изо 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Рабочая программа по изо с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2_kl_nemenskiy.doc55.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

                                                        

Рабочая программа

по изобразительному искусству

2 Д класс

                                 

                                    уровень: общеобразовательный

Учитель: Иванова Е.М.

Квалификационная категория: первая

2012 - 2013 учебный год   


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                Стр.

I.        Пояснительная записка ………………………………………………... 3

1.1        Планируемые результаты изучения учебного предмета ……………. 5

1.2        Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

критерии оценивания………………………………………………………….. 7

1.3        Перечень учебно-методических средств обучения ………………….. 8 1.4        Организация внеурочной деятельности учащихся…………………… 9

II.        Календарно-тематический поурочный план ………………………….10

III.        Лист корректировки рабочей программы……………………………. 16

Приложение

Контрольно-измерительные материалы по предмету …………………………

        

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса Д составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.        Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

2.        Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

3.        Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

4.        Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

5.        Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

6.        Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

7.        Учебного плана МБОУ « СОШ №  1» на 2012-2013 учебный год.

8.        Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.)  и авторской программы  начального общего образования по изобразительному искусству (Б.М.Неменский, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.:Просвещение, 2010). 

Программа  рассчитана  на  34 часа  (1 час  в  неделю),  34  рабочие  недели.

Блоков    по  программе  4

Количество часов распределилось следующим образом.

Название раздела

Количество часов

по программе

Чем и как работают художники

8

Реальность и фантазия

7

О чём говорит искусство

10

Как говорит искусство

9

Итого:

34 ч

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел лектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Целью курса 

  1. развитие личности учащихся средствами искусства;
  2. получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства

Задачи курса:

  1. воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  2. развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  3. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  4. овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Программа строится блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. Обучение осуществляется через изучение элементов рисунка, основ цветоведения и композиции.

1.1        Планируемые результаты изучения учебного предмета

             Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

            Личностные результаты 

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  1. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  2. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  4. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  5. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

         Метапредметные результаты 

      Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

       Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

        Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе.

         Предметные результаты 

             Учащиеся должны знать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
  2. основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  3. простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
  4. начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  5. о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на  хроматические и ахроматические цвета;
  6. начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  7. начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  8. роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  9. о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
  10. особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

               Учащиеся должны уметь:

  1. высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  2. стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  3. использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  4. использовать навыки компоновки;
  5. передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
  6. применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  7. менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
  8. составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
  9. лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
  10. составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  1. для самостоятельной творческой деятельности;
  2.  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.


1.2        Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

критерии оценивания

Формы контроля:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Проектная деятельность

- Презентация своей работы

   - Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

- Конференция

достижений учащихся

-анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

      1.3        Перечень учебно-методических средств обучения

Учебно-методическое  обеспечение  для  учителя:  

  1. Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010
  2. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель», 2010

  Учебно-методическое  обеспечение  для  учащихся:  

  1. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник / Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2011


  1.     Организация внеурочной деятельности учащихся

Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творческой и проектной деятельности могут быть реализованы во внеурочное время в следующих формах:

1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на выставках

  1. «Воспоминание о лете» - сентябрь
  2. «Самая дружная семья» - ноябрь
  3. «В гостях у сказки» - январь
  4. «Птица счастья» - март;

2) олимпиада в рамках недели искусств

3) участие в школьных и городских конкурсах;

4) театральные постановки (с использованием масок, декораций, сделанных своими руками)

  1. «Гуси-лебеди» - октябрь
  2. «Приключение Маши и Саши в новогоднюю ночь» - декабрь
  3. Карусель (русские народные сказки) - апрель;

5) общественно полезные дела для класса (оформление класса к праздникам, изготовление открыток для ветеранов);

         6) доступная проектная деятельность

  1. «Наш семейный альбом»
  2. «Мир наших увлечений»

II. Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Изобразительное искусство»

в 2 д  классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

1 Чем и как работает художник (8 ч)

Личностные УУД

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

Регулятивные УУД

- волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию;

- умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные УУД

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

- Коммуникативные УУД

- умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;

- формирование  умения договариваться, находить общее решение.

1.1

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

Репродукции картин цветов, луга

- Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

- Овладевать первичными живописными навыками.

- Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

- Развивать навыки работы гуашью, пастелью, мелками, акварелью.

- Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.

- Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

- Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

1.2

«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь

Слайды природы в разных состояниях

1.3

 «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

Репродукции картин осеннего леса

1.4

«Осенний листопад  - коврик аппликаций» Выразительные возможности аппликации

Живые листья

1.5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

Фото зимней природы

1.6

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме

Инструкц. листы «последовательн. рисования зверей»

1.7

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме

пластилин

1.8

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги

Фото произведений архитектуры

2 Реальность и фантазия (7 часов)

Личностные УУД

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

Регулятивные УУД

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

Познавательные УУД

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- умение поиска и выделения нужной информации;

- умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.

Коммуникативные УУД

- умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;

2.1

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

Таблица «Этапы рисунка птицы»

- Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных.

- Передавать в изображении характер выбранного животного.

- Закреплять навыки работы от общего к частному.

- Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

- Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе.

- Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

- Участвовать в создании коллективной работы.

- Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

2.2

«Сказочная птица». Изображение и фантазия

Сувениры и игрушки птиц

2.3

«Узоры и паутины». Украшение и реальность, украшения в природе

Фото природы

2.4

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

Слайды подводного мира

2.5

«Кружевные узоры». Украшение и фантазия

Кружева. вышивка

2.6

«Подводный мир». Постройка и реальность

Фото домиков животных

2.7

Постройка и фантазия

Фото зданий разных архитектурных стилей

3 О чём говорит искусство (10 часов)

Личностные УУД

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

Регулятивные УУД

- умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства

Коммуникативные УУД

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формирование  умения договариваться, находить общее решение.

3.1

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись

Иллюстрации животных

- Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

- Развивать колористические навыки работы гуашью.

- Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

- Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

- Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы, используя живописные и графические средства.

- Понимать роль украшения в жизни человека.

- Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

- Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

- Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

- Приобретать опыт творческой работы.

3.2

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны»)

Фото лица крупным планом

3.3

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

Иллюстрации женского образа

3.4

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме

Сувениры, фото скульптур

3.5

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

Презентация «Времена года»

3.6

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

украшение разных народов

3.7

«Морозные узоры». Украшение и реальность

3.8

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

Сказка о царе Салтане

3.9

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Слайды архитектурных сооружений

3.10

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Иллюстрации замков из книг

4 Как говорит искусство (9 часов)

Личностные УУД

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Регулятивные УУД

- умение отбирать оптимальные способы выполнения задания;

- умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД

- формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.;

- умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Коммуникативные УУД

- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

- умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

4.1

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета

Таблица «Цветовой круг»

- Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.

- Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

- Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.

- Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками.

- Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.

- Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

- Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.

- Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.

4.2

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

Репродукции о весне

4.3

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

Репродукции о весне

4.4

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

Таблица «Как  дерево растёт»

4.5

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

Технологическая карта

4.6

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

Таблица «Ближе-дальше»

4.7

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

Таблица «Этапы рисунка птицы»

4.8

«Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

Детские работы за год

4.9

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Репродукции работ художников

34

                                                                                       Итого


III. Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...