Образец работы с иллюстрациями в курсе ОРКСЭ.
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Успенская Оксана Александровна

Образец работы с иллюстрациями в курсе ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_illyustraciyami_v_kurse_orkse.rar556.3 КБ

Предварительный просмотр:

Задание  № 2

Анализ иллюстрации по модулю «ОПК»

  1. Анализ иллюстраций иконы и картины «Александр Невский»

 Ребята перед нами икона святого Александра Невского.

Вопрос: Что такое икона?

Ученик: Икона это образ предмет поклонения

Икона это живописное изображение Бога, святого или святых.

Икону можно читать потому, что в ней много символов, которые объясняют нам, что именно изображено на иконе. В иконописи нет слова «лицо» есть – «лик», не земной, а духовный облик видит молящийся, когда стоит перед иконой.

Вопрос:  Как же писались святые образы?

Ученики отвечают.

  1. Лица удлиненные, вытянутые, неправильные черты.

Вопрос:  При каком свете стоит рассматривать икону?

  1. При свете свечи, так как свет свечи преображает пространство иконы, а еще свеча символ молитвенного порыва, устремление к Богу.

           Ребята кто может описать  икону?

Ученик описывает.

Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником значит, что он княжеского рода.

  1. Под  мантией  кольчуга, он воин, полководец.
  2. Меч в руке – указание на духовную брань.
  3. Над головой золотой нимб – это знаки божественного присутствия. Святости.
  4. Лик – спокойный, но и печальный, отрешенный от всего земного.

Учитель :   На  иконах изображали вечное. Именно поэтому исчезали все бытовые подробности, а взгляды были неотрывными на века.

Учитель :    А теперь перед нами картина художника Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский». Написанная в 1942 году.

  1. Опишите лицо, позу А.Н.
  2. Какова цветовая гамма изображения?
  3. Какие символы вы можете отметить в картине?
  4. Какие приемы использует художник, чтобы показать мощь князя?

Лицо А.Н. сурово, он смотрит вдаль. Величественная фигура занимает всю картину, фигура возвышается над окрестными далями.

Цветовая гамма – это холодные цвета в основном серые – создается тревожность композиции.

Невский  стоит лицо к зрителю, положив руки на рукоять меча.

Металлические доспехи делают фигуру грозной, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать.

Художник использует прием рисования фигуры снизу вверх, таким образом ,показывает нам что князь очень сильный. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силе русского войска.

Мы познакомились с образом А.Н. с помощью жития, истории, живописи и нам пора подвести итог

Так каким мы увидели А.Н?

            Мы составили духовный портрет, узнали о его доблести и славе о его беззаветной любви к Богу – значит звание «Святой» он заслужил по праву.

  1. Анализ картины А.А. Иванова «Явление Христа народу».

Краткая справка о художнике и его творчестве (информация дается либо учителем, либо заранее подготовленным учеником).

Знаменитый русский исторический живописец Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В одиннадцать лет он поступил “вольноприходящим” учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца. Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой. Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения. Художник как бы открывает потаенный божественный смысл природы.

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования. За границей Иванов посетил Австрию и Германию, художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии “Сотворения человека” Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты. Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине” (1834 г.). Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще совершенно в академическом духе.

Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 г. в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее званием академика.

В 1830-40-х годах Иванов находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры и представителями передовой русской интеллигенции, размышляет над путями разрешения глубоких социальных противоречий. Его мировоззрение формировалось под влиянием Н. В. Гоголя, с которым художник дружил в эти годы. Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы.

 И так перед нами картина А.А. Иванова «Явление Христа народу».

  1. Что собой представляет сюжет картины?
  2. (вывод учителя, уточнение сюжета)

Основное содержание сюжета картины — начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе “лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных” (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына.

  1. Какие персонажи изображены на полотне, опишите их.

Почти все персонажи «Явления Христа народу» выдвинуты на первый план картины и образуют вытянутую, ритмично построенную группу; только в правой части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины.

Фигура Христа выделена из толпы и помещена отдельно от всех, в глубине картины. Огромное пустынное пространство окружает одинокую, мерно движущуюся фигуру и придает ей особую торжественность и величие. Вместе с тем изображение Христа отличается естественностью и простотой.
Выразителен и образ Иоанна Крестителя. Он представляет собою как бы второй центр картины. Пророк величественным жестом указывает толпе на приближающегося Христа. Движения Иоанна полны торжественности и одновременно напряженной страстности. Его вдохновенное лицо с огромными скорбными глазами выражает непоколебимую твердость духа, фанатическую убежденность и глубокое внутреннее волнение.
Слева от пророка изображена группа апостолов — будущих учеников Христа. Иванов с поразительной силой проникновения сумел передать юношескую впечатлительность и порывистость молодого Иоанна, наивное благочестие старого рыбака Андрея, печальный скепсис Нафанаила. Еще левее, у самого края картины, изображены две фигуры — дряхлый старик и цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка. А под ними — ярко испещренные многоцветными отражениями воды Иордана.

  1. Как автор картины показывает природу? Какова её роль?

Пейзаж изображает долину Иордана, пустынную и холмистую, с купой оливковых деревьев у самого берега реки. Вдали видны оливковые рощи, и среди них едва заметны белые здания Иерусалима. Цепь синеющих гор замыкает горизонт и сливается с чистым голубым небом. Такое монументальное изображение природы символизирует покой и вечность.

Задание в группах:

Проанализируйте иллюстрацию

1 группа

 какое место занимает выбранный художником эпизод в Священной книге?

2 группа

 на чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене?

3 группа

 охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит.

4 группа

уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец работы с текстом в курсе ОРКСЭ.

Образец работы с текстом в курсе ОРКСЭ....

Методы и формы работы с родителями в курсе ОРКСЭ

Методы и формы работы с родителями в курсе ОРКСЭ...

Работа с иллюстрацией на уроке ОРКСЭ

Пример работы с иллюстрацией на уроке ОРКСЭ содержит вопросы учителя и примерные ответы детей....

ОРКСЭ.Тема "Библия и Евангелие".Работа с иллюстрацией.

Беседа по картине Виктора Михайловича Васнецова «Христос Вседержитель». Тема 5 по учебнику Кураева А.В.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры.4 класс.Цель этой беседы...

Фрагмент урока по работе с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ

В данном метериале представлен фрагмент урока по работе с иллюстрацией "Чудотворные иконы Божьей матери"...

Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).

В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...

Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс

Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....