Занятие кружка "Музей в твоём классе" на картине Б.М. Кустодиева "Морозный день"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Кобельская Светлана Михайловна

Методика работы с живописными картинами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Морозный день» Б.М. Кустодиев. Городской пейзаж.

Цель занятия: формировать умение находить и видеть на картине Б. Кустодиева «Морозный день» то,  что изображено, и  реконструировать то, что вышло за рамки изображения в совместной деятельности по рассматриванию и описанию репродукции.

Задачи:

  1. Познакомить школьников с жанром - городской  пейзаж.
  2. Учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно от крывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изобра жения.
  3. Учить выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную цен ность и целостность;  устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изобра жено, и тем, что выходит за рамки изображения. ( Если дым из труб идёт вертикально вверх, значит...); объединять разрозненные впечатления в целостную картину морозного дня.
  4. Развитие умения выражать в устных и письменных высказываниях эмоциональный опыт переживаниями от  соприкосновения  с живописной картиной.

Форма организации занятия:  аудиторное.

Оборудование: пособие «Музей в твоём классе», лупы, круглые и прямоугольные рамки, презентация «Жанры живописи», презентация к занятию по картинам Б.М. Кустодиева, памятка «Как писать отзыв по картине?», карточки со словарными  и опорными словами, образец каталожной карточки, словари.

Универсальные учебные действий:

Личностные УУД:

Будут сформированы:

  1. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью Кустодиева.

Регулятивные УУД:

Научится:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  4. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

  1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Научится:

  1. Ориентироваться в жанре картины.
  2. Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями,  особенности  композиционного решения художником поставленной задачи;
  3. Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
  4. Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить  указанные детали, а затем самостоятельно открывать  подробности, характеризующие предмет изображения;
  5. Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
  6. Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
  7. Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
  8. Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

  1. Различать некоторые приёмы передачи  перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
  2. Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

Научится:

  1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  2. Строить понятные  высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  3. Задавать вопросы;
  4. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Получит возможность научиться:

  1. Точно, последовательно,  полно передавать  необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Планируемые результаты занятия:

Воспитательные результаты первого уровня  (приобретение  социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)

Ученик научится:

  1. распознавать жанр живописи - городской  пейзаж,
  2. внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
  1. оформлять в устных  высказываниях свои наблюдения и выводы.

Ученик получит возможность научиться

  1. пробовать себя в роли экскурсовода;

Воспитательные результаты второго уровня  (формирование позитивного отношения  к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

У ученика будут сформированы:

  1. учебно – познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;
  2. опыт рассматривания и анализа живописных картин;
  3. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картинами Б.Кустодиева;.
  4. умение оформлять в устных и письменных  высказываниях свои наблюдения и выводы. ( Текст –описание, отзыв по картине, стихотворные строки)

Воспитательные результаты третьего уровня (получение  опыта самостоятельного социального действия)

У ученика будут сформированы:

  1. Опыт составления каталожной карточки;

                                                                                           Тематическое планирование

Тема занятия

Деятельность обучающихся

по развитию речи

Содержание материала и деятельность учащихся по развитию речи (первый час )

Деятельность обучающихся

по ИЗО

Содержание  материала и деятельность учащихся  по ИЗО (второй час)

1-2

класс

№ 11

№ 12

Б. Кустодиев.

«Морозный день» - городской пейзаж.

Рассматривать репродукции, находить и называть  объекты. Наблюдать  за постройками. Называть предметы. Делать выводы по наблюдениям. Составлять устные высказывания. 

Составлять с помощью учителя отзыв по картине.

Темы и объекты изображения художников. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения.  Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон.  

Наблюдать, какими красками художник передаёт цвет снега. Рассматривать фрагменты, расположенные на полях, возле репродукции. Выделять их на картине с помощью малой рамки.

Определять с помощью учителя жанр картины – городской пейзаж.

Пробовать себя в роли экскурсовода.

Цвет снега. Снег цветной или кажется цветным? В тени и на солнце. Рассматривание 5-ти фрагментов, расположенных на полях возле репродукции картины. Обнаружение их на репродукции с помощью круглой рамочки.  

3-4

класс

№ 11

№ 12

Б. Кустодиев.

«Морозный день» - городской пейзаж.

Рассматривать городские постройки, детали. Рассуждать о назначении деталей, причинах малолюдности. Называть цвета и оттенки снега. Устно высказывать суждения. Составлять рассказ  - описание. 

Составлять отзыв по картине.

Городские постройки.  Первые этажи их назначение и обитатели. Перекресток, метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей.  Причины малолюдности на улице.  Цвета и оттенки снега.

Текст – описание.

Сочинение – отзыв.

Рассматривать  мелкие детали,  фрагменты картины. Находить признаки снегопада, безветрия. Называть цвета и оттенки снега. 

Определять жанр картины.

Составлять с помощью учителя каталожную карточку.

Выступать в роли экскурсовода.

След от саней отражает глубину снега.  Другие  признаки подтверждения снегопада.  Безветрие. Цвета и оттенки снега. Тени на снегу.

Рассматривание фрагментов картины.

Каталожная карточка.

  1. класс     Занятие по развитию речи
  1. Организационный момент:
  2. Мотивация. 

Заранее на стенде размещены  карточки, по желанию ученики узнают их значение в словарях и энциклопедиях.

Прочитайте слова на карточках: ямщик, «Морозный день», трактир, Борис Михайлович Кустодиев, полозья, 1913 г.

Слайд 1 – Чья фамилия, имя и отчество здесь размещены? (художник) Открываем портрет Б.М.Кустодиева.

Слайд 2 - Прочитайте название картины. Открываем репродукцию картины.

Стихотворение читает учитель: Морозный день, так ярко солнце светит…

                                                                       В плену деревья все от серебра…

                                                                       Не каждый красоту Зимы приметит…

                                                                       Ты посмотри, какая красота…

- Вам нравится  эта картина? Хочется поближе  её  рассмотреть ?

3.  Постановка цели и задач:

- Отправимся в музей нашего класса.

 - Чему мы будем учиться на занятии? (Рассматривать репродукцию, находить детали, делать открытия, делиться впечатлениями.)

– Что нам потребуется, чтоб лучше рассмотреть все её детали?

Цель: Сегодня на занятии кружка мы продолжим  вместе с вами учиться рассматривать репродукции картин, находить детали с помощью инструментов, определять тему и настроение картины Б.Кустодиева «Морозный день», высказывать  свои наблюдения и выводы. Работать будете в парах, помогая друг другу. Соблюдайте правила поведения в музее. Говорить тихо.

Результат:   В конце занятия вы должны будете назвать  автора и название картины, высказать своё мнение о картине, попробовать себя в роли экскурсовода.

  1. Первый этап обращения к картине (общее, целостное впечатление от картины)

- Автор назвал свою картину «Морозный день». Можно ли иначе назвать эту картину?  (Предлагают свои названия - Зима, Зима в городе)

- Что обязательно должно отражаться в названии? (Смысл какого-то важного впечатления, переживания автора)

Вывод: в картине есть что-то важное, общее для автора и зрителя переживание, впечатление, которое в искусстве называется образ.

  1. Второй  этап – подробное рассматривание.

1) - Что мы можем обнаружить при внимательном рассмотрении картины?- Что изобразил художник?(перечисляют)

- Можно ли сказать , что на картине художника изображён город?(доказывают)

- Как вы думаете,  к какому жанру относится эта картина? – Посмотрите на слайд с определением. Слайд 3. (Городской пейзаж)

- Это современный город? – Художник написал эту картину  в 1913 году, почти 100 лет назад.

- Обратимся к оставшимся карточкам. Прочитайте и объясните значение этих слов. Назовите источник информации.

Ожигов

ЯМЩИ́К, -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

ПО́ЛОЗ, -а, мн. ч. -лозья, -ьев, м. Гладкая, скользящая, загнутая спереди пластина, брус, а также вообще узкая скользящая полоса, планка. Полозья саней.

ТРАКТИ́Р, -а, м. Недорогая столовая (также с подачей вина, закусок) для приезжих, для широкой публики первонач. гостиница с рестораном. Т. у городской заставы.

- Эти слова мы будем употреблять при описании картины.

2) Слайд 4   - Сейчас вы   по моему заданию будете с помощью инструментов  находить  детали картины и на слайде проверять себя. Указывайте  местоположение детали словами, (в левом нижнем углу,  в глубине картины, в центре, на переднем плане и т.д.) как можно точнее характеризуйте каждую подробность.

        Рассмотрите улицу,  изображённую на картине. Есть ли среди построек церковь?(Красная церковка.) Дом с колоннами? Магазин? Трактир? (Столовая)  Около каждого ли дома есть забор? (Возле  зелёного двухэтажного дома , в котором находится трактир, ни с одной стороны забора нет.)

         По каким приметам мы можем судить, что почти все здания хорошо отапливаются? Посмотрите , какой дым идёт из труб? (Поскольку дым из розовеющих труб идёт не тонкой струйкой, а  мощными столбами -   значит,   печи топят усиленно. А почему в этот день  нужно топить печи  особенно хорошо?  (Из-за мороза.)  Есть ли на картине другие подтверждения того, что день морозный? (Солнце красноватого цвета, вызолотившего своим сиянием небо, его лучи пробиваются сквозь густую изморозь, небо окрасилось в оранжевый цвет,  иней на деревьях (Изукрашены морозным инеем), малолюдно.)

        Кого вы видите на улице? А лошадку возле трактира вы заметили? Если вам трудно её отыскать, рассмотрите второй маленький кружок под репродукцией. Это деталь картины «Морозный день». Найдите эту деталь на репродукции и рассмотрите её в лупу. Как вы думаете,  лошадка возит людей или продукты? (Продукты.)

         Быстро ли едут сани за спиной у дворника (перед домом с колоннами)?(Лихо мчит. Бойко бежит лошадка) Какие детали картины помогают ответить на этот вопрос? Рассмотрите ноги лошадки и её хвост. А ещё,  какая деталь  указывает на быстрый ход саней?  Проверьте,  одинаково ли развеваются  лошадиный хвост и концы мехового воротника  у одной из пассажирок?

        Видно ли по фигурам пассажирок, что на улице холодно? (Одна из пассажирок закрывает лицо меховым воротником, ноги пассажиров закрыты тёплой полостью.) Не кажется ли вам, что из окон  дома с колоннами  кто-то смотрит на улицу? Если это так, то,  что привлекло их внимание? (Возможно, кто-то смотрит на проезжающие сани.)  Какие звуки могут доноситься с улицы? ( Из окна можно услышать скрип полозьев саней по снегу,  окрик ямщика, шорох метлы, звон колоколов.)

Физ. минутка: можно подойти к начерченному прямоугольнику на доске, отображающему оригинальный размер картины.98 х70 см

Можно походить, обменяться впечатлениями.

  1. Третий этап обращения к картине – вновь обращаемся к целостному впечатлению, названию картины.

1) Слайд 5 - Посмотрите  на картину в целом. Подумайте,  какое она передаёт ощущение.

- Можно ли сказать, что название картины точно передаёт ощущение от картины, выражает впечатления автора?

 Выбери подходящее высказывание или придумай своё.

Картина вызывает ощущение…… (спокойствия,  праздника, уюта, бодрой  радости,  ясности, мягкости  и воздушности, морозного дыхания русской зимы, праздника, зимней нарядности, сказочности русского старинного города), которое исходит от художественного образа морозного дня.

2) Слайд 6 – Составь своё  устное высказывание по картине. Можно начать так:

« Я согласен ( или не согласен) с художником, который назвал свою картину «Морозный день».  Автор изобразил…………

« Сегодня мы рассматривали репродукцию картины …………………… . Она вызвала во мне ощущение…………………………….Больше всего ………

- Составь устное сочинение – отзыв  по памятке 1) Что хотел выразить автор;

                                                                                            2)  Как он это делает;

                                                                                            3) Рассказать о собственном отношении к этой картине.

« Перед нами  картина………………. Художник хотел……………………..  Автор …………………    Мне она понравилась (или не понравилась)……….

3) Выслушаем ваши суждения.

     Выскажите своё мнение   о  прослушанных выступлениях. С чем согласны?   (Не согласны?).

7. Рефлексия: - Кто поделится своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями? -  Кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода?

8. Итог занятия: Чему учились на занятии?  Назовите автора и название картины? Кто запомнил к какому жанру живописи относится эта картина?

9. Домашнее задание: По выбору: 1) записать своё высказывание в альбом. 2) Узнать есть ли у Кустодиева ещё картины о зиме? 3) Подумать над вопросом , Какого цвета снег? 4) Подобрать или сочинить стихотворение  к картине.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Перспективная начальная школа". Кружок "Музей в твоем классе". 2 класс.Занятия 1-3 по теме: Картины Б. Кустодиева "Морозный день", "Масленица"

Данные разработки представлены для занятий во внеурочное время  по УМК "Перспективная начальная школа" . Кружок  " Музей в твоем классе". На занятиях учащиеся работают с картинами Кусто...

Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» в 3 классе по теме З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).

   Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...

Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» М.В. Нестеров «Три старца»

Цель: формирование  и развитие ценностного отношения к совместной учебно - познавательной деятельности, направленной на развитие эстетического вкуса, через способности видеть и объяснять детали к...

КТП "Музей в твоём классе" 1 класс

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности "МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ" 1 класс...

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе"

Тема занятия "Картины русских живописцев XIX-XX века"...