Рабочие программы 4 класс
календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство, 4 класс) по теме

Владимирова Татьяна Леонидовна

В помощь учителю программы по всем предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_4a_klass.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Шабалинское муниципальное общеобразовательное казенное  учреждение  средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов пгт Ленинское Шабалинского района Кировской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________Дёмина Н.А.

Протокол № ___ от

«___» ____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель диреатора по УВР

____________Исупова Т.Г.


«___»___________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________ Предеина Т.И.

Приказ №______

от «___» ________2012 г.

Рабочая программа

по  искусству (ИЗО)

для 4 класса

                        

                                                                                                                       

                                                                                             Составитель:

                                                                                                                                                      Владимирова Татьяна Леонидовна

                                                                                                                                           учитель I квалификационной категории

                                                                                                   

                                                                                                               

2012-2013 учебный год

пгт Ленинское

Пояснительная записка

к тематическому плану уроков по учебной программе

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Каждый народ – художник», автор Б. М. Неменский, 2005 год.

Тематический план ориентирован на использование:

учебника: 

– Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003;

дополнительных пособий для учителя:

– Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд. – М.: Просвещение, 1998;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;

– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;

– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся: 

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

В  тематическом  плане  реализуется  модифицированная  программа «Каждый народ – художник», Б. М. Неменский, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов, реализуются программы следующих уровней: базисный – в 4 классах, продвинутый – в 4 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 4 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, электронная версия музеев мира.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной. 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ (из стандарта)

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных художественных ремесел России;
  3. ведущие художественные музеи России;

уметь

  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  3. сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Количество часов в год – 34. Количество часов в неделю – 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

4 КЛАСС, 34 ЧАСА.

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов ИКТ

Тип и форма урока

Элементы

Содержания,

Требования к уровню подготовки  обучающихся,  (результат)

Практическая работа

план

факт

6.09

Эстетическое восприятие и основы изобразительного искусства.

1

Уч.диск «Учимся понимать живопись»

Комбинированный

Каждый народ изображает, украшает, строит.

Знать мастера постройки, мастера украшения, мастера изображения. Уметь использовать художественные материалы: гуашь, пастель,  карандаши, кисти, палитру.

Каждый народ изображает, украшает, строит.

Работа гуашью. Костюм бумажной куклы.

Каждый народ- художник. Истоки родного искусства (7 часов)

13.

09

Отражение в произведениях пластических искусств отношения к  природе.

Беседа по картинам И. Шишкина, И. Грабаря.

1

Уч.диск «Учимся понимать живопись»

Экскурсия в художественный музей.

Пейзаж родной земли.

Знать характерные черты родного пейзажа.

Уметь рисовать пейзаж по памяти.

Работа гуашью. Изобразить красками на бумаге пейзаж родной природы по памяти. 

Работы Н. Рериха, Г.  Черны-шова, И. Левитана, И Шиш-кина. И.  Грабаря, К. Ф. Юон.

20.

09


27.

09

Урок- беседа.

Виды и жанры изобразительных (пластических)

 Знакомство с картинами Левитана «Золотая осень», В. Стожарова «Северные сёла». Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, их связь с жизнью.

2

Уч.диск «Учимся понимать архитек-

туру»

Комбини-рованный


урок- игра

Деревня – деревянный мир.

Знать характерные особенности русской избы: двускатная крыша, причелины, конёк крыши, наличники.

Уметь  передавать силуэты разных изб, украшать избы, использовать в коллективной деятельности технику: бумажная пластика.

Работа гуашью и цветной бумагой. Коллективное панно «Деревня».

Работы И. Левитана «Золотая осень», В. Стожарова «Северные сёла».

4.10









18.

10

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей.

Знакомство с произведениями  И. Аргунова «Портрет неизвестной красавицы»

2

Комбини-рованный

Образ красоты человека.

Иметь представление о красоте русского человека, традиционной русской одежде.

Уметь создать женский, мужской народный образ.

Работа гуашью или пастелью. Образ красоты человека.

 Создание портрета – образ русской красавицы. Крес-тьянка в народном костюме. «Портрет неизвестной крес-тьянки…» И. Аргунов, «Северная идиллия» К. Коровин.

25.

10


1.11

Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека.

2

Комбини-рованный

 

урок- игра

Народные праздники.

Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, её жителях, специфике их труда.

Уметь использовать различные  художественные материалы.  

Для художника любой материал может стать выразительным. Народные праздники. Обобщить материал раздела.

«Осенняя ярмарка». Музыкальное оформление: частушки.  

Древние города нашей Земли (7 часов).

8.11

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.

1

Комбини-рованный


урок- игра

Родной угол. Древнерусский город- крепость.

Знать: памятники культуры, дошедшие до нашего времени: города – Рим, Константинополь, Москва; греческий акрополь;

какую роль играла местность в обороне города (на примере родного города – Вятки-Хлынова);

как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.

Уметь изобразить крепостные башни, ворота.

Родной угол. Древнерусский город- крепость.

Использование материала: бумага, картон, бечёвка, пластилин, клей.

Работа над макетом старинного города.

15.

11

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

1

Комбинированный

Древние соборы.

Знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.

Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе).

Древние соборы.

Постройка, украшение и изображение в здании храма.

Работа пластилином. Выразительность материалов для работы в объёме.

Макет храма. 

29.

11

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности пастели, восковых мелков.

1

Комбинированный

Города русской земли.

Знать главные части города: торг, посад. Организацию внутреннего пространства Кремля.

Уметь моделировать жилое наполнение города.  

Пастель и восковые мелки: их выразительные возможности. Города русской земли.

 «Древний город».

Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха.

6.12

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

1

Комбинированный

Древнерусские воины-защитники.

Знать, как жили князь и его люди, как одевались.

Уметь изобразить древнерусских воинов.

Работа гуашью. Братья-мастера Изображения, Украшения работают вместе. Древнерусские воины-защитники.  Иллюстрации к былинам и русским сказкам.

Репродукции И.  Билибина, В. Васнецова.

13.

12

Освоение основ рисунка и живописи. Знакомство с произведением В. Васнецова «Палаты царя Берендея».

2

комбинированный

Города Русской земли.  Узорочье теремов.

Знать старинные русские города: Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва, Ростов Великий. Узорочье теремов.

Уметь отличать эти города. Изображать живописно или графически.

Работа гуашью. Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки  работают вместе. Города Русской земли.  

 Нарисуй древний город. 

В. Васнецов «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов.

20.

12

Создание моделей предметов бытового окружения человека.

1

Комбинированный


урок- игра

Праздничный пир в теремных палатах (коллективное панно).

Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа теремных палат.

Уметь изобразить техникой вклеивания предметный мир праздника «Княжеский пир».

Работа с бумагой и гуашевыми красками. Работа гуашью. Братья-мастера Изображения, Украшения и Постройки  работают вместе. Коллективная работа «Пир в теремных палатах».

Каждый народ- художник (10 часов).

27.

12


10.

01

Образное содержание искусства. Образ японки на фоне цветущей сакуры

2

Комбинированный

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Знать особенности лёгких конструкций, построек в Японии, искусство каллиграфии, сад камней.

Уметь сравнивать бытовую постройку и храм- пагоду.

Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Образ художественной культуры Японии.

Образ японки на фоне цветущей сакуры.

17.01

24.01

Участие в различных видах изобразительной деятельности.

Знакомство с искусством гор и степей

2

комбинированный

Искусство народов гор и степей.

Знать, что жилище человека зависит от природных условий и материалов, которыми можно воспользоваться.

Уметь сравнивать дома из дерева, камня и кирпича.

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли,  настроение, своё отношение к миру.

Искусство народов гор и степей.

«Степной пейзаж».

31.01

Участие в художественно-конструктивной деятельности.

1

Комбинированный  


урок- игра

Образ художественной культуры Средней Азии.

Знать, что глина главный строительный материал, здания мечети, купольные сооружения, орнаментный характер культуры.

Уметь создавать образ древнего среднеазиатского города.

Работа над образом древнего среднеазиатского города.

 Создание макета основных архитектурных построек. Материал: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.


7.02

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, объёма.

Представление о богатстве и разнообразии худ. культуры Древней Греции

2

Комбинированный


урок- игра



Образ художественной культуры Древней Греции.



Знать значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь.

Уметь изобразить древний храм.

Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческий театр. Работа над коллективным панно «Древнегреческий праздник».

Материал: бумага,  ножницы, клей, гуашь, кисти.

14.02







28.02

Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой и театром.

Знакомство с худ. культурой средневековой Западной Европы






2

Комбинированный


урок- игра

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Знать образ готических городов средневековой Европы, готические витражи.

Уметь цветом передать пространственные планы; конструировать объёмные формы.

Изучение архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

«Праздник цехов ремесленников на городской площади».

Материал: бумага,  ножницы, клей, гуашь, кисти, пастель.

7.03

Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства в небольшом сочинении.

1

Урок- проект

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Иметь общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия.

Эстетические категории красоты и безобразия в явлениях жизни в искусстве.

Братья-Мастера помогут в понимании разности своей творческой работы в разных культурах.

Выставка работ. Рассказ или сочинение о культуре одной из стран (по выбору).  

Искусство объединяет народы (9 часов).

14.03

21.03

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников. Леонардо да Винчи,  Рафаэль Санти, В.А. Серов и др.

2

Комбинированный


Все народы воспевают материнство.

Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери.

Уметь изобразить мать и дитя.

Единое для всех народов понимание эстетических категорий красоты в явлениях жизни, в искусстве. Все народы воспевают материнство.

Изображение матери и дитя.

Зрительный ряд: икона «Владимирская  Богоматерь», Рафаэль,  «Сикстинская мадонна», репродукции мадонн Леонардо да Винчи,  М. Савицкий   «Партизанская мадонна», Б. Неменский  «Тишина».

28.03

Изображение по памяти и воображению человека. Л. да Винчи, Рембрандт ван Рейн.

1

Комбинированный


Все народы воспевают мудрость старости.

Знать, что красота- это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, дедушки.

Уметь нуйти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку и дедушку.

Выражение чувств сопереживания средствами искусства.

 Все народы воспевают мудрость старости.

Работа гуашью, пастелью.

Изображение любимого пожилого человека.

Автопортреты Рембранта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В.  Тропинина.

4.04













18.04

Изображение по памяти и воображению человека, животных. Рембрандт, И.Е. Репин, В.А. Ватагин и др.

Беседа по произведениям художников С.С. Боттичелли «Покинутая», П. Пикассо «Нищие»

2

Комбинированный


Сопереживание - великая тема искусства.

Знать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаянье и т. п., что унижение, угнетение следует понимать как нарушение гармонии и красоты в жизни человека.

Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом.

Рисунок с драматическим сюжетом, придуманный автором. Сопереживание -великая тема искусства. Работа гуашью (чёрная или белая).

Рембрандт, И.Е. Репин, В.А. Ватагин и др. Репродукции: С. Боттичелли «Покинутая», Рембрант  «Возвращение блудного сына», П. Пикассо «Нищие».  

25.04

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. В.И. Суриков.

1

Комбинированный

Герои, борцы и защитники.

Знать героев Сталинградской битвы: М. Паникаху, С.Филипова и др.

Уметь выполнить памятник в технике аппликации.

Герои, борцы и защитники. Эскиз памятника герою. Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: памятники героям, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения ХIХ и ХХ веков, репродукции В. И. Сурикова.  

2.0516.05

Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж.

2

Комбинированный

Юность и надежды.

Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов.

Уметь изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа.

Изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа (гуашь, мелки, бумага). Юность и надежды. Репродукции картин И. Е. Репина,  В. Тропинин. Портрет сына; З. Серябрякова. Портреты детей;  Б. Неменский. Мальчишка.  Весна.








23.05

Ведущие художественные музеи России. Русский музей, Эрмитаж.

1

Выставка работ

Искусство народов мира (обобщение темы).

Расширить возможности восприятия красоты человека.

Подвести итог работы учащихся за год.

Уметь выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства, к работам сверстникам.

Выставка работ учащихся.

Зрительный ряд: слайды. Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительных искусств Им. А. С. Пушкина.


Литература для учителя  и учащихся

1. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб.: Каро, 2004.

2. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.

3. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

5. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.  

7. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.  

8. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

9. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

10. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

11. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.

13. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992.

14. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

15. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.

16. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.

Медиаресурсы

Требования к уровню подготовки

оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремесел России;

- ведущие художественные музеи России;

уметь:

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.


Список методической литературы

1. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб.: Каро, 2004.

2. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.

3. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

5. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.  

7. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.  

8. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

9. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

10. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

11. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.

13. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992.

14. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

15. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.

16. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.

Требования к уровню подготовки

оканчивающих начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремесел России;

- ведущие художественные музеи России;

уметь:

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...