Рабочая программа по Изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

 

                          Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»

 

Рабочая программа  по курсу изобразительное искусство для учащихся 2-го класса  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

·      с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

·      рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

·      с авторской программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2009г.)

·      с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.rar19.58 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»

Рабочая программа  по курсу изобразительное искусство для учащихся 2-го класса  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  2. рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  3. с авторской программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2009г.)
  4. с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.

Цель образовательной программы МБОУ «СОШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов»  ЭМР: сформировать интеллектуальную и духовно-нравственную личность младшего школьника, владеющего основными компонентами учебной деятельности, основами духовно-нравственной культуры и навыками здорового образа жизни.

                            Модель выпускника начальной школы:

Выпускник начальной школы должен:

1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.

6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

      Рабочая программа по курсу « Изобразительное искусство» разработана с учетом обучающихся во  2 «Д» классе в количестве 24 человек.  

Основная цель предмета :

  1. развитие личности учащихся средствами искусства;
  2. получение эмоционально - ценностного опыта, выраженного в   произведениях искусства, и опыта художественно-творческой деятельности.

Основные задачи:

  1. воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  2. развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей эмоционально – ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  3. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  4. овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умение работать разными художественными материалами.

     Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, обладание национальным  культурным наследием.

Объём программы:

     На изучение данного предмета во 2 классе отводится 34 ч. В год (1 час в неделю).

     В программе освещены следующие разделы:

  1. Чем и как работают художники.
  2. Реальность и фантазия.
  3. О чём говорит искусство.
  4. Как говорит искусство.

    Основная задача второго года обучения – введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

     Важно донести до детей, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т. е. искусство, выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают. Теперь для детей должно всё это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.

     Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

             

                          Основные составляющие  учебного-воспитательного процесса

проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, уроков с применением ИКТ, контрольных уроков, защита проектов.         Методы и приемы, используемые на уроках ИЗО, имеют широкий спектр: Урок с использованием ИКТ, уроки-экскурсии, урок- исследование, урок-заочное путешествие. Широко привлекаются практические действия учащихся, исследовательская деятельность. Все практические  работы проводятся в классе, так как носят обучающий характер. Формы исследовательских  работ  разные: индивидуальные, групповые, работа в парах. С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Ожидаемые образовательные  результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
знать/понимать

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных  художественных ремесел России;
  3. ведущие художественные музеи России

уметь

  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан, Саврасов А. К., И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. И. Шишкин);
  3. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок

                        Развитие ключевых компетентностей на уроках ИЗО

        В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей.

                                               

             Компетентность

                                          Действия обучающихся

Социальная

компетентность

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени

Коммуникативная

компетентность

владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности

Общекультурная компетенция

знание  особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир

Информационная компетентность

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию

                                                        Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

«Чем и как работают художники»

Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. Пять красок – богатство цвета и тона. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал станет выразительным.

8

3

1

1

2

«Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

7

3

1

1

3

«О чем говорит искусство»

Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшения.

8

4

1

1

4

«Как говорит искусство»

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.

11

6

1

1

И Т О Г :

34

47%

11,7%

11,7%

Основное содержание тематического плана

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Организация практической деятельности обучающихся


Формы контроля

«Чем и как работают художники»

Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. Пять красок – богатство цвета и тона. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал станет выразительным.

8

Урок с применением ИКТ, защита проекта; Урок-исследование. Урок-заочное путешествие. Урок-экскурсия

создание декоративной композиции «Золотая осень»

Самостоятельная работа по образцу

«Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь»

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

7

Урок с применением ИКТ, защита проекта; Урок-исследование. Урок-заочное путешествие

создание декоративной композиции по собственному замыслу

Самостоятельная работа по образцу.

«О чем говорит искусство»

Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшения.

8

Урок с применением ИКТ, защита проекта; Урок-исследование.

Создание украшений из природного, бросового материала

Самостоятельная работа по образцу.

«Как говорит искусство»

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.

11

Урок с применением ИКТ, защита проекта; Урок-исследование. Урок-заочное путешествие

создание декоративной композиции «Весна»

Самостоятельная работа по образцу.

                                   

Календарно - тематический план

 по изобразительному искусству во 2 классе

        

№ п/п


Темы разделов,  темы уроков.


Кол-во часов

Дата

Основные понятия

1 четверть

план.

факт.

1.

Многоцветие мира.  Три основных цвета (гуашь).

1 ч

Понаблюдать в жизни за красотой цветовых оттенков, проработать смешение трёх основных цветов.

2.

Пять красок  -  богатство цвета и тона: гуашь. Урок с применением ИКТ

1 ч

Понятие  палитра

3.

Выразительные возможности других материалов – пастель и цветные мелки.

1 ч

пастель,

акварель и гуашь.

4.

Выразительные возможности аппликации. Урок-экскурсия. Сбор осенних листьев для декоративной аппликации «Золотая осень»

1 ч

репродукции работ художников, выполненных в технике аппликацию.

5.

Выразительные возможности графических материалов. Исследование

1 ч

одноцветные линейные рисунки.

6,7

Выразительность материалов для работы в объёме (пластилин, глина). Проект

2 ч

Понятие объёмные изображения.

8.

Выразительные возможности бумаги. Урок с применением ИКТ

1 ч

Смотреть, из каких материалов выполнены сооружения в городе.

9.

Обобщение темы четверти.

1 ч

                 2 четверть

1.

Изображение и реальность.

Вспомнить сказочных персонажей из детских сказок.

2.

Изображение и фантазия.

3.

Украшение и реальность. Урок с применением ИКТ

Посмотреть в сказках украшения сказочных героев.

4, 5

Украшение и фантазия.

6.

Постройка и реальность. Исследование

объёмные конструкции в жизни.

7

Постройка и фантазия. Проект

8

«Братья – Мастера» всегда работают вместе.

Ручной труд, механизированный труд

                     3 четверть

1.

Выражение характера изображаемых животных. Урок с применением ИКТ

понятие «художник-анималист»;

2.

Выражение характера человека в изображении (мужской образ).

Рассмотреть, как изображаются злые и добрые персонажи сказок.

3.

Выражение характера человека в изображении (женский образ).

4.

Образ человека и его характер, выраженный в объёме.

5.

Изображение природы в разных состояниях. Урок с применением ИКТ

В иллюстрациях найти изображения разных настроений в природе.

6,7.

Выражение характера человека через украшение.

Рассказать, как люди украшают себя  в будни и праздники.

7,8.

Выражение намерений через украшения.

9.

Обобщение темы четверти.        Выставка, обсуждение работ.        1 ч        

1 ч

4 четверть

1.

Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.

Где в природе встречается борьба цветов холодного и тёплого.

2.

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Урок с применением ИКТ

Посмотреть, когда в природе больше, каких цветов.

3.

Линия как средство выражения: ритм линий. Исследование

Подумать, где ещё в природе встречаются линейные ритмы.

4.

Линия как средство выражения: характер линий.

Найти в детских книгах линейные рисунки.

5.

Ритм пятен как средство выражения. Проект.

Увидеть ритмические ситуации.

6.

Пропорции выражают характер.

7.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Урок с применением ИКТ

8.

Обобщающий урок.

1 ч

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект:

Программа для общеобразовательных учреждений     « Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством  Б.М. Неменского. 1 – 9 классы. Издательство  Москва «Просвещение» 2009 г.

Учебник « Искусство и ты» Л. А. Неменской;

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2 класс» под редакцией Б. М. Неменского

Литература для обучающихся:

Учебник « Искусство и ты» Л. А. Неменской;

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2 класс» под редакцией Б. М. Неменского

Литература для учителя:

Программа для общеобразовательных учреждений     « Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством  Б.М. Неменского. 1 – 9 классы. Издательство  Москва «Просвещение» 2009 г.

Учебник « Искусство и ты» Л. А. Неменской;

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская. 2 класс» под редакцией Б. М. Неменского

Методическое пособие для уроков изо выпущенное под редакцией Б. М. Неменского 2009 г. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»; Методические рекомендации.

Под ред. Шпикаловой Т.Я. - М.: Мозаика - Синтез. 1996г.

Адреса сайтов:

https://1september.ru

http://vgf.ru

www.proshkolu.ru

www.openclass.ru

www.saripkro.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...