно – деятельностный подход в обучении в рамках новых ФГОС»

Эпиграф:

Я слышу – я забываю,   я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость

Перспективное развитие школы нового века ориентировано на переход от предметно-знаниевого образования к компетентностному, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. При этом подходе вытекают требования к процессу обучения: научить школьников учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями или компетенциями.

Я, как учитель английского языка, считаю, что предмет «Иностранный язык» имеет большой потенциал воспитательного воздействия на учащихся, одновременно формируя и развивая их коммуникативную компетенцию, одну из ключевых компетенций. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в деятельность путем моделирования реальных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.

Системно – деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика (не предметно - знаниевое образование), а умения разрешать проблемы, возникающие в разных ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологий;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков и т.д. Таким образом, он предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Естественно, что на каждой ступени обучения цели и задачи, и содержание образования, и методы, и приемы обучения разные, но непременным требованием является коммуникативный подход, принцип коммуникативно-ориентированного обучения.

На начальной ступени, где я в данное время работаю, я считаю, основным видом деятельности для учащихся должна быть творческая, дидактическая, ролевая игра. Она служит своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Практика показывает, что во время дидактической игры усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности. Игра позволяет организовать обучение как увлекательный процесс решения коммуникативных задач, реализующих игровые мотивы и цели каждого речевого и неречевого действия. Важно помнить, что коммуникативная задача стимулирует активность ребят только в том случае, если она интересна и говорящему и слушающему. Игровые технологии применяются мною повседневно на каждом уроке. В игре ученик получает различные знания и сведения свободно, поэтому, часто то, что на уроке казалось трудным, во время игры легко усваивается. Существуют разные виды и группы игр: предметные и творческие ( интеллектуальные, сюжетно-ролевые, игры-путешествия); есть игры с готовыми правилами (дидактические), трудовые, технические, конструкторские (отражают профессиональную деятельность взрослых), а также игры-упражнения, тренинги.

Пример 1: в прошлом учебном году я давала открытый урок – путешествие в зоопарк по теме «Животные» в 3 классе. Здесь я выступала в роли смотрителя зоопарка миссис Смит и была одета как смотритель зоопарка, а ученики выступали сначала в роли экскурсантов в зоопарк, а в последствии - животных. В начале урока мы все вместе взявшись за руки под весёлую песенку отправились в зоопарк, где рассматривали животных на картинках, называли их по-английски и рассказывали о них по образцу. К нам в гости приходила «моя подруга» - владелица зоомагазина (пальчиковая кукла), которой нужно было помочь посчитать животных в её магазине. Все задания преподносились детям на уроке завуалировано в коммуникативной форме через игру и не от лица учителя, а от лица смотрителя зоопарка. На уроке вводилась новая лексика с использованием игровой ситуации «В зоопарке», с использованием разнообразной наглядности, игрушек, масок животных. Дети услышали новые слова по-английски – «домашний» и «дикий»- и должны были сами распределить уже знакомых животных, а также тех, названия которых они только что узнали на 3 группы – дикие, домашние, питомцы - выйдя к доске и определив животное в свой «домик», а также сказав предложение об этом. В конце урока каждый ребёнок получил от смотрителя зоопарка письмо-загадку, прочитав которое, он должен был угадать животное и надеть его маску, взяв из предложенных.

Пример 2: на экране сейчас представлены кадры видеоурока, который я снимала к аттестации в этом учебном году в 3б классе. Здесь сочетались игровые технологии и презентация Power Point и вводились слова, обозначающие «много» с названиями продуктов и напитков. На слайде презентации дети узнали Робина Бобина и он в виде пальчиковой куклы пришёл к ним в гости. Вместе с Робином дети раскладывали продукты и напитки по группам, он помог им сформулировать грамматическое правило, дети помогали Робину выбрать меню в разных заданиях на слайдах и карточках, дети учили его, что нужно и не нужно есть, сделали с ним зарядку, спели песенку, а он угостил всех конфетами. Также использовалась разнообразная наглядность в виде муляжей продуктов и напитков, проверочные схемы, сигнальные карточки, смайлики, игра с мячом. Всё это формировало благоприятную психологическую атмосферу, детям было комфортно и интересно на занятии.

Таким образом, учитель, используя в своей работе всевозможные игры, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Именно она нацелена в наибольшей степени на развитие личности школьника. В процессе проектной деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес, естественным становится участие в диалоге при обсуждении актуальных жизненных проблем.

Пример 3: в данном учебном году я с учениками 4а класса в рамках проектной деятельности поставила спектакль на английском языке «Красная шапочка». Работа над этим проектом была очень трудоёмкой и долгой, но несомненно сформировала у детей положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка, стремление улучшать свои результаты, детям было комфортно и интересно на занятиях, они смогли раскрыть себя с творческой стороны, приобрести ценный опыт работы в команде, где каждый поддерживает своего товарища, помогает ему.

Вывод: в целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в начальной школе на основе метода проектов

Выступление на районном профессиональном обединении учителей иностранного языка по теме «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»....

Использование системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Методы парной и групповой работы с использованием системно-деятельностного подхода...

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе

Современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно с...

Системно -деятельностный подход в обучении немецкому языку. Разработка урока по теме "Осень"

Главная цель педагогической деятельности заключается в развитии самостоятельной деятельности ученика, благодаря которой он станет успешным распорядителем своей судьбы, продолжит непрерывное образовани...

Интегративный подход к обучению английскому языку и ИКТ в начальной школе

Методические рекомендации для учителейИнтегрированная внеурочной деятельности «Английский язык + ИКТ» предназначена для обучения английскому языку и ИКТ учащихся 4 классов общеобразователь...

Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях реализации ФГОС»

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.С помощью каких тех...