Православный храм
план-конспект урока истории (4 класс) на тему

Урок "Православный храм" разработан в рамках внедряемого курса ОРКиСЭ. Материал урока дает представление о назначении православногохрама и его устройстве. На уроке происходит развитие мотивации к изучению православной культуры.

Воспитывается ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «Основы православной культуры»

Тема: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление  ценности православного храма  как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы с  заданиями для учащихся.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды презентации

I Ориентировочно-мотивационный этап

II  Операционно-исполнительный этап.

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

      Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, но ра зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы свя тость (мир, свет, любовь). Таким мес том является храм. 

         Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

        В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.        Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

       Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

        Церковь — озна чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

Задание: Записать определение храм и  церковь в рабочих листах.

Сегодня на  уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

Беседа с учащимися.

1. Внешние особенности храма.

   

 Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

   

Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест. 

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре  храмы бывают разные:

  1. В виде  креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   
  2. Храм  может быть  виде продолговатого корабля. Это  означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
  3. Храм  иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
  4. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

     Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

    Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

    Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- выслушиваем предположения детей

  1. две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  2. три главы (три Лица Святой Троицы);
  3. пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
  4. семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
  5. девять глав (девять чинов Ангельских);
  6. тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- выслушиваем предположения детей

    Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

А сейчас мы выполним с вами задания  

2. Изучение устройства храма.

     

Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны. Так мемориальными или храмами памятниками являются:

  1. Храм Христа Спасителя – Москва. Построен  в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
  2. Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе
  3. Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы.
  4. Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область)
  5. Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград) и многие другие

 

Самыми большими храмами нашей страны являются:

  1. Храм Христа Спасителя – г. Москва
  2. Исаакиевский собор – г. Санкт-Петербург
  3. Крестовоздвиженский собор Николаевского мужского монастыря – г. Верхотурье Свердловской области

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

- выслушиваем предположения детей

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

     

Православный храм делится на три части:

  1. притвор
  2. собственно храм (средняя часть)
  3. алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. 

 Алтарь отделяется от храма иконо стасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются ико ны, обращенные ликами к молящим ся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Да рах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Давайте снова поработаем в рабочих листах.

Мотивация учащихся к изучению  темы урока.

Просмотр слайдов презентации.

Словарная работа в рабочих листах.

Усвоение новых знаний . Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах.

Слайд №1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд №  21

Слайд № 22

Слайд № 23

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

- выслушиваем детей.

Часто ли вы бываете в храме?

     Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

     Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

         Богомольцев не толкай,

         К чину в храме привыкай.

         Не гляди по сторонам —

         Неполезно это нам...

         Хоть старушка, хоть девица

         Не посматривай на лица,

         Глазки в землю опусти,

         О грехах своих грусти.

  Учитель:        

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

Как оканчивается божественная литургия?

Рефлексия

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Как называется храм, находящийся в нашем городе?

    Любите , дети, старину

    С ее былинными веками,

     С ее старинными церквами,

     К величию ведшие страну…

     Любите. Дети, старину!..

                                       (С.С.Бехтеев)

Личностная значимость новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах. Работа с раздаточным материалом.

Слайд № 24

Слад № 25

Слайд  26

Слайд № 27

Слайд № 28

IY   Домашнее задание

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, историю и особенности  храма  нашего города

Индивидуальное:

-  нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме.

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку по теме «Православный храм»

Задание №1 Дайте определение понятиям:

Храм________________________________________________________________

Церковь_____________________________________________________________

Задание № 2 Под рисунками подпишите отличительные признаки храма от других зданий.

Задание № 3 Укажите архитектурные  формы православного храма.

       

     ____________      ______________    __________________    _______________

Задание № 4 Внимательно посмотрите на рисунки и укажите черты сходства и различия храмов?

                Сходство                      
         Различие                    ______________                    Различие

_____________________                                      ______________________

Задание № 5  Какой обряд, совершаемый в храме, изображен на рисунке?

_____________________________________________

Задание № 6 Соедините стрелками название и  рисунок храмов памятников.

Храм Христа Спасителя – Москва. Построен  в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.

Знаменско-Петропавловский храм в селе Амосовка на месте Курской битвы

Петропавловская церковь-памятник в Прохоровке (Белгородская область)

Церковь Всех Святых на Мамаевом кургане(Волгоград)

Задание  № 7  Запишите правила поведения в храме.

В храме разрешается        В храме воспрещается

 _______________________                                             ____________________________    

____________________        ________________________

____________________         ________________________

____________________        ________________________

.___________________        ________________________

____________________        ________________________

Спасибо за работу!

Да благословит вас Господь на благие дела!



Предварительный просмотр:

КАК  ВЕСТИ СЕБЯ  В ХРАМЕ

Памятка мальчику:

     

        Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

         Богомольцев не толкай,

         К чину в храме привыкай.

         Не гляди по сторонам —

         Неполезно это нам...

         Хоть старушка, хоть девица

         Не посматривай на лица,

         Глазки в землю опусти,

         О грехах своих грусти.

 

ЗАПОМНИ !!!

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".

Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм  и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...

Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...