Рисование пластилином. "Матрешка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Огнева    Екатерина    Владимировна

Цель занятия: интегрирование трудовой и художественной деятельности для развития творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_plastilinom.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование пластилином. «Матрешка».

Цель: Интегрирование трудовой и художественной деятельности для развития творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. Показать различные способы работы с пластилином.
  2. Познакомить с одним из народных ремесел России.
  3. Совершенствование имеющих навыков практической работы.
  4. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
  5. Способствовать снятию мышечного напряжения и расслаблению.
  6. Развивать художественное и пространственное мышление.

Материал для учащихся: пластилин, карандаш, ластик, доска для работы с пластилином, баночка с горячей водой.

Материал для учителя: пластилин, мел цветной, горячая вода, шаблон матрешки на каждого, образцы матрешек, матрешка деревянная (сувенирная).

Предварительная работа: рассказ-беседа «Откуда появилась матрешка».

Рассказ-беседа «Откуда появилась матрешка».

(чтение высказывания)

- Послушайте и скажите, про какую куклу написал поэт С.Я.Маршак?

             «Разнимается она на две половинки,

            В ней живет еще одна кукла в серединке».

Правильно. Про матрешку.

Кукла под названием Матрешка является одним из символов нашей страны во всем мире. Эта кукла необычна тем, что в один корпус прячется до десятка одинаковых фигурок, отличающаяся одна от другой только своими размерами. Причем, чтобы подчеркнуть, что все несколько матрешек – одна семья, их всех – от мала до велика – наряжают в один наряд. Мастера раскрашивают кукол так, чтобы сразу было ясно – их не спутаешь с другими. У каждой семьи – своя одежда, свои краски, свои детали платьев и расписных платочков, которым покрыты куколки.

- Кто может сказать, как создается игрушка? (ответы детей)

Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Семеновские – более стройные и расписываются так: перед росписью деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые , а верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение.

По своей раскраске матрешки отличаются друг от друга довольно значительно, поэтому по их одежде можно угадать, откуда они родом.

Например, Сергеево-Посадскую матрешку принято раскрашивать гуашевыми красками, но ее расцветка не очень пестрая. Вместо ярко-синей краски чаще берут голубую, вместо ярко-красной – розовую. Желтая обычно блеклая, размытая, зеленая – светлая.

Зато матрешка из Нижегородского края представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщено. Платок у неё яркий, сочных тонов, цветки на фартуке словно сияют. Про подобную куколку поэтесса И.Агапова написала стихи:

«У меня , матрешечкин, носик – как картошечка,

Щечки – как глубинка, я приятна ликом.

Глазоньки – как сливы, очень я красива.

Куколка-матрешка проста и хороша.

Сразу узнается в ней русская душа».

В 1900 году матрешки появились на Всемирной Парижской выставке и сразу завоевали признание. Тема матрешки постоянно развивалась и совершенствовалась. Изготавливались матрешки пастушки, старики, невесты  и т.д. Однако, дожив до наших дней, русская матрешка воспринимается нами, одета в расписной крестьянский сарафан, платок, передник.

Вот, оказывается, сколько видов матрешек существует в нашей стране. Теперь и вы будете об этом знать.

- А кто же придумал матрешку?

Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, он увидел там подобную куклу, только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме. Пошел к народным умельцам: «Можно ли выточить такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси расписывать этих удивительных красоток, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись веселой игрушкой мастера из Нижегородского края. У них получаются самые лучшие матрешки. А создатель матрешки – художник  МИЛЮТИН

Вот как много мы сегодня узнали про русскую куклу Матрешку.

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Вводная беседа.

К нам сегодня в гости пришла замечательная игрушка, угадайте –какая, отгадав загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….   (МАТРЕШКА).

(показ матрешки)

- Она пришла не одна, а со своей семьей. А где же остальные? (ответы детей)

- Давайте вспомним, как создается матрешка? (ответы детей)

- Кто может сказать: Как фамилия русского художника придумавший Матрешку? (Милютин)

- Какие виды матрешек вы знаете?

   ( Семеновские, загорские, Нижегородские, Сергеево Посадские)

  1. 1) Создание композиции.

Жаль, мала матрешка и плохо вам видна ее красота. Но не беда. Сейчас мы с вами сами матрешек нарядим, и не одну, а каждый свою.

У вас на парте лежат вырезанные заготовки. Возьмите их и простой карандаш.

- Посмотрите, что не хватает у наших матрешек? (лица)

              Рисуем лицо (показ на доске)

-А теперь оденем ее. (украшаем матрешку)    РИС.1

2) Выполнение основных контуров пластилином.

Наш пластилин прекрасно смешивается. Смешиваем пластилин для лица. Для этого нужно взять по кусочку белого, красного и желтого пластилина. Перемешиваем его пальчиками и нужный цвет готов. Теперь отделяем по маленькому кусочку и приглаживаем его по форме лица.

Теперь делаем колбаски разноцветные колбаски нужного цвета и прикрепляем их по всем основным границам формы. РИС.2

3) Создание образа матрешки.

Теперь задача смешивать – цвета пластилина в виде колбасок или шариков, а затем выкладываем ими форму матрешки: туловище, голову. РИС.3

Подведение итогов.

- Вот мы и нарядили матрешек. У всех появилась своя матрешка.

   (выставка матрешек)

     Посмотрите на эту большую семью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Рисование животных (техника рисования углем)

Тема урока «Рисование животных (техника рисования углем)», тип урока – комбинированный; на данном уроке учащиеся получают теоретические знания о работе с углем, а также работают в альбомах,...

Рисование елочной игрушки – рисование с натуры.

Конспект урока по изобразительному искусству. 1 класс....

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....

Рисование цветов по методу — кляксография с ниточкой, нетрадиционное рисование.

Познакомить   детей с методом рисования цветов по методу-кляксография с ниточкой....