Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по истории (4 класс)

Домашова Татьяна Александровна

На уроке окружающего мира учитель создает  условия для ознакомления учащихся с работой главы государства, Федерального собрания; определяет  границы знания и «незнания»; способствует  формированию представления о том, что значит быть гражданином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_grazhdane_rossii.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

4 класс

УМК  «Школа России»

Учитель начальных классов:

Домашова Татьяна  Александрова

МЫ – ГРАЖДАНЕ РОССИИ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с работой главы государства, Федерального Собрания; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, что значит быть гражданином; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, историческими картой, документами, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Технологии

Технология обучения в сотрудничестве(групповая), ИКТ -технологии, здоровьесберегающие

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная,

Оборудование

 Проектор, экран, компьютер; портрет Президента России В. В. Путина;  презентация, электронное приложение к учебнику, фотографии зданий Государственной Думы, Правительства России, карточки с заданиями для групп,  детские рисунки  «Права детей», ромашка для мини-проекта «Я имею право…»,  лист самооценки(солнышко), рефлексия  настроения(солнце, тучка)

Основные
понятия

Президент Владимир Владимирович Путин, законы, Государственная Дума, Совет Федерации


Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Эмоционально-положительный настрой на урок, мотивационная готовность к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

-Проверим готовность к уроку.

-Руки? (На месте.)

-Ноги? (На месте.)

-Локти? (У края.)

-Спина? (Прямая.)

- Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните что-нибудь очень-очень хорошее и улыбнитесь!

Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

-Ведь главное – доброе начало.

А сейчас отразите своё настроение с помощью  тучки и солнышка. Ведь хорошее настроение – это залог успешной работы.

 СЛАЙД -1Читают название слайда

Мы –граждане России.

О чём  пойдёт сегодня речь? (Предположения детей)

Надеюсь тема урока будет интересной и полезной для вас – поможет вам лучше определять свои действия и поступки.

СЛАЙД-2

Учитель:

– «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король…». Вы помните, что многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию (власть единоличного правителя) и стали избирать правительство сами.

Сегодня на уроке мы узнаем, кто является главой нашего государства, чем занимаются Федеральное Собрание и Правительство России. Узнаем, что значит быть гражданином.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку.

Отражают своё настроение с помощью тучки, солнышка

Называют тему урока.

Монархия – власть единоличного правителя.

Карточки:  

Глава Российской Федерации,

Федеральное Собрание,

Правительство России,

гражданин

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для

человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка домашнего задания: графический диктант, кроссворд.

Предлагает выполнить графический диктант.

– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, то – знак «–»

СЛАЙД 3 -4  

1.Графический диктант

1. Название нашей страны – Российская Федерация.

2. Слово «федерация» в переводе с латинского языка обозначает «семья».

3. На территории России живет 180 народов.

4. Основной закон страны – Конституция.

5. В переводе с латинского слово «конституция» означает «закон».

6. Всеобщая Декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.

7. В переводе с латинского слово «декларация» означает «объявление».

8. С первого дня жизни ребенка государство берет его под защиту.

9. О детях-сиротах заботится государство.

10. Конвенция о правах ребенка была принята 2 ноября 1989 года ООН.

11. До 18 лет человек считается ребенком.

12. В переводе с латинского слово «конвенция» означает «соглашение».

Ответы: 1 (+).  2 (–).  3 (+).  4 (+).  5 (–).  6 (+).  7 (–).  8 (+).  9 (+).  10 (–).  11 (+).  12 (+).

СЛАЙД-5-6

2.Кроссворд.

Предлагает разгадать кроссворд

1. В каком месяце отмечается День прав человека? (Декабрь.)

2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление». (Декларация.)

3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства. (Конституция.)

4. Название нашей страны. (Россия.)

5. Главный город государства. (Столица.)

6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране. (Правительство.)

7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным. (Закон.)

Ключевое слово: ДЕТСТВО.

Выполняют
задание.

Взаимопроверка.

Критерии оценивания:

11-12 баллов –«5»

9-10 баллов –«4»

6-8 баллов –«3»

5 и менее баллов –«2»

Работа в группе.

Отгадывают кроссворд

Фронтальная, индивидуальная,

парная

Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

Устные ответы

III. Изучение
нового материала

Беседа.

Учитель:

СЛАЙД- 7

– У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки. Но у всех у нас есть один общий дом. – наша страна, наша Россия.

СЛАЙД -8

Россия – необъятна в своём неповторимом величии и красоте.

Россия –  доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далёких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.

СЛАЙД-10

Мы   граждане  России.

Что же значит быть гражданином?

Граждане должны исполнять законы, они имеют права.

Дети высказывают мнение.

Гражданин-житель страны, который признаёт её законы.Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой. Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.

Толковый словарь.

СЛАЙД- 11-12

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного  государства,

 пользующееся  егозащитой и наделённое

 определёнными правами и обязанностями.

С.И. Ожегов

-Какие права имеют граждане нашей страны?

Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.

Мать с отцом голосовали,

Старший брат голосовал,

Я один остался дома.

– Ты еще, – сказали, – мал.

Это все-таки обидно:

Все – на выборах, я – нет,

Разве скоро соберешь их –

Восемнадцать полных лет?

Вот уйду я плавать в море,

А когда вернусь назад,

Будут славным капитаном

Все гордиться, даже брат!

И однажды, утром рано,

Скажут мне отец и мать:

– Надевай парадный

китель

И пойдем голосовать.

(В.Лукс.)

Граждане России имеют право участвовать в управлении страной

(Одно из важнейших прав граждан – избирать и быть избранным на государственные посты)

Отвечают
на вопросы.

Смотрят видеоролик.

Внимательно слушают.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Право участвовать в управлении страной

Граждане выбирают главу государства и представителей органов государственной власти.

Дети называют права и выставляют рисунки.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

1.Беседа

2.Электронное приложение

2.Работа с учебником.

Работа в группе.

СЛАЙД-15

Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают?

(Граждане выбирают  президента  страны, депутатов, мэра, губернатора.)

А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать? (С 18 лет.)

СЛАЙД-16

Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»? (Президент.)

Кто является нашим президентом? (Владимир Владимирович Путин.)

А что такое Правительство России? (Это высший орган исполнительной власти.Возглавляется главой государства – президентом..)

СЛАЙД 17 ФИЗМИНУТКА «ЖУРАВЕЛЬ»

Просмотр видеофрагментов по теме «Мы- граждане России»

Перед нами стоит задача – выяснить, какие права и обязанности у граждан России, кто является главой нашего государства, чем занимается правительство Российской Федерации.

Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю провести небольшое исследование.

Работа в группе.

Алгоритм работы в группе:

1.Прочитай текст.

2.Выбери, отметь главные мысли.

3. Обсуди в группе.

4. Составь план ответа.

1 группа. Что такое права и обязанности гражданина.(с. 164-165)

2 группа. Президент России.(с.165-166)

3 группа. Федеральное собрание и правительство Российской Федерации.(с.166)

 Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы?

Помогает составлять схему.

Выступление групп:

СЛАЙД -19-23

1 группа

2 группа

3 группа

Посовещайтесь в группе и задайте друг другу вопросы по новой теме урока.

Отвечают
на вопросы.

После чтения отвечают
на вопросы.
Составляют
на доске схему «Новые законы»

Группы  делают сообщения.

Группы задают   друг другу вопросы по теме.

высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

IV. Практическая деятельность

1.Фронтальный опрос.

– Послушайте стихотворение и скажите, откуда начинается Россия?

Откуда начинается Россия?

Откуда начинается?

С Курил? С Камчатки?

Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью,

К правде, к доброте.

Вот в чём её зведда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя!

(В.Боков. 1962г.)

Дети отвечают.

Россия начинается со своих граждан.

Что значит быть гражданином?

Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а т Кого выбирают граждане России?

Президента, депутатов, мэра, губернатора.

–Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?

–Кто является главой государства? Чем он занимается?

Когда был избран Президентом РФ В. В. Путин?(в 2012 году)

–Когда вступает в силу новый закон?

Государственная дума принимает закон, Совет Федерации одобряет или отклоняет его. Если закон одобрен, он направляется на рассмотрение Президенту. Как только Президент подписывает, закон вступает в силу.

–Кто решает важные вопросы жизни страны?

Правительство Российской Федерации.

Читает заранее подготовленный ученик.

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию,

Устные ответы,

записи
в тетради

 2.Дидактическая игра «Ваши права, дети».

1) Мы не просто так

играем

    В трактористов

 врачей.

    Мы не просто так

                         взлетаем

    Над родной страной

своей.

Мы не просто так

мечтаем

На земле растить сады.

Потому, что твердо

 знаем –

Наши сбудутся мечты.

                    (Право на игры и отдых детей.)

2) Листья желтые летят,

    День стоит веселый.

    Провожает детский сад

    Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы,

Вы идете в первый раз,

В первый раз учиться.

   (Право на образование.)

3) Запели капели,

    Вернулись грачи.

    Берем мы гантели,

    Ракетки, мячи.

    На старты зовут

Ребят стадионы.

Воспитывай волю,

Характер крепи.

Все мы – спортсмены!

Все – чемпионы!

     (Право на занятие спортом.)

Слушают стихотворения, отрывки
из литературных произведений и рассказывают,
о каких правах детей
в них говорится.

Коллективная.

классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формули-

3.Задания
из электронного приложения к учебнику

 4.Творческая работа

4) Приезжайте, доктор,

    В Африку скорей

  И спасите, доктор,

  Наших малышей!

(Право на охрану здоровья детей. Дети всех
национальностей, всех стран имеют равные права.)

5) Бедные, бедные звери!

    Воют, рыдают, ревут!

    В каждой берлоге

И в каждой пещере

    Злого обжору клянут.

    Да и какая же мать

Согласится отдать

Своего дорогого ребенка –

Медвежонка, волчонка,

       слоненка, –

Чтоб ненасытное чучело

Бедную крошку замучило!

       (Право детей на жизнь.
Право на заботу родителей.)

6) Талантливые дети

    Надежды подают:

    Участвуют

в концертах –

    Танцуют и поют.

А детские рисунки

На тему «Мир и труд»

Печатают в журналах,

На выставки берут.

(Право на занятия искусством.
Право на участие в культурной жизни.)

7) У меня растут года,

    Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

  (Ребенком считается каждый юный житель до 18 лет.)

Задание №1, №2

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Мини-проект «Я имею право» («Ромашка»)

Выполняют
задания

Индивидуальная

руют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия
со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;  осознают ответственность за общее дело

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Чувствуете вы себя гражданами России?

– Какие чувства вы испытываете по отношению
к своей Родине?

– Какие права вам больше всего нравятся?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Оцените свою работу по шкале:

+- справился (раскрашиваем сердечко солнышка в жёлтый цвет)

+-   были трудности, допустил ошибки в зелёный цвет

-  -не справился, было трудно (красный цвет)

Оцените своё настроение с помощью солнышка и тучки.

Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.

Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с изображением солнышка.

Отвечают
на вопросы учителя, читают вывод
в учебнике

(с. 163)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 164–167. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».  Задание№1

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач