Календарно-тематическое планирование история 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории по теме

Программа "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_istoriya_5_klass.docx56.01 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тип   урока  

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Развитие речи.

Термины.

ОУНы

Предполагаемые

формы контроля

Кор-ка да-

ты

1.

Комб

Путешествие в страну История

 

1

Знакомство с картой знаний страны  История; Зачем учимся? Как учимся? Что учим?

Знакомство с учебно-методическим комплексом.

История.

Археология.

Источник.

Наша эра.

До нашей эры.

Приводить примеры исторических источников, различать их виды. Объяснять смысл терминов

«до н. э.» «н. э.»

Фронтальная беседа на знание терминов.

2-3.

Проблемно

диал

Как заглянуть в прошлое

2

. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов, Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках

Комментированное чтение

 

Модуль I. Первая историческая эпоха 

Тема 1. Первобытный мир

4.

ПД

Первые люди

1

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

«Древнейшие люди»

собирательство

«человек умелый», «человек разумный»

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Описывать условия существования, занятия, образ жизни первобытных людей.

Составление рассказа по рисунку.

5.

ПД

Первые шаги разума

1

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей.  

человек разумный, родовая община

Применять счет лет в истории. Сравнивать и описывать   орудия труда, черты первобытного человека

6.

ПД

Первые художники и «волшебники»

1

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.  

.

душа», магия,

религия, искусство, мифы   жертвы

Объяснять значение понятий.

Сообщения учащихся.

7.

ПД

Первые пастухи и хлеборобы

1

Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.     Родовые общины земледельцев и скотоводов. Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов.

.

Производящее хоз-во, присваивающее хоз-во старейшина, племя, совет старейшин, вождь племени,     народное собрание, ремесло

Описывать образ жизни, занятия земледельцев, скотоводов. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человечества.

Составление рассказа по картине. 

8.

ПД

Первые мастера и воины

1

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные).

Знать, раб, царь, соседская община, ремесло, торговля, дружина

Сравнивать, описывать и выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Терминологический диктант.

9.

ПД

Первые цари и грамотеи

1

Деспотический характер власти Новые изобретения. Перемены в жизни людей.

Цивилизация

Государство Закон  Неравенство, царь

10

ПД

Повторительно- обобщающий урок «Общий взгляд на первобытный мир»

1

Решение творческих заданий.

11

Урок- контрольная работа

1

Систематизация и контроль качества знаний через тестирование.

Тестирование

Модуль 2. Цивилизация Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет

12.

Царство в долине Нила

        

1

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Цивилизация Древний Египет. Египетское царство

Скульптура статуя, рельеф, роспись,  архи-тектура; иерог-лифы; свиток; наука

Показывать на карте

местоположение Древнего Египта.

Составлять рассказ с опорой на карту.

13.

В гостях у египтян. Боги Древнего Египта.

1

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Аннубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона

Деспотия; знать; фараон; налог вельможи

Называть  характерные существенные черты положения основных групп населения Египта.

Работа с текстом. Выделение характерных черт.

14.

Искусство строителей пирамид

1

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях.

Шадуф,

Крестьяне ремесленники

Называть характерные черты положения различных слоев населения Древнего Египта.

15.

Ступени «общественной пирамиды»

1

Жители Египта. Жизнь  и труд простых земледельцев и ремесленников. Сбор налогов. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Колесницы, лучники, копейщики

Пехота, праща, фараон, знать, рабы

Называть характерные черты религиозных верований египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском государстве.

16.

Расцвет Египетского царства.

1

Особенности, причины и последствия  расцвета могущества Древнеегипетского государства.

Составлять описание произведений искусство.

Сообщения учащихся.

Тема 3. Древние цивилизации Азии

17.

Цивилизация в Междуречье

1

Двуречье в древности. Местоположение и природ-ные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсут-ствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.   Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Двуречье; город-государст во; клинопись

Тестирование.

18.

Законы Вавилонского царства

1

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом.  

Закон, аренда ростовщик

Показывать на карте местоположение Двуречья. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях.

Составление рассказа с опорой на карту.

19.

 «Железное» царство в Ассирии

1

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Держава, метал лообработка железа 

Называть характерные черты политического строя в Древнем Вавилоне.

Работа с документом. Комментированное чтение.

20.

 Библия древних евреев.

1

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях.

Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, древние евреи; иудаизм пророк, «Царст во Божие»

 Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Описывать образ жизни. Работа с картой.

Составление рассказа – характеристики с опорой на карту.

21

Мировая держава персов

1

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Зороастризм

Сатрапии, персы; мессии

Дарий I; «шах-ин-шах»; маги

Уметь составлять рассказ на основе текста и исторического документа.

22-23.

«Просветление» Древней Индии

2

Особенности цивилизации Древней Индии. Города-государства , княжества. Царство Ашоки.  Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.

Земледелие в джунглях; раджа; касты; варны Буддизм; Будда нирвана; «Рама-яна»; «Махабха рата»

 Рассказывать о культуре Древней Ассирии( используя иллюстративные материалы)Работа с исторической картой, историческим документом.

Составление рассказа.

24-25

Мудрость Древнего Китая.

2

Цивилизация Древнего Китая.  Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость -в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги.  

Древние Китай-цы; шелководс-тво; чай; бумага Конфуций; Конфуцианство; даосизм;

Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась. Называть характерные черты политического строя персидской державы.

Составление простого плана.

26

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток»

1

Особенности цивилизаций

Основные понятия по теме Цивилизации Древнего Востока

Составлять описание произведений искусства. Давать развернутый ответ и отзыв на него.

Сообщения учащихся.

27

Контрольная работа. «Цивилизация Древнего Востока»

1

 Цивилизации Древнего Востока

Основные понятия по теме Цивилизации Древнего Востока

28

 «Цивилизации  Египта и Азии» (Работа над ошибками)

1

Цивилизации Древней Азии

Основные понятия по теме Цивилизации Древнего Египта

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение Древнегреческой цивилизации

29

Истоки греческой культуры

1

Общий взгляд на Восток. Крито-микенский период. Миф о Минотавре. Местоположение и природные условия.  Роль моря в жизни греков. Критская цивилизация и её гибель. царство. Микенское царство – наследник традиций критской цивилизации. Троянская война и гибель микенской цивилизации.

Критяне; эллины; Эллада; лабиринт; греки-ахейцы

Показывать на карте местоположение Китая.

Рассказ по карте.

30

Поэмы о людях и богах

1

Особенности Гомеровских поэм. Темные века» и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Троянская война и возвращение греков на родину: правда и вымысел. «Илиада» и «Одиссея» как исторические источники.

Гомер;

Уметь выделять этапы исторического развития,

указывать  их границы,да-вать названия.Определять      

мотивы поступков героев

и богов,высказывать свое

отношение к ним

31

Новые города Эллады

1

Сравнение особенностей хозяйства, общественного устройства и ценностей жителей крито-микенского мира и древне-греческой цивилизации.  

Полис; граждане; демос; аристократы; агора; акрополь; пор-тики;

Уметь аргументировано до-казывать свое мнение.Опре-делять нравственные ценности изучаемой эпохи

и сравнивать их с современными

32

Космос олимпийских богов

1

Религиозные верования греков.  Мифы о происхождении мира и богов. Мифы об отношении богов и людей (герои Прометей, Геракл; дары Деметры, Диониса, Гермеса, Гефеста).  

Пантеон; сатиры; нимфы

Уметь выделять важные ха-рактеристики исторических

событий ,природных явле-ний и определять их отраже-ние в мифологии.

33

Порядки Афин и Спарты

1

Природные условия Аттики и занятия населения. Положение земледельцев в Афинском государстве. Управление Афинским государством. «Драконтовы законы»

Борьба афинского демоса с аристократами. Отмена долгового рабства и категории афинских граждан. Изменения в управлении Афинского государства и черты афинской демократии.

Аристократия; архонт; ареопаг Драконт Реформа; демократия; гоплит; законы Солона

Уметь сравнивать историче-

ские явления; самостоятельно определять

признаки для сравнения;

нравственный компонент

исторических  явлений

34

Воспитание граждан Эллады

1

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского госуд-ва.   Управление Спартой. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Повседневная жизнь спартанцев. Спартанское воспитание. Воспитание и образование граждан: семья – школа – палестра – лагерь эфебов – гимнасия. Олимпийские игры – религиозный праздник всей Эллады. Подготовка к нему. Проведение Олимпийских игр.

Илоты; эфоры; геронты; фаланга; лаконичность, Педагог; стило; палестры; атлет гимнасии; ста-дион; ипподром

Составлять рассказ о Троянской войне.

Составление рассказа по иллюстрации.

35-36

Великая греческая колонизация

2

Причины греческой колонизации и основание колоний. Жизнь в колониях и единство эллинского мира. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы.

Варвары; колонии; скифы;

Уметь работать с картой,ука-зывая направления греческой

колонизации и расположения

первых колоний; раскрывать

основные причины основа-

ния колоний древними гре-

ками

 

Тема 5. Расцвет Древнегреческой цивилизации

37

Эллины против «царя царей»

1

Греко-персидские войны. Персидская держава и её завоевания в Малой Азии. Начало Греко-персидских войн, Марафонская битва. Подготовка греков и персов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Битва у Фермопил. Саламинское  сражение. Окончательный разгром персов. Афинский морской союз.

Марафон; стратег экспансия фаланга, триера

Уметь раскрывать причины

победы греков Марафонской

битве , последствия побед

над персами ; рассказывать

о наиболее крупных сраже-

ниях.

 

38-39

Афинская свобода рабовладельцев

2

Расцвет Афинского полиса. Перикл – портрет личности. Труд рабов – основа хозяйственного благополучия.

Оратор, Перикл

Называть характерные черты

политического устройства

Афин; анализировать исто-

рический документ.

40

Столица искусств Эллады

1

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян.  Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.      

Зарождение театрального искусства – трагедия и комедия. Театр и его роль в жизни Древней Греции

Фронтон; фриз; дорические и ионические колонны. Театр; драма; трагедия; комедия; орхестра; скена; Эсхил

Раскрывать значение куль-

турных достижений Греции,

определять их место в миро-

вой культуре.

41-42

Мудрецы Древней Греции

2

Сократ и определение философии. Великие философы: Платон, Аристотель. Академия и лицей. Ученые Греции: Гиппократ – «отец медицины», Геродот – «отец истории».

Философия; лицей; Сократ; Платон; Аристо тель

Называть характерные черты политического строя в Спарте. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства  Спарты.

Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.

43

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию»

1

Отличия цивилизаций Древнего Запада от цивилизаций Древнего Востока

Основные понятия по теме Цивилизация Древней Греции

Называть существенные черты положения греков  и скифов – жителей колоний.

Индивидуальная проверка терминов.

44

Контрольная работа «Цивилизация Древней Греции»

1

Общий взгляд на Грецию

Основные понятия по теме Цивилизация Древней Греции

Описывать ход олимпийских игр.

45

 «Первая цивилизация Запада» (Работа над ошибками)

1

Зарождение Древней Греции.

Расцвет древнегреческой цивилизации

Основные понятия по теме Цивилизация Древней Греции

Модуль 4. Империя эллинов и римлян

Тема 6.  Эллинизм- встреча Запада и Востока.

46

Покорители свободных греков

1

Причины ослабления Греции и усиления Македонии.

Монархия, маке донская фаланга Филипп II, Демосфен

Раскрывать причины подчи-

нения Эллады Македонии

47

Завоевания Александра Македонского

1

Личность Александра Македонского, его завоевательные походы: причины побед.

Эллинистические монархии

Александр Маке донский, Дарий III

Работать с картой,указывая направления походов А. Ма-

кедонского

48-49

Эллинистическая цивилизация

2

Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, включающей народы Востока и Запада.

Коринфские колонны, Архи-

мед, Эвклид.

Музейон, Фарос ский маяк, Афродита

Оценивать справедливость

эллинистических порядков

с точки зрения различных

исторических  личностей

и современной этики

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима

50

Рим – от царей к республике

1

 Природа и население Италии (италийцы, этруски, греки, галлы. Рим – город 300 родов на 7 холмах . Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республиканскую. Латинский алфавит.

Весталка, ликторы, патриции, плебеи,

Называть характерные черты политического строя в Македонии.

Составление рассказа-характеристики с опорой на записи.

Работа с картой.

51

Объединитель Италии

1

Римские завоевания: Италия. Армия Римской республики. Диктатура и галлы. Италия под властью Рима – союз-федерация.

Сенат, форум, фасции

Составление рассказа-характеристики с опорой на записи.

52

Победитель Карфагена

1

Карфаген и его владения. 1-я Пуническая война и её результаты. 2-я Пуническая война и итоги Пунических войн.

Диктатура, фе-дерация, легион центурия, триумф, Римско-Италийский союз

Тестирование, решение кроссвордов.

53

Властелин Средиземноморья

1

Завоевание Римом Македонии и Греции. Разрушение Карфагена. Народы под властью римлян.

Триумф, триум-фальная арка, Катон

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.

54

Перемена «римских нравов»

1

Последствия завоеваний: новые нравы римлян, роль рабства, перемена в положении граждан в городе. Рабство в Риме. Попытка земельной реформы братьев Гракхов.

Откупа, сенаторы-землевладельцы, всадники-торговцы, виллы

Характеризовать земельную

реформу, ее цели,возможные

последствия; анализировать

деятельность Тиберия и Гая

Гракхов

55-56

Войны граждан и рабов

2

Кризис римской республики, Восстание рабов под предводительством Спартака, гражданские войны

Возвышение Цезаря и его завоевания. Установление диктатуры Цезаря. Гражданская война и гибель республики

Описывать условия существования, образ жизни патрициев и плебеев. Рассказ по карте.

Терминологический диктант.

57

От республики к «цезарям»

1

Гражданские войны, гладиатор,

Император. Гай Юлий цезарь

Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в

политической борьбе. Составление рассказа по схеме.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация

58

Первые римские императоры

1

Личность и правление Октавиана Августа. Римская империя и управление империей. Первые императоры – преемники Августа

Империя, военная монархия, централизованное гос-во, Нерон

Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима.

Составление рассказа по карте.

59

Расцвет античной культуры

1

Культурное наследие античной цивилизации

Римские законы,

античное искусство,

термы,мозаика,бетон

Описывать положение рабов.

Составление рассказа с использованием опорных слов.

60

«Золотой век» Римской империи

1

. Расцвет античной цивилизации. Установление Римской республики.

Колоны,император

Траян

Описывать положение земледельцев.

Терминологический диктант.

61

«Добрая весть» христианства

1

Возникновение христианства. Евангельский рассказ об Иисусе Христе. Отличительные особенности христианства

Иисус Христос,

апостолы,мессия,

христианство

Описывать ход восстания.

Составление рассказа о событии.

62

Заря христианского мира

1

Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового завета.

Вселенский собор,

христианская цер-

ковь,таинства,Кон-

стантинополь,

священник

Называть существенные черты республики и империи.

Тестирование.

63-64

Закат античного мира

2

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Варвары, вандалы

Называть имена известных правителей.

Хронологический диктант

65

 «Общий взгляд на империю эллинов и римлян»

1

Подготовка к контрольной работе

Основные понятия по теме Древняя Греция и Древний мир

Показывать на карте и описывать местоположение римской империи

66

Кон троль  знаний

Контрольная работа «Цивилизация эллинов и римлян»

1

Контрольная работа

Основные понятия по теме Древняя Греция и Древний мир

Называть характерные черты положения императоров.

Терминологический диктант.

67

 «Цивилизация эллинов и римлян» (Работа над ошибками)

1

Древняя Греция и эллинистический мир,Древний мир

Основные понятия по теме Древняя Греция и Древний мир

Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.

Составление рассказа с использованием опорных слов.

68

Обоб-щение и систе-матиза-ция знаний

Общий взгляд на первобытность и древность

1

Первобытность.Древние цивилизации Востока. Древние цивилизации Азии

Основные понятия по темам Первобытность. Древние цивилизации Востока. Древняя Греция и Древний мир.

Формулировать несложные выводы.

Рассказ по иллюстрации.

69

Кон троль  знаний

Итоговая контрольная работа «Древний мир»

1

Первобытность.Древние цивилизации Востока и Азии. Древняя Греция и Древний мир

Основные понятия по темам Первобытность. Древние цивилизации Востока. Древняя Греция и Древний мир.

Уметь соотносить даты и события,давать определения понятиям и терминам курса;определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени и современном мире

70

Итого-вый  урок        

 «Роль первобытности и древности в истории человечества» (Работа над ошибками)

1

Первобытность.Древние цивилизации Востока и Азии. Древняя Греция и Древний мир

Основные понятия по темам Первобытность. Древние цивилизации Востока. Древняя Греция и Древний мир.

Уметь соотносить даты и события,давать определения понятиям и терминам курса;определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени и современном мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план для 2 класса по программе ОС "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования и в соответствии с авторской программой "Школа 2100" под редакцией А.Л. Леонтье...

Календарно-тематический план ГПД 2 класс

Планирование адаптированно для детей с ТНР.Каждый день недели имеет свою тематику. Понедельник- личностное воспитание, направлено на культуры поведения,уважения и тд. Вто дружбы,рник- творческое, напр...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...