"Мое творчество"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Однокозова Наталья Александровна

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skiro.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

СКИРО  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАВБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                            УТВЕРЖДЕНО  

на заседании методического совета учреждения

Протокол №               от «        »               20   г.

                                           Председатель:    

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности общекультурного направления

«Мое творчество»

Срок реализации: 1 год

Рассчитана:    на детей младшего школьного возраста (8-9 лет).   

                Составили:

     Хлебак Л. А. МОУ СОШ №2 ст. Курская  Курского района

Саакова Э. В. МОУ СОШ №5 с. Эдиссия Курского района

Однокозова Н. А. МОУ СОШ №11ст. Галюгаевская  Курского района

Азьмук О. П. МОУ СОШ №8 с.Дмитриевское Красногвардейский район

Киричёк С. А.  МОУ СОШ №8 с.Дмитриевское  Красногвардейский район

Степанова А. А. МОУ СОШ №4 с. Кочубеевское  Кочубеевский район

Г. Ставрополь, 2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа обучения в объединении «Красота» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в объединении как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения или основами художественной культуры.

Все дети без исключения – художники, поэты. Их восприятие – образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души – благодатная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Поэтому кружок «Красота» ведется с младшего школьного возраста, в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают свое восприятие мира.

Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Художественная деятельность обучающихся на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками; декоративная работа; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, игровые упражнения, рассчитанные как на активизацию у обучающихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения, знакомство с произведениями искусства (демонстрация репродукций, фотографий, иллюстраций); конструирование, наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества. Игровые приемы при выполнении заданий реализуются в виде выполнения: эскизов, согласно которым расписываются отдельные предметы, изготовленные детьми на занятиях по декоративному творчеству (игрушки из глины, сувениры и подарки друзьям и близким из соленого теста, пластилина); коллективных панно, композиций и т.д.

Предложенная программа является:

Модифицированной        , составленной на основе программы «Красота» Степановой А. А. педагогом дополнительного образования  , которая изменена  с учетом особенностей образовательного учреждения, где она будет реализована.

Комплексной, т.к. предлагает решение познавательных, развивающих, мотивационных, социально-педагогических, обучающих, эстетических и др. задач.

Интегрированной, т.к. в основе данного курса лежит интеграция различных видов прикладного творчества (изобразительное искусство, лепка из различных материалов – глина, тесто, пластилин).

Цель : приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя  самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

- Обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиций;

-обучать технологиям изготовления глиняных игрушек, полуобъемных и объемных изделий из соленого теста;

Развивающие:

- развивать устойчивый интерес к художественной деятельности на основе знакомства обучающихся с историей возникновения и развития различных видов прикладного творчества, народного промысла;

-развивать образное и пространственное мышление, художественный вкус, фантазию, творческую инициативу в составлении различных композиций;

- развивать мелкую моторику руки, точность, координацию и последовательность движения пальцев рук, умение концентрировать внимание, способствовать развитию точности, глазомера;

Воспитывающие:

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

- эстетически воспитывать обучающихся, формировать их духовную культуру и потребность, постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;

  - воспитывать нравственно-эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в произведениях изобразительного искусства;

- вырабатывать привычку соблюдения гигиены труда и отдыха, укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры.

 Особенности программы

Методика проведения занятий по данной программе с обучающимися, строится на тематическом многообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и технических задач не слишком трудоемки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определенный отрезов времени - выполняются в течение одного- трех  занятий.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;
  2. сознательность и активность;
  3. наглядность;
  4. доступность;
  5. связь теории с практикой;
  6. индивидуальный подход к учащимся.

Основные возрастные особенности обучающихся:

Данная программа разработана для учащихся 8-9 лет. Вид детской группы - профильный. Ее состав - постоянный. Набор обучающихся – свободный.

Режим организации занятий:

Программа рассчитана  на 34 часа , из расчета один час в неделю, на один год .

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Учащиеся  должны ЗНАТЬ:

- о взаимосвязи формы, конструкции и декора в произведениях декоративно-прикладного искусства, об истоках народного декоративного искусства;

- основные особенности декоративного искусства разных эпох;

- о социальной функции декоративного искусства, о его роли в жизни общества;

- знать технологию заготовки глины;

- правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- основы дизайна;

- правила создания экспозиций, основы прикладной графики;

- разнообразие возможных выразительных средств изображения.

УМЕТЬ:

- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер;

- сознательно размещать изображение предметов и действующих лиц в пейзаже и интерьере с учетом пространства и наблюдательной перспективе;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- добиваться выразительности декора на основе его цветовой гармонии, пользоваться возможностями светотени как средства художественной выразительности предметов декоративного искусства;

- выполнять элементы украшения (панно, эмблемы и др.);

- заготавливать и обрабатывать глину для работы и самостоятельно изготавливать изделия, воплощать теоретические навыки в прикладном творчестве.

Качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий:

  1. трудолюбие;
  2. аккуратность;
  3. целеустремленность;
  4. духовность;
  5. эмоциональную отзывчивость;
  6. терпимость;
  7. сознательность
  8. любознательность;

Форма оценивания результатов обучения: тематическая выставка работ .

Данный вид прикладного искусства может стать делом жизни, послужить профессиональной ориентации или остаться просто хобби, поэтому данную программу можно квалифицировать как развивающую.

Разделы  программы

п/п

Тема

Кол-во часов

1

«Радужный мир красок» (основы художественной грамоты)

16 ч

2

«Пластика, керамика»

16 ч

3

 Выставки

2 ч

ИТОГО:

34 ч

  1. «Радужный мир красок» (основы художественной грамотности)

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

1

0,5

0,5

2

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментная композиция. Организация плоскости. Декоративное рисование элементов геометрического народного узора в украшении игрушечных животных.

3

0,5

2,5

3

Беседа о специфике росписи в Дымково. Дымковские цвета, характерные элементы и орнаменты. Цветовой спектр. Акварель, гуашь.

3

0,5

2,5

4

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

3

0,5

2,5

5

Основные цвета и узоры при росписи игрушек. Цветные узоры «хвостах», «крыльях», «фартуках» и «платьях». Рассказ о традициях

3

0,5

2,5

6

«Веселая карусель». Основные цвета и узоры при росписи игрушек. Выполнение эскиза игрушки (подарочное изделие)

2

0,5

1,5

7

Аттестационная творческая работа

1

3

12

Всего часов

16 ч

2. Пластика. Керамика.

Тема

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

1

Введение в тему. Материалы, инструменты, оборудование. Условия безопасной работы. Формообразование в работе с глиной, пластилином, тестом.

1

0,5

0,5

2

Сюжетная лепка (пластилин) «В траве-мураве». Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема - наращивание по частям. Образы насекомых.

2

0,5

1,5

3

«В уютном доме». Лепка домашних вещей. Образный строй русской керамической посуды. Беседа с показом иллюстрированного и предметного материала. Лепка с сохранением стиля.

1

0,5

0,5

4

«На воде и под водой». Сюжетная лепка из пластилина. Беседа о море и о морских жителях. Формообразование в рельефе. Отработка приема наращивание по частям. Образы морских жителей.

2

0,5

1,5

5

Сюжетная лепка из пластилина. «В цирке, в цирке, только в цирке!» Беседа о цирке и его обитателях. Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема наращивание по частям. Образы животных.

2

0,5

1,5

6

«Народные забавы». Народная игрушка. Обращение к образному строю дымковской и филимоновской игрушки. Свистулька. Дама с кавалером

3

1

2

7

«Керамическое тесто». Знакомство с технологиями приготовления теста. Изготовление мелких орнаментных деталей. Фактурное разнообразие: оттиск холстом. Рисование иглой, применение штампиков.

2

0,5

1,5

8

Сувениры из теста. Составление композиций из мелких орнаментных деталей. Плоскостные украшения, выполненные с помощью шаблона. Беседа о зарождении традиций плетения венков.

2

0.5

1,5

9

Аттестационная  творческая работа

1

4,5

10,5

Всего часов

16

Список литературы для педагога:

  1. Алексеева В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1991 г.
  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1997

   3.Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение. 1996

   4.Комарова Т.С .   Как научить ребенка рисовать.     - М.: Столетие  1998

   5.Неменский Б.Н.    Мудрость красоты: О проблемах   эстетического
         восприятия. - М.: Просвещение 1997

6.Журнал «Классный руководитель» № 6 Москва 2003 г.

7.Журнал «Классный руководитель» №5 Москва 2003 г.

8.Журнал «Классный руководитель» № 8 Москва 2003г.

9.Лазарева А.Г. « Сборник авторских программ дополнительного образования детей» Москва «народное образование» 2002 г.

10.Лазарева А.Г. «Дополнительное образование детей» –М.: Илекса; Ставрополь 2004 г.

11.Силаева К., Михайлова И., « Солёное тесто»  Москва  КСМО 2004 г.

Список литературы для обучающихся и  родителей:

  1. Дайн Л. Русская народная игрушка. - М.: Легкая и пищевая промыш ленность, 1981.
  2. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина 1995

      3.Смит А. , Тетчел Д. Энциклопедия рисования/ Пер. с англ. Т. Покидаевой. –                    М.: Росмэн, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...