Рабочая программа кружка "Народные узоры"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Любимый кружок первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_narodnye_uzory.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Народные узоры»  
для обучающихся 1 класса. 
Автор: Разина Наталья Викторовна
 

Пояснительная записка.

Программа рассчитана  на 33 часа.

 Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 45 минут

Кружок формирует художественный вкус, развивает чувство прекрасного, творческую инициативу.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы.
Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят.
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.  
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, конкурсы, творческие отчёты и проекты.
Программа актуальна, поскольку предполагает формирование у младших школьников ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности

Первый год обучения – ознакомительный. Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности. Основная задача: помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения простейшими инструментами; прививать культуру труда. Работы выполняются по образцу.
Второй год обучения – элементарная грамотность. Основные задачи: расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами; освоить простые изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление.
В результате обучения школьники должны знать: 
- виды декоративно – прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и их историю;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь: 
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;
необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
связи теории с практикой
систематичности и последовательности;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков: 
1) политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
2) общетрудовые: организаторские, конструкторские;
3) специальные: обработка бумаги, картона и других материалов; овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.

Формы организации учебной деятельности: групповая, конкурс, выставка, экскурсия, творческая мастерская.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места)
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Литература: 
1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
4. Гусакова М. А. Аппликация. – М., «Просвещение», 1992

5.Гуреева Ирина Витальевна. Изобразительное искусство. 3-4 классы. Внеклассная работа.- Волгоград: ИТД «Корифей».2007.
6. Кузин В. С. Изобразительное искусство.1-4классы.
Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.


 План работы кружка « Народные узоры» 1 класс. (33 часа)

№ п/п

№ в теме

Тема занятия

Дата план

Дата факт

Коррекция

                                  Дымковская игрушка  - 8 часов

1

1

Вводное занятие. Знакомство с дымковской игрушкой.

2

2

Лепка дымковских игрушек.

3

3

Лепка дымковских игрушек.

4

4

Рисование элементов дымковской росписи.

5

5

Роспись силуэта дымковских игрушек.

6

6

Роспись силуэта дымковских игрушек

7

7

Роспись дымковских игрушек

8

8

Роспись дымковских игрушек

                                     Гжель -  5 часов

9

1

Синеокая гжель. Знакомство с гжельской керамикой.

10

2

Рисование элементов гжельской  росписи.

11

3

Роспись шаблонов.

12

4

Свободное рисование.

13

5

Свободное рисование.

                                  Филимоновская игрушка-  5 часов

14

1

Лепка филимоновской игрушки.

15

2

Лепка филимоновской игрушки.

16

3

Рисование элементов  филимоновской росписи.

17

4

Роспись филимоновских игрушек

18

5

Роспись филимоновских игрушек

                                       Хохлома  - 7 часов

19

1

Знакомство с хохломским промыслом.

20

2

Рисование элементов  хохломской росписи.

21

3

Рисование элементов  хохломской росписи.

22

4

Роспись шаблонов хохломским узором.

23

5

Роспись шаблонов хохломским узором.

24

6

Роспись разделочных досок.

25

7

Роспись разделочных досок.

                                      Русская матрёшка  - 4 часа

26

1

История возникновения матрёшки.

27

2

Составление узора росписи матрёшки.

28

3

Роспись матрёшки.

29

4

Роспись матрёшки.

                                         Русский пряник – 2 часа

30

1

Знакомство с историей изготовления пряников и пряничных досок.

31

2

«Лепной пряник». Лепка фигурных пряников.

                                   Игрушки-свистульки  - 2 часа

32

1

Знакомство с игрушками- свистульками. Лепка

33

2

«Разноцветная ярмарка» (итоговое занятие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Донские узоры" для 2-3 классов

Данная программа содержит курс занятий, на которых ребята знакомятся с семикаракорской росписью, а также учатся сами расписывать посуду по семикаракорским мотивам....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»

Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

введение в образовательную программу "Соломенный узор"

Это первый урок кружка "Соломенный узор". Дети узнают историю соломенного дела, попробуют создать своими руками панно. Это актуально на данном этапе, т.к. 2022 год - год культуры...