Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ГБОУ СОШ №1021

Утверждаю

Директор

ГБОУ СОШ №1021

______/Корябкина Н.В./

«____»_________20___г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

_____/Горелькова О.В./

«____»_________20___г.

Рассмотрено

на заседании

методического объединения

Протокол №__________________

Председ.м/о___Упатова Т.Н.

«____»_________20___г.

Рабочая программа

по  курсу

изобразительное искусство

на 2011-2012 учебный год

Учитель: Жубрина Елена Викторовна

Составитель:  учитель начаьных классов

ГБОУ СОШ № 1021

Жубрина Елена Викторовна

Москва  201 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

       Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.    

      Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

      Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и  эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу,  Родине,   уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

        В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

        Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

        Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного,  декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности.      

        Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

        Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

      Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Учебник: Изобразительное искусство «Искусство и ты» учеб. для 2 кл. нач. шк. / Е.И. Коротеева; под. ред. Б.М. Неменского. –-е изд. – М. : Просвещение, 2011 год.

Методическое пособие: Изобразительное искусство 1 – 4 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2011 г.        

Программа рассчитана на изучение базового курса изобразительного искусства учащимися 2 класса в течении 34 часов (из расчета 1 час в неделю).

Изучение курса Изобразительного искусства в начальной школе во 2 классе направлено на достижение следующих целей/задач художественного развития учащихся:

  1.       Ввести ребят в мир искусства, эмоционально связанный  с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

  1.       Приобщение  детей к искусству как культуре.

  1.       Познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов, открыть своеобразие, красоту и характер материалов.

  1.      Освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности, искусство выражает человеческие чувства, мысли, отношение к тому, что люди изображают.
  2.     Познакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

  1.    Создание среды, стимулирующей творческую активность учащихся, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

               

Требования к уровню подготовки учащихся.

   Учащиеся должны знать/понимать/уметь:

Знать о существовании трёх сфер художественной деятельности и их единстве, о том, что, изображая, украшая и строя, художник передаёт своё отношение к предмету или явлению.

Знать о роли фантазии в искусстве, о связи фантазии и реальности;

Иметь представления о многообразии природных форм, их рациональности и красоте;

Знать о том, что существуют основные и составные цвета;

Знать о том, как и для чего художники используют выразительность цвета, линии, пятна в своём творчестве;

Иметь представление о выразительных возможностях цвета, линии, пятна, композиции, фактуры, движения, ритма.

Знать несколько имён художников и произведений из приведённых на страницах учебника.

Уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому;

Иметь навыки работы кистью навыки смешивания красок;

Иметь навыки работы гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;

Иметь навыки построения композиции на всём листе.

Уметь работать с мягкими материалами (пластилин);

Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;

Развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;

Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;

Закрепить навыки работы кистью, пером, навыки осознанного использования выразительности материала для решения творческой задачи;

Учиться эмоционально строить композицию с помощью ритма линий, объемов, их движения;

Учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, т.е. творчески сотрудничать.

                        Содержание изучаемого курса

I четверть.  Чем и как работают художники.

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

Три основные краски, строящие многоцветье мира.

1        Беседа о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой  гаммы.

2        Основные и составные цвета.

3        Смешивание красок на листе бумаги (без палитры).

4         Задание: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Пять красок – всё богатство цвета и тона.

1        Беседа о настроении в природе.

2        Тёмное и светлое, оттенки цвета.

3        Смешивание цветных красок с белой и чёрной.

4        Задание: изображение природных стихий (грозы, дождя, тумана, солнечного дня).

Пастель и цветовые мелки, акварель; их выразительные возможности.

1        Красота и выразительность пастели (восковых мелков) и акварели.

2        Варианты построения композиции. Законы построения «ближе – больше», «дальше – меньше»

3        Варианты и правила изображения деревьев.

4        Правила работы восковыми мелками + акварель.

5        Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) восковыми мелками + акварель.

Выразительные возможности графических материалов.

1        Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучи линии.

2        Образная характеристика линий: колючие, весёлые, злые, тихие и т. д.)

3        Техника изображения дерева.

4        Приёмы получения тонового пятна.

5        Задание: изображение зимнего дерева графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти.

Выразительность материалов для работы в объёме.

1        Плоскостное и объёмное изображение (различия).

2        Понятие «скульптура».

3        Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания.

4        Художники – анималисты

(В. Ватагин.)

5        Беседа о животных родного края.

6        Строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши,  и т.д.).

7        Беседа «Дары осени».

8        Форма овощей и фруктов.

9        Задание:

•1        Объёмное изображение животных родного края по впечатлению и памяти.

•2        Лепка овощей и фруктов по впечатлению и памяти.

Изображение и реальность.

1        Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

2        Мастер Изображения учит нас вглядываться в животных и видеть их красоту: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластику переходов одной части тела в другую и т.д.

3        Особенности животных, пропорциональные соотношения частей тела.

4        Задание: изображение реальных зверей, увиденных в зоопарке или домашних животных.

Изображение и фантазия.

5        Роль фантазии в жизни людей, умение фантазировать.

6        Мастер Изображения расскажет о том, что художники не только изображают реальность, но и свои фантазии, отталкиваясь от реальной жизни, которая их окружает.

7        Фантастические образы: птицы, люди, звери, растительный мир.

8        Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц. Соединение воедино элементов разных животных и даже растений.

Украшение и реальность.

9        Видеть красоту в природе, Мастер Украшения учится у природы, развитие наблюдательности.

10        Построение композиции.

11        Задание: изображение паутинок, снежинок при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков и т д.) по памяти.

Украшение и фантазия.

12        Без фантазии невозможно создать ни одного украшения.

13        Иметь представление, что такое кокошник, кто носил кокошники, как их украшали.

14        Напомнить, что такое орнамент.

15        Построение композиции.

16        Задание: украшение кокошника по заданной форме (заготовка).

Постройка и реальность.

17        Мастер Постройки учится у природы.

18        Природные конструкции: соты, ракушки, домик улитки, подсолнух, головка мака, стручки гороха и т.д.

19        Природа сама, без участия человека создаёт свои конструкции, а человек  учиться у природы, изучая её.

20        Задание: изображение реальных природных конструкций.

Постройка и фантазия.

21        Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

22        Конструкции на основе природных объектов: цветок – светильник – беседка – зонтик; соты – дома.

23        Задание: придумать и изобразить фантастические постройки, основываясь на природных объектах.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

24        Взаимодействие трёх видов художественной деятельности.

25        Задание: создание новогодней открытки.

О чём говорит искусство.

Выражение характера изображаемых животных.

1        Всё живое имеет свой образ, характер, настроение.

2        Чувствовать и выражать в изображении характер животных.

10        Вспомнить строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши,  и т.д.).

3        Задание: изобразить животных, передавая  характер (весёлый, стремительный, угрожающий).

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

4        Беседа о добре и зле. Черты характера доброго и злого человека.

5        Мужские качества характера: отвага, смелость, решительность, честность.

6        Особенности мимики человека – расположение частей лица при испуге, улыбки, растерянности, негодования и т. д., пропорции лица.

7        Цветовое решение добра и зла.

8        Задание: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

1        Добрые и злые образы. Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека.  Важна духовная красота.

2        Женские качества характера: нежность, доброта, скромность, щедрость.

3        Повторить особенности мимики, пропорции лица, цветовое решение добра и зла.

4        Задание: изображение противоположных по характеру сказочных образов.

Образ человека и его характер, выраженный в объёме.

1        Изображения, созданные в объёме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.

2        Вспомнить, что такое скульптура. Особенности изображения в объёме.

3        Разговор о контрастных образах

4        Повторить приёмы лепки из целого куска путём вытягивания,  вдавливания и защипления.

5        Задание: создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером.

Выражение характера и намерений человека через украшение.

1        Беседа. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор).

Через украшения мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои намерения: например, для праздника мы специально нарядно украшаем себя.

2        Выразительные средства: линия, орнамент, цвет.

3        Задание: украшение

противоположных по характеру и намерениям предметов костюма.

Изображение природы в разных состояниях.

1        Беседа. Природа тоже имеет характер. Она может быть, то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной – мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам.

2        Цветовые соотношения в изображении природы с разным настроением.

¬3        Задание: изображение контрастных состояний природы.

IV четверть. Как говорит искусство.

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

1        Цвет и его эмоциональное восприятие человеком.

2        Представление о тёплом и холодном. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета.

3        Смешение красок.

4        Задание: изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются).

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

5        Беседа о возможностях цвета в создании настроения.

6        Смешение различных цветов с чёрной и белой красками – получение мрачных и нежных оттенков цвета.

7        Задание: изобразить «тёплое царство» – Солнечный город, «холодное царство» – царство Снежной королевы.

Линия как средство выражения: ритм линий.

8        Ритмическая организация листа с помощью линий. Понятие ритма. Изменение ритма линий меняет содержание работы.

9        Линии как средства характеристики изображаемого.

10        Эмоциональное звучание линии.

11        Задание: изображение ритма стволов деревьев и травы, ручейков.

Линия как средство выражения: характер линий.

12        Выразительные возможности линии.

13        Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые и т. д.

14        Умение видеть линии в окружающей действительности.

15        Рассматривание весенних веток (берёза – дуб).

16        Задание: изображение ветки с определённым характером и настроением.

Ритм пятен как средство выражения.

17        Понятие  «ритм пятна», «движение пятен»

18        Элементарные знания о композиции (от изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция).

19        Рассматриваем на примере летящих птиц.

20        Задание: ритмическое расположение летящих птиц.

Пропорции выражают характер. Лепка.

21        Понимание пропорций как соотношение  между собой частей одного целого.

22        Лепим из целого куска путём вытягивания, вдавливания, защипывания.

23        Задание: лепка людей, животных с разным характером пропорций (атлет – гимнастка, слон – жираф).

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

24        Обобщение темы четверти. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы языка, на котором говорят Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки.

25        Задание: оформление работ на выставку.

Календарно - тематическое планирование

       

Дата

ИЗО и худ.труд

ОБЖ

1

Три основные краски,строящие многоцветие мира и их смешение

Введение.Повторение пройденного в 1 классе

2

Пять красок-все богатство цвета и тона

Дом-машина для жилья

3

Изображение природных стихий

Учись управлять домом

4

Пастель и цветные мелки

5

Акварель-выразительные возможности

6

Выразительные возможности аппликации

7

Неожиданные материалы

Что делать при пожаре в квартире

8

Выразительные возможности графических материалов

9

Украшения в природе. Материалы для работы в объеме

Ядовитые грибы и растения

10

Выразительные возможности бумаги. Конструируем сказочный город. Склеивание простых объемных форм

Если заблудился в лесу

11

Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных материалов»

12

Изображение и реальность Изображение животных увиденных в зоопарке

Поведение в лифте

13

Изображение и фантазия Изображение несуществующих животных

14

Украшение и реальность. Умение видеть красоту в природе

Действия при аварии

15

Украшение и фантазия Украшения заданной формы

16

Постройка и реальность Конструирование подводного мира

17

Постройка и фантазия Фантастический город

Газ.Как им пользоваться

18

Взаимодействие трех видов худ.деятельности Коллективное панно

19

Выражение характера изображаемых животных Изображение животных веселых,угрожающих

20

Выражение характера человека в изображении

Мужской образ

Женский образ

21

Изображение противоположных по характеру сказочных образов

22

Образ человека и его характер в объеме

23

Изображение природы в разных состояниях Контрастное состояние природы

Зимняя река и география безопасности

24

Выражение характера человека через украшение

Зачем нужна кожа

25

Выражение намерений через украшение

26

Аппликация

 Мир сказочных героев(добрых и злых).Панно

Что и как мы едим

27

Цвет как средство выраженя:теплые и холодные цвета Борьба теплого и холодного

Чем важен сон

28

Тихие(глухие) и звонкие цвета Смешение с черной,серой,белой красками

29

Линия как средство выражения Ритм линий Характер линий

30

Ритм и движение пятен

31

Пропорции выражают характер

32

Птицы реальные и сказочные

33

Создение коллективного панно

34

Что ты знаешь и умеешь?

        Список литературы.

Программные документы:

Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству, 2004 год.

«Изобразительное искусство и художественный труд», программа общеобразовательных учреждений под руководством Б.М.Неменского.  

1 – 9 классы, изд. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009 г.

 Учебники:

         Коротеева Е.И. «Искусство и ты», 2 класс; под редакцией  

         Б.М.  Неменского, Москва  «Просвещение» 2007 г.

Учебно-методическая литература:

Неменский Б.М. Изобразительное искусство  1-4 класс: Методическое пособие – М.: Просвещение, 2008 г.

«Изобразительное искусство в начальной школе». 1-2 класс. 1 часть.

      В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 1997 г.

«Изобразительное искусство в начальной школе». 1-2 класс. 2 часть.        

 В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, 1997 г.

Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. – 1997.

Я познаю мир: Культура / сост. Н.В.Чудакова. – М.: АСТ – ЛТД. 1997.

Дополнительная литература:

Энциклопедия «Эрудит» Изобразительное искусство. – М: издательство «Мир книги», 2006 г.

Современная энциклопедия начальной школы. Рисование / Курбатова Н.В. – М: СЛОВО: ЭКСМО, 2006 г.  Учебное пособие для начальной школы.

Рисование. Первый учебник вашего малыша / Г.П. Шалаева. – М: СЛОВО, ЭКСМО, 2007 г.

Энциклопедия «Искусство» Н. Платонова, Москва «РОСМЭН» 2002 г.

Энциклопедия «Как научиться рисовать» Москва, РОСМЭН, 2002 г.

Энциклопедия для детей «Искусство». Глав. ред. М.Д. Аксёнова – М: Аванта+, 1999 г.

Энциклопедия рисования, Москва, РОСМЭН, 2000 г.

Рутковская А. Рисование в начальной школе: Издательский Дом «Нева» / М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 г.

Михейшина М.В. Уроки рисования для младших школьников – Мн.: Литература, 1997 г. Ручеёк.

Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы – М.: Рольф, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...