конспект урока по изобразительному искусству 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Гладышева Анастасия

 

Класс 2

 

Вид занятия: декоративное рисование

Тема: Филимоновская игрушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimon_konspekt.docx444.83 КБ

Предварительный просмотр:

Школа №  7

Класс 2

Дата проведения урока

Вид занятия: декоративное рисование

Тема: Филимоновская игрушка.

Цель: расписать фигурку филимоновской игрушки.

Задачи:

1. Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

для учителя:

гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета; кисти № 2 и № 4;

банка с водой; мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;

альбомные листы; шаблоны филимоновских игрушек; лотки с названием промыслов и иллюстрации изделий для игры “Ярмарка”.

Для учащихся:

альбом; гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета; кисти № 2 и № 4; банка с водой; мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.

Наглядные пособия:

Зрительный ряд: филимоновские свистульки,  иллюстрации, открытки.

Литературный ряд:

Н. Грибачев “Художник”, загадки.

Музыкальный ряд:

Запись народных музыкальных инструментов.

Оформление классной доски

Этап урока

Содержание этапа

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что вы готовы сейчас превратиться в художников.

Стихотворение Н. Грибачева “Художник”.

– Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.

Наш Сережка как художник

Тяп да ляп – спешит всегда.

Рисовал в окошке дождик,

Получилась – борода.

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

А дома на утюги,

На кувшин без ручки – кошка,

Слон – на ящик и кровать,

И не может сам Сережка,

Кто и что тут, разобрать.

Удивляется – откуда

Хвост на шее у верблюда

И рогатая у льва

Где-то с боку голова?

Ну, а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

Нет терпенья –

Нет уменья,

Нет уменья –

Толку нет!

– Можно ли Сережку назвать Художником? (…)

– Почему? Каким должен быть художник? (…)

– Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место.

Дети отгадывают загадки –проверяют и размещают нужные инструменты и материалы на парте.

Он признался ножу:

“Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы я трудиться мог”.

Если ей работу дашь,–

Зря трудился карандаш.

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым…

2. Игра “Ярмарка”.

– Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так? … Все понятно, расставить, разложить игрушки и посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо, ребята, ему помочь.

Дети по одному выходят и расставляют изделия по лоткам, объясняя свой выбор.

– Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, надо навести порядок, достать игрушки и расставить их.

Из ящика достаются филимоновские игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки видят.

3. Беседа “Филимоновская игрушка”.

– Петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему – “Филимоновские игрушки”.

– Как вы думаете, из какого материала сделаны эти фигурки? (…)

– Где их впервые стали делать: в городе или в деревне? Почему вы так решили? (…)

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, коники и павлины

И солдатики – войска цвет.

– В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж очень много кругом красной глины): и дома здесь не деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей. Да и по местному поверью основал деревню еще при Иване Грозном умелый гончар Филимон. А прославилась деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.

Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.

И раскрашивают в основном тремя красками:

– Какими? (Красный, зеленый и желтый.)

– И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки, снежинки – цветы.)

– По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.

После возрождения промысла в 60-е годы игрушка стала разнообразнее, но роспись в целом не изменилась – пишут быстро и легко, как будто в шутку.

4. Педагогический рисунок.

Рисунок выполняется на доске учителем и одновременно детьми в альбомах.

Желтый фон.

Тонкие и толстые прямые линии – полосы.

Узор из полос.

“Елочки”.

Узоры демонстрируются на доске, дети зарисовывают их в альбомы.

5. Практическая работа учащихся.

Дети обводят силуэт фигурки по шаблону. Один ученик рассказывает план работы. Дети раскрашивают, рисуют узоры, подражая мастерам из Филимонова.

6. Подведение итогов.

– Что нового узнали на уроке?

– Кому понравилось рисовать филимоновские игрушки?

– Кому нравится своя работа?

– Какая работа с выставки тебе больше нравится?

– Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

Конспект урока по изобразительному искусству «Искусство театра. Театральная маска (роспись гуашью на готовой форме)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истоках возникновения масок, формирование навыков работы в конструировании масок, в их декоративном оформлении; совершенствование умение в...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Искусство объединяет народы. Материнство.», 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствование навыков и умений в изображении человека.Планируемые результатыПредметные: -ра...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Сопереживание великая тема искусства», 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей;знакомство с картинами художников, писавших про сопереживание;формирование умений анализировать ...