Рабочая программа по Изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по курсу изобразительное искусство для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
· с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
· рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
· с авторской программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2009г.)
· с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.rar | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по курсу изобразительное искусство для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
- рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
- с авторской программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2009г.)
- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Цель образовательной программы МБОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» ЭМР: сформировать интеллектуальную и духовно-нравственную личность младшего школьника, владеющего основными компонентами учебной деятельности, основами духовно-нравственной культуры и навыками здорового образа жизни.
Модель выпускника начальной школы:
Выпускник начальной школы должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Рабочая программа по курсу « Изобразительное искусство» разработана с учетом обучающихся во 2 «Д» классе в количестве 24 человек.
Основная цель предмета :
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально - ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественно-творческой деятельности.
Основные задачи:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей эмоционально – ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умение работать разными художественными материалами.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, обладание национальным культурным наследием.
Объём программы:
На изучение данного предмета во 2 классе отводится 34 ч. В год (1 час в неделю).
В программе освещены следующие разделы:
- Чем и как работают художники.
- Реальность и фантазия.
- О чём говорит искусство.
- Как говорит искусство.
Основная задача второго года обучения – введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т. е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Основные составляющие учебного-воспитательного процесса
проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, уроков с применением ИКТ, контрольных уроков, защита проектов. Методы и приемы, используемые на уроках ИЗО, имеют широкий спектр: Урок с использованием ИКТ, уроки-экскурсии, урок- исследование, урок-заочное путешествие. Широко привлекаются практические действия учащихся, исследовательская деятельность. Все практические работы проводятся в классе, так как носят обучающий характер. Формы исследовательских работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах. С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Ожидаемые образовательные результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
знать/понимать
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России
уметь
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан, Саврасов А. К., И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. И. Шишкин);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок
Развитие ключевых компетентностей на уроках ИЗО
В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей.
Компетентность | Действия обучающихся |
Социальная компетентность | определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени |
Коммуникативная компетентность | владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; |
Общекультурная компетенция | знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир |
Информационная компетентность | владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | «Чем и как работают художники» Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. Пять красок – богатство цвета и тона. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал станет выразительным. | 8 | 3 | 1 | 1 |
2 | «Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. | 7 | 3 | 1 | 1 |
3 | «О чем говорит искусство» Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшения. | 8 | 4 | 1 | 1 |
4 | «Как говорит искусство» Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. | 11 | 6 | 1 | 1 |
И Т О Г : | 34 | 47% | 11,7% | 11,7% |
Основное содержание тематического плана
Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока) | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Организация практической деятельности обучающихся | Формы контроля |
«Чем и как работают художники» Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. Пять красок – богатство цвета и тона. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал станет выразительным. | 8 | Урок с применением ИКТ, защита проекта; Урок-исследование. Урок-заочное путешествие. Урок-экскурсия | создание декоративной композиции «Золотая осень» | Самостоятельная работа по образцу |
«Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. | 7 | Урок с применением ИКТ, защита проекта; Урок-исследование. Урок-заочное путешествие | создание декоративной композиции по собственному замыслу | Самостоятельная работа по образцу. |
«О чем говорит искусство» Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшения. | 8 | Урок с применением ИКТ, защита проекта; Урок-исследование. | Создание украшений из природного, бросового материала | Самостоятельная работа по образцу. |
«Как говорит искусство» Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. | 11 | Урок с применением ИКТ, защита проекта; Урок-исследование. Урок-заочное путешествие | создание декоративной композиции «Весна» | Самостоятельная работа по образцу. |
Календарно - тематический план
по изобразительному искусству во 2 классе
№ п/п | Темы разделов, темы уроков. | Кол-во часов | Дата | Основные понятия |
1 четверть | план. | факт. |
1. | Многоцветие мира. Три основных цвета (гуашь). | 1 ч | Понаблюдать в жизни за красотой цветовых оттенков, проработать смешение трёх основных цветов. |
2. | Пять красок - богатство цвета и тона: гуашь. Урок с применением ИКТ | 1 ч | Понятие палитра |
3. | Выразительные возможности других материалов – пастель и цветные мелки. | 1 ч | пастель, акварель и гуашь. |
4. | Выразительные возможности аппликации. Урок-экскурсия. Сбор осенних листьев для декоративной аппликации «Золотая осень» | 1 ч | репродукции работ художников, выполненных в технике аппликацию. |
5. | Выразительные возможности графических материалов. Исследование | 1 ч | одноцветные линейные рисунки. |
6,7 | Выразительность материалов для работы в объёме (пластилин, глина). Проект | 2 ч | Понятие объёмные изображения. |
8. | Выразительные возможности бумаги. Урок с применением ИКТ | 1 ч | Смотреть, из каких материалов выполнены сооружения в городе. |
9. | Обобщение темы четверти. | 1 ч |
2 четверть |
1. | Изображение и реальность. | 1ч | Вспомнить сказочных персонажей из детских сказок. |
2. | Изображение и фантазия. | 1ч |
3. | Украшение и реальность. Урок с применением ИКТ | 1ч | Посмотреть в сказках украшения сказочных героев. |
4, 5 | Украшение и фантазия. | 2ч |
6. | Постройка и реальность. Исследование | 1ч | объёмные конструкции в жизни. |
7 | Постройка и фантазия. Проект | 1ч |
8 | «Братья – Мастера» всегда работают вместе. | 1ч | Ручной труд, механизированный труд |
3 четверть |
1. | Выражение характера изображаемых животных. Урок с применением ИКТ | 1ч | понятие «художник-анималист»; |
2. | Выражение характера человека в изображении (мужской образ). | 1ч | Рассмотреть, как изображаются злые и добрые персонажи сказок. |
3. | Выражение характера человека в изображении (женский образ). | 1ч |
4. | Образ человека и его характер, выраженный в объёме. | 1ч |
5. | Изображение природы в разных состояниях. Урок с применением ИКТ | 1ч | В иллюстрациях найти изображения разных настроений в природе. |
6,7. | Выражение характера человека через украшение. | 2ч | Рассказать, как люди украшают себя в будни и праздники. |
7,8. | Выражение намерений через украшения. | 2ч |
9. | Обобщение темы четверти. Выставка, обсуждение работ. 1 ч | 1 ч |
4 четверть |
1. | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | 1ч | Где в природе встречается борьба цветов холодного и тёплого. |
2. | Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Урок с применением ИКТ | 1ч | Посмотреть, когда в природе больше, каких цветов. |
3. | Линия как средство выражения: ритм линий. Исследование | 1ч | Подумать, где ещё в природе встречаются линейные ритмы. |
4. | Линия как средство выражения: характер линий. | 1ч | Найти в детских книгах линейные рисунки. |
5. | Ритм пятен как средство выражения. Проект. | 1ч | Увидеть ритмические ситуации. |
6. | Пропорции выражают характер. | 1ч |
7. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Урок с применением ИКТ | 1ч |
8. | Обобщающий урок. | 1 ч |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект:
Программа для общеобразовательных учреждений « Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Б.М. Неменского. 1 – 9 классы. Издательство Москва «Просвещение» 2009 г.
Учебник « Искусство и ты» Л. А. Неменской;
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2 класс» под редакцией Б. М. Неменского
Литература для обучающихся:
Учебник « Искусство и ты» Л. А. Неменской;
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2 класс» под редакцией Б. М. Неменского
Литература для учителя:
Программа для общеобразовательных учреждений « Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством Б.М. Неменского. 1 – 9 классы. Издательство Москва «Просвещение» 2009 г.
Учебник « Искусство и ты» Л. А. Неменской;
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2 класс» под редакцией Б. М. Неменского
Методическое пособие для уроков изо выпущенное под редакцией Б. М. Неменского 2009 г. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»; Методические рекомендации.
Под ред. Шпикаловой Т.Я. - М.: Мозаика - Синтез. 1996г.
Адреса сайтов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...