Статья "Организация самостоятельной работы учащихся как условие их саморазвития"
статья по иностранному языку

Мария Габдулловна Баластаева

Статья "Организация самостоятельной работы учащихся как условие их саморазвития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam._rabot.doc515 КБ

Предварительный просмотр:

Баластаева М.Г, учитель английского

языка МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №15

г.Йошкар-Олы»

Организация самостоятельной работы учащихся как условие их саморазвития

Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка и вне его границ является неотъемлемой частью процесса обучения. Без такой работы невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.

 Нам всем известны такие трудности как умение планировать свое время, ориентироваться в учебном материале, в частности выделять в нем главное, выполнять работу в определенной последовательности, работать с книгой, справочной литературой, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Для того чтобы преодолеть все эти трудности, нужно правильно организовать самостоятельную работу обучающихся на уроках иностранного языка. Организация самостоятельной работы на уроках требует большой предварительной работы. Такая работа включает в себя следующее: 1) формирование навыков и умений работы с учебником, книгой для чтения, справочниками (грамматическими, страноведческими), различными видами словарей, специальными памятками, навыков работы с техническими средствами обучения; 2) развитие у учащихся навыков рационального выполнения домашних заданий, планирования своей учебной деятельности; 3) инструктирование учеников о порядке выполнения заданий для самостоятельной работы и составления отчета об их выполнении; 4) определение приемов оказания оперативной помощи ученикам при выполнении самостоятельной работы; 5) оперативный контроль  и выявление ошибок; 6) поощрение, стимулирование учеников, успешно выполняющих самостоятельные задания.

             Рациональная организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка определяется мерой готовности ученика к этому виду деятельности. В методической науке различают разные виды готовности:  1) мотивационная готовность (интерес учеников к обучению иностранного языка); 2) интеллектуальная готовность (определенный уровень сформированности основных психических процессов); 3)лингвистическая готовность (владение определенным лексико-грамматическим материалом); 4) коммуникативная готовность (способность включаться в коммуникацию); 5) готовность к осознанной и рациональной самоорганизации (разъяснение преподавателем целей и задач каждого конкретного вида самостоятельной работы).

Таким образом, необходимо сделать ученика главным действующим лицом на уроке для того, чтобы он настойчиво овладевал иностранным языком в совместной деятельности с товарищами при помощи учителя.

            В своей работе стараюсь применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса у учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока.

             Ребенок, приступая к изучению иностранного языка, стремится научиться общаться на нем. Задача учителя – поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упражнения, которые можно назвать «полутворческими» и которые можно выполнять уже на этапе освоения языкового материала. Приведу пример упражнения по теме «Dress Right»

Работа начинается с ознакомления учеников с  разговорными клише:

Asking

Answering

How do I look in this?

How does this look on me?

What do think of my (dress)

Do I look all right in this

It/They look(s) great on you.

You look lovely/great.

It/They suit(s) you perfectly.

I’m not sure it/they suit(s) you.

That/Those looks terrible on you.

Используя данные выражения, учащиеся составляют диалоги.

           Таким образом, знакомя учащихся с новым языковым материалом, постепенно усложняются «полутворческие» задания, помогающие развивать речь учащихся. Опыт показывает: чем активнее протекает процесс говорения, тем лучше осваивается, закрепляется и активизируется основной языковой материал.

           Мотивационная готовность учащихся является одним из важнейших аспектов проблемы самостоятельной работы школьников. Известно, что учение протекает более успешно, если у учащихся сформирована положительная мотивация: познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, чувство долга, ответственности.

           На начальном этапе ученикам нравится говорить, читать на иностранном языке, воспринимать иноязычную речь на слух. У учащихся доминирует интерес к содержанию предмета и способам познания. Так учащиеся  с интересом осваивают учебный материал, видя возможность его практического применения, охотно включаются в его речевую деятельность при обсуждении особо интересных для них тем: «People in the Family», «Food», «Sports and Games», «Seasons» и т.д.

           Одним из важных этапов в обучении английскому языку считаю обучение чтению и подготовке устного сообщения по прочитанному тексту. Что касается чтения, этот вид деятельности совершается читателем главным образом наедине с собой.

           Несколько лет работаю по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) (совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства Express Publishing). Данное УМК состоит из модулей, в конце каждого модуля есть тексты познавательного характера, которые    сопровождаются  интересными заданиями. Такие задания с увлечением  выполняются ребятами.

Например, при изучении темы «О животных» ребята читают и переводят текст «Animals of India», а потом  выполняют задание Make a poster. Draw a map of your country. Find pictures of animals from your country. Label the pictures.

После чтения текста «Tourist  Attractions» Find information about a famous landmark  in your country  and write a short text   about it. You can include where it is, what it looks like, some  interesting facts.

Все творческие задания учащиеся вкладывают в языковой портфель (My Language Portfolio), это один из компонентов УМК «Английский в фокусе», способствующий развитию умений самоанализа и самооценки учащихся. Технология «Языковой портфель» реализует инновационный подход по учебному пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности.

             Наиболее точное определение языкового портфеля находим у Н. Ф. Коряковцевой: «Языковой портфель понимается как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком, дающий учащемуся и преподавателю возможность самостоятельно или совместно проанализировать и оценить объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных  аспектах».

Языковой портфель предлагает разнообразные дополнительные материалы и творческие задания по освоенным темам, мотивирующие учащихся к самостоятельной  работе. Ученик сам выбирает задания для выполнения.

Помести на страничку портфолио обёртку своей любимой шоколадки. Напиши несколько предложений о шоколадке.

This is my favourite chocolate bar. It’s called Mars. It costs 80 cents. It’s got caramel on the inside and chocolate on the outside. It’s delicious!

Напишите о своем любимом книжном герое.  Нарисуйте  его или наклейте картинку.

My favourite character is the Country Mouse from the story “The Town Mouse and the Country Mouse”! The Country Mouse is poor. He doesn’t like the city and he lives in the country. He is very happy there!

Не менее важным процессом при организации самостоятельной работы является проектная технология.

  Проект - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применить речевые навыки и умения на практике. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию. В проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, прежде всего, учитываются интересы учащегося, жизненный опыт и индивидуальные способности; в рамках проекта усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу, так как каждый учащийся, работая самостоятельно или в микрогруппе, должен представить результаты своей деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца.

Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке английского языка.   Учащиеся с интересом выполняют компьютерные презентации по темам «Мои любимые животные», «Спорт».  Сама работа с компьютером увлекает учащихся как  среднего, так и  старшего звена.  Очень важно и то, что, работая над проектом, дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формирует творческие способности и активность. Таким образом, идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

            В УМК «Spotlight» предлагаются для учащихся следующие проекты:

Use an atlas to find other countries and their capitals. Prepare a small quiz for you classmates.

Make a poster about your favourite TV family in your country. Find pictures and write short descriptions.

Work in groups. Prepare a similar web page for people who want to visit your country. Write a few words about the weather, then recommend clothes for each season.

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Мама\выступления публикации\Изображение4789.jpg

Выполненные проекты учащиеся вкладывают в языковой портфель.

              Из опыта работы хочется отметить важность самостоятельной работы школьников и её применение на уроках английского языка. Самостоятельная работа не только вызывает активность учащихся, но и обладает таким важным достоинством как индивидуальность. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы дает ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного ученика и как следствие - успеваемость. Стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты, - вот непременные условия для саморазвития и возникновения глубокого интереса обучающихся к учебным предметам.

Литература:

  1. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки - М. АРКТИ, 2002-176с.
  2. Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е. УМК «Английский в Фокусе» для 5 и 6 классов общеобразовательных учреждений. //Иностранные языки в школе, специальный выпуск, 2007-с.35-42.
  3. Акопян Э.Г. Творческие упражнения и самостоятельная работа на уроках иностранного языка. Festival.1.September.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников». Мастер класс

Главной  задачей современной школы, является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, ...

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников»

Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные). Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются таким способом, ис...

«Развитие навыков самостоятельной работы как условие личностного роста младших школьников»

Начиная работать в начальной школе, я использовала только традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные). Постепенно пришла к выводу, что дети, которые обучаются таким способом, ис...

Статья "Формирование навыков самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС"

Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в ...

Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...