Краеведение
статья по истории на тему

Степанова Мария Александровна

Обобщение опыта работы  "История г.Горбатов в годы ВОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл История г.Горбатов в годы ВОВ17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление:

краеведческая работа

«История города Горбатова в годы Великой Отечественной войны»

(учитель истории МБОУ СОШ № 1 г. Горбатов М.А. Степанова)

«Клянусь честью, ни за что

                                            на свете я не хотел бы

                                            переменить Отечество или иметь

                                другую историю, кроме истории предков»

Нам кажется естественным, что каждый человек знает и помнит историю своей жизни. Многие собирают историю своей семьи, и лишь некоторые интересуются историей своей малой родины. Ничего нет важнее, чем заниматься изучением  прошлого родного края со школьной скамьи. К сожалению, уходят из жизни те, кто хранит воспоминания о былом, поэтому краеведческое направление работы – одно из направлений патриотического воспитания в нашей  школе. Это  - один из способов сохранить хотя бы то, что еще возможно.

        Краеведческая деятельность позволяет учащимся познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа.

Учащиеся  школы давно и планомерно занимаются исследовательской деятельностью по самым различным направлениям. Сегодня хочется остановиться  на деятельности  школьников по исследованию темы Великой Отечественной войны в жизни города Горбатова.

Цель  работы в данном направлении: воспитание чувства патриотизма у школьников; приобщение к великой истории страны и родного края; расширение знаний школьников об истории родного края в годы Великой Отечественной войны;

Направления работы по изучению истории города Горбатов в годы Великой Отечественной войны:

-учебная деятельность

-внеурочная деятельность

Формы работы по изучению истории города Горбатов в годы ВОВ:

-Уроки мужества

Ежегодно пополняется материал о жизни наших земляков в годы войны, о их подвигах на поле боя, при беседах с участниками ВОВ, тружениками тыла.

-Вахта памяти

Краеведческие викторины побуждают детей к самостоятельной работе с краеведческим материалом, изучают, запоминают, воспроизводят.

-Конкурсы, викторины

-встречи – беседы

В нашей школе я являюсь руководителем кружка краеведческой направленности «КЛИРК». В котором изучается история города и района. Отдельный блок программы посвящён изучению нашего города в годы ВОВ.
-кружок краеведческой направленности «КЛИРК»

-социальное сотрудничество (краеведческий музей, городская библиотека, Совет ветеранов).

Постоянным нашим социальным партнёром является городская библиотека, которой также накоплен богатейший материал по истории города в годы ВОВ. При проведении встреч работники библиотеки знакомят нас с интересными фактами истории города в данный период.

Одно из главных мест в воспитании учащихся принадлежит музеям.

Как и во всех музеях в нашем краеведческом музее есть комната боевой славы, которая посвящена ВОВ 1941-1945 г.г.

Посещая с ребятами экскурсии музея – формируются чувства ответственности за сохранение памяти о земляках, гордости за свое Отечество,  семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

В школе создана книга памяти, в которую занесены имена земляков - участников ВОВ.

-создание книги памяти

Эффективной формой работы является  метод проектов, который  разработан  на основе исследовательской деятельности, как педагогов, так и учащихся. Проведены проекты: «Ветеран живёт рядом», «Твори добро», «История одного имени», «Кто мои предки?», «История моей семьи в истории города в годы ВОВ». Интернет проект для учащихся начальных классов «Здесь Родины моей начало», где ребята под руководством руководителей команды выполняли задания. Одним из этапов проекта был «Дорогие мои земляки», где ребята рассказывали о участнике Сталинградской битвы Пестове Г.А.

Акция «История одного имени».

Исследую историю города в годы ВОВ, собранный материал мы поместили в боевом уголке на стендах, которые отражают следующую информацию: учителя – участники ВОВ; выпускники школы и учителя, погибшие на войне; подвиг земляков; участники Сталинградской битвы, Курско – орловской битвы, освобождения Ленинграда, Польши; жизнь города во время войны.

Используя перечисленные формы работы  собран богатый материал. Рассмотрена и изучена жизнь города в годы ВОВ по следующим направлениям:

-жизнь города во время войны

-жизнь города после войны

-земляки – участники ВОВ

-труженики тыла в годы ВОВ

-История семей в годы ВОВ

-работа госпиталя в годы ВОВ

-школа и ВОВ

-население города в годы ВОВ (жизнь детей, взрослых).

-документы, письма, фотографии военных лет

Работают учащиеся с краеведческим материалом когда участвуют в различных конкурсах по исследованию и изучению истории ВОВ.

-областные конкурсы «Отечество»

* «Моя семья в истории страны» - 3 место в районе

-Областной фотоконкурс «Поколение победителей» (участие)

-Сретенские краеведческие чтения в Сосновском районе

Номинация «Летопись родного края в летописи Победы» - призовое место.

        Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс

Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"

Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...