Что нам стоит, дом построить
план-конспект урока по истории на тему

Монакова Екатерина Глебовна

Тема: Что нам стоит дом построить

Тип: Изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с жилищами разных народов.

Задачи:

· Познакомить учащихся с жилищами разных народов;

· Познакомить с понятиями: яранга, чум, юрта, мазанка, сакля

· Продолжить формировать умение работать с текстом;

· Совершенствовать речевые навыки;

· Воспитывать любознательность, интерес и уважение к традициям разных народов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·     Знать жилища разных народов;

·     сформировать уважительное отношения к истории, культуре, нашей страны;

·     развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные ;

 

·    принимать и сохранять учебную цель и задачи;

·    решение проблем поискового характера ;

·    прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

·    овладение логическими действиями сравнения, построения рассуждений;

·    готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку;

· осознание своей этнической и национальной принадлежности;

· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии  народов, культур и религий;

· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

· Сформировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nam_stoit_dom_postroit.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что нам стоит дом построить

Тип: Изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с жилищами разных народов.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с жилищами разных народов;
  • Познакомить с понятиями: яранга, чум, юрта, мазанка, сакля
  • Продолжить формировать умение работать с текстом;
  • Совершенствовать речевые навыки;
  • Воспитывать любознательность, интерес и уважение к традициям разных народов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Знать жилища разных народов;
  • сформировать уважительное отношения к истории, культуре, нашей страны;
  • развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные ;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • решение проблем поискового характера ;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • овладение логическими действиями сравнения, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии  народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • Сформировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений

Межпредметные связи: история

Ресурсы урока: Учебник; компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности:

П- Есть у каждого свой дом:
В будке дремлет пёсик Том,
Спит в курятнике наседка,
В норке – мышь, её соседка.
Дом, в котором мы живём,
Расположен за углом.
Он -  большой, многоэтажный,
С новым лифтом,  очень важный!

О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

М- Помощь в прогнозирование содержание текста по наводящим вопросам

П- отвечают на поставленный вопрос или делают предположения.

М- Прогнозирование содержания текста

Актуализация необходимых знаний

П- Тема нашего занятия «Что нам стоит дом построить»

М - Организует  работу с учебником. с.50

М,П- работают с учебником

П,Л- Актуализируют накопленные ранние знания

Организация познавательной деятельности

М-  организует работу с учебником с.51. Давайте рассмотрим жилища разных народов.

П- Посмотрим на 1 картинку. Яра́нга - шатер в виде усеченного конуса. Используется как переносное жилище некоторых кочевых народов северо-востока Сибири.

Как вы думаете из чего сделано жилище?

П- Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение - иоронгу - и кладовую, разделённые вертикальным пологом, образующим в плане квадрат.

- Следующая иллюстрация. Чум — конический шалаш. Состоит из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами. Посредине чума, под отверстием в его вершине, помещается здесь обыкновенно очаг, сложенный из мягких камней.

- перевернем страницу. Юрта- переносное каркасное жилище у кочевников. Юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок - плотный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают всем известные валенки). Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом.

Изнутри юрта делится на две половины. Женская и мужская.

П- В чем сходства и различия рассмотренных нами жилищ?

П, М- Рассмотрим следующие иллюстрации и сравним дома

-На следующей иллюстрации мы видим мазанку. Ма́занка -тип сельского дома. Стены мазанки состоят из сырцового кирпича и обмазываются глиной (откуда и название). Стены мазанки известкуются.

-Справедливо ли высказывание: Устройство и особенности жилищ зависели от условий жизни и труда народа?»

- Посмотрим в учебник с.53. Рассмотрим фотографии домов карелов XIX века. Ответьте на вопрос: «Удобны ли такие жилища? Учитывают ли они условия природы Карелии?»

-А теперь давайте прочитаем подписи под фотографиями.

П,М- Рассмотрим картину  И. Левитана «Сакля в Алупке»С. 53. Са́кля - деревянный дом в Крыму, преимущественно в горной зоне. В Крымских горах это обычно небольшой дом, из дерева, глины, керамического или саманного кирпича, с плоской крышей.

Древнейшие сакли — простейшие однокомнатные сооружения без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Дым в таких саклях выходил через отверстие в крыше.

На с. 54 вам предлагается ответить на вопрос.: «Что может рассказать картина И. Левитана о жизни народов в 19 веке.»

М- извлекают информацию из иллюстрации

Отвечают на вопрос

М- рассматривают иллюстрацию

П,М- Отвечают на вопрос

М- Рассматривают иллюстрацию. Сравнивают дома

М- Отвечают на вопрос

М,П-Работают с иллюстрацией в учебнике. Отвечают на вопрос

М,Л- Соотносят высказанные ранее предположения с полученными новыми знаниями

Подведение итогов

П- Чем отличается эта постройка на картине Левитана, от тех, что возводились в Средней полосе России?»

- организует рефлексию

М,Л- Соотносят высказанные ранее предположения с полученными новыми знаниями

Л- рефлексируют

Дополнительный материал: Дополнительная информация о яранге, чуме, юрте, мазанке, сакле.

Диагностика достижений планируемых результатов: устный опрос 

Дополнительное творческое задание:

Самоанализ урока

Достижения

Затруднения

Предложения


Список используемой литературы

http://www.zadumka.org/nacionalnye-tipy-zhilya/

http://busega.jimdo.com/%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0-%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Классный час "Стоит ли смеяться?"

Классный час для учащихся младших классов. Данное материал научит детей задумываться над своими поступками, ценить своих друзей, уточнит понятия: "что такое хорошо"и "что такое плохо"....

«Что нам стоит дом построить»

Цель: формирование духовной культуры личности; воспитание любви к родному краю, бережного отношения к памятникам архитектуры; расширение познания учащихся в области декоративно-прикладного...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе. Тема: Что нам стоит дом построить.

В занимательной форме идет повторение по теме "Состав слова"....

Методическая разработка урока - мастерской "Что нам стоит дом построить" по теме "Площадь фигур"

Методическая разработка предназначена для 2 класса по предмету "Математика", тема "Площадь фигур", программа "школа 21 век"...

Урок русского языка "Что нам стоит дом построить"

Урок русского языка во втором классе с мультимедийной презентацией...

Презентация к проекту "Что нам стоит дом построить"

Проект по определению состава и прочности бетона выполнил ученик 3 класса...