Дополнительное образование
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Ленкина Маргарита Николаевна

"Создание условий для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, средствами арт -педагогики."

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Создание условий для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, средствами арт -педагогики."

Рабочая программа

 дополнительного образования

(по изобразительной деятельности)

 (для детей 5- 15 лет с ОВЗ)

http://ds247.omsk.obr55.ru/files/2020/09/img4.jpg

составитель:

учитель изобразительного искусства

 высшей категории

Ленкина Маргарита Николаевна

г. Бийск


Паспорт образовательной программы

Наименование образовательного учреждения реализующего программу: Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда», город Бийск, Алтайского края.

ФИО автора программы:  Ленкина Маргарита Николаевна
Название программы: образовательная программа «
Семицветик».
Направленность образовательной программы: художественно-эстетическая.
Возраст воспитанников: 5- 15 лет.
Срок реализации программы: с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ -1 год

Содержание:

Введение

1.  Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель рабочей программы

1.3 Задачи рабочей программы

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1.5 Особенности развития детей с ОВЗ младшего и среднего школьного                  возраста

1.6 Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)

2. Содержательный раздел  (описание образовательной деятельности)

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации РП.

2.2. Методическое обеспечение программы.

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

3.Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)

ВВЕДЕНИЕ

Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения               и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Изобразительная деятельность, формируя практические умения изобразительного искусства,  обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Искусство и творчество очень сильно может влиять на ребенка.

Арт-педагогика близка арт-терапии и находится с ней в неразрывной связи – она предполагает воспитание и адаптацию детей с ОВЗ в социуме при помощи занятий искусством. Суть арт- терапии и арт- педагогики заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества.

 Арт- терапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком,взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.  Арт- педагогика обладает преимуществом перед другими формами работы с детьми: поскольку не имеет ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, имеющегося нарушения, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности). Арт- технологии вызывают положительные эмоции, помогают людям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулируют самопознание и  самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы исцеления.  Арт-работа не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов для устранения определенных проявлений его болезни, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем.     Важно еще и то, что на занятиях с элементами арт-педагогики ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.

Благодаря арт-педагогике в формировании детей с ограниченными возможностями становится целесообразным говорить о применении специальной технологии развития личности ребенка, в основе которой лежит процесс коррекционно-педагогического воздействия средствами технологий изобразительного искусства.

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ коррекционной педагогики для школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В данной разработке даются рекомендации к организации кружковой работы в школе с детьми с ОВЗ, средствами художественного творчества.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Семицветик» разработана на основе ООП  и содержит в себе обязательный минимум содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта.

РП построена на позициях гуманно — личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

        Главный критерий отбора материала для занятий в кружке — его воспитательная ценность и возможность развития всесторонних способностей ребенка (Е. А. Флерина,  Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).         

        При разработке РП опорой являлись лучшие традиции отечественного образования, его фундаментальность, комплексное решение задач по охране жизни и укреплению  здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Рабочая программа представляет собой детально разработанную систему с детьми с ОВЗ художественной направленности в условиях внеурочной деятельности.

Задания предусмотрены для разной возрастной категории.

                                                                                        

Основу коррекционно-педагогической  работы составляет изотерапия нетрадиционными техниками.

Изотерапия очень распространена в работе с детьми с ограниченными возможностями способствует преодолению причин, которые порождают вторичные отклонения, возникающие на фоне первичных нарушений (задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, нарушение общения с окружающими, эмоциональные расстройства).

Занятия изотерапией оказывают положительное влияние не только на ребенка (расширение познаний об окружающем мире, развитие всех психических функций, интенсивное развитие речи, формирование позитивного отношения к себе и окружающим) но и на всю семью, улучшая ее микроклимат, способствую познания друг друга.

    В  кружке  по изобразительной деятельности «Семицветик» дети занимаются нетрадиционным рисованием. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.        

        Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Использование художественного, бросового, природного материалов и креативных технологий в создании творческих работ позволяют увидеть удивительное рядом, посмотреть на мир другими глазами.         А для детей с ОВЗ может быть это одна из немногих форм выражения своего внутреннего мира. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

        Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

        Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Рабочая программа построена на следующих нормативно-правовых документах:        

1.Федеральный закон № 273-ФЗ  от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт  основного  общего образования по изобразительному искусству, утвержденный приказом Минобразования России от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

Актуальность

В настоящее время, в связи с инклюзивным образованием, дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.

В настоящее время большой процент детей школьного возраста, проживающих в нашем городе, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Актуальность базируется:

  • на анализе социальных проблем;
  • на современных требованиях системы образования;
  • на потенциале образовательного учреждения;
  • на социальном заказе муниципального образования.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы обусловлена направленностью на инклюзивное образование при реализации ее содержания.

Отличительной особенностью РП внеурочной деятельности «Семицветик» является то, что в системе работы с детьми ОВЗ  используются методы арт- педагогики.

Практическая значимость

Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. На коррекционных занятиях с использованием арт- педагогики ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так важен.
        
Для детей с ОВЗ очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая творческая активность. А рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность  для  детей думать,  пробовать, искать, а самое главное -  самовыражаться.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой Программе:

- способствует развитию уверенности в своих силах;

- способствует снятию детских страхов;

- способствует развитию мелкой моторики  рук;

-способствует  получению детьми эстетического удовольствия;

- формирует эмоционально – положительное отношение к самому                 процессу рисования.

Методические рекомендации могут быть полезны руководителям организаций дополнительного образования, педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалистам, родителям.

1.2. Цель рабочей программы

Центральная идея программы: обеспечение условий для оптимального развития ребенка с ОВЗ, успешной интеграции его в социум.

Цель: Создание условий для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, средствами арт – педагогики.

 Работа в кружке строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

        Интеграция с другими образовательными областями:

- социально — коммуникативное развитие

- познавательное развитие

-речевое развитие

- художественно — эстетическое развитие

-физическое развитие

1.3. Для достижения поставленной цели Программа ставит  следующие задачи:

-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно — образовательного процесса;

-творческая организация воспитательно — образовательного процесса;

-уважительное отношение к результатам детского творчества;

-единство подходов к воспитанию детей в условиях ОУ и семьи.

Решение поставленных в Рабочей Программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке различных форм детской активности и инициативы.

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды для детей с ОВЗ являются:

- от простого к сложному;

-индивидуального подхода;                                                        

-развития творческой инициативы;        

-динамизм.

1.5 Особенности развития детей младшего школьного возраста

Особенности развития детей с ОВЗ не препятствуют освоению ими общеобразовательных программ, но обуславливают необходимость их определенной адаптации с учетом психологических особенностей детей данной категории.

Следует отметить, что дети с ОВЗ обладают достаточными компенсаторными возможностями, однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий, а так же использование эффективных средств и методов педагогического воздействия.

Особое внимание следует уделять детям с ОВЗ младшего школьного возраста, у которых наблюдается значительное отставание в физическом развитии, сопровождающееся недостаточным развитием таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, пластичность, ловкость, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук.

Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.

В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты дошкольного учреждения планируют все занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, математикой, конструированием. Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функцийзрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).

1.6 Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)

        В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы может рассматриваться динамика:

- индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

- социализации в образовательное пространство общеобразовательного учреждения.

Специфика младшего школьного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка младшего школьного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров:

- ребенок проявляет инициативу в разных видах деятельности — игре, общении;

- ребенок  взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

- ребенок  может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- у ребенка развивается  крупная и мелкая моторика;

- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

II. Содержательный раздел. (описание образовательной деятельности)

        В младшем школьном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка. Дети усваивают «язык» чувств. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения своего эмоционального состояния и для  обогащения эмоционального мира ребенка. В РП  кружка «Семицветик» планируются занятия по изодеятельности с использованием различных  нетрадиционных техник:

печатный рисунок;

рисование ластиком;

восковое рисование;

эстамп с листьев;

рисунки пальчиками и  ладошками;

волшебные веревочки;

кляксография;

пескография

рисование способом тычок

монотопия;

трафаретный рисунок;

оттиск смятой бумагой;

пластилинография и др.

        Каждый из этих приемов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

                Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками и др. В процессе рисования дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.                                              

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации РП.

        Дети младшего школьного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

-  целостное развитие личности ребенка;

- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

        Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя на занятиях комфортно,  знал, что его здесь любят, поддержат.  

Для реализации Рабочей программы по   изобразительной   деятельности «Семицветик»  используются разнообразные  приёмы  и  методы. Выбор  осуществляется  с  учётом возрастных, психофизических возможностей детей:                                                                           - словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

- метод наблюдения (наблюдения, рассматривание, показ образца,         показ способов выполнения и др.);                                                                

-игровые (дидактические, развивающие, подвижные);                        

- практические – упражнения, эксперименты и др.                        

Все методы используются в комплексе и:

позволяют  развивать  специальные  умения  и  навыки,  подготавливающие   руку   ребенка   к письму;                                                                                                                                                      – дают  возможность  почувствовать  многоцветное  изображение   предметов,   что  влияет     на полноту восприятия окружающего мира;                                                                                               – формируют   эмоционально  –   положительное  отношение  к  самому   процессу   рисования;               – способствуют  более  эффективному  развитию  воображения,  восприятия  и,  как   следствие, познавательных способностей.        

        Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.

2. Обеспечение главных условий общения.

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.

4. Использование различных коммуникативных средств.

2.2. Методическое обеспечение программы.

        РП наглядно знакомит детей младшего школьного возраста с художественными материалами, инструментами и техническими приёмами работы с ними. В работе используются, кроме традиционных (акварельные краски, гуашь, кисти, карандаши), нетрадиционные материалы.         Это восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, печатки из поролона, картофеля, моркови, пробок, трубочки для коктейля, палочки или старые стержни для процарапывания,  салфетки, песок, пластилин, опилки, крупа, нитки и многое другое. Этим материалом может быть любой предмет из окружающего мира.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Учитывая возраст и особенности воспитанников, в коррекционной работе используются следующие виды арт-педагогики:

Изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Коррекционные занятия с использованием изо -терапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.
На занятиях дети 
играют с красками, карандашами, фломастерами и со всем тем, чем можно создать изображение. Мы не учим их рисовать, ведь главное — это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Я не ограничиваюсь использованием обычного набора изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Дети более охотно включаются в процесс, отличный от того, к чему они привыкли, и с большим удовольствием участвуют в создании изображений нетрадиционным способом.
Изобразительные средства подбирают по принципу простоты и эффектности; ребенок не должен иметь затруднения в создании изображения с помощью этой техники; даже малейшие усилия должны быть интересны, оригинальны, приятны. Необходимо очень бережно обращаться с продуктами детского творчества. Что бы ни изобразил ребенок, его творению надо уделить внимание, продемонстрировать свое уважение.

Песочная терапия–сочетание невербальной формы коррекции, игры с песком могут способствовать:

стабилизации эмоционального состояния

развитию тактильно-кинестетической чувствительности и моторики рук

развитию восприятия, внимания, памяти, графических навыков

расширению представлений об окружающем и развитию речи

формированию математических представлений: о форме, величине, количестве, пространстве

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - острое".

Ш. Организационный раздел. (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)        Реализация дополнительных общеразвивающих программ, адаптированных для детей с ОВЗ предполагает создание специальных условий.
Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

        При организации воспитательно - образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к  разумному «минимуму». Обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способность формировать умение занимать себя позволяет развитие культурно — досуговой деятельности младших школьников по интересам. Необходимо развивать художественные наклонности детей  в рисовании, пении, музицировании, совершенствовать  самостоятельную музыкально — художественную и познавательную деятельность. Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально — значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др. Содействовать посещению художественно — эстетических студий по интересам ребенка.

        Рабочая программа кружка «Семицветик» предназначена для детей с ОВЗ, сроки освоения с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий детей и рассчитана на один год обучения.

Группа комплектуется детьми  в возрасте 5-15 лет на основании результатов анкетирования и заявлений  родителей с учетом желания ребенка.

В группе занимаются 5— 6 детей.                            

Занятия проводятся в течение учебного года 3 раза в неделю.

Длительность занятий 30- 40 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.                        

При реализации программы ежеквартально организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство школы, способствуют формированию гармоничного развития личности ребёнка и побуждают родителей проявить желание заниматься с детьми  дома; ежеквартально - тематические выставки в ОУ.

В центре изобразительного искусства размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами народных промыслов. Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей – предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.

        Для плодотворного творческого процесса кружковой работы большое значение имеют  материально — технические условия, созданные на базе ОУ:

- использование видео, слайдов, компьютера для просмотра образцов, этапов работы над изображением, мастер - классов;

- использование музыкального центра для создания психологического комфорта во время занятий;

- использование картин, таблиц, плакатов.

        

                

Использованная литература

1. Алексеевская Н. “Озорной карандаш”

 2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.

3.Гибсон Дж.ГибсонР.“Мы рисуем. - М.: Прогресс, 1988.

4.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников. - М.: ИЦ Академия, 1997.

5.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.

6.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999.

7.Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

8.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,

9.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.

10.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

11.Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

13.Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.

14.Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.

15.Программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012. – 213c.

Приложение1.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Вид художественной техники

Тема занятия

задачи

материалы

Совместная деятельность педагога с детьми

кол - во часов

Сентябрь

1

тестирование

Выявить уровень возможностей детей

Тестовые задания

игра

2

Октябрь

2

Кляксогра - фия

«Муравьи и жуки»

Показать разные способы рисования с кляксой: «танцующая» клякса, дорисовывание кляксы. Игры: «Что я вижу?», «Брызни кляксу».

Образцы; альбомные листы, гуашь, кисти; магнитофон, диск с плавной мелодией.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

3

Рисунок в технике выдувание из трубочки

«Волшебные деревья»

Предложить детям подуть из трубочки на цветную  лужицу  и посмотреть, что получится; при необходимости  дорисовать детали.

Трубочки для сока, кисти, краски, альбомные листы.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

Ноябрь

4

Рисование в технике набрызг

«Чудо - картина»

Показать детям картины. рассказать о материалах, необходимых для набрызга; показать, как ими правильно пользоваться;  выложить шаблоны, выполнить набрызг с помощью зубной щетки.

Образцы работ, выполненных по трафарету и по шаблону (забрызган рисунок или фон); трафареты и шаблоны, листы бумаги, гуашь, зубные щетки, клеевые кисти,  расчески.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

5

Монотипия

«Краски — загадки»

Рассказать детям о загадочности монотипии, о ее особенности («моно» - можно получить только один оттиск, другие уже будут не похожи на первый)

Рисунки, выполненные в технике монотипии, 3 альбомных листа, большая кисть, гуашь, вода.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

Декабрь

6

Граттаж

"Зима"

Познакомить детей с техникой выполнения граттажа; подготовить основу для рисунка (натереть воском картон и  нанести краску).

Рисунки, выполненные в технике «Граттажа», кусочки свечи, гуашь черная и синяя, кисти, картон (13х18)

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

7

Песокография

Знакомство с техникой рисования на песке; подготовка основы для рисования.

Рассказ о том, какими способами можно рисовать на песке (по мокрому слою и по сухому); нанесение песка на лист картона.

Образцы рисунков на песке, клей ПВА, мелкие ситечки, речной песок, листы картона.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

Январь

8

Роспись по тарелке гуашью

Роспись тарелки

Дети расписывают тарелку гуашью.

Образцы росписей, одноразовые картонные тарелки, гуашь. Кисти.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

9

Рисование тычком

«Мимозы»

Дети рисуют букет тычком (палочкой).

Альбомный лист, палочки — тычки, гуашь, простые карандаши.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

Февраль

10

Пальчиковое рисование

«Волшебные ладошки»

Дети придумывают сюжеты и рисуют их ладошками; для дополнения деталей используют пальчики.

Альбомный лист, гуашь, вода, салфетки.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

11

Рисование мыльной  пеной

« Сказочная птица»

Дети рисуют пеной сказку

Поролоновые губки, тарелочки, вода, мыло, оргстекло, 2 листа бумаги  по размеру стекла, акварель, простые карандаши, салфетки.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

Март

12

Печатный рисунок

«Веселый цирк»

1) дети составляют сюжет. Обводя нужные трафареты и дорисовывая детали;                   2) выбирают штампы и печатают детали рисунка).

Альбомные листы, трафареты, простые карандаши, печатки разной формы и  из разного материала, гуашь.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

13

Пластилинография

«На природе»

Дети придумывают сюжет, выбирают оргстекло или лист картона нужного размера и выкладывают картину.

Оргстекло и картон разного размера, пластилин, доски, стеки, линейки.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

Апрель

14

Ниткопись

« Сказочный город»

1)  опустить нити в разные краски и положить их на бумагу; 2) накрыть другим листом; 3) вытащить нити, прижимая верхний лист рукой; 4) убрать верхний лист и посмотреть, что получилось; 5) можно дорисовать детали и придумать название для своей картины.

Шерстяные нити, по 2 листа бумаги, краски.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

15

Рисунок пастелью

«Зима и лето»

Познакомить детей как правильно держать пастель, чтобы не сломать палочку, и как рисовать и закрашивать ею, начиная сверху и поворачивая картину, чтобы не смазать работу.

Рисунки, выполненные пастелью; тонированные альбомные листы, пастель, лак для волос (использует педагог); картины с изображением пейзажей различных времен года.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

Май

16

Коллаж

декоративный фриз «Рыбки»

Рисование по замыслу разными способами и материалами (по выбору детей)

Тонированные альбомные листы, различные нетрадиционные материалы для рисования на подносах, влажные салфетки.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

17

Итоговое занятие

«Веселое путешествие» (выставка детских работ)

Экскурсия в мир нетрадиционного рисования: рассматривание работ, беседа о нетрадиционных техниках и материалах, чтение стихов и пение песен о рисовании, о красках, по сюжетам картин.

Детские работы, выполненные в течение учебного года; предварительное заучивание стихов и песен.

Показ приемов работы, объяснение темы, демонстрация образца

2

ВСЕГО 34 ЗАНЯТИЯ

Приложение 2.

Календарно-тематическое планирование работы с родителями

Сентябрь

«Развитие мелкой моторики рук детей младшего школьного возраста» (Консультация)

Октябрь

«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей младшего школьного возраста» (беседа)

Ноябрь

«Как часто рисует ваш ребенок? »(Анкетирование)

Декабрь

«Организация рабочего места ребенка в домашних условиях» (Консультация)

Январь

«Любящим родителям о рисовании с детьми» (Информация на стенде)

Февраль

«Рисуем нетрадиционными материалами» (Мастер-класс)

Март

«Рисуйте вместе с детьми» (Папка-передвижка)

Апрель

«Советы родителям по развитию творческих способностей детей» (Памятка)

Май

«Наши фантазии» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями)

Приложение 3.

Календарно-тематическое планирование работы с педагогами                                      

Сентябрь

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста» (Консультация)

Октябрь

«Педагогическая мастерская» (Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору музыкального сопровождения к занятиям)

Ноябрь

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития» (Консультация)

Декабрь

«Игры с красками» (Создание картотеки игр, способствующих развитию творческих способностей детей)

Январь

«Значение нетрадиционного рисования для развития детей с ЗПР» (Консультация)

Февраль

Конкурс «Самый необычный рисунок» (Совместная работа педагогов и  детей)

Март

«Художественно - дидактические игры и упражнения для детей» (Консультация)

Апрель

«Рисование набрызгом» (Мастер-класс)

Май

«Юные художники» (Выставка детских работ).

Приложение 3.

Конспекты занятий .

 «Волшебные краски»

Задачи: сенсорно-персептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение, развитие креативности.

Материал: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл) по количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук, магнитофон и приятная релаксирующая музыка.

Методика может проводиться индивидуально, фронтально или в семье.

Ход работы

«Волшебная краска» изготавливается самими детьми.

Рецепт краски (на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставятся баночки и все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Неплохо использовать клеенчатые передники, чтобы ребята не боялись испачкаться.

Ребята берут в руки стаканчики и насыпают в них необходимое количество муки. Затем рукой они размешивают в стаканчике муку, постепенно добавляя соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все смешивалось руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать цвет, который бы они хотели получить. Если нужна яркая краска, то гуаши добавляется много, если бледный цвет — немного. Не надо препятствовать желанию нескольких детей делать один цвет. В любом случае он получится разной интенсивности. Хорошо, если в группе будут разные цвета.

Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается что-нибудь нарисовать пальчиками, используя полученную краску. Это может быть и заданная тема.

В процессе работы детей психолог может отследить способы взаимодействия при использованиикраски, состояние детей, поведенческие реакции и др.

Когда работы готовы, можно сделать выставку с последующими комментариями.

«Пластилиновая композиция»

Задачи: развитие сенсорно-персептивной сферы, воображения, оригинальности мышления, творческого самовыражения.

Материал: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий и круп — по 100 г, другие мелкие предметы (бусинки, пуговицы, кнопки и др.).

Ход работы

Детям предлагается по листу картона и пластилин. Ребенок может выбрать из коробки пластилин понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягким. Затем этот пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается слоем около 3 мм. Можно использовать разные цвета пластилина.

Затем ребенку предлагается набор макарон, крупы и мелких предметов. Он может быть предварительно рассортирован по отдельным емкостям. Используя эти материалы, вдавливая их в пластилиновую основу, ребенок создает композицию произвольно или на заданную тему. Когда работы готовы, можно придумать название, историю об этом, сделать выставку.

«Рисование клубком»

Данную методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: повышение самооценки плохо рисующих детей, развитие креативности, диагностика.

Материал: клубок ниток или веревки.

Ход работы

Педагог разматывает клубок ниток и показывает детям, каким образом можно создать на полу или столе узоры или картины. Затем каждый ребенок берет по очереди  клубок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок следующему. После того, как созданы все композиции, обсуждается то, что получилось. Используются следующие вопросы:

Можешь ли ты увидеть здесь какие-либо буквы?
Какие фигуры ты здесь видишь?
Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?
Какая еда здесь нарисована?
Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д.?

Индивидуально эта техника может быть использована с агрессивными, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми детьми.

«Рисование истории»

Данная технология используется индивидуально.

Задачи: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.

Материал: бумага, краски, карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик.

Ход работы

Ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему  предлагается  нарисовать следующий рисунок на тему: «Если бы эта история продолжалась, что бы в ней произошло?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему?».

Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка педагог проводит обсуждение.

 «Каракули»

Используется в индивидуальном и групповом режиме.

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, воображения, фантазии; сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения.

Материал: карандаши или мелки, бумага.

Ход работы

Вторым этапом может быть трансформация полученного образа с помощью трех движений руки (три каракули).

Можно создавать групповую работу, когда каждый по очереди рисует каракулю, стараясь создать какой-то единый образ.

С маленькими детьми и детьми, имеющими слабо развитую моторику либо сенсорную депривацию, можно проводить рисование каракулей пальчиками, которые макаются в разную краску. Лучше в таких целях пользоваться жидкой гуашью.

«Рисование фигуры»

Можно использовать в индивидуальном и групповом режиме.

Задачи: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса, формирование половой идентичности, повышение самооценки, снятие тревожности, эмоционального напряжения, формирование доверия, развитие фантазии и воображения.

Материал: простой карандаш, стирка, краски, кисти (разного размера), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои.

Ход работы

Ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобыпсихолог или другой ребенок мог обвести его силуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это могут быть какие-то наряды, Карнавальные костюмы, автопортреты, дополненные вырезками из журнала (из чего же сделаны эти мальчишки, девчонки). Можно украшать фигуру, дополнять ее какими-либо образами.

Далее можно сделать выставку фигур, прикрепив их скотчем к стене и провести презентацию с последующим обсуждением.

Эту методику можно вводить в комплекс мер при работе с детьми, имеющими нарушения половой идентичности.

Приложение 5

ПАМЯТКИ

для сотрудников образовательных организаций по работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-

инвалидами

Различаются следующие категории обучающихся с

нарушениями в развитии:

1. глухие и слабослышащие обучающиеся;

2. слепые и слабовидящие обучающиеся;

3. обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;

4. обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного

аппарата;

5. обучающиеся с задержкой психического развития(ЗПР);

6. обучающиеся с умственной отсталостью;

7. обучающиеся с расстройствами аутистического

спектра;

8. обучающиеся со сложными дефектами.

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное

(тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать,

различать звуки. Дети с нарушенным слухом чаще всего

обучаются в специальных школах или школах-интернатах для

детей с нарушенным слухом (школы для глухих и школы для

слабослышащих детей). Эти ребята разделяются на две группы:

слабослышащие, которые с помощью слухового аппарата или без

него могут слышать устную (звучащую) информацию, и глухие,

которые не воспринимают разборчиво на слух обращенную речь

даже при наличии звукоусиления.

Глухие дети: ранняя глухота резко ограничивает

возможность ребенка к овладению речью. Так как потребность в

общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок

ищет другие способы и средства общения с помощью предметов

 В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации», ст. 7976

действий. Он оперирует наглядными образами, способен

рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора

(что в первую очередь отличает его от умственно отсталого

ребенка). Глухой малыш, как правило, обращается к

вынужденной форме общения – мимике и жестам. Жестовая речь

основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое

значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих

системой еѐ знаков.

Слабослышащие дети: при врожденной тугоухости,

своевременно не диагностированной, ребенок почти не усваивает

речевые навыки и переходит на язык жестов. Возникновение

тугоухости в доречевой период вызывает значительное речевое

недоразвитие, после сформирования речи – не ограничивает ее

развития, но проявляется в характерных особенностях (бедность

словарного запаса; искажение слов; недоговаривание слов;

невыразительность дикции).

Рекомендации по межличностному взаимодействию с

глухими и слабослышащими обучающимися:

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо

слышит, помаши ему рукой или похлопай по плечу. Смотри ему

прямо в глаза и говори четко, хотя имей в виду, что не все люди,

которые плохо слышат, могут читать по губам.

Не затемняй свое лицо и не загораживай его руками,

волосами или какими-то предметами. Собеседник должен иметь

возможность следить за выражением твоего лица.

Существует несколько типов и степеней глухоты.

Соответственно существует много способов общения с людьми,

которые плохо слышат. Если ты не знаешь, какой предпочесть,

спроси у них.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают

отдельные звуки неправильно. В этом случае говори немного

более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом

случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек

утратил способность воспринимать высокие частоты.

Говори ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать

что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.77

Если тебя просят повторить что-то, попробуй

перефразировать свое предложение.

Используй жесты.

Убедись, что тебя поняли. Не стесняйся спросить,

понял ли тебя собеседник.

Если ты сообщаешь информацию, которая включает в

себя номер, технический или другой сложный термин, адрес,

напиши ее, сообщи по факсу или электронной почте или любым

другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении,

спроси, не будет ли проще переписываться. Не говори: «Ладно,

это неважно…». Сообщения должны быть простыми.

Не забывай о среде, которая тебя окружает. В больших

или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми,

которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть

барьерами.

Не меняй тему разговора без предупреждения.

Используй переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно

обсудить…»

Очень часто слабослышащие люди используют язык

жестов. Если вы общаетесь через переводчика (сурдопедагога),

не забудь, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а

не к переводчику (сурдопедагогу).

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по

губам. Тебе лучше всего спросить об этом при первой встрече.

Если собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать

несколько важных правил и помнить, что только три из десяти

слов хорошо прочитываются; нужно смотреть в лицо собеседника

и говорить четко и медленно, используя простые фразы, жесты,

телодвижения.

Нарушение зрения – полная или частичная утрата зрения,

снижение остроты зрения или сужение поля зрения. Зрительные

нарушения вызывают у детей значительные затруднения в

познании окружающей действительности, сужают общественные

контакты, ограничивают их ориентировку, возможность

заниматься многими видами деятельности. Различают следующие 78

типы детей с нарушением зрения: слепые дети; слабовидящие

дети; дети с косоглазием.

Особенности проявления нарушений зрения у детей: так

как при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает

никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них

задерживается освоение пространства и предметной

деятельности. Их представления и знания о предметах реального

мира скудны и схематичны. Речь часто формируется с задержкой.

Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более

богатой по лексике, чем у детей с сохранным зрением.

Отмечается склонность этих детей к рассуждению, но слова

часто не выражают конкретного их значения или используются

неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто

усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий

уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление

этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.

Слепота тормозит двигательную активность ребенка.

Малоподвижность, вялость, медлительность являются

характерными особенностями этих детей. Формирование навыков

самообслуживания замедленно, и они часто не полностью

сформированы даже к периоду школьного обучения.

Рекомендации по межличностному взаимодействию со

слепыми и слабовидящими обучающимися:

Когда ты встречаешься с человеком, который плохо

или совсем не видит, обязательно называй себя и тех людей,

которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не

забывайте пояснить, к кому в данный момент ты обращаешься и

назвать себя.

Нарушение зрения имеет много степеней. Человек

может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью

слепых людей всего около 10 %, остальные люди имеют

остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и

очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у

других – слабое прямое при хорошем периферическом зрении.

Все это надо выяснить учитывать при общении.79

Предлагая свою помощь, направляй человека, не

стискивай его руку, иди

так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого

человека и тащить его за собой.

Не обижайся, если твою помощь отклонили.

Опиши коротко, где ты находишься. Например: «В

центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или:

«Слева от двери, как заходишь – кофейный столик».

Предупреждай о препятствиях: ступенях, лужах, ямах,

низких притолоках, трубах и т.п. Обрати внимание на наличие

бьющихся предметов.

Используй (если это уместно) фразы,

характеризующие звук, запах, расстояние. Учти, однако, что не

всем это нравится.

Обращайся с собаками-поводырями не так, как к

обычным домашним животным. Не командуй, не трогай и не

играй с собакой-поводырем.

Не отнимай и не стискивай трость человека.

Всегда выясняй, в какой форме человек хочет

получить информацию: Брайль, крупный шрифт, диск, флешка.

Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный

формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это лучше,

чем ничего.

Если ты собираешься читать незрячему человеку,

сначала предупреди об этом. Говори нормальным голосом.

Если это важное письмо или документ, не нужно для

убедительности давать его потрогать. При этом не заменяй

чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать

документ, прочитай его обязательно. Инвалидность не

освобождает слепого человека от ответственности,

обусловленной документом.

Всегда обращайся непосредственно к человеку, даже

если он тебя не видит, а не к его зрячему компаньону.

Когда ты предлагаешь незрячему человеку сесть, не

усаживай его, а направь руку на спинку стула или подлокотник.

Если ты знакомишь его с незнакомым предметом, не води по

поверхности его руку, а дай ему возможность свободно потрогать

предмет.

Если тебя попросили помочь взять какой-то предмет,

не следует тянуть

кисть слепого к предмету и брать его рукой этот

предмет. Когда ты общаешься с группой незрячих людей, не

забудь каждый раз называть того, к кому ты обращаешься.

Не заставляй твоего собеседника вещать в пустоту:

если ты перемещаетесь, предупреди его.

Вполне нормально употреблять выражение

«смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть

руками», осязать.

Избегай расплывчатых определений и инструкций,

которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде:

«стакан находится где-то там, на столе», «это поблизости от вас».

Старайся быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа

от вас».

Пытайся облечь в слова мимику и жесты.

Если ты заметил, что незрячий человек сбился с

маршрута, не управляй его движением на расстоянии, подойди и

помоги выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам веди незрячего

человека перпендикулярно к ним.

Передвигаясь, не делай рывков, резких движений. При

сопровождении незрячего человека не закладывай руки назад –

это неудобно.

В тех случаях, когда у ребенка сохранны слух, зрение, не

нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от

речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые

могут сказаться на формировании всей его психики, мы говорим

об особой категории детей с нарушениями в развитии – о детях с

речевыми нарушениями. Для обозначения нарушений речи

используются также термины – расстройства речи, дефекты речи,

речевая патология.

Следует различать патологические речевые нарушения и

возможные речевые отклонения от нормы, вызванные

возрастными особенностями формирования речи или условиями

внешней среды (некоторые речевые особенности родителей,

двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность). Речевые 81

нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую

(произносительную), фонематическую (смыслоразличительную),

лексику, грамматический строй.

Речевые нарушения не исчезают самостоятельно, без

специально организованной коррекционной работы. Изучением,

предупреждением и коррекцией этих нарушений занимается

отрасль дефектологии – логопедия.

В структуре дефекта при речевой патологии проявляются

нарушения средств общения (фонетико-фонематическое

недоразвитие речи, общее недоразвитие речи), нарушения в

применении средств общения (заикание, проявление речевого

негативизма и др.).

Рекомендации по межличностному взаимодействию с

обучающимися с тяжелыми нарушениями речи:

Используй доступный язык, выражайся точно и по

делу.

Избегай словесных штампов и образных выражений,

если только ты не уверен в том, что твой собеседник с ними

знаком.

Не говори «свысока». Не думай, что тебя не поймут.

Говоря о задачах или проекте, рассказывай все «по

шагам». Дай возможность собеседнику обыграть каждый шаг

после того, как ты объяснил ему.

Исходи из того, что взрослый человек с нарушениями

речи имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

Если необходимо, используй иллюстрации или

фотографии. Будь готов повторить несколько раз. Не сдавайся,

если тебя с первого раза не поняли.

Обращайся с человеком с речевыми нарушениями

точно так же, как ты бы обращался с любым другим. В беседе

обсуждай те же темы, какие ты обсуждаешь с другими людьми,

например, планы на выходные, отпуск, погода, последние

события.

Обращайся непосредственно к человеку.

Помни, что люди с речевой патологией, дееспособны

и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать

согласие на медицинскую помощь и т. д.

Если это необходимо, можешь записать свое

сообщение или предложение на бумаге, предложи своему

собеседнику обсудить его с другом или семьей. Рекомендации по межличностному взаимодействию с

обучающимися с тяжелыми нарушениями речи:

Используй доступный язык, выражайся точно и по

делу.

Избегай словесных штампов и образных выражений,

если только ты не уверен в том, что твой собеседник с ними

знаком.

Не говори «свысока». Не думай, что тебя не поймут.

Говоря о задачах или проекте, рассказывай все «по

шагам». Дай возможность собеседнику обыграть каждый шаг

после того, как ты объяснил ему.

Исходи из того, что взрослый человек с нарушениями

речи имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.

Если необходимо, используй иллюстрации или

фотографии. Будь готов повторить несколько раз. Не сдавайся,

если тебя с первого раза не поняли.

Обращайся с человеком с речевыми нарушениями

точно так же, как ты бы обращался с любым другим. В беседе

обсуждай те же темы, какие ты обсуждаешь с другими людьми,

например, планы на выходные, отпуск, погода, последние

события.

Обращайся непосредственно к человеку.

Помни, что люди с речевой патологией, дееспособны

и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать

согласие на медицинскую помощь и т. д.

Если это необходимо, можешь записать свое

сообщение или предложение на бумаге, предложи своему

собеседнику обсудить его с другом или семьей.

Рекомендации по межличностному взаимодействию с

обучающимися, имеющими нарушения опорно-

двигательного аппарата:

Кода вы говорите с человеком, пользующимся

инвалидной коляской или

костылями, расположись так, чтобы твои и его глаза

были на одном уровне, тогда тебе будет легче разговаривать.

Помни, что инвалидная коляска – неприкосновенное

пространство человека. Не облокачивайся на нее, не толкай, не

клади на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без

разрешения – то же самое, что схватить и понести человека без

его разрешения.

Всегда спрашивай, нужна ли помощь, прежде чем

оказать ее.

Если твое предложение о помощи принято, спроси,

что нужно делать, и четко следуй инструкциям.

Если тебе разрешили передвигать коляску, сначала

кати ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и

неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайся в доступности мест, где

запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйся, какие могут

возникнуть проблемы или

барьеры, и как их можно устранить.

Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной

коляске, по спине или по плечу.

Если существуют архитектурные барьеры, предупреди

о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать

решения.

Помни, что, как правило, у людей, имеющих

трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и

пониманием.

Не думай, что необходимость пользоваться

инвалидной коляской – это трагедия. Есть люди, пользующиеся

инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и

могут передвигаться с помощью костылей, трости и т. п. Коляски

они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее

передвигаться.

Рекомендации по межличностному взаимодействию с

обучающимися с задержкой психического развития:

Психические нарушения – не то же самое, что

проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут

испытывать эмоциональные расстройства или замешательство,

осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд

на мир.

Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми.

Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не

повышая голоса, когда требуется остановить слишком

расходившегося ребенка, предотвратить возникающее

столкновение.

Необходимо помнить, что злоупотребление

повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.

Помните, что у детей с ЗПР часто встречается очень

значительная подражательность и что своим общим поведением

педагог показывает эталон поведения и общения.

Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с

детьми работу, проявляйте настойчивость.

Не говорите при детях об отрицательных или

положительных чертах их самих или других детей, о ваших

наблюдениях, характеристиках, семейных условиях,

наследственности детей и других данных, могущих быть по-

своему использованных детьми.

Соблюдайте полное беспристрастное отношение к

детям.

Рекомендации по межличностному взаимодействию с

обучающимися с умственной отсталостью:

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в

развитии. Люди с психическими проблемами (нарушением

интеллекта) могут испытывать эмоциональные расстройства или

замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и

изменчивый взгляд на мир. Не надо думать, что люди с

нарушением интеллекта обязательно нуждаются в

дополнительной помощи и специальном обращении.

Обращайся с людьми с нарушением интеллекта

(психическими нарушениями) как с личностями. Не нужно делать

преждевременных выводов на основании опыта общения с

другими людьми с такой же формой инвалидности.

Не следует думать, что люди с психическими

нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если

ты дружелюбен, они будут чувствовать себя спокойно.

Неверно, что люди с психическими нарушениями

всегда принимают или должны принимать лекарства.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не

могут подписывать документы или давать согласие на лечение.

Они, как правило, признаются дееспособными.

Неверно, что люди с психическими нарушениями

имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта,

чем большинство людей.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не

способны работать. Они могут выполнять множество

обязанностей, которые требуют определенных навыков и

способностей.

Не думай, что люди с психическими нарушениями не

знают, что для них хорошо, а что – плохо.

Если человек, имеющий психические нарушения,

расстроен, спроси его

спокойно, что ты можешь сделать, чтобы помочь ему.

Не думай, что человек с психическими нарушениями

не может справиться с волнением.

Не говори резко с человеком, имеющим психические

нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Приложение 6

Художественная техника "Монотипия"

Монотипия — это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами,  придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.

Данная методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, осознание границ, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Материал: стеклышки или оргстекло размером 15×20 см (при использовании стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.

Ход работы

Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать на бумагу. Можно обратить внимание детей на изображение, просматриваемое через стекло: как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее дети дорисовывают полученное изображение фломастерами или карандашами до какого-либо образа, делают рамку для получившейся картины, придумывают название картины и небольшую историю о ней.

При использовании монотипии можно намеренно уменьшать материал с целью сплочения группы и наблюдения группового взаимодействия. На ватмане создается групповое изображение, затем совместно дорисовываются детали до какого-либо образа.

В целях  развития восприятия цвета детям предлагается сначала один цвет, затем  к нему добавляются по одному другие цвета и анализируется их сочетание. Постепенно переходят к освоению всей палитры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...