Методические материалы по мониторингу образовательных результатов в программах дополнительного образования детей
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Айсматуллина Эльвира Илачитдиновна

     Цель методики: определить уровень освоения образовательной программы «Краски природы», а также знать терминологию, иметь представление о разнообразии видов и жанров искусства, определить усвоение  художественных инструментов и материалов, основные цвета, иметь представление о законах перспективы, о композиции в народных художественных промыслах, колорите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_kompleksnoy_diagnostiki_obuchayushchihsya.docx514.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

Методические  материалы по мониторингу

образовательных результатов

в программах дополнительного образования детей

Составитель: Ибрагимова Эльвира Илачитдиновна,

педагог дополнительного образования

                                                                                     МБОУ ДОД СЮН

                                                                                       

Салехард 2012г

Методика комплексной диагностики обучающихся

по программе  «Краски природы»

     Цель методики: определить уровень освоения образовательной программы «Краски природы», а также знать терминологию, иметь представление о разнообразии видов и жанров искусства, определить усвоение  художественных инструментов и материалов, основные цвета, иметь представление о законах перспективы, о композиции в народных художественных промыслах, колорите.

Задания делятся на теоретические и практические по темам с последовательным возрастанием сложности. При составлении тестов учитывались знания и умения обучающихся 1 – 4  классов, их возрастные особенности и практические навыки.

                                                                                                                                  Форма 1

Объединение __________________________________________________________________

Учебный год 20__/20__         Дата _____________               Группа № ___________________

Педагог___________________________________

Знания, умения навыки

Теоретическая

подготовка

Практическая

подготовка

Творческие

навыки

Результативность

участия в конкурсах

     Сроки Ф.И.

Обуч-ся

Кон I пол.

Кон уч.года

Кон I пол.

Кон уч.года

Кон I пол.

Кон уч.года

Кон I пол.

Кон уч.года

мин

сред

макс

мин

сред

макс

мин

сред

макс

мин

сред

макс

мин

сред

макс

мин

сред

макс

мин

сред

макс

мин

сред

макс

Альгамова Татьяна

Азисов Разим

Данная диагностическая таблица является документом отчетности по аттестации в объединении и предоставляется администрации ОУ.

Итоговая  аттестация проводится 1 – 2  раза в учебном году с обучающимися I – IV групп первого и второго года обучения, промежуточная –  декабрь, итоговая аттестация – апрель-май.

Формы проведения диагностики

Тестирование.

Практическое задания

Результативность участия в конкурсах.

Результаты по каждой форме диагностики заносятся педагогом в сводную таблицу (форма 2)  и прикладываются к  диагностической таблице (форма 1).

Форма 2

Объединение __________________________________________________________________

Учебный год 20__/20__         Дата _____________               Группа № ___________________

Педагог___________________________________

Ф.И. обучающегося

Теоретическая подготовка

Общий балл

Уровень

Практика

Результативность участия в конкурсах

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

балл

уровень

результат/балл

уровень

Альгамова Татьяна

Азисов Разим

Члены аттестационной комиссии:

____________________________/____________________

____________________________/____________________

В данной таблице проставляется количество набранных баллов и соответствующий им уровень.

Форма 3

ФИО

Обучаю

щихся

Года обучения

1год обучения 2011-2012 уч. год

2год обучения 2012-2013 уч. год

Промежуточная

Итоговая

Промежуточная

Итоговая

Мин.

Сред.

Мак.

Мин.

Сред.

Мак.

Мин.

Сред.

Мак.

Мин.

Сред.

Мак.

1.

Альгамова Татьяна

2.

Азисов Разим

Теоретическая подготовка

Высокий уровень –  8 – 10  баллов

Средний уровень –  4 – 7  баллов

Низкий уровень –  0 – 3  балла

2.   Практическая подготовка:  (7 баллов).

А. Композиционное решение: (4 баллов)

оригинальность замысла                          1 баллов;

расположение на листе                             1 баллов;

соразмерность элементов композиции    1 баллов;

передача линейной и воздушной перспективы 1 баллов.

Б.Цветовое решение: (3 баллов)

гармоничное сочетание цветов                            1 балл;

использование выразительных средств (мазок)  1 балл

передача воздушной перспективы                        1 балл

Высокий уровень –  5 – 7   баллов

Средний уровень –  2 – 4  балла

Низкий уровень –  0 – 1   баллов

Результативность участия в конкурсах

Оценивание  результативности обучающихся в конкурсах.

Обучающийся  не принимал участие в конкурсах – 0 баллов.

Результаты участия: участник одного конкурса – 2 балла; лауреат одного конкурса – 3 балла; победитель одного конкурса – 5 баллов (заносится в сводную таблицу по форме 2).

Направления диагностики:

- теоретическая подготовка,

- практическая подготовка.

Тест состоит из заданий двух блоков теоретических заданий и практических заданий.

Условия проведения: время (60 минут с 1 перерывом в 10 минут)

     Для реализации методики необходимы (для каждого участника):

-   бланк  (форма А4) с теоретическими заданиями

- альбом для рисования, ручка, краски, баночка для воды, ластик, салфетка для выполнения практического задания.

Порядок проведения:

    Участники располагаются за партами отдельно (в шахматном порядке). Методика проводится с каждой группой отдельно, при этом педагог (или ребенок) вслух вместе со всеми детьми читает поочередно каждое задание, уточняет, понятна ли им его суть и дает время  для его самостоятельного выполнения. З0 минут отводится для выполнения теоретических заданий, после 10-ти минутного перерыва обучающиеся выполняют практическое задание – рисунок на заданную тему. В течение работы педагог мотивирует к самостоятельному выполнению заданий без подсказок и списывания. В конце занятия просит детей сдать бланки и альбомы с рисунком, благодарит за работу.

Обработка данных

     Ответы детей оцениваются по 1 – балльной  системе. Количество набранных баллов интерпретируется  по уровням (высокий, средний, низкий).

Характеристика уровней:

Высокий уровень: от 8 до 10 баллов – обучающиеся  правильно отмечают виды ИЗО, жанры ИЗО и выразительные средства изображения, грамотно указывают  основы цветоведения.

Средний уровень: от 4 до 7 баллов – обучающиеся правильно отмечают виды ИЗО. Иногда путают жанры ИЗО с выразительными средствами изображения, грамотно указывают  основы цветоведения.

Низкий уровень: от 0 до 3 балла – обучающиеся неправильно определяют виды ИЗО. Часто путают жанры ИЗО с выразительными средствами изображения и с видами ИЗО. Не в полном объёме усвоили основы  цветоведения.

Оценивание результатов тестирования. Тестирование проводят члены комиссии, представители администрации и педагоги, утвержденные приказом по проведению аттестации в учреждении в соответствии с графиком аттестации обучающихся. За правильный ответ на теоретический вопрос присуждается 1 балл. За практическое задание ставится от 0 до 5 баллов. Бланк теста в приложении №1.

1 год обучения, I полугодие

Бланк с заданиями

Чем и как работает художник.

Задание 1.

     Тест состоит из 10 вопросов. Каждый вопрос включает три  варианта. Из предложенных трех вариантов ответа выбери один правильный и подчеркни.

1.Какими художественными материалами рисует художник?

А. Молотком

Б. Красками

В. Лопатой

2. Что такое цветовой круг?

А. Расположение цветов по порядку.

Б. Размещение кисточек.

В. Смешение красок.

3. Какая группа цветов основная?

А.

 

      Синий,         оранжевый,         бежевый.

Б.

   Красный,           синий,                 желтый.

В.

 

Оранжевый,       фиолетовый,            голубой.

4. Какая группа цветов называется дополнительными цветами?

А.  

Желтый,                 синий,                 зеленый.

Б.

 Красный,         фиолетовый,          малиновый.

В.

 Фиолетовый,      оранжевый,          зеленый.

5. Какие цвета звонкие?

А.

 Голубой,             розовый,        нежно – желтый.

Б.

Фиолетовый,         красный,            голубой.

В.

    Розовый,                синий,            зеленый.

6. Какие цвета глухие?

А

 Черный,             коричневый,        серый.

Б.

 Коричневый,   темно – синий,  темно – зеленый.

В.

Темно – красный,    оранжевый,         серый.

7. Что придает серая краска цвету?

А. Тяжесть.

Б. Легкость,

В. Глубину чувств.

8. Рисунки созданные карандашом, тушью или углем называются …

А. Живопись.

Б. Графика.

В. Рисунок.

9. Назвать ахроматические цвета?

А.

    Белый,                    серый,               красный.

Б.

   Серый                    белый,                черный.

В.

  Черный,                  серый,                 желтый.

10. Жанр, в котором главный герой природа.

А. Натюрморт

Б. Пейзаж

В. Анимализм

Ф.И. обучающегося ___________________________________

                                                    Дата проведения _____________________________________

Ответы на вопросы:

Чем и как работает художник.

Задание 1.        

 1.Какими художественными материалами рисует художник?

А. Молотком

Б. Красками

В. Лопатой

2. Что такое цветовой круг?

А. Расположение цветов по порядку.

Б. Размещение кисточек.

В. Смешение красок.

3. Какая группа цветов основная?

А. Синий, оранжевый, бежевый.

Б. Красный, синий, желтый.

В. Оранжевый, фиолетовый, голубой.

4. Какая группа цветов называется дополнительными цветами?

А. Желтый, синий, зеленый.

Б. Красный, фиолетовый, малиновый.

В. Фиолетовый, оранжевый, зеленый.

5. Какие цвета звонкие?

А. Голубой, розовый, нежно – желтый.

Б. Фиолетовый, красный, голубой.

В. Розовый, синий, зеленый.

6. Какие цвета глухие?

А. Черный, коричневый, серый.

Б. Коричневый, темно – синий, темно – зеленый.

В. Темно – красный, оранжевый, серый.

7. Что придает серая краска цвету?

А. Тяжесть.

Б. Легкость,

В. Глубину чувств.

8. Рисунки созданные карандашом, тушью или углем называются …

А. Живопись.

Б. Графика.

В. Рисунок.

9. Назвать ахроматические цвета?

А. Белый, серый, красный.

Б.. Серый белый, черный.

В. Черный, серый, желтый.

10. Жанр, в котором главный герой - природа.

А. Натюрморт

Б. Пейзаж

В. Анимализм

Задание 2.

  Практическое задание: проиллюстрировать   стихотворение, используя живописную технику.

        

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

С.Есенин

1 год обучения, II полугодие

Бланк с заданиями

Терминология.        

Задание 1.

Внимательно прочти вопросы и ответь на них.

        

1. Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных.

_____________________________________________________________________________

2. Вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен.

_____________________________________________________________________________

3. Произведение живописи, имеющее самостоятельное значение

_____________________________________________________________________________

4. Изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом

_____________________________________________________________________________

5. Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов

_____________________________________________________________________________

6. Жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей

_____________________________________________________________________________

7. Жанр изобразительного искусства с изображением красиво расположенных продуктов и посуды на столе. Неживая натура.

_____________________________________________________________________________

8. Изображение природы

_____________________________________________________________________________

9.Красный, синий, желтый – это …

_____________________________________________________________________________

10. Смешное изображение человека

____________________________________________________________________________________

Ф.И. обучающегося ___________________________________

 Дата проведения __________________________________

Ответы на вопросы:

Терминология.

Задание 2.        

1. Жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных.

(Анималистический жанр)

2.Вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен.

(Живопись)

3.Произведение живописи, имеющее самостоятельное значение

(Картина)

4.Изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом

 (Набросок)

5.Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов

(Орнамент)

6.Жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей

(Портрет)

7.Жанр изобразительного искусства с изображением красиво расположенных продуктов и посуды на столе. Неживая натура.

(Натюрморт)

8.Изображение природы

(Пейзаж)

9.Красный, синий, желтый – это …

(Основные цвета)

10. Смешное изображение человека

(Карикатура)

Задание 2.

  Практическое задание: Изобрази лебедя на фоне пейзажа и передай с помощью цвета психологическое состояние текущего момента:

А) В холодном парке,

     Среди льдин,

     Зимует лебедь.

     Он один.

        

2 год обучения, I полугодие

Задание 1.

Бланк с заданиями

Отгадай загадки:

 Разноцветные сестрицы, заскучали без водицы
Дядя, длинный и худой, носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним, нарисуют дом и дым.     __________________________________

В руках держу огромный дом,
Где живут рисунки
И каждый знает этот дом
Он называется                     ______________________________________________________

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.           _______________________________________________________

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.    _______________________________________________________

Назовите три основных цвета. _______________________________________________________

Какой из перечисленных цветов не относится к теплым цветам –

красный,       синий,      желтый,    коричневый

Назовите фамилию великого русского художника, который писал картины на сказочные темы. Среди них знаменитая картина "Богатыри". ____________________________________________

Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку? ______________________________

Какие цвета нужно смешать между собой, чтобы получить зеленый цвет? _________________________________________________________________________________

 Какого цвета мульти герой   Шрек?

     Красный                Синий                Желтый                  Зеленый

Что у белого медведя черное?

А. Хвост         В. Уши

Б. Загривок        Г. Нос

9. Как называют первую строку абзаца?

                                                           

                                                       

 

    Белая            Красная          Синяя             Черная

10.Угадай, как называются картины в стихотворении.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется  _____________________________________________________________

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это ____________________________________________________________

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется _____________________________________________________________

Ф.И. обучающегося ___________________________________

Дата проведения _____________________________________

Ответы на вопросы:

1.  Разноцветные сестрицы, заскучали без водицы
Дядя, длинный и худой, носит воду бородой
И сестрицы вместе с ним, нарисуют дом и дым.    
(Кисть и краски)

        

В руках держу огромный дом,
Где живут рисунки
И каждый знает этот дом
Он называется                    
 (Альбом)

Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.          
(Карандаш)

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.    
(Ластик)

2.Назовите три основных цвета. (Красный, синий, желтый)

3.Какой из перечисленных цветов не относится к теплым цветам –

красный,       синий,      желтый,    коричневый     (Синий)

4.Назовите фамилию великого русского художника, который писал картины на сказочные темы. Среди них знаменитая картина "Богатыри". (Васнецов)

5.Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку?  (Глина)

6.Какие цвета нужно смешать между собой, чтобы получить зеленый цвет? (Желтый и синий)

7. Какого цвета мульти герой   Шрек?

     Красный                Синий                Желтый                  Зеленый (Зеленый)

8.Что у белого медведя черное?

А. Хвост         В. Уши

Б. Загривок        Г. Нос      (нос)

9. Как называют первую строку абзаца?

                                                           

                                                       

    Белая            Красная          Синяя             Черная            (Красная)

10.Угадай, как называются картины в стихотворении.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется                        
(Пейзаж)

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это                        
(Натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется                              
(Портрет)

Задание 2.

Практическое задание:  «Колорит»

Колорит – характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.

Задача: определение согласованности цветов.

Задание: Подбери колорит для осеннего листка в соответствии со строчками стихотворения А.Н.Старикова:

         

Тихая, тёплая, нежная осень

листья увядшие всюду разносит,

красит в лимонный, оранжевый цвет

свет.

На тротуары, газоны, аллеи

их она сыплет, ничуть не жалея, -

вот над окном в паутине повис

лист.

2 год обучения, II полугодие

Бланк с заданиями

Задание 1.

Внимательно прочти вопросы и ответь на них.

        

1.Назови виды ИЗО

_____________________________________________________________________________

2.Назови жанры ИЗО

_____________________________________________________________________________

3.Какие разновидности портрета ты можешь назвать?

_____________________________________________________________________________

4.Назови своего любимого художника и любимый жанр

_____________________________________________________________________________

5.Назови основные цвета

_____________________________________________________________________________

6.Назови составные цвета

_____________________________________________________________________________

7.Назови теплые цвета

_____________________________________________________________________________

8.Назови холодные цвета

_____________________________________________________________________________

9.Кто автор картины «Мона Лиза»?

__________________________________________________________

10.Что означает слово «Натюрморт»?

_____________________________________________________________________________

Ф.И. обучающегося ___________________________________

 Дата проведения ____________________________________

Ответы на вопросы:

Задание 1.

1.Назови виды ИЗО

(живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)

2.Назови жанры ИЗО

(портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, батальной жанр, исторический жанр, анималистический жанр, мифологический жанр, марина)

3.Какие разновидности портрета ты можешь назвать?

(автопортрет, поясной портрет, портрет в рост, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа, двойной портрет, групповой портрет)

4.Назови своего любимого художника и любимый жанр

(………..)

5.Назови основные цвета

(красный, синий, желтый)

6.Назови составные цвета

(оранжевый, зеленый, фиолетовый)

7.Назови теплые цвета

(желтый, красный, оранжевый )

8.Назови холодные цвета

(синий, голубой, зеленый, фиолетовый)

9.Кто автор картины «Мона Лиза»?

(Леонардо да Винчи)

10.Что означает слово «Натюрморт»?

(неживая натура)

Задание 2.

Практическое задание:  «Цвет в твоём творчестве»

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

Задача: умение передавать  живое ощущение реального мира с помощью цвета.

Задание: выполни творческую композицию согласно строчкам этого стихотворения:

Стану я лучиком света

И озарю этот мир.

Наполню его цветами:

цветами любви и добра, 

Чтоб было тепло моим близким,

душевно тепло от меня.

Рекомендуемый список литературы

по организации  и проведению аттестации

Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе дополнительного образования детей. – Дополнительное образование.  – 2007 – №3  (17).

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2004 – № 12.

Бендель Н., Браун Н. Аттестация детей, обучающихся по образовательным программам. - Бюллетень программно-методических материалов для УДОД - 2006 –№4- (37).

Дмитриева Е. Вариативные формы аттестации детей во Дворце детей и молодежи г. Набережные Челны. - Бюллетень программно-методических материалов для УДОД. – 2006 - №4 (38).

Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в УДОД: Научно-методический аспект.– ч . I,II. - Ярославль: ГУ ДДЮ - 2000.

Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. – 2006 – № 11.

Кленова Н.В., Ломова В.Ф., Маренков А.В. Технология наблюдения за развитием личностных качеств школьника // Школьные технологии. – 1999. – № 1, 2.

Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования // Дополнительное образование. – 2003 – № 7.

Колышкина Т., Уровневая модель педагогической диагностики в многопрофильном учреждении дополнительного образования.- Интеграция творческого педагогического опыта в дополнительном образовательном пространстве: Материалы работы межведомственных педагогических чтений.- Новосибирск: ГРЦО – 2006 – (41).

Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного   образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2005 – № 11.

Педагогическая диагностика. - Бюллетень программно- методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) - 2005 -№5 (14).

Положение об аттестации обучающихся детских объединений государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского творчества» г. Белгорода. - Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. - 2007 –№1 (3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Программа дополнительного образования детей (для детей 4-5 лет) "Игралочка"

Программа содержит полные программы по курсам: "Развитие речи и чтение", "Развитие графических навыков", "Занимательная математика", "Изобразительная деятельность"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....