Статья "Формирование навыков самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС"
статья ( класс) по теме

Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в соответствии с требованиями ФГОС необходимо достигать на уровне каждого ребёнка и рассматривать его в единстве предметной, метапредметной и личностной составляющих, особую важность для развития младшего школьника имеет грамотная организация всех видов деятельности обучающегося для получения качественного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самостоятельной работы

в условиях реализации ФГОС

М.Г. Жиленко, МБОУ СОШ № 73 им. А.Ф. Чернонога, г. Воронеж.

Внедрение стандартов нового поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в соответствии с требованиями ФГОС необходимо достигать на уровне каждого ребёнка и рассматривать его в единстве предметной, метапредметной и личностной составляющих, особую важность для развития младшего школьника имеет грамотная организация всех видов деятельности обучающегося для получения качественного результата.

Ни для кого не секрет, что урок – это часть процесса, ограниченного временными рамками. Приоритетной задачей современного урока стало получение результата на уровне каждого обучающегося, чему способствует уместно организованная самостоятельная деятельность обучающихся.

В условиях современного мира проблема формирования навыков самостоятельной работы актуальна, как никогда, т.к. включает в себя вопросы не только личного развития школьников и формирования их самостоятельности, но и творческого воспитания подрастающего поколения.

Самостоятельность как личностное качество не даётся человеку от рождения, а формируется по мере взросления ребёнка. Особое значение имеет самостоятельность в обучении, она находит наиболее яркое выражение в процессе самостоятельной работы учащихся.

В процессе работы мы часто сталкиваемся с вопросами организации продуктивной работы учащихся при отработке определенного навыка или при самостоятельной работе. В классах обучаются дети очень разные по способностям, темпераменту, по интеллектуальному развитию, характеру. И работают они все в разном темпе.

Очень полезно в таких классах организовывать работу в парах: один ученик берет на себя роль «учителя», второй — «ученика», при этом можно использовать памятку с планом рассуждения. План может быть подробным, а может включать в себя только последовательное название действий: «Определю, сколько цифр должно получиться в частном.... Первое неполное делимое… Разделю... Умножу... Вычту... Сравню остаток с делителем… Второе неполное делимое...».

Организованная таким образом работа увлекает учащихся. В этом случае каждый из этапов решения находится под контролем сразу двух учеников, они перепроверяют друг друга, могут обращаться за помощью и к памятке, и друг к другу. При этом каждый заинтересован в успешной работе партнера и в получении верного результата.

При коллективной, групповой работе или работе в парах медлительным ученикам работать проще: в то время когда другие дети предлагают свои варианты решения задач, суждения, доказательства, у них есть возможность поразмыслить, они успевают за общим ходом работы, не «выпадая» из нее, и чувствуют себя хорошо.

Однако при самостоятельной работе или при отработке какого-то навыка, что часто требуется в учебном процессе, эти дети испытывают затруднение и неловкость: пока такой ребенок еще только осмысливает задание или, вникнув в его суть, приступает к выполнению, многие другие дети уже сообщают о завершении своей работы. Поэтому и получается так, что ученика, который по какой-то причине работает медленно или имеет слабо отработанный навык, ученик начинает торопиться, услышав, что другие дети уже справились с заданием, и перестает думать о качестве выполняемой работы (ему просто некогда). В то же время дети, которые закончили работу быстрее других, в лучшем случае получат от учителя дополнительное задание, чаще всего не связанное с предыдущим, а в худшем - просто будут ждать остальных детей.

Чтобы устранить эту проблему, нами были разработаны задания трех уровней сложности, которые позволяют каждому ученику работать в своем темпе. Эти проверочные и самостоятельные работы дают полную нагрузку его умственной деятельности и тесно связаны с тем материалом, который нужно отработать или усвоение которого требуется проверить.

Задания первого уровня сложности - это стандартные задания. Второй и третий уровни различаются степенью сложности, количеством выполняемых операций, заданий логического характера, пропедевтических заданий, но при этом все три уровня тесно связаны между собой.

Работа ведется в строгой последовательности по данному алгоритму:

- Знаешь - решай.

- Решил - приступай к выполнению задания следующего уровня.

Таким образом, все ученики обязательно выполняют задание первого уровня, что способствует усвоению программного материала (уровень стандарта) и позволяет учителю осуществить надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровней выполняются детьми по мере их возможностей. Эти задания направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, способствуют его продвижению вперед и снимают проблему занятости детей на данном этапе урока.

Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задание только первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала: формируются навыки решения задач и их письменного оформления, вычислительные навыки, развивается мышление, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.

Все больше убеждаемся, что такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность. Нас радует, что с каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней.

Литература

1. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.

2. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников / /Начальная школа. - 2009.

3. ФГОС НОО: Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование навыка техники чтения у учащихся в условиях реализации ФГОС»

Движение за качественное обновление школы приобретает все более широкий характер. Школа работает над проблемами умений и навыков учащихся, а также сохранения и укрепления здоровья. Осознание новых цел...

Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....

Стендовый доклад«Развитие творческой самостоятельности и активности младших школьников в условиях реализации ФГОС.»

Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее може...

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

«Формирование навыков самостоятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи:повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;внедрение интер...

Формирование навыка самостоятельности в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Разные приемы и формы работы на уроке, организованные с учетом особенностей и возможностей детей с умственной отсталостью, основанные на выполнении посильных и интересных для них заданий с постепенным...